Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Режиссура революций нового типа
У многих аналитиков революции «бархатного» и «оранжевого» типов вызывали ассоциации с театральной постановкой. В действительности прием театрализации реальности есть один из достаточно проработанных механизмов свержения неугодных режимов. Ассоциативная связь полити- ческой борьбы и театра возникала еще в Древнем Риме, актуализируясь в периоды гражданских войн и легионерских переворотов21. В форму театра- лизованного представления облекались и революции Нового времени. Что- бы констатировать подмену спектаклем реальности, достаточно указать на перманентные, непроходящие шествия и карнавалы Великой французской революции. Все элементы сценического действа имели и карнавал штурма Бастилии, и казнь короля, и ритуалы создаваемой М. Робеспьером религии Разума22. Характерны в этом отношении мейерхольдовско-татлинские аван- гардистские эксперименты в театре Советской России первого послерево- люционного десятилетия. Одна из основных экспериментальных установок заключалась в стирании разграничительных разделов между зрительным залом и сценой. Зритель вовлекался в театральную постановку и становил- ся актером. Реальность онтологическая и реальность сценическая смеши- вались друг с другом — возникал эффект сюрреалистического восприятия. Подлинная социальная роль человека подменялась навязываемой сцениче- ской идентификацией. То же, что и на мейерхольдовской сцене, происходи- ло параллельно в поле политического бытия23. «Бархатные» и «оранжевые» революции — это революции эпохи постмо- дерна. Для них, соответственно, деконструкция реальности, подменяемой вымышленными мирами, есть парадигмальное свойство. Теория использования виртуальных конструкций в целях манипуля- ции толпой была разработана французским философом Ги Дебором еще в конце 1960-х гг. Описанные им приемы могли быть направлены «ре- жиссерами» как на укрепление государственного господства над массами, 20 Там же. C. 58–59. 21 Циркин Ю.Б. Гражданские войны в Риме. СПб., 2006. 22 Обичкина Е. Евангелие от Робеспьера // Наука и религия. 1989. № 8. 23 Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1994. Т. 2. Ч. 2. так и на их бунт против существующей государственности. Главное в выстра- иваемых на основании деборовской методологии новых постмодернистских технологий то, что человек в результате сценической виртуализации бытия утрачивает прежние традиционные смыслы и перестает адекватно осозна- вать собственные интересы. Вместо своего онтологического Я-интереса он уже исходит из интересов Я-сценического, вымышленного. В итоге толпа сметает национальное государство, не будучи способной в тот момент осо- знать, что действует во вред себе24.
Государственной власти при этом крайне противопоказано втягивание в виртуальную игру, предложенную режиссерами. При вхождении в чужую сценическую игру шансов на выигрыш у государственной власти крайне мало. Коммунистическая партия Китая в 1989 г. отказалась поддерживать виртуальную логику спектакля. В итоге попытка дезинтеграции китайской государственности по советскому перестроечному сценарию была отраже- на. Благодаря житейской реалистической мудрости (несюрреалистического мышления) А.Г. Лукашенко сорванной она оказалась и в Белоруссии. А вот на Украине от предложенного оппозицией соблазна участия в глобальном спектакле команда власти отказаться не смогла, не имея, очевидно, под но- гами в достаточной степени реалистической опоры. Призыв ориентиро- ваться на Россию, которая сама-то ориентируется на Запад, согласитесь, не слишком рациональная платформа для реализма. «Виктор Ющенко, — ре- конструирует А. Чадаев сценарный ход “оранжевой революции”, — не вел себя как настоящий революционер. Скорее, он был похож на средневеково- го карнавального “майского короля”, сидящего в бумажной короне на пив- ной бочке посреди главной площади и горланящего свои “указы” на потеху веселым гражданам. Но именно эта, “несерьезность” или, точнее, полусерь- езность происходящего и стала специфическим оружием “оранжевой рево- люции” (как до этого и “революции роз”, и всех прочих), у власти не нашлось средств для отпора этому оружию. Какой момент является ключевым для революции? Тот, когда правила, навязанные и отстаиваемые властью (ле- гальная процедура, ее силовое обеспечение, система норм и ограничений), подменяются логикой игры. Тогда реальность карнавала торжествует над обыденностью, и происходит переворот»25.
Таким образом, факт вступления мира в эпоху войн нового типа является очевидным. Постмодерн — это не только метафорический язык богемы, но и утвердившаяся реальность современных способов управления. Менталь- ное несоответствие российских властей новым реалиям обрекает Россию на положение аутсайдера в геополитических конфликтах современности.
24 Дебор Ги. Общество спектакля. М., 1999. 25 Чадаев А. Оранжевая осень // Сообщение. 2005. № 1; Кара-Мурза С.Г. и др. Революции на экспорт. М., 2006. С. 65–66. 1.2. Россия в фокусе западного (американского) проекта
Еще Г. Трумэн устанавливал ориентир в 85%, означающий насколько весь мир должен был бы, по его представлениям, соответствовать американско- му эталону26. В начале 1990-х гг. казалось, что установленная 33-м президен- том США планка достигнута. В последнее время, однако, в различных реги- онах мира обозначились симптомы стремления народов к высвобождению из-под американской опеки. Неслучайно З. Бжезинский адресует Дж. Бушу- младшему упрек в утрате достигнутой было мировой гегемонии27. Задача заключается в ответе на вопрос о феноменологической реаль- ности американского глобализационного проекта (именно как проекта — с субъектами реализации и программой действий). В случае доказательства его реалистичности возникает проблема идентификации связанных с ним угроз применительно к России.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.007 с.) |