Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы неопределенности в принятии решений

Поиск

Важнейшим аспектом повышения эффективности управления является повышение качества решений, принимаемых руководством. Понятие «решение» в современной практике неоднозначно, но всегда это выбор среди множества альтернатив. Повседневные решения обычно принимаются без тщательной подготовки на уровне здравого смысла, наиболее важные требуют взвешивания и просчета последствий. Управленческое решение отличается особой сознательностью и ответственностью, так как носит общественный характер, затрагивая интересы многих групп людей, поэтому требует взвешенного научного подхода. Менеджер обладает властью, полномочиями принимать решения, он же несет ответственность за их выполнение, за использование ресурсов, за судьбы людей.

Принятие управленческого решения – это выбор наилучшего способа достижения какой-либо цели управления в процессе анализа вариантов. Управленческое решение – это результат или продукт управленческого труда, эффективность которого измеряется последствиями принятого решения, уровнем профессионализма в области принятия решений.

Управленческое решение может приниматься в трех основных системах: технической, биологической и социальной. Техническая система включает в себя станки, оборудование, компьютеры и др., набор решений в такой системе ограничен и последствия обычно предопределены, а эффективность обусловлена профессионализмом специалиста. Биологическая система включает флору и фауну планеты и отличается большим разнообразием и сложностью функционирования и предполагает множество альтернатив при выборе решения. Социальная система отличается множеством и разнообразием связей и целей, при этом каждый человек или группа будут устанавливать отношения с аналогичными членами социальной системы. В такой системе наблюдается большая степень непредсказуемости результата, причем любая организация – это социальная система, включающая в себя техническую и биологическую системы. Решения, принимаемые руководителем в социальной системе, называется управленческим решением, а руководитель – лицо, принимающее решение (ЛПР).

Каждое управленческое решение затрагивает экономические, организационные, социальные, правовые, технологические и морально-этические интересы компании, при этом эти интересы могут противоречить друг другу. Экономическая сущность управленческого решения направлена на получение экономического результата, должна отражать экономическую выгоду и служить оптимизации использования организационных ресурсов: снижению затрат, повышению дохода и прибыльности организации и т.д.

Для эффективной работы организации и исполнения решения необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать инструкции, делегировать полномочия и определять ответственность за исполнение решения, наладить систему контроля и выделить необходимые ресурсы. В этом проявляется организационная сущность управленческого решения.

Социальная сторона решения заложена в механизме управления персоналом, в использовании рычагов воздействия в виде мотивационных механизмов удовлетворения человеческих потребностей, поиске методов власти и влияния, установлении благоприятных социальных отношений с организационным окружением.

Правовая сущность решения выражается в соответствии его законодательным актам и правовым нормам, несоблюдение которых может привести к губительным последствиям для компании. Технологическая сторона управленческого решения в большей степени связана с квалификационными вопросами и наличием технических и технологических средств для реализации решения. Наконец, морально-этический аспект управленческих решений играет важную роль при принятии решений и часто ставит руководителя в затруднительное положение, когда необходимо сделать выбор: сократить персонал в целях оптимизации затрат или сохранить кадровых работников и тем самым снизить прибыльность организации в текущий момент.

В большинстве случаев руководитель находится в такой ситуации, когда невозможно принять абсолютно эффективное решение, удовлетворяющие все стороны вопроса или проблемы. Обычно решение принимается в условиях «ограниченной рациональности» (Г. Саймон) по принципу приемлемости, так как поиск исчерпывающей информации требует слишком много времени, что не может себе позволить менеджер.

 Характер и технология принятия управленческого решения во многом зависит от типа управленческого решения (табл. 24).

Таблица 24

Типы управленческих решений

По характеру решения задач

Стратегические
Оперативные

По степени определенности среды

В условиях определенности
В условиях риска
В условиях неопределенности

По степени структуризации задач

Хорошо структурированные (программируемые, алгоритмические)
Слабоструктурированные (нестандартные, непрограммируемые, эвристические)

 По функциональным областям

Финансовые
Кадровые
Производственные и т.д.

По количеству участников

Индивидуальные (единоличные)
Коллегиальные
Коллективные

По способу принятия

На основе суждений
Интуитивные
Рациональные

При принятии интуитивных решений выбор делается на основе ощущения того, что это решение будет правильным. Многие управленцы высшего звена принимают успешные решения на основе интуиции, но для этого надо обладать особым чутьем и талантом. Опрос 60 американских бизнесменов из разных отраслей экономики показал, что около половины решений принимается интуитивным способом. Решения, основанные на суждениях, обусловлены накопленным опытом и знанием того, что в прошлом подобное решение принесло успех, но такой подход в новой ситуации может привести к неудаче. Каждая новая управленческая ситуация преподносит новые варианты сочетания внутренних и внешних переменных, поэтому взвешенный рациональный подход к принятию решений является необходимым условием профессиональной компетенции руководителя. Принятие рационального решения – это объективный аналитический процесс, состоящий из сбора информации о существующей проблеме, анализа и расчета альтернативных вариантов решения и выбора из них самого оптимального решения.

Стратегические решения принимаются в связи с решением сложных проблем предприятия, с крупными переменами в организации, разработкой новой стратегии организации (например, реструктуризация предприятия, переговоры с профсоюзом, производство нового вида продукции, переориентация бизнеса). Оперативные решения связаны с текущей деятельностью, реализацией краткосрочных планов.

Структурированные (программируемые) решения построены на базе установленных правил, методик, порядков, политики, имеют мало вариантов выбора, принимаются на базе математических расчетов (например, выбор маршрута доставки груза, составление графика работы). Менеджеру достаточно один раз сформулировать правила принятия такого решения, и его подчиненные и другие работники будут его исполнять.

Слабоструктурированные (непрограммируемые) решения требуются в совершенно новых, нестандартных ситуациях, они сопряжены с неизвестными факторами, поэтому требуют творческого, инновационного подхода для их решения, здесь возможно множество вариантов выбора (например, как повысить мотивацию работников, производительность труда на предприятии?). Многие непрограммируемые решения связаны со стратегическим планированием в условиях высокой неопределенности внешней среды и необходимостью принятия сложных решений.

Управленческие решения принимаются в разных обстоятельствах по отношению к риску:

1) в условиях определенности;

2) в условиях риска;

3) в условиях неопределенности.

В условиях определенности руководитель точно знает результат каждого из альтернативных вариантов, например, при расчете затрат на производство изделия известны предполагаемые объемы постоянных и переменных затрат, в результате чего путем осуществления расчетов на основе имеющихся методик принимается управленческое решение. В условиях определенности существует ограниченное количество альтернативных вариантов. Например, компания рассматривает вопрос об инвестировании 10 тыс. долл. в новое оборудование, которое позволит в течение 5 последующих лет экономить по 4 тыс. долл. в год. Имеющиеся данные позволят рассчитать норму возврата инвестиций до уплаты налогов (около 40%).

К решениям в условиях риска относятся такие решения, когда объем информации достаточен, но будущие результаты могут меняться, тем не менее можно рассчитать прибыльность каждого результата и вероятность наступления событий. Вероятность определяется как степень возможного наступления событий от 0 до 1, а сумма вероятностей альтернатив должна равняться 1. Наиболее желательный способ определения вероятности – это объективность и достоверность информации, ее можно определить математическим методом путем статистического анализа или на основе имеющегося опыта. Вероятность может быть объективной и субъективной. Объективная вероятность базируется на прошлом опыте, т.е. подобные события происходили в прошлом, есть статистические данные для ее определения. Когда невозможно оценить вероятность, нет доступа к достоверной информации, то на основе расчетов и предположений устанавливается субъективная вероятность. Ставки на скачках являются примером определения субъективной вероятности.

Когда решение принимается в условиях риска, важно определить степень риска, например, некоторые нефтедобывающие компании для оценки объемов запасов углеводородов применяют метод количественного моделирования, что позволяет менеджерам оценить степень риска на каждой стадии освоения и разработки месторождения. Решение компании о том, страховать или нет свой автопарк, хороший пример решения, принимаемого в условиях риска. Руководитель не знает, сколько и на какую сумму произойдет аварий в предстоящем году, но при этом есть сведения из статистики страхования, что один из десяти водителей раз в году попадает в аварию и средний ущерб составляет 2000 долл.. Если организация имеет 500 автомобилей, то вероятны 50 аварий общей стоимостью 100 тыс. долл.. В таком случае руководитель может принять решение о страховке примерно на эту сумму, таким образом снизив риск.

Неопределенность характеризуется невозможностью получения достоверной информации. Факторы настолько новы и сложны, что потенциальные результаты определить невозможно. Такого рода неопределенность характерна для современной быстро меняющейся внешней среды организаций, когда постоянно изменяющееся состояние экономической, политической, технологической среды не позволяет делать достоверные прогнозы на будущее.

В условиях неопределенности менеджер при принятии решений может руководствоваться следующей методикой. Критерий Лапласа предполагает, что не существует оправданных причин полагать, что одно событие имеет большую вероятность наступления, чем другое. В этом случае менеджеры принимают одинаковую вероятность наступления каждого альтернативного события, затем выбирают вариант, имеющий наибольшую ожидаемую стоимость. Критерий пессимизма основан на предположении, что случится самое худшее. В данном случае выбирается тот вариант, который окажется лучшим при наименее неблагоприятных условиях, т.е. принесет наименьшие потери. Критерий оптимизма основывается на выборе наилучшего варианта по принципу максимизации прибыли.

По количеству участников, принимающих решения, различают индивидуальные, коллегиальные и коллективные стили принятия решений. Американские ученые В. Врум и Ф. Йеттон определили 5 стилей в зависимости от степени участия в процессе принятия решений руководителей и подчиненных (рис. 30).

 

 


        1         2        3          4       5

Рис. 30. Стили принятия решений

 

1) руководитель единолично принимает решение;

2) руководитель информирует о принятом решении и отвечает на вопросы;

3) руководитель представляет проект решения и просит внести дополнения;

4) руководитель формулирует проблему и выслушивает варианты решений;

5) руководитель формулирует проблему, коллективом совместно выдвигаются варианты, и принимается решение.

Групповые (коллегиальные, коллективные) решения имеют ряд преимуществ по отношению к индивидуальным (единоличным) решениям.

Преимущества:

· способность к решению проблемы у группы выше, так как интеллектуальный ресурс группы больше, проблема понимается широко и всесторонне, группа способна найти лучший вариант решения проблемы;

· энтузиазм группы возрастет, если он будет поощряться материально;

· при коллективном обсуждении проблемы теми, кто будет осуществлять решение, снижается сопротивление переменам, возрастает энтузиазм реализации принятого группой решения.

Недостатки:

· увеличивается время на принятие решений, так как необходимо выслушать мнение каждого;

· увеличивается неудовлетворенность членов группы, когда их участие в принятии решений не приносит результаты.

8.2. Процесс подготовки и принятия решения

 

Процесс принятия управленческого решения включает в себя следующие этапы (рис. 31):



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.149.244 (0.007 с.)