Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интернационализация СССР как антирусская стратегияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Принцип национальной идентичности противостоит доктрине о слия- нии наций. Ее различные модификации имеют длительное историческое су- ществование. В России она реализовывалась в рамках концепта о социали- стическом интернационализме. Еще народнический теоретик П.Л. Лавров считал не важным национальный вопрос, ввиду задач социальной борьбы, для которых ни границ, ни языков, ни преданий не существует. Основопо- ложник отечественного бланкизма П.Н. Ткачев подчеркивал несовмести- мость приверженности к социализму и национальной самобытности93.
92 Шафаревич И.Р. Русофобия. Две дороги к одному обрыву. М., 1991. 93 Вдовин А. Русские в ХХ веке. М., 2004. C. 8. В рамках марксистского дискурса спор шел о буржуазном либо коммуни- стическом вариантах денационализации. Первому из них соответствовало понятие «космополитизм», второму — «интернационализм». Большевики апеллировали к грядущему мироустройству без наций. Цель революцион- ной борьбы заключалась, по словам В.В. Маяковского, в том, «чтобы без Россий, без Латвий жить единым человечьим общежитием». Даже разгово- ры о «дружбе» и «братстве» народов, противоречащие идее о полном исчез- новении нации, классифицировались первоначально как проявление мел- кобуржуазного национализма. Характерно, что многие из видных российских революционеров счита- ли себя людьми без какой-то определенной национальной принадлежности. Л.Д. Троцкий, отвечая на вопрос, относит ли он себя к евреям или русским, пояснял свою идентичность таким образом: «Ни тем, ни другим. Я социал- демократ, интернационалист». Не относил себя к еврейской национально- сти и Л.Б. Каменев. «Я не еврей, я — коммунист», — заявлял Л.З. Мехлис. Наконец, сам В.И. Ленин при заполнении паспортных данных записал: «Без национальности»94. Путь реализации интернационалистской утопии виделся в дезавуирова- нии и подрыве идентификационных основ государствообразующего наро- да. Это обосновывалось как необходимый противовес сложившегося, ввиду численного преобладания русских, фактического неравенства. Открыто и прямолинейно со съездовских трибун (например, выступление Н.И. Буха- рина на XII съезде 1923 г.) выдвигалась задача искусственно поставить рус- ский народ в более низкое, в сравнении с другими нациями, положение. Та- ким способом предполагалось компенсировать перед якобы угнетенными прежде народами великодержавный период русской истории95. Провозглашался массовый культурный поход против старой России. По- нимаемый таким образом интернационализм приводил на практике к раз- гулу русофобии. «Обломовщина» являлась, пожалуй, наиболее популярной маркировкой русского национального характера. Письменные распоряже- ния председателя СНК пестрили выражениями типа «русские дураки» или «полуварвары русские»96. Да и вообще само употребление слова «русский» вплоть до середины 1930-х гг. имело преимущественно негативный привкус. Современное бичевание России устами В.И. Новодворской оказывается близким к речам Н.И. Бухарина. Большевистский идеолог клеймил русскую «азиатчину», «кнутобойство», называл Россию «дурацкой страной», срав- нивал ее с «широкозадой деревенской бабой» (и это говорил официальный государственный деятель!).
94 Вдовин А. Указ. соч. C. 10. 95 Агурский М.С. Идеология национал-большевизма. Париж, 1980. С. 11. 96 Вдовин А. Указ. соч. C. 33. Русофобскую парадигму послереволюционной литературы иллюстри- руют стихи В. Александровского: Русь! Сгнила? Умерла? Подохла? Что же! Вечная память тебе. Не жила ты, а только охала В полутемной и тесной избе. Костылями скрипела и шаркала, Губы мазала в копоть икон, Над просторами вороном каркала, Берегла вековой, тяжкий сон. Само наименование «русская история», как «контрреволюционный термин одного издания с трехцветным флагом», исключалось из образова- тельных программ. Исторические национальные герои России однозначно характеризовались в качестве реакционеров. Более других, пожалуй, доста- лось Д. Пожарскому и К. Минину. В рамках пролеткультовского движения проводилась широкая кампания по демонтажу их памятника на Красной площади. Под запретом, как проявление мелкобуржуазного национализма, оказалась идея «патриотизма». Пасквильную форму интерпретации исторической миссии ведущих дея- телей отечественной истории иллюстрируют поэтические строчки Джека Алтаузена: Я предлагаю Минина расплавить, Пожарского. Зачем им пьедестал? Довольно нам Двух лавочников славить, Их за прилавками Октябрь застал. Случайно им Мы не свернули шею, Я знаю, это было бы под стать, Подумаешь, Они спасли Расею? А может, лучше было б не спасать. Языковая политика заключалась в переориентации от кириллицы к ла- тинскому алфавиту. Активно велись разработки языка эсперанто. В рито- рическом революционном запале большевистские пропагандисты доходи- ли до определения русского алфавита в качестве «идеологически чуждой социалистическому строительству формы», «пережитка классовой гра- фики самодержавного гнета, миссионерской пропаганды, великорусского национал-шовинизма и насильственной русификации». За весь продол- жавшийся до середины 1930-х гг. период большевистской лингвистической дерусификации на латинскую графику был переведен алфавит 68 нацио- нальностей97. Современная волна переименований русской топонимики на авто- хтонный лад как бы реанимировала аналогичную волну революционного периода. Основанные когда-то русскими города переименовывались в со- ответствии с фонетикой национальных меньшинств: Верхнеудинск стал Улан-Удэ, Белоцарск — Кизилом, Верный — Алма-Атой, Усть-Сысолык — Сыктывкаром, Обдорск — Салехардом, Царевокайск — Йошкар-Олой, Петровск-Порт — Махачкалой и т. д. Только возникшая после прихода в 1933 г. к власти в Германии А. Гитле- ра реальная перспектива войны с национально ориентированным могучим соперником, грозившая большевикам потерей их власти, заставила партий- ное руководство вспомнить о государствообразующем народе. Русский народ использовался большевиками в качестве тактического союзника в войне. Характерно, что после одержанной победы временный альянс властей с православной церковью стал постепенно разрушаться. Подлежали закрытию открытые во время войны храмы, в которых в дово- енный период находились партийные или государственные учреждения. К 1949 г. было закрыто 1 150 таких приходов. С 1946 г. духовенство облага- ется значительным денежным налогом. В целях усиления преданного ранее забвению атеистического воспитания в 1947 г. было учреждено «Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний». Проведе- на серия арестов среди священнослужителей (с 1 января 1947 г. по 1 июня 1948 г. — 679 священников). Подверглась запрету практика проведения крестных ходов98. Наметившаяся в первые послевоенные годы реанимация интернациона- листской идеологии переросла в период «хрущевской оттепели» в резкий поворот влево. Провозглашение лозунга «возвращение к ленинским нор- мам» относилось не в последнюю очередь к национальной политике. Началось новое массовое наступление на Церковь, классифицируемую как «единственный легально существующий враг марксизма» в совет- ском социалистическом обществе. Динамику закрытия приходов отража- ет следующая статистика: 1959 г. — 364 закрытых прихода, 1960 г. — 1 398, 1961 г. — 1 390, 1962 г. — 1 585. Если в 1958 г. в СССР легально функциони- ровали 13 372 храма и 63 монастыря, то в 1966 г. соответственно 7 523 и 18. Закрытию в 1963 г. подверглась одна из главных святынь российского пра- 97 Вдовин А. Указ. соч. C. 63. 98 Алексеев В. «Штурм небес» отменяется? М., 1992. C. 201–202; Ципин В. История Русской Православной Церкви. 1017–1990. М., 1994. C. 145, 149–150. вославия — Киево-Печерская Лавра. Расформировываются духовные семи- нарии — Волынская, Жировицкая, Киевская, Саратовская, Ставропольская. Взрыв собора св. Александра Невского в Харькове реанимировал аналогич- ные картины периода «Союза воинствующих безбожников»99. Оборотной стороной массового хрущевского жилищного строительства являлось разрушение памятников русской старины. Обращения с просьбой об их сохранении отвергались Н.С. Хрущевым в саркастической, а по отно- шению к православным святыням — кощунственной форме. Запрещались традиционные для русских православных маршруты па- ломничества. Закрывался или ограничивался свободный доступ к культо- вым местам. Было засыпано, разрушено или огорожено 700 святых источ- ников. Очередному запрету, после краткосрочного периода реабилитации, подвергся колокольный звон. Устанавливалась принудительная регистрация во властных инстанциях фактов крещения, венчания и отпевания, которая в свою очередь являлась основанием для увольнения, исключения из вуза, получения взыскания по общественной линии. Имелись прецеденты судеб- ных процессов по лишению родительских прав на основании привержен- ности детей религиозной вере. Показательно также абсолютное умолчание советскими средствами массовой информации в отношении исторических юбилеев, отражающих национальное величие России, — 250-летия Полтав- ской битвы, 150-летия Бородинского сражения и т. п. После окончания Второй мировой войны спасенный — во многом благо- даря опоре на государствообразующий народ — коммунистический режим вновь идеологически эволюционировал в интернационалистском направле- нии. Борьба с «безродным космополитизмом» сочеталась с одновременно проводимой кампанией против «русского шовинизма» (став лейтмотивом «ленинградского дела»). Очередным способом нивелировки национальной идентичности яви- лось изобретение новой исторической общности — советского народа. «Только советская нация будет, и только советской расы люди», — декла- рировал один из коммунистических поэтов. Введение в 1951 г. в широкий оборот дефиниции «советский народ» вновь актуализировало проблему интернационалистского синтеза народов. Государствообразующий народ в этих условиях, заданных идеологическим форматом постсталинского феде- рализма, был обречен на состояние эрозии100. Неудача в попытке учреждения новой интернационалистской общно- сти констатировалась брежневским уточнением используемой дефини- ции. Прозвучавшая в докладе на XXIII съезде КПСС 1966 г. формулировка «многонациональный советский народ» сводила на нет левацкие идеи хру- щевского времени об осуществлении в рамках советской маркировки фак- 99 Степанов К.С. Православная Церковь и кризис духовности в России. Пермь, 1997. 100 Вдовин А. Указ. соч. C. 243. тической денационализации. Впрочем, еще при обсуждении новой версии Конституции СССР, официально принятой в 1977 г., выдвигались предло- жения об использовании в качестве идентификационной маркировки поня- тия «советская нация» (в том числе фиксация прилагательного «советский» в соответствующей графе паспорта). В постсталинскую эпоху политическая установка на понижение роли государствообразующего народа осуществлялась в формате идеологии по «коренизации» местного управленческого аппарата. На практике это при- вело к существенному сокращению представительства русских во властных структурах национально-территориальных образований. Между тем в рус- ских областях РСФСР ни о какой коренизации речь не шла. Неблагополучное демографическое состояние государствообразующего народа есть свидетельство кризисности позднесоветской системы. Низкий темп прироста русского населения нельзя объяснить лишь переходом к со- временной западной системе воспроизводства. Ведь у многих других наро- дов СССР интенсивность рождаемости оставалась в то же время на доста- точно высоком уровне. Так, с 1959 по 1989 г. численность русских возросла на 27%. Из титульных республиканских этносов они опережали лишь ла- тышей, эстонцев, украинцев и белорусов. Между тем за тот же период при- рост населения у литовцев составил 30%; армян, грузин, молдаван — 50–64; казахов, азербайджанцев, киргизов — 125–150; узбеков — 176, таджиков — 200%. Существует факторная связь демографического состояния государство- образующего народа и состояния государственности. Ее специфическая ментальность, географическая размерность и иные особенности позволя- ют предположить указанную связь. Наиболее масштабным исходным сви- детельством может служить так называемая «русская пила» (см. рис. 2.42). «Русский фактор» связан даже с развалами государства.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.2.239 (0.009 с.) |