Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные направления развития менеджмента

Поиск

Теории стратегий, инноваций и лидерства (1970-е гг.). Современные исследования и научные работы свидетельствуют о повороте к гибкости, адаптации структуры организации к технологии, рынку и другим внешним условиям. Это легло в основу организационной решетки, которая выражала идеи относительно роли структуры и человека в организации, указывая на множество возможностей совместить интересы личности и организации в некой обоюдовыгодной форме. Произошел поворот в мышлении от бюрократических идеалов к осознанию необходимости в адаптированной организации; от старых принципов к отказу от иерархии с целью вовлечь рабочих в процесс принятия решений и от заботы об эффективности к стремлению к кооперации с поощрением созидательного труда. Современные организации значительно более сложны по внутренней структуре, чем во времена Вебера, и ограничения, предъявляемые к ним внешней средой, не в пример строже. Теория организации прошла долгий путь и теперь может предложить новые стратегии, соответствующие современным условиям.

В 1970-е гг. в мировом менеджменте возникла необходимость быстрой адаптации предприятий к меняющейся внешней среде. Это выразилось во всеобщем распространении стратегического менеджмента, разработке долгосрочных планов, подчинении внутренней среды реализации принятой стратегии, обеспечивающей конкурентные преимущества. Данная концепция взяла начало в крупных компаниях и получила распространение по всему миру.

Концепция комплексного управления качеством получила широкое распространение в 1980-1990 -х гг. Она включает методы менеджмента, направленные на предоставление потребителям возможности приобретать наиболее качественные товары, когда качество рассматривается как основной приоритет всеми сотрудниками, всеми функциями внутри компании. При этом работники, непосредственно контактирующие с клиентами, являются наиболее активными участниками процесса. В управлении качеством выделяют 4 основных элемента: (1) вовлечение работников, (2) фокусирование внимания на покупателях, (3) контрольные сравнения и (4) постоянные улучшения. Вовлечение работников означает, что в процессе контроля качества принимают активное участие все сотрудники. Внимание всех работников сфокусировано на покупателях: работающие на принципах комплексного управления качеством (TQM)  компании уделяют внимание идентификации потребностей и ожиданий покупателей. Контрольные сравнения (бенчмаркинг) - процесс сопоставления достигнутых компанией результатов с достижениями конкурентов и использование полученных данных для усовершенствования методов труда. Под постоянными усовершенствованиями подразумевается проведение небольших постепенных изменений во всех сферах деятельности организации, причем не в отдельные периоды, а перманентно.

Впервые эта система, разработанная Эдвардом Демингом, была внедрена и получила широкое развитие на японских предприятиях, сегодня данную концепцию используют в таких фирмах как Motorola, Procter @ Gamble и DuPont. С помощью нее они смогли добиться потрясающих результатов в области производительности труда, качества товарома, уровня сервиса и степени удовлетворения покупателей. TQM играет важную роль в управлении современными организациями, данная система позволяет ставить перед собой очень высокие цели.

1980-е гг. ознаменовались открытием значения «организационной культуры» как мощного инструмента управления. В результате исследований было доказано, что культурный стереотип поведения в организации, человек, его сознание и культура являются главным потенциалом организации.

Дальнейшая глобализация экономики, охватившая и Россию, привела к усилению международного характера менеджмента. Экономика всех стран стала более открытой и доступной для любых товаров и услуг, повысилась роль международной конкуренции, вместе с тем усилилась кооперация производства, появились транснациональные корпорации. Поэтому перед менеджментом встали вопросы универсальности методов управления с учетом конкретных условий экономики, национальных культурных особенностей разных стран.

Признак нынешнего времени – это усиление влияния научно-технического прогресса на экономику. Это проявляется не только в применении компьютерных технологий в управлении, повышении роли производительности и качества для победы в конкуренции, но и в стремлении перестроить процессы производства и управления, технологию ведения бизнеса на более рациональной основе, в результате чего возникло новое направление в менеджменте - «реинжиниринг бизнеса».

За последние 10 лет мир изменился до неузнаваемости, поэтому многие организации переходят на новые методы управления, соответствующие потребностям сегодняшнего дня. В конце 20 в. появилась концепция обучающейся организации, которая заключается в том, что члены организации участвуют в идентификации и решении проблем, что дает возможность постоянно экспериментировать, изменяться и совершенствоваться, и значит, развивать способности к росту, обучению и достижению целей. В такой организации все подчинено решению проблем, тогда как идея традиционной организации состоит в повышении эффективности. В обучающейся компании все работники, во-первых, идентифицируют возникающие проблемы и, во-вторых, решают их, т.е. действуют так, чтобы найти уникальные способы преодоления препятствий. Главными условиями развития непрерывного организационного обнаучения являются командная структура, наделение работников властью, т обобществление информации. Кирпичиками такой организации становятся самоуправляющиеся команды. Они формируются из сотрудников разных специальностей, совместно работающих над выполнением одних и тех же заданий или полностью обслуживающих один товар или услугу. Члены команды наделены необходимой властью, свободой принятия решения, необходимыми знаниями, информацией, инструментарием, мотивацией и властью, чтобы творчески решать поставленные задачи. Это выражается также в создании самоуправляемых рабочих команд, кружков качества, обогащении процесса труда, участии наемных работников в управлении без пристального внимания непосредственного начальника.

В таких организация люди рассматриваются как главный ресурс,  их труд должен оплачиваться достойно, должны быть созданы условия для их профессионального и личностного роста. Открытость информации проявляется в доступе каждого члена организации к формальным данным (бюджетам, отчетам о прибылях и убытках, сметам затрат отделов), в свободном обмене информацией, опытом и знаниями между отделами и работниками. Работники должны адекватно представлять принципы функционирования предприятия в целом и свое место в ней.

Технологизация рабочего места – одна из тенденций развития бизнеса, связанная с развитием информационных технологий и автоматизацией, компьютеризацией производства. Внимание сотрудников направлено не столько на повышение производительности труда, сколько на использование возможностей, что требует гибкости, креативного подхода, отсутствияе жестких правил и структурированных обязанностей.

Новые информационные технологии позволяют создавать электронный бизнес (Э-бизнес), электронные организационные сети (Интранет). Э-бизнес – деятельность, которую организация осуществляет при помощи электронных каналов связи (включая Интернет) с потребителями, партнерами, поставщиками, работниками (Экстранет). Э-коммерция – более узкое понятие, которое означает продажи по компьютеру, включает в себя бизнес для потребителя, бизнес для бизнеса и потребитель для потребителя. Бизнес для потребителя в основном осуществляется в виде продаж товаров через Интернет, бизнес для бизнеса осуществляет электронные сделки между организациями по частным электронным сетям, объединяющим отдельные организации. Примером электронного бизнеса «Потребитель для потребителя» являются интернет-аукционы, на которых предоставляется возможность потребителям непосредственно продавать и покупать или обмениваться друг су другома товарами и услугами.

Новые электронные технологии формируют и сами организации, и управление ими. Одним из современных подходов является системы ресурсного планирования предприятия (РПП), объединяющие в себе основные бизнес-функции, обработку заказов, проектирование изделий, закупки, управление запасами, производство, распределение, кадровые ресурсы, прогнозирование будущего спроса на продукцию. Любой обратившийся к ним работник должен видеть картину в целом.

Под управлением знаниями имеются в виду систематические усилия, направленные на поиск, организацию и использование интеллектуального капитала компании, а также на формирование культуры непрерывного обучения и обмена знаниями для тогове, чтобы каждое новое действие в компании осуществлялось на базе полученной ранее информации. Большую роль в этом играют информационные технологии, которые позволяют искать, обрабатывать, сохранять и распространять информацию в организации. Управление знаниями включает в себя также принятие риска, обучение и сотрудничество.

Отсюда можно сделать вывод, что современный менеджмент – это не застывшая догма, а стремительно развивающаяся область знаний, практический опыт которой дает толчок для ее эволюции. В таблице 4 и 5 представлены основные положения старой и новой парадигмы управления и вклад концепций в современный менеджмент.

Таблица 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.206 (0.007 с.)