Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восточно-Сибирский государственный

Поиск

технологический университет

А.А. Цыренова

ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ

УЧЕБНОЕ

ПОСОБИЕ

Учебное пособие

 

УЛАН-УДЭ

ИЗДАТЕЛЬСТВО ВСГУТУ

2011

 

УДК 338.24 (075.8)

ББК А 65.290-21 я 73

        Ц 975

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Восточно-Сибирского государственного технологического университета технологий и управления.

 

Рецензенты:

 

 

В.С. Баженова, д-р.экон.наук

 

Л.Р.Бартунаев, д-р.экон.наук

 

Цыренова А.А.

Ц 975 Основы теории управления: Учебное пособие. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2011. – 248 с.

 

 

Учебное пособие по теории управления состоит из лекционного материала и списка рекомендуемой литературы, содержит ключевые понятия и дает представление об основных направлениях менеджмента организации. Данное учебное пособие предполагает использование практикума, где представлены практические задания, конкретные ситуации и вопросы для подготовки к семинарским занятиям.

Предназначено для бакалавров экономических и неэкономических специальностей вузов, может быть использовано в программах профессиональной переподготовки и повышения квалификации управленческого персонала организаций.

 

ББК А 65.290-21 я 73

© А.А. Цыренова, 2011

© ВСГУТУ, 2011

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..……. 5

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ УПРАВЛЕНИЯ....6

1.1. Сущность, основные понятия теории управления……………….…….…………….…..….6

1.2 Роли и мастерство менеджера…………………………………………...……….…………...1311

 

Глава 2. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИЙ МЕНЕНДЖМЕНТА….………16

2.1. Исторические предпосылки возникновения менеджмента…………………….……….…16

2.2. Научные школы менеджмента…………………………………………………………….…20

2.3. Развитие менеджмента в России…………………………………………………….……….36

2.4. Современные модели и концепции менеджмента………………………………………….40

 

Глава 3. СТРУКТУРА И ВЗАИМОСВЯЗЬ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………………….…………50

3.1. Сущность и типология организаций………………………………………………….……..50

3.2. Внутренняя среда организации……………………………………………………….……...55

3.3. Внешняя среда организации……………………………………………….…………………58

Глава 4. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЭТИКА БИЗНЕСА….……………..62

4.1. Роль бизнеса в обществе и отношение к социальной ответственности………….……….62

4.2.Этика и современное управление…………………………………………………………….65

4.3.Управление этикой и социальной ответственностью………………………………………67

Глава 5. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ………………………………………………………………….…………….69

5.1.Целеполагание в менеджменте и типы планирования. …………………………………..69

5.2.Стратегическое планирование деятельности фирмы ………………………………..…….7473

5.3. Типы эталонных стратегий…………………………………………………………….……..79

5.4. Текущее планирование в организации…………………………………………………..… 82

Глава 6. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ………………………………92

6.1. Организационные отношения в менеджменте. Понятия делегирование, полномочия и ответственность……………………………………………………………………………...……..92

6.2. Департаментализация, типы и виды организационных структур, их достоинства и недостатки…………………………………………………………………………...……………...98

6.3. Координация деятельности организации………………………………………………….110

 

Глава 7. КОММУНИКАЦИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ. ….. 112

7.1. Сущность коммуникации в организации………………………………………….………112

7.2. Преграды в коммуникации и пути их преодоления………………………………………116

7.3. Практика ведения эффективных переговоров…………………………………….………119

Глава 8. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ….……………………………. 1 26

8.1. Понятие и типология решений……………………………………………………….…….126

8.2. Процесс подготовки и принятия решения…………………………………………………130

8.3. Методы моделирования и количественного анализа для решения управленческих проблем…………………………………………………………………………………………….133

 

Глава 9. МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………….137

9.1.Сущность и процесс мотивации. …..137

9.2. Теоретические разработки в области мотивации…………………………………………139

9.3. Методы материального и морального стимулирования..143

 

Глава 10. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.. 149

10.1. Сущность контроля. 149

10.2. Виды и процесс контроля. 150

10.3. Контроль и бюджетирование. 153

10.4. Контроль качества. 155

 

Глава 11. ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ МЕНЕНДЖМЕНТА…..…………...........................158

11.1. Структура и типология личности…………………………………………………………158

11.2. Взаимодействие личности с организационным окружением…………………………..162

 

Глава 12. УПРАВЛЕНИЕ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКОЙ.. 166

12.1.Группы и групповая динамика. 166

12.2. Факторы, влияющие на групповое поведение. 167

12.3. Управление командой. 171

Глава 13. ЛИДЕРСТВО, ВЛАСТЬ И ВЛИЯНИЕ. ………………………………………...174

13.1. Понятие руководства, лидерства, власти и влияния. 174

13.2. Формы и способы власти и влияния………………………………………………………175

13.3. Теоретические основы лидерства. 178

 

Глава 14. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ 186

14.1. Сущность и причины возникновения конфликтов……………………………………….186

14.2. Процесс и типы конфликтов……………………………………………………………….188

14.3.  Структурный анализ конфликта и стратегии поведения в конфликтной ситуации…..191

14.4. Управление конфликтной ситуацией………………...........................................................194

 

Глава 15. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ……………....198

15.1. Причины и области организационных изменений………………………………………..198

15.2.Процесс управления изменениями……………………………………………………………200

15.3.Участие работников в управлении для осуществления перемен……………………...…201

15.4. Преодоление сопротивления переменам………………………………………………….202

15.5. Управление изменениями по Курту Левину……………………………………………...204

Глава 16. УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ…..…………………………………………………..209

16.1. Понятие и природа стресса…………………………………………………………………209

16.2. Причины и категории стрессов…………………………………………………………….210

16.3. Управление стрессом……………………………………………………………………….212

Глава 17. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ……..………………..217

17.1. Сущность и содержание организационной культуры....217417

17. 2. Формирование организационной культуры……………………………………………..220

17.3. Управление организационной культурой………………………………………………...223

 

Глава 18. УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ……………………………………………..229

18.1. Системный подход к управлению производством……………………………………….229

18.2. Проектирование операционной системы…………………………………………………232

18.3. Функционирование операционной системы……………………………………………..239

 

Список литературы....…….. 246


ВВЕДЕНИЕ

Глубокие изменения в российской экономике, включение их в мировые экономические процессы настоятельно требуют от современных специалистов изучения мировой практики и теории менеджмента. Сегодня в условиях жесткой конкуренции, постоянных изменений, неопределенности внешней среды профессиональный подход к управлению является главным условием успеха организации. Перед высшей школой поставлена задача – научить будущих специалистов современным принципам, формам и методам управления. На решение этой задачи направлено изучение учебной дисциплины «Основы теории управления» в программе обучения бакалавровспециалистов высшей школы.

Единую методологическую основу разнообразных форм менеджмента создает его общая теория, содержащая функциональные категории и понятия, принципы и методы, систему функций и задач менеджмента, не зависящую от отраслевой или функциональной специфики деятельности организации или предприятия. Поэтому предлагаемое учебное пособие имеет широкий спектр применения в учебном процессе и предназначено для студентов экономических и неэкономических направлений подготовки бакалавриатаспециальностей.

Данное учебное пособие соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования. Основная цель изучения дисциплины - дать студентам основополагающие представления об организациях и об эффективном управлении ими. В ходе изучения курса студенты должны освоить следующие вопросы:

- сущность управления и основные категории менеджмента;

- структура и взаимосвязь внутренней и внешней среды организации;

- сущность принципов и методов эффективного управления организациями;

- процесс коммуникации и эффективность управления им;

- теоретические подходы к принятию решений;

- стратегическое планирование и реализация стратегии;

- мотивация трудовой деятельности;

- основные принципы построения организационных структур и отношений;

- поведенческие аспекты в организации: лидерство, власть, влияние, групповое взаимодействие, управление конфликтом, стрессами и изменениями;

- основы управления производством;

- формирование и управление организационной культурой.

Данное учебное пособие предполагает использование практикума, где представлены практические задания, конкретные ситуации и вопросы для подготовки к семинарским занятиям. Знакомство с данным курсом позволит составить цельное представление об основных принципах и методах современного управления, его роли в обеспечении жизнедеятельности и конкурентоспособности организации и послужит формированию профессиональных компетенций будущих менеджеров.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.143 (0.009 с.)