Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Управление организационной культуройСодержание книги
Поиск на нашем сайте
17.1. Сущность и типология организационной культуры
Все организации независимо от формы собственности и целей деятельности создаются и живут в определенной среде, носящей название культура. Она во многом определяет смысл их существования, действует как извне, так и внутри организации. Общеупотребимого определения культуры нет, хотя интуитивно ясно, что это такое. Так, известный российский писатель М.М. Пришвин писал, что культура - это связь людей, а цивилизация - это сила вещей. А крупнейший отечественный философ и богослов П.А. Флоренский говорил, что культура - это среда, растящая и питающая личность. Культура придает смысл многим нашим поступкам. Поэтому менять что-либо в жизни людей можно лишь с оглядкой на это значительное явление. Культура формируется годами и десятилетиями, поэтому она инерционна и консервативна. И многие нововведения не приживаются только потому, что противоречат освоенным людьми культурным нормам и ценностям. В дополнение к нормам, принятым в обществе, каждая группа людей, в том числе и организация, вырабатывает собственные культурные образцы, которые получили название деловой или организационной культуры. Можно сказать, что между сплоченностью группы людей и уровнем их групповой культуры существует определенная положительная корреляция. Поэтому если мы хотим создавать прочные организации, важно позаботиться о мерах, направленных на формирование их внутренней культуры. Современный менеджмент рассматривает организационную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и работников на общие цели. Существует несколько определений организационной (корпоративной) культуры. · усвоенные и применяемые членами организации ценности и нормы, которые одновременно решающим образом определяют их поведение; · атмосфера, или социальный климат, в организации; · доминирующая в организации система ценностей и стилей поведения. Исходя из этих определений под организационной (корпоративной) культурой понимаются в основном ценности и нормы, разделяемые большинством членов организации, а также их внешние проявления (организационное поведение). Другие определения: «Вошедший в привычку, ставший традицией образ мышления и способ действия, который в большей или меньшей степени разделяют все работники предприятия и который должен быть усвоен и хотя бы частично принят новичками, чтобы новые члены коллектива стали «своими» (Э. Джакус). «Комплекс убеждений и ожиданий, разделяемый членами организации, эти убеждения и ожидания формируют нормы, которые в значительной степени определяют поведение в организации отдельных личностей и групп» (Х. Шварц и С. Дэвис). «Система отношений, действий и артефактов, которая выдерживает испытание временем и формирует у членов данного культурного общества довольно уникальную общую для них психологию» (С. Мишон и П. Штерн). «Уникальные характеристики воспринимаемых особенностей организации, то, что отличает ее от всех других в отрасли» (К. Голд.) «Комплекс базовых предположений, изобретенный, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научиться справляться с проблемами внешней адаптации внутренней интеграции, функционирующий достаточно долго, чтобы подтвердить свою состоятельность, и передаваемый новым членам организации как единственно правильный» (Э. Шейн). «Один из способов осуществления организационной деятельности посредством использования языка, фольклора, традиций и других средств передачи основных ценностей, убеждений, идеологии, которые направляют деятельность предприятия в нужное русло» (Г. Морган). Обобщая эти определения, можно сказать, что организацио́нная культу́ра — это совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации.
Основные элементы организационной культуры: Ф. Харрис и Р. Моран предлагают рассматривать организационную культуру как совокупность следующих характеристик: · осознание себя и своего места в организации (одни культуры ценят сокрытие работником своих эмоций и настроений, другие – открытость, в одних организациях творчество проявляется через сотрудничество, в других - через индивидуализм); · коммуникационная система и язык общения, т.е. использование устной, письменной, невербальной коммуникации, открытость коммуникации, телефонное право, используемый жаргон, аббревиатура. В каждой организации и группе эта система разная; · внешний вид, одежда и представление себя на работе (униформа, спецодежда, деловой стиль, опрятность, косметика, прическа отражают культурный аспект); · организация питания и бытовых комнат (наличие или отсутствие таковых мест на работе, люди приносят с собой еду или ходят в кафетерий внутри или вне организации, дотация питания, периодичность, продолжительность питания, едят вместе или разтдельно); · осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности и относительности времени у работников, соблюдение временного распорядка и поощрение за это, монохроническое или полихроническое использование времени); · взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, статусу и власти, мудрости и интеллекту, опыту и знаниям, рангу и протоколу, религии и гражданству, степень формализации отношений, получаемой поддержки, пути разрешения конфликтов); · ценности и нормы (что такое хорошо или плохо и ожидаемый стереотип поведения, что ценят: титулы, себя в организации или саму работу); · верования (вера в руководство, успех, в свои силы, во взаимопомощь, в этичное поведение, в справедливость, отношение к коллегам, к клиентам и конкурентам, к злу и насилию, агрессии, влияние религии и морали); · трудовая этика и мотивация (отношение к работе и ответственность, разделение и замещение работы, чистота рабочего места, качество работы, оценка работы и вознаграждение, индивидуальная или групповая работа, продвижении по службе). Члены организации, разделяя веру и ожидания, создают свое физическое окружение, вырабатывают свой язык общения, совершают действия, проявляют понимание всеми чувствами и эмоциями. Все это, воспринятое работниками, помогает им понять и интерпретировать организационную культуру, т.е. придать свое значение событиям и действиям и осмыслить его. Из этих разделяемых верований, ожиданий и действий формируются нормы проведения как образцы для поведения. Заслуживает интереса концепция С.П. Роббинса, который предлагает рассматривать организационную культуру на основе 10 характеристик: · личная инициатива, т.е. степень ответственности, свободы и независимости, который обладает человек в организации; · степень риска, т.е. готовность работника пойти на риск; · направленность действий, т.е. организация устанавливает четкие цели и ожидаемые результаты выполнения; · согласованность действий, т.е. положение, при котором подразделения и люди внутри организации координированнокоординировано взаимодействуют; · управленческая поддержка, т.е. обеспечение свободного взаимодействия, помощи и поддержки подчиненным со стороны управленческих служб; · контроль, т.е. перечень правил и инструкций, применяемых для контроля и наблюдения за поведением сотрудников; · идентичность, т.е. степень отождествления каждого сотрудника с организацией; · система вознаграждений, т.е. степень учета исполнения работ, организация системы поощрений; · конфликтность, т.е. готовность сотрудника открыто выражать свое мнение и пойти на конфликт; · модели взаимодействия, т.е. степень взаимодействия внутри организации, при которой взаимодействие выражено в формальной иерархии и подчиненности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.7.53 (0.01 с.) |