Мировой финансовый кризис. Причины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировой финансовый кризис. Причины



Мировой финансовый кризис 2008 г. носил как объективный, так и, ве- роятно, частично управляемый характер; он назревал долгие годы и резко развился в 2008 г. Кризис носит системный характер, отражающийся в по- рядке разворачивания во времени. Он последовательно, эволюционно на- капливает финансовые диспропорции, достигшие критических значений, которые вызывают цепные процессы, частично выходящие из-под управле- ния. Кризис носит системный характер и в пространстве, затронув практи- чески все страны мира — правда, в зависимости от степени их суверенной кризисной уязвимости — в существенно разной степени.

Общая ситуация и ее развитие начинается с США как страны-эмитента мировой долларовой валюты в ансамбле со странами-эмитентами мировых резервных валют (Великобритания, страны Евросоюза, Япония). Иденти- фицируются два уровня причин: глобальный мировой и внутренний, соб- ственно экономики США. Они увязаны через одновременную долларовую роль ФРС США на обоих уровнях.

На глобальном уровне речь идет о серьезнейшем кризисе глобализации по-американски. США производят около 22% мирового валового продукта (по ППС), 30% (по обменному курсу), но капитализацию имеют на уровне почти 50% мировой, а по военным расходам их вклад в мировые военные рас- ходы больше 50%, с учетом военных НИОКР и закупок — 65–70%. Последнее


означает, что страны атлантического альянса «делегировали» США ношу рас- ходов и усилий по обеспечению глобальной мировой военно-политической мощи альянса. Но эти усилия требуют «оплаты». Система оплаты устроена через эмиссию долларовой массы для мирового оборота, которая с 1971 г., после отмены требования Бреттон-Вудской системы о золотом обеспечении доллара, ничем не обеспечена (и не ограничена) и никем, кроме ФРС США и их политического руководства, не контролируется. В этом плане руковод- ство США ситуацией управляет. США тоже несут в кризисе потери, но от- носительная тяжесть этих потерь существенно ниже, чем в России и Европе. Существенно соотношение потерь в паре США — Китай. Пока оно не в поль- зу США. Китай на сегодня первичен не только в поставке дешевых товаров, но и в кредитовании американской экономики.

На рис. 2.88 представлено соотношение долларовой массы в мировой и национальной экономике США.

 


Оборотный финансовый капитал


a  b: a = 10

 

  a b: a = 0,7
b


 

«Маневровые» финансовые капиталы (и организации) для глобального управления,

например, ценами на нефть                        $


 

Мировая экономика

 

Экономика США


Мировая экономика (долларовый пузырь)

 


 

 

b

ВВП США


 

 

Валовый мировой продукт


 

 

Валовый продукт


Долларовый «навес» — угроза экономике

США


Рис. 2.88. Валовый мировой продукт, ВВП США и их финансовое обеспечение

 

 

Отношение финансового оборотного капитала на национальной эконо- мической территории США к ВВП меньше, чем в мировой экономике почти в 15 раз. Эмитируемые бесконтрольно доллары и производные финансо- вые инструменты с ненулевой вероятностью могут иметь целевой характер не только для баланса бюджета, «оплаты» глобальных расходов США на военно-политическую мощь альянса, но и преследуют другие конкретные цели в глобальном финансовом управлении. Например, для управления це- нами на нефть, преследуя цели как экономического давления на нефтепо- требляющие страны — Китай, в частности, — так и специфические цели сценария развала России по образу и подобию развала СССР через подрыв


его бюджета. Часто эту аналогию не видят, недооценивают или, как говорят, в нее «не верят». Но это вопрос анализа, а не веры. Следует посмотреть на то, насколько выросла доля несуверенных экспортных доходов в общем ба- лансе государственного бюджета. Если у СССР она была 10%, то у современ- ной России более 60%. Если в СССР за счет сброса мировой цены на нефть в 1985 году бюджетные доходы упали всего на 5%, но и этого хватило, чтобы бюджет разбалансировать, то такое же снижение цен в современности опус- тошит российский бюджет на 30% (рис. 2.89).

 


 

 

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0


СССР (1980–1991)


 

млрд руб. 600

 

500

 

400

 

300

 

200

 

100

 

0

год


 

 

Отношение стоимости экспорта топлива к доходам госбюджета СССР, %

Цена на нефть, долл./бар. Внешний долг СССР, млрд долл.

Внутренний долг СССР, млрд руб. (правая шкала)

Баланс госбюджета СССР, млрд руб. (правая шкала)


 

 


 

 

600

550

500

450

400

350

300

250

200

150

100

50

0


РФ (2000–2011)


 

трлн руб.

4

 

3

 

2

 

1

 

0

 

–1

 

–2

 

–3

год


 

 

Отношение стоимости экспорта минеральных продуктов к доходам консолидированного бюджета РФ, %

 Цена на нефть, долл./бар.

Общий внешний долг РФ, млрд долл.

Внутренний долг РФ, трлн руб. (правая шкала)

Баланс консолидированного бюджета РФ, трлн руб. (правая шкала)


 

Рис. 2.89. Аналогия сценария развала СССР и государственного управления макроэкономическими и финансовыми параметрами современной России


Государственное управление современной России фактически повторя- ет ошибки управления в СССР, усугубляя их по уровню опасности для госу- дарственности страны.

1. Сырьевой бюджет страны.

2. Взрывной рост внешнего долга и неважно, что он из государственного конвертирован в корпоративный — это точно также снижает сувере- нитет страны.

3. Рост внутреннего долга, перенапрягающий население.

4. При обрушении доходов бюджета парадоксальное формирование его профицита.

На рис. 2.89 видно, как все повторяется, но на гораздо более высоком уровне десуверенизации России и угроз ее финансам и экономике.

Представляется, что имеет место целевой сценарий вовлечения рос- сийской экономики в экспортно-сырьевую модель с последующим рез- ким сбросом цен на нефть и углеводороды с целью организации эконо- мического коллапса России, т. к. это было сделано в 1985–1991 гг. с СССР. Сценарии внешнего  стимулирования  вовлечения  экономики  страны в саморазрушительные режимы являются классическими и хорошо из- вестны. Например, в случае СССР в проекте СОИ (стратегическая обо- ронная инициатива времен Рейгана) использовался подобный сценарий, ввергший СССР в колоссальные неоправданные расходы. Государствен- ное управление в условиях подобной «наведенности» целей и средств ква- лифицируется как «диверсионное», хотя и выполняется национальными властями.

Но вернемся к кризису.

США построили типичную финансовую пирамиду, эмитируя деньги для нужд своих бюджетных расходов и пропуская их через финансовые рынки. У пирамид есть свойство рушиться на фазе предъявления обеспе- чения со стороны потребителей необеспеченных финансов. В последние годы в мире происходит зональная дедолларизация, идет «выдавливание» доллара из оборота и его «возвращение» в родоначальную долларовую зону — экономику США. Пирамида начинает рушиться, создавая угрозу прежде всего экономике США. Логика противодействия этому заключает- ся в восстановлении долларизации мирового оборота через восстановле- ние зональной долларовой потребности и ее насыщение новой эмиссией и заимствованиями. Отсюда текущая тактика резкого укрепления долла- ра. Но без солидарного решения иных стран-эмитентов это невозможно. Именно этим путем на сегодня идут финансовые и политические власти США и страны альянса166.

 

166 В.И. Якунин, С.С. Сулакшин, И.Б. Орлов и др. Политическое измерение мировых финан- совых кризисов. М.: Научный эксперт, 2012. 632 с.


Наглядно видно, как это происходит во многих валютных региональ- ных зонах, включая рублевую. За процессом дедолларизации в ходе кризиса и текущих действий финансовых властей (в том числе) России процесс дол- ларизации эффективно восстанавливается (рис. 2.90).

 

отн. ед. 2,2

 

 

1,8

 

 

1,4

 

 

1,0

 

 

0,6

 

 

0,2

 

 

Рис. 2.90. Мировой кризис восстанавливает долларизацию оборота (зональной валюты за один доллар, нормировано на начало периода)

 

Важной объективной причиной кризиса является информационная ре- волюция в финансах, позволяющая строить длинные цепочки виртуальных сделок. Виртуальные забалансовые операции породили гигантский объ- ем деривативов, которые наряду с необеспеченной первичной долларовой массой стали причиной разрушения финансовой пирамиды. Их совокупная величина оценивается по крайней мере в 10 раз больше (600 трлн долл.), чем величина мирового валового продукта (около 60 трлн долл.). Антикри- зисные меры по спасению деривативоемких финансовых институтов ведут к монетизации виртуальных обязательств, к неограниченной денежной эмиссии, усугубляя действие необеспеченной долларовой пирамиды. Но во- прос о списании этих забалансовых обязательств в мировом сообществе не ставится. Поэтому купирование кризиса становится слабоэффективным.

Причиной кризиса является также возросший дефицит американского бюджета и текущего счета платежного баланса в послеклинтоновский пери-


од. Стоит проблема накопленных «плохих» долгов хозяйствующих субъек- тов, повышения уровня сбережений и направления их в нужное русло, даю- щее экономический рост. Отношение в США общего долга корпоративного сектора к депозитам, которые имеются в банках, выше, например, россий- ского показателя (1,25) в разы. Американская экономика перекредитована (российская же, наоборот, недокредитована).

Существенным является вопрос: удастся ли США привлечь неинфляци- онным образом капитал со всего мира для того чтобы профинансировать списание долгов? Этому способствует то, что очень много стран деваль- вируют свои валюты. Россия в их числе. Эти страны собираются сохра- нять свои валютные резервы, которые выражены в основном в долларах (рис. 2.91).

 

а   80

70

60

50

40

30

20

10

0

 

б
500

450

400

350

300

250

200

150

100

50

0

 

Рис. 2.91. Доля золота (а) и валюты (б) в золотовалютных резервах стран мира

 

 

Это означает, что они (прежде всего Россия) финансируют американ- скую экономику.


Совершенно иная позиция у Китая, который не девальвирует юань и существенную часть своих валютных резервов направляет на замещение внешнего спроса внутренним. Это означает, что Китай косвенно начинает сокращать свои инвестиции в американские ценные бумаги. Обнажается мировой расклад: с одной стороны США и западный альянс со странами — финансовыми сателлитами, в числе которых по факту Россия, с другой сто- роны — зарождающийся мировой блок иновалютной экономики. Какой окончательный выбор сделает Россия — пока вопрос открытый.

Таким образом, причинами мирового финансового кризиса стали как объективные, так и, вероятно, сознательно сформированные причины.

Как объективные причины финансового кризиса можно рассматривать то, что солидарно и целенаправленно построенная западным альянсом во главе с США постбреттон-вудская финансовая система нарастила масштабы финансовой пирамиды, которая вышла из-под контроля, и процессы стали развиваться лавинообразным образом.

К субъективным причинам (управляемости) финансового кризиса отно- сятся выбранные способы строительства и конструкции мировой финансо- вой системы западным альянсом после 1971 г. с целью:

- компенсации США расходов на обеспечение мировой военно- политической мощи западного альянса, что в мировом балансе, как в любой пирамиде, перекладывает тяжесть конечной платы на иные страны — потребители долларовой денежной массы в обороте и рас- четах, к которым относится в том числе Россия;

- компенсации дефицита бюджета и текущего счета платежного баланса США, опять-таки перекладываемой на другие страны;

- применительно к России, стимулирование вовлечения ее в долларовый оборот в механизме специализации на сырьевых поставках на Запад с вывозом валютной экспортной выручки опять же на Запад для по- вышения капитализации западной экономики и банковской системы, и создания потенциальной ситуации обрушения экономики России при внешнем воздействии.

К объективным причинам финансового кризиса относятся:

- политическая выгода солидарной позиции западного альянса, кото- рую, ввиду жесткого солидарного интереса, пока не изменяют даже собственные издержки в этих странах и которую простыми призыва- ми к модернизации мировой валютно-денежной регуляции поколебать маловероятно;

- соответственно, бесконтрольность со стороны мирового регулятора долларовой эмиссии, безответственность и приверженность высоким рискам политического руководства США;

- слабость и противоречивость системы международных стандартов финансовой отчетности;


- в результате — бесконтрольность эмиссии производных финансовых инструментов (деривативов) хозяйствующими субъектами, лавиноо- бразно наращивающими необеспеченную мировую финансовую пира- миду;

- управленческая слабость неолиберальной модели по части роли на- циональных государств в финансовой и экономической регуляции на своих экономических территориях и, как следствие, такая же слабость в регуляции мировых финансов и экономики в ансамбле государств, вовлеченных в глобализирующуюся экономику и финансы.

Вторичными объективными причинами кризиса в долларовой эконо- мике являются гигантские структурные макроэкономические дисбалансы в темпах роста национального долга США и ВВП США, агрегата М3 и ВВП США. Эти разрывы появились в результате бесконтрольной эмиссии и ро- ста заимствований американской экономики, начавшимися еще в конце 1960-х гг. (благодаря которым в том числе США смогли выиграть «холод- ную войну»), и бесконтрольной эмиссии деривативов, начиная с 1990-х гг. Кризисы современности запрограммированы давно, но, благодаря приви- легированному положению американской валюты и американской эконо- мики, раньше их обострения удавалось перекладывать на развивающиеся экономики (азиатский кризис, российский дефолт, аргентинский дефолт), провоцируя локальные кризисы.

Прогноз продолжения действия диагносцированных причин кризиса заключается в следующем:

- неэффективные и недостаточные меры США по обузданию вклада в пирамиду вторичной эмиссии по механизму деривативов снизят ско- рость ослабления кризисных проявлений и позволят вновь наращи- вать вероятность кризисного дисбаланса;

- солидарность западного альянса во главе с США и постбреттон-вудская система финансировании военно-политических расходов альянса со- хранят свои основные механизмы; доллар будет укреплять свои пози- ции, что неизбежно будет вызывать к жизни повторение кризисных ситуаций, все время ускоряя их наступление; (рис. 2.92);

 

20

 

15

 

10

 


5

 

0

1820 1840 1860 1880 1900 1920 1940 1960 1980 2000


 

 

год


Рис. 2.92. Периодичность и ускорение наступления финансовых кризисов


- при допущении воздержания от мировой (квазимировой масштабной войны), что в значительной степени пока еще определяется россий- ским и китайским факторами, впоследствии вероятна резкая деваль- вация доллара и замена его на региональную валюту в поливалютной системе региональных валют, что приведет к относительному оздо- ровлению финансов и экономики США, мировых финансов, к относи- тельному снижению лидерства США и к перераспределению военно- политических нагрузок в западном альянсе; мировое финансовое, экономическое и политическое влияние Китая возрастет;

- вклад России в купирование мировых кризисных процессов (и соб- ственных тоже), влияние на мировые финансы и экономику после от- носительного оздоровления мировой системы будет зависеть от факта продолжения или смены ею своей макроэкономической и денежно- кредитной политики, которая разработана американскими специали- стами в 1990-е гг. на основе интересов и в контексте стратегий США и западного альянса и проводится Россией пренебрегая вопросами су- веренности страны;

- суверенитет России в сфере финансов подорван демонетизацией ее экономики (рис. 2.93).

 

 

М2/ВВП

250

 


 

200

 

 

150

 

 

100

 

 

50


 

Аргентина

  Бразилия Канада Китай* Дания Еврозона Индия

  Япония

  Россия

Швейцария

  Турция США


 

0                                                                                     Россия

1990 1992 1994 1996 1998 2000 2002 2004 2006 2008 2010

*По данным китайской статистики, объемы М2 превышают 200% ВВП страны

Рис. 2.93. Демонетизация российской экономики произведена с начала 1990-х гг. в период активной имплементации в российскую макроэкономическую

и финансовую политику разработок американских экспертов.

Источник: Всемирный банк


Специфической причиной российского финансового кризиса является очень высокая уязвимость российской финансовой и экономической си- стемы по отношению к внешней среде. Степень уязвимости является ре- зультатом макроэкономической и денежно-кредитной политики России, проводимой в течение длительного периода — с начала 1990-х гг. Основная либералистско-монетаристская платформа этих политик разработана аме- риканскими специалистами в 1990-е гг.

Основные постулаты указанной платформы заключаются в настройке российской экономики на поставки сырья за рубеж, снижении ее суверен- ности в финансовой и экономической системе, ставя ее в зависимость от внешней среды. Это:

- демонетизация российской экономики до уровня 30–40% ВВП, сокра- щение объема денежной массы — в первую очередь, кредитной, так на- зываемых длинных денег, необходимых в кредитно-инвестиционном механизме расширенного воспроизводства, что привело к торможе- нию экономического роста и изъятию из оборота суверенного финан- сового объема величиной до 4 трлн долл.;

- замещение национально контролируемой денежной массы неконтро- лируемыми зарубежными заимствованиями и механизмом перекреди- тования и оттока капитала, что довело корпоративный внешний долг до более чем 500 млрд долл. и сформировало зависимость финансов России от внешней среды;

- управление  эмиссионной  функцией  Банка  России  в  режиме

«currency board», которое поставило объем рублевой эмиссии в за- висимость от объема валюты, поступающей от внешних заимство- ваний и экспортной выручки. Это делается вместо того, чтобы рублевый объем определять исходя из потребностей развития на- циональной экономики и ликвидности банковской системы. Схема сводит макроэкономическую роль Банка России к обслуживанию экспортного сырьевого сектора, а также ставит эмиссию в зависи- мость от мировой цены на нефть и экспортного спроса — факто- ров, неконтролируемых Россией, но контролируемых и управляе- мых США и альянсом;

- связанная с этим ориентация на гипертрофированный уровень доли сырьевого сектора в ВВП (более 30%) и в бюджете и экспорте России (более 65%), соответствующей отраслевой структуры инвестиций, кон- сервирующих сырьевой перекос;

- неадекватно высокая ставка рефинансирования Банка России, не имеющая экономического обоснования, парадоксально привязанная к инфляции (что является экономическим нонсенсом для централь- ного банка), затрудняющая рефинансирование банков и кредитование в следующем звене — реальном секторе;


- подавленный механизм депозитно-кредитной банковской мультипли- кации денежной массы;

- отмена валютного контроля банковских транзакций, в том числе по экспорту капитала, валютной банковской позиции, обязательной продажи валютной выручки государству, снизившая управленческие возможности государства и облегчившая отток капитала;

- снижение до менее чем 30% доли государственных расходов в ВВП, что минимизировало регулятивные функции государства;

- экономически необоснованная, заниженная (в 2–2,5 раза по сравнению с сопоставимыми странами) доля оплаты труда в ВВП, что снизило уча- стие накоплений населения в денежной мультипликации и кредитном портфеле, снижает мотивацию производительного труда и наносит де- мографический ущерб;

- необоснованная с позиций национальной безопасности страны струк- тура золотовалютных резервов России (монетарного золота и ино- странной валюты);

- необоснованная с позиций национальной безопасности страны про- цедура вложений государственных активов на депозиты зарубежных банков под проценты, меньшие чем кредитная ставка для российских хозяйствующих субъектов, вынужденных кредитоваться практически в этих же банках;

- необоснованная с позиций национальной безопасности страны про- цедура вложений государственных активов в ценные бумаги зарубеж- ных корпораций, фактически перекачивая капитализацию российских компаний в капитализацию зарубежных компаний в условиях риска банкротства этих компаний и потери средств;

- экономически необоснованная многолетняя политика бюджетно- го профицита, приводящая к изъятию собственных средств бизнеса, средств из инвестиционного процесса развития и диверсификации экономики России, развития малого и среднего бизнеса, социально значимых секторов жилищного строительства, строительства инфра- структур, импортозамещения, минимизируя тем самым уровень кри- зисной уязвимости российской экономики;

- введение плавающего валютного обменного курса, требующего значи- тельных затрат золотовалютных резервов в условиях манипуляцион- ных атак на национальную валюту, снижающего уровень финансового суверенитета страны;

-  неподготовленное и экономически необоснованное вступление России в ВТО, что увеличивает зависимость экономической системы России от внешней среды.

Существенным образом сказывается отсутствие в России инструментов защиты национальных финансов от негативных последствий волатильного


2

1,8

1,6

1,4

1,2

1

0,8

0,6

0,4

0,2

0


8

 

6

4
6

5,5

5

2  4,5

4

0  3,5

3

2
–2 2,5

1,5

–4 1

0,5

–6 0


Китай


 

 

100

80

60

40

20

0

–20


1980             1990             2000             2010 1980             1990             2000             2010

 


 

2

1,8

1,6

1,4

1,2

1

0,8

0,6

0,4

0,2

0


США


 

9

2

7  1,8

5  1,6

3  1,4

1,2

1 1

–1 0,8

–3 0,6

0,4

–5 0,2

–7 0


Япония

7

 

5

 

3

 

1

 

–1

 

–3

 

–5


1980             1990             2000             2010 1980             1990             2000             2010

Рис. 2.94. Индекс успешности стран мира и России

 

притока и оттока краткосрочного капитала. Многие из развивающихся эко- номик на разных стадиях развития имели такие механизмы. Известны се- рьезные ограничения для спекулятивного капитала, вводимые в Чили, что позволило повысить качество инвестиций в страну. Основной формой их стали прямые долгосрочные инвестиции. Китай использует определенные ограничения, что значительно ограничивает для него последствия быстрых негативных изменений на рынке капитала.

Дефицит кредитного портфеля вызван тем, что огромный приток за- емного капитала из-за рубежа вместе с ростом доходов от резко вырос- шей в цене нефти, создал пузыри на целом ряде рынков: труда, жилищ- ного и офисного строительства, розничной торговли и потребительского сектора. Резко сократился мировой спрос на отечественную продукцию несырьевого экспорта. Недостаточность средств из государственных фондов не позволяет в полной мере заместить ушедший из России гло- бальный капитал; подавленный за годы демонетизации внутренний спрос не замещает в этих условиях внешний, поэтому качество активов продол- жает ухудшаться и экономическая ситуация усугубляется. Дисбалансы российской экономики становятся настолько велики, что это составляет


реальную угрозу национальной безопасности (см. раздел 3.1) и работу ав- торов167.

России навязаны решения, тотально подрывающие ее государствен- ность в экономическом аспекте. Неслучаен поэтому деградационный тренд так называемого индекса успешности страны168 в постсоветское время (см. рис. 2.94) на фоне того, что в современном мире существуют иные стра- тегии финансово экономического государственного управления.

 

 

167 «Национальная идея России»: в 6 т. / под общ. ред. С.С.Сулакшина. — М.: Научный экс- перт. 2012 г. 4440 с.

 

300
168 Сулакшин С.С. Общая теория успешности сложных социальных систем. М.: Научный эксперт, 2013 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.188 с.)