Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восточно-Сибирский государственный↑ Стр 1 из 82Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
технологический университет А.А. Цыренова ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Учебное пособие
УЛАН-УДЭ ИЗДАТЕЛЬСТВО ВСГУТУ 2011
УДК 338.24 (075.8) ББК А 65.290-21 я 73 Ц 975
Печатается по решению редакционно-издательского совета Восточно-Сибирского государственного технологического университета технологий и управления.
Рецензенты:
В.С. Баженова, д-р.экон.наук
Л.Р.Бартунаев, д-р.экон.наук
Цыренова А.А. Ц 975 Основы теории управления: Учебное пособие. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2011. – 248 с.
Учебное пособие по теории управления состоит из лекционного материала и списка рекомендуемой литературы, содержит ключевые понятия и дает представление об основных направлениях менеджмента организации. Данное учебное пособие предполагает использование практикума, где представлены практические задания, конкретные ситуации и вопросы для подготовки к семинарским занятиям. Предназначено для бакалавров экономических и неэкономических специальностей вузов, может быть использовано в программах профессиональной переподготовки и повышения квалификации управленческого персонала организаций.
ББК А 65.290-21 я 73 © А.А. Цыренова, 2011 © ВСГУТУ, 2011
Содержание ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..……. 5 Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ УПРАВЛЕНИЯ....6 1.1. Сущность, основные понятия теории управления……………….…….…………….…..….6 1.2 Роли и мастерство менеджера…………………………………………...……….…………...1311
Глава 2. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИЙ МЕНЕНДЖМЕНТА….………16 2.1. Исторические предпосылки возникновения менеджмента…………………….……….…16 2.2. Научные школы менеджмента…………………………………………………………….…20 2.3. Развитие менеджмента в России…………………………………………………….……….36 2.4. Современные модели и концепции менеджмента………………………………………….40
Глава 3. СТРУКТУРА И ВЗАИМОСВЯЗЬ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………………….…………50 3.1. Сущность и типология организаций………………………………………………….……..50 3.2. Внутренняя среда организации……………………………………………………….……...55 3.3. Внешняя среда организации……………………………………………….…………………58 Глава 4. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЭТИКА БИЗНЕСА….……………..62 4.1. Роль бизнеса в обществе и отношение к социальной ответственности………….……….62 4.2.Этика и современное управление…………………………………………………………….65 4.3.Управление этикой и социальной ответственностью………………………………………67 Глава 5. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ………………………………………………………………….…………….69 5.1.Целеполагание в менеджменте и типы планирования. …………………………………..69 5.2.Стратегическое планирование деятельности фирмы ………………………………..…….7473 5.3. Типы эталонных стратегий…………………………………………………………….……..79 5.4. Текущее планирование в организации…………………………………………………..… 82 Глава 6. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ………………………………92 6.1. Организационные отношения в менеджменте. Понятия делегирование, полномочия и ответственность……………………………………………………………………………...……..92 6.2. Департаментализация, типы и виды организационных структур, их достоинства и недостатки…………………………………………………………………………...……………...98 6.3. Координация деятельности организации………………………………………………….110
Глава 7. КОММУНИКАЦИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ. ….. 112 7.1. Сущность коммуникации в организации………………………………………….………112 7.2. Преграды в коммуникации и пути их преодоления………………………………………116 7.3. Практика ведения эффективных переговоров…………………………………….………119 Глава 8. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ….……………………………. 1 26 8.1. Понятие и типология решений……………………………………………………….…….126 8.2. Процесс подготовки и принятия решения…………………………………………………130 8.3. Методы моделирования и количественного анализа для решения управленческих проблем…………………………………………………………………………………………….133
Глава 9. МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………….137 9.1.Сущность и процесс мотивации. …..137 9.2. Теоретические разработки в области мотивации…………………………………………139 9.3. Методы материального и морального стимулирования..143
Глава 10. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.. 149 10.1. Сущность контроля. 149 10.2. Виды и процесс контроля. 150 10.3. Контроль и бюджетирование. 153 10.4. Контроль качества. 155
Глава 11. ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ МЕНЕНДЖМЕНТА…..…………...........................158 11.1. Структура и типология личности…………………………………………………………158 11.2. Взаимодействие личности с организационным окружением…………………………..162
Глава 12. УПРАВЛЕНИЕ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКОЙ.. 166 12.1.Группы и групповая динамика. 166 12.2. Факторы, влияющие на групповое поведение. 167 12.3. Управление командой. 171 Глава 13. ЛИДЕРСТВО, ВЛАСТЬ И ВЛИЯНИЕ. ………………………………………...174 13.1. Понятие руководства, лидерства, власти и влияния. 174 13.2. Формы и способы власти и влияния………………………………………………………175 13.3. Теоретические основы лидерства. 178
Глава 14. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ 186 14.1. Сущность и причины возникновения конфликтов……………………………………….186 14.2. Процесс и типы конфликтов……………………………………………………………….188 14.3. Структурный анализ конфликта и стратегии поведения в конфликтной ситуации…..191 14.4. Управление конфликтной ситуацией………………...........................................................194
Глава 15. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ……………....198 15.1. Причины и области организационных изменений………………………………………..198 15.2.Процесс управления изменениями……………………………………………………………200 15.3.Участие работников в управлении для осуществления перемен……………………...…201 15.4. Преодоление сопротивления переменам………………………………………………….202 15.5. Управление изменениями по Курту Левину……………………………………………...204 Глава 16. УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ…..…………………………………………………..209 16.1. Понятие и природа стресса…………………………………………………………………209 16.2. Причины и категории стрессов…………………………………………………………….210 16.3. Управление стрессом……………………………………………………………………….212 Глава 17. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ……..………………..217 17.1. Сущность и содержание организационной культуры....217417 17. 2. Формирование организационной культуры……………………………………………..220 17.3. Управление организационной культурой………………………………………………...223
Глава 18. УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ……………………………………………..229 18.1. Системный подход к управлению производством……………………………………….229 18.2. Проектирование операционной системы…………………………………………………232 18.3. Функционирование операционной системы……………………………………………..239
Список литературы....…….. 246 ВВЕДЕНИЕ Глубокие изменения в российской экономике, включение их в мировые экономические процессы настоятельно требуют от современных специалистов изучения мировой практики и теории менеджмента. Сегодня в условиях жесткой конкуренции, постоянных изменений, неопределенности внешней среды профессиональный подход к управлению является главным условием успеха организации. Перед высшей школой поставлена задача – научить будущих специалистов современным принципам, формам и методам управления. На решение этой задачи направлено изучение учебной дисциплины «Основы теории управления» в программе обучения бакалавровспециалистов высшей школы. Единую методологическую основу разнообразных форм менеджмента создает его общая теория, содержащая функциональные категории и понятия, принципы и методы, систему функций и задач менеджмента, не зависящую от отраслевой или функциональной специфики деятельности организации или предприятия. Поэтому предлагаемое учебное пособие имеет широкий спектр применения в учебном процессе и предназначено для студентов экономических и неэкономических направлений подготовки бакалавриатаспециальностей. Данное учебное пособие соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования. Основная цель изучения дисциплины - дать студентам основополагающие представления об организациях и об эффективном управлении ими. В ходе изучения курса студенты должны освоить следующие вопросы: - сущность управления и основные категории менеджмента; - структура и взаимосвязь внутренней и внешней среды организации; - сущность принципов и методов эффективного управления организациями; - процесс коммуникации и эффективность управления им; - теоретические подходы к принятию решений; - стратегическое планирование и реализация стратегии; - мотивация трудовой деятельности; - основные принципы построения организационных структур и отношений; - поведенческие аспекты в организации: лидерство, власть, влияние, групповое взаимодействие, управление конфликтом, стрессами и изменениями; - основы управления производством; - формирование и управление организационной культурой. Данное учебное пособие предполагает использование практикума, где представлены практические задания, конкретные ситуации и вопросы для подготовки к семинарским занятиям. Знакомство с данным курсом позволит составить цельное представление об основных принципах и методах современного управления, его роли в обеспечении жизнедеятельности и конкурентоспособности организации и послужит формированию профессиональных компетенций будущих менеджеров.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.143 (0.009 с.) |