Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 12 . Управление групповой динамикой

Поиск

12.1. Группы, групповая динамика

 12.2. Факторы, влияющие на групповое поведение

 12.3. Управление командой

Группы и групповая динамика

Человек в организации выполняет работу в окружении людей, находясь во взаимодействии с ними. Он не только исполнитель определенной роли, соответствующей его должности, но и член группы, в рамках которой он действует. При этом группа оказывает влияние на его поведение человека, а его поведение влияет на состояние и эффективность работы группы. Каждый менеджер должен уметь понимать, какие процесс протекают в группе, какие факторы влияют на ее эффективность и как формировать продуктивные команды.

Группа (малая группа) – объединение небольшого количества людей (не более 10), находящихся в устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение долгого промежутка времени. Членов группы должна связывать общая цель или интерес, общее дело или увлечение.

По Курту Левину, для группы характерно: 1) непосредственное взаимодействие (лицом к лицу), т.е. поведение каждого члена оказывает влияние на других и наоборот; 2) взаимозависимость – члены группы зависят друг от друга при удовлетворении своих личных потребностей или достижении личных целей.

По Р. Мертону, группа – это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Причины вступления в группы представлены на рисунке 40.

                                                                                          СТАТУСЕ, УСИЛЕНИИ ВЛАСТИ

 

                                                                                          РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ

 

                                                                                           ЗАЩИТЕ, ПОМОЩИ

ПРИЧИНЫ ВСТУПЛЕНИЯ

В ГРУППЫ --                                                                 ОБЩЕНИИ

ПОТРЕБНОСТЬ В

( выделены причины                                                        СИМПАТИИ

вступления в

неформальные группы)                                                  ЛЮБВИ                  

                                                                                               

                                                                                           ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

 

Рис. 40. Причины вступления в группы

Существуют следующие разновидности групп:

- по размеру: большие (нации, этнические группы, коллектив большой организации, толпа, публика, аудитория, классы) и малые группы;

- по характеру взаимодействий: условные (нет прямых межличностных взаимодействий) и реальные (члены группы вступают в отношения друг с другом и могут осознавать свою принадлежность к данной группе);

- по времени существования: постоянные и временные;

- по степени формализованности: формальные – неформальные группы (на основе симпатии, взаимных чувств, интересов);

Формальные группы (организации) – структурные подразделения в организации, имеющие формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы и закрепленные за ними функции и задачи: например, бухгалтерский учет, производство, маркетинг.

Неформальные группы (организации) создаются по принципу симпатии, общих интересов, привычек, увлечений. Такие группы имеют свои правила, нормы поведения, своего неформального лидера. Такого рода группы нельзя недооценивать, так как они оказывают существенное влияние на поведение людей в организации, и эффективность ее работы подчас выше, чем у формальной.

- по уровню развития: группы низкого уровня развития – (ассоциации, корпорации, диффузные группы), высокого уровня развития – (коллективы, команды).

- по характеру взаимоотношений: первичные - с высокой степенью солидарности и глубоким чувством «мы», малочисленностью, пространственной близостью, множеством развитых разнообразных контактов и моральных норм, вторичные – эмоциональные отношения отсутствуют, а взаимодействие между людьми обусловлено, например, взаимным стремлением к достижению какой-то цели. В этих группах основное значение придается не межличностным качествам, а умению выполнять определенные функции.

Термин «групповая динамика» ввел К.Левин, немецкий психолог, с 1939 г. живший в США. Он сформулировал вывод о том, что в группах людей каждый признает свою зависимость от других членов группы.

Групповая динамика – это совокупность динамических процессов, которые проходят в группе в определенную единицу времени, т. е. все те процессы, которые фиксируют и обеспечивают психологические изменения, происходящие в группе за время ее существования.

Групповая динамика (греч. dynamis — сила) — совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад.

К процессам групповой динамики относятся:

· руководство и лидерство;

· принятие групповых решений;

· нормообразование (выработка групповых мнений, правил и ценностей);

· формирование функционально-ролевой структуры группы;

· сплочение;

· конфликты;

· групповое давление и другие способы регуляции индивидуального поведения.

Выделяют следующие стадии развития группы:

- стадию формирования;

- стадию психологической напряженности;

- стадию нормализации;

- стадию деятельности и наивысшей работоспособности.

Стадия формирования

Когда группа формируется, ее члены осторожно исследуют границы приемлемого поведения в группе. Это стадия перехода индивида от состояния независимого лица к статусу члена группы. Члены группы испытывают такие чувства, как волнение, нетерпение, оптимизм, подозрение, опасение и беспокойство относительно будущей работы и способов взаимодействия с другими членами группы. Они делают первоначальные, пробные шаги приспособления к группе, пытаются определить задачу и решить, как она будет выполнена, как вести себя в группе и как следует иметь дело с проблемами группы. Они решают, какая информация нужна и как она должна быть собрана. Скрыто или открыто члены группы ищут руководителя, ждут объяснений цели, планов, жаждут деятельности, они заняты обсуждением второстепенных или общеизвестных вещей, абстрактных концепций и проблем, признаков или вопросов, не имеющих отношение к задаче. Идет «светский разговор», фасадное общение, отказ от личностного самовыражения.

Стадия психологической напряженности (стадия бурления, или шторминга)

Шторминг – вероятно, наиболее трудная стадия для команды. Это похоже на то, как будто члены группы сделали прыжок в воду и, думая, что они тонут, начинают метаться. Они понимают, что задача более трудная, чем они предполагали, и становятся вспыльчивыми, обидчивыми, обвиняющими или чрезмерно фанатичными.

На стадии шторминга для членов группы характерны:

- сопротивление выполнению задачи и новым подходам к совершенствованию работы (отличным от тех, которые каждый индивидуальный член находит удобным для использования);

- резкие колебания отношения к членам команды и к успеху проекта;

- продолжение обсуждения проблем среди членов группы, даже когда они договариваются о конкретном результате;

- оборона и конкуренция, разбивка на фракции и выбор союзников, борьба за лидерство;

- установление нереалистичных целей;

- отсутствие единства, повышенная напряженность и ревность.

Многие члены команды испытывают чувство давления и напряжения, но постепенно они начинают понимать друг друга.

Стадия нормализации

Во время этой стадии члены группы определяют уровень лояльности и распределяют обязанности. Они принимают группу, ее основные правила или «нормы», роли в группе и индивидуальные особенности членов группы. Эмоциональный конфликт снижен, первоначально конкурентные отношения замещаются на более сотрудничающие. Другими словами, поскольку члены команды понимают, что они не собираются тонуть, они прекращают метаться и помогают друг другу находиться на плаву.

Стадия нормализации характеризуется следующими факторами:

- принятием членства в группе;

- появлением новой способности – конструктивного выражения критики;

- взаимопомощью и направленностью на выполнение работы;

- попыткой достичь гармонии, избегая конфликта;

- более дружелюбным, доверительным отношением друг к другу, люди делятся личными проблемами;

- ощущением принадлежности к группе, совместимостью, общим духом и общими целями;

- установлением и поддержанием основных правил и «норм» группы.

Поскольку члены команды начинают учитывать свои различия, у них теперь имеется больше времени и энергии на проект, общее дело. Таким образом, они способны к существенному продвижению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.67.90 (0.009 с.)