Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конституционные механизмы десуверенизации
Детальный государственно-управленческий анализ действующей Кон- ституции обнаруживает, что многие статьи противоречат принципам суве- ренности России46. В частности, в явном диссонансе находится статья 15 Конституции РФ, которая говорит о приоритетности международного права над правом наци- ональным. Ее сторонники говорят, что это якобы общепринятая конститу- ционная норма. Это не так. Анализ конституций всех стран мира показыва- ет, что такого рода положения есть только в конституционных текстах ряда государств Восточной Европы и бывших республик СССР, да и то не во всех. Кроме этой группы, единственная страна, в которой есть аналогичное по- ложение, — это Германия. Показательна та деталь, что положение о приори- тетности международного права над внутренним законодательством появи- лось впервые в Веймарской конституции 1919 г. после поражения Германии в Первой мировой войне. В дальнейшем оно было подтверждено в Основном законе 1949 г. после поражения Германии во Второй мировой войне. К тому времени, следует напомнить, германская территория находилась в оккупи- рованном состоянии и была поделена между союзниками по антигитлеров- ской коалиции47. Других примеров в конституциях стран мира нет. Еще одно положение Конституции РФ, диссонирующее с представле- нием о государственном суверенитете, отражено в ст. 79. В ней заявляется о том, что часть полномочий Российского государства может быть в опреде- ленной ситуации передана международным органам. Насколько распространена такая норма в мировом конституционном праве? Анализ конституций стран мира показывает, что даже на постсовет- ском пространстве ничего подобного нет. Единственное, помимо России, 46 Научный макет новой Конституции России. М.: Научный эксперт, 2011. 47 Основной Закон Федеративной Республики Германия // <http://vivovoco. rsl.ru/VV/LAW/ BRD. HTM>; Конституции буржуазных стран. М.; Л., 1935. Т. 1. исключение представляет Австрия. Ее Конституция, впервые установив- шая указанную норму, была принята в 1920 г. после поражения Австро- Венгерской империи в Первой мировой войне и демонтажа единого государ- ства. В дальнейшем положение о возможности передачи государственных полномочий международным органам подтверждается конституционными поправками после Второй мировой войны, когда Австрия, так же как и Гер- мания, была оккупирована войсками держав-победительниц48.
Почему, возникает вопрос, те конституционные нормы, которые уста- навливались для стран, потерпевших поражение в войнах, находящихся в оккупации, оказались перенесены в Конституцию РФ 1993 г.? Естественно предположить, что такой перенос также является следствием поражения, как итога завершения «холодной войн» (рис. 3.13).
Рис. 3.13. Конституционный опыт государств, потерпевших поражение в войне
Могут возразить, что норма о приоритетности международного права над национальным законодательством подразумевается как само собой раз- умеющееся и неотраженность ее в конституциях еще не означает фактиче- ской неприменимости. Однако изучение мирового конституционного опыта указывает, что суверенность государств трактуется во многих конституциях совершенно иначе, чем в России. Здесь не идет речь о конституциях таких государств, как Исламская Республика Пакистан. В этой конституции утверж- дается буквально — суверенитет Аллаха, передавшего пакистанскому народу право осуществлять власть в очерченных им границах через избираемых им представителей. Отличная от российской Конституции 1993 г. нормативная
48 Конституция Австрийской Республики. Федеральный конституционный закон // <http:// worldconstitutions.ru/archives/159>. схема имеется в конституциях Ирландии и Турции. Одно из этих государств — типичный представитель современного западного сообщества, второе — устремлено к вхождению в него, является членом НАТО. Конституция Тур- ции гласит: «Никакие взгляды и убеждения не должны противопоставляться национальным интересам Турции, принципу неразрывного единства турец- ких граждан со своей страной и территорией, историческим и духовным цен- ностям Турции»49. Конституция Ирландии: «Ирландский народ настоящим утверждает неотъемлемое, неотчуждаемое и суверенное право избирать соб- ственную форму правления, определять свои отношения с другими народами и развивать свою политическую, экономическую и культурную жизнь в соот- ветствии с его собственными склонностями и традициями»50.
Как быть, если уже принятые международные договоры противоречат национальному законодательству? Такой вопрос может вполне возникнуть в актуальной повестке для Российского государства в случае реализации сценария национального возрождения страны. Ответ может быть получен по аналогии с кубинской Конституцией: «Республика Куба отвергает и счи- тает незаконными и аннулированными договоры, пакты и концессии, со- вершенные в условиях неравенства или не признающие либо ущемляющие ее суверенитет над любой частью национальной территории»51. В Конституции РФ определенные положения вполне могут быть исполь- зованы в целях «поражения» суверенности Российского государства. Фак- тически для такого поражения созданы законодательные основания.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 24; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.145.223 (0.006 с.) |