Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормы управляемости для различных звеньев организационной иерархии и типов производствСодержание книги
Поиск на нашем сайте
НИИ труда рекомендовала следующие значения норм управляемости (российские нормативы): для верхних уровней управления, когда подчиненные выполняют разнохарактерные функции, - 3-7 человек; для среднего уровня управления, когда подчиненные выполняют сходные функции, - 8-20 человек; для нижнего уровня управления, когда подчиненные выполняют одинаковые функции, - 21-40 человек. При превышении нормы управляемости в 1,5 раза целесообразно вводить должность заместителя. Значительная разница (от трехкратной до пятикратной) в масштабах управляемости для уровня директора (высшее звено) и уровня бригадира (нижнее звено) объясняется тем, что отношения координации на уровне директора и его подчиненных (обычно это его заместители и прямо выходящие на него начальники цехов и отделов) и отношения координации на уровне бригадира и рабочих очень сильно различаются как по содержанию реализуемых прав, так и по характеру информационного обмена. Если бригадиру нужно знать рабочего в лицо, его имя и что он может делать, то для директора этих знаний о своем заместителе вряд ли достаточно для построения с ним эффективного взаимодействия. Поэтому при продвижении от нижних этажей организационной иерархии к верхним значение оптимального масштаба или нормы управляемости становится меньше, так как усложняются управленческие функции. На нормы управляемости влияет также целый ряд других факторов. Прежде всего, факторы, связанные с выполняемой работой: • схожесть работ; • территориальная удаленность работ; • сложность работ. Другая группа факторов связана с теми, кто руководит и кем руководят: • уровень профессионализма менеджера; • индивидуальные способности и психологические параметры менеджера; • уровень профессиональной подготовки и опыт исполнителей; • этап формирования коллектива, уровень его зрелости. • степень ясности в делегировании прав и ответственности; • степень четкости в постановке целей; • степень стабильности (частота изменений) в организации; • степень объективности в измерении результатов работы; • техника коммуникации; • уровень неопределенности внешней среды организации; • оптимальность системы материального и морального стимулирования работников; • информационная обеспеченность процесса управления; • выполнение некоторыми менеджерами одновременно функций по управлению соответствующими подразделениями организаций или даже организациями и функций специалистов (инженеров, конструкторов, технологов и др.). Например, директор аудиторской фирмы кроме функций по управлению организацией может выполнять отдельные функции бухгалтера, аудитора, курьера и т. д. Нормы управляемости и другие компоненты (характеристики) организационных структур, степень выраженности в их сочетании в значительной мере определяют адаптивность организаций к внешней среде, тяготение структуры к механистическому или органическому типу организации.
Департаментализация, типы и виды организационных структур, Их достоинства и недостатки
Важнейшей компонентой организации как функции управления является структурное проектирование – департаментализация. Это процесс распределения видов деятельности и ресурсов в логичные производственные единицы для исполнения определенных задач, процесс построения организационной структуры. Одним из основополагающих принципов департаментализации является горизонтальное и вертикальное разделение труда. Даже если два человека работают вместе для достижения одной цели, они должны распределить работу между собой. Такое распределение работы на составляющие компоненты называется горизонтальным разделением труда. Разделение большого объема работы на небольшие специализированные задания позволяет производить или реализовывать гораздо больше продукции, чем, если бы это количество людей работало самостоятельно, т.е. дает большую производительность труда. В небольших организациях горизонтальное разделение труда весьма слабо прослеживается. Так, владельцы небольших предприятий общественного питания, являющиеся одновременно и управляющими, могут и готовить пищу, и обслуживать посетителей. В крупных и средних организациях горизонтальное разделение прослеживается достаточно четко. Оно осуществляется путем образования подразделений, выполняющих специфические задания и добивающихся конкретных целей, их называют отделами, службами, секторами и т. д. Как и организация, частью которой они являются, подразделения представляют собой группы людей, деятельность которых должна координироваться для достижения общих целей. Для этого служит вертикальное разде ление труда, при котором руководитель одного уровня и соответственно подразделения координирует работу руководителей более низкого уровня и соответствующих подразделений, которые, в свою очередь, также координируют работу руководителей следующих подразделений или рядовых исполнителей. В результате такого вертикального разделения труда образуются уровни управления. Под подразделением понимается элемент организационной структуры, называемый структурным подразделением, специализирующийся на выполнении комплекса однородных функций, определенной функции или части функции управления. В организации на всех ее уровнях используется также кооперация деятельности в масштабах подразделений, групп подразделений и организации в целом, обеспечивающая объединение усилий и деятельности сотрудников и подразделений. Процесс развития организации, структуризацию ее деятельности можно представить в виде 6 стадий. 1 стадия. Объем управленческих работ небольшой: управляющим является тот же работник, который выполняет производственные (коммерческие) функции. 2 стадия. Для выполнения объема управленческой работы требуется выделение специального работника, освобожденного от производственных (коммерческих) функций (мастер, заведующий секцией). 3 стадия. Объем работы по управлению возрастает настолько, что появляется необходимость в координации деятельности управленческих работников, т.е. возникает линейная иерархия (начальник цеха). 4 стадия. В связи с дальнейшим ростом объема управленческой работы требуется специализация управленческих работников по выполнению отдельных функций: появляются специалисты - плановики, контролеры и т.д. 5 стадия. Объем управленческой работы и число работников, занятых этой работой, увеличиваются, поэтому возникает необходимость в координации их действий (председатель ревизионной комиссии). 6 стадия. Развитие управленческой деятельности приводит к необходимости объединения функциональной и линейной иерархий под общим руководством, которое становится специализированным видом деятельности (директор предприятия). Эти стадии имеют определенное организационное оформление в виде разных организационных структур, должностей и подразделений. Организационную структуру организации (предприятия) можно определить как упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов системы управления организацией, обеспечивающих целенаправленное функционирование и развитие ее. Организационная структура определяет состав и систему подчинения в общей иерархии управления организацией. В наибольшей мере она выражена в административных (формальных) организациях. Оргструктура предприятия выступает как организационное единство структуры производства и структуры управления. Организационная структура производства как базис определяет структуру управления. Организационные структуры управления предприятиями отличаются большим разнообразием, их определяют следующие основные факторы: • отраслевая принадлежность, характер деятельности организации и ее особенности (номенклатура производимой или реализуемой продукции, оказываемых услуг, технология, техническая оснащенность); • размеры (объемы) производственной или коммерческой деятельности организации; • специфика и особенности производственного процесса, уровень его механизации, автоматизации, применяемые технологии, количество исходных ресурсов; • сложность и уровень унификации продукции и услуг; • формы организации управления; • соотношение между централизованной и децентрализованной формами управления организацией; • соотношение между отраслевой и территориальной формами управления (по продукции, региону); • уровень информатизации и компьютеризации управленческих процессов в организации; • личностные особенности руководителей организаций; • степень развития и динамизм макросреды организации и инфраструктуры региона; • уровень квалификации персонала организации; • цели деятельности, стратегия организации, а также ее производственные задачи (предметы хозяйственной деятельности). • региональное местоположение и правовая форма организации. При формировании организационной структуры организации следует соблюдать следующие требования к ней: • организационная структура должна способствовать стратегии развитию фирмы; • количество элементов структуры (подразделений) должно быть минимальным, но достаточным для нормального функционирования организации. Горизонтальные связи позволяют реализовывать неформальные отношения, способствуют передаче знаний и навыков, обеспечивают координацию действий работников одного уровня по выполнению целей системы. Уменьшение количества связей ведет к повышению устойчивости и оперативности функционирования системы; • организационная структура должна быть гибкой, с наименьшим количеством жестких связей, способной быстро переналаживаться в соответствии с происходящими изменениями, необходимостью выполнения новых задач, новых услуг. • организационная структура должна быть по возможности простой, для чего следует сокращать количество уровней управления, количество связей между компонентами организации, автоматизировать процессы производства и управления; • организационная структура должна способствовать внедрению в организации достижений науки и передового опыта; • коммуникации между элементами системы, а также между системой и окружающей средой должны быть четкими и обеспечивать минимум коммуникативных шумов (организационных) и высокую скорость прохождения информации; • оргструктура должна обеспечивать заданную эффективность управления организацией при минимальных, но необходимых затратах на свое содержание; • оргструктура должна обеспечивать высокое качество производимых товаров или реализуемых услуг. Деление и построение организации может происходить по различным признакам: • функциям и видам деятельности; • производимой продукции; • группам потребителей; • этапам производства; • рабочим сменам; • географическому положению.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.249 (0.009 с.) |