Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идеологический инструмент агностицизма
Манипулятивный характер имеет распространение не только научно- объяснительных концептов мирового развития, но и подходов в сфере гносеологии. В то время когда западная гуманитаристика идет по пути практического воплощения научных результатов в политику, конструкции и деконструкции социумов, для внешнего потребления предлагается идея гуманитарного агностицизма. Если посмотреть на историю различных государств и цивилизаций, то везде при анализе факторов их гибели обнаруживается почти одно и то же. В преддверии краха соответствующей социальной системы появлялся не- кий слой интеллектуалов — еретиков. Истины, заявляли они, нет, ничто не познаваемо. А если ничто не познаваемо, то никакой общественной сборки и консолидации быть не может. После этого государство гибло. Аналогич- ные приемы используются сегодня в геополитической борьбе в современ- ной России. Концепт непознаваемости мира четко связан сегодня с совершенно определенной идеологией. Это идеология либерализма, которая пронизы- вает всю современную парадигму государственного управления в постсо- ветской России. Вот как мыслит российская, «именитая» — как они сами себя называют, политологическая профессура, которая обучает не только поколения сту- дентов, тиражируя псевдотеории, но и государственных служащих. А, кроме того, еще и консультируют как политтехнологи российскую властвующую элиту. Вот цитата реального и очень известного профессора политолога Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (2011 г.): «Ни одна теория не даст вам исчерпывающего знания об объекте, она изна- чально будет деформированной. Ни одна теория не может отобразить ре- альность, которая содержит тот или иной феномен. Иногда концепции не способны даже схватить сущность, они гиперболизируют оттенки, боковые какие-то процессуальные характеристики, которые создают красивую схе- му, но на самом деле ничего не отражают, кроме сознания исследователя. То есть весь процесс рефлексии государственной политики на самом деле представляет только мощный пучок риск-рефлексов. Моделируя действи- тельность, вы не можете ощутить реальность, которая стоит за этим. Вся конструкция — оценка, расчет альтернатив и прочее — совершается чело- веком подсознательно».
Агностической парадигмы придерживались и другие видные предста- вители либеральной мысли. Здесь и позитивист К. Поппер, и монетарист М. Фридман. К. Поппер писал о «нищете историцизма», недостоверности всего, что не может иметь прямой эмпирической верификации39. М. Фрид- ман утверждал, что недостоверны сами факты. Они, полагал создатель те- ории монетаризма, всегда внутренне противоречивы, а потому с ними не согласуется никакая гипотеза. Никакая модель в фридмановском понима- нии не может адекватно описать факты40. «Столп либерального направле- ния» Ф. Хайек шел еще дальше, заявляя, что в отличие от технологического и природного знания общественное знание в принципе не формализуемо41. Характерно признание западного экономиста неолиберального направле- ния Л. Роббинса: «Все мы говорим, определяя экономику, об одном и том же, но до сих пор не решили, о чем именно»42. Полемика с агностицизмом — это не только вопрос методологии. Это еще и вопросы идеологии и геополитической борьбы. Принятие тезиса о не- познаваемости общественных феноменов означает в практическом плане капитуляцию российской гуманитаристики перед наступающим прагмати- чески ориентированным геополитическим противником. В стране, где государственные деятели и национальные ученые мыслят подобным образом, ожидать адекватности и результативности государ- ственного управления не приходится.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.006 с.) |