Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факторы, влияющие на групповую динамикуСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На индивидуальном уровне на группу влияют: - возраст членов группы; Чаще всего лидерство в группе завоевывает человек, старший по возрасту. Для людей старшего возраста характерна большая включенность в группу, что является результатом развития познавательных способностей, высокой частоты контактов с людьми, участия в общественной жизни. С возрастом человек начинает более внимательно относиться к окружающим, пользуется большим уважением и имеет более устойчивую оценку со стороны других людей. - пол членов группы; Было установлено, что в некоторых разнополых группах женщины ведут себя более подавленно по сравнению с мужчинами. Женщины чаще используют визуальный контакт в качестве средства общения, чаще соглашаются с мнением большинства, склонны к коллективному методу принятия решений. Мужские группы более агрессивны и иерархичны, склонны к авторитаризму в принятии решений. - уровень образованности; В ряде исследований была выявлена положительная взаимосвязь между участием индивида в группе и интеллектуальным уровнем. Чем выше интеллектуальный уровень, тем более активен человек в групповом процессе. Интеллектуальный и общеобразовательный уровень оказывает влияние и на конформизм личности. Человек с более высоким интеллектуальным уровнем менее конформен, чем человек с низким интеллектуальным уровнем. Также образованный человек обычно уверен в аккуратности своего высказывания и не испытывает необходимости в поддержке со стороны группы. Была установлена взаимосвязь между уровнем образованности и лидерством. Чем больше разница в интеллектуальном уровне лидера и других участников, тем выше эффективность групповой деятельности. - индивидуально-психологические особенности членов группы; - социально-экономический и личный статус; Социальный статус – это положение, которое человек автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, национальной) в данной социальной системе. Личный статус – это положение, которое он занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как оценивается по своим индивидуальным качествам. Статус человека в организации или в группе определяется рядом факторов, таких как старшинство в должностной иерархии, название должности, расположение и оформление кабинета, образование, социальные таланты, информированность и накопленный опыт. Эти факторы могут способствовать повышению или понижению статуса в зависимости от ценностей и норм группы. В группах с различным статусом участников общение обычно направлено на тех, кто имеет более высокое положение, причем направляемая им информация более содержательная и менее конфликтная. Человек с высоким статусом занимает больше времени в ходе обсуждения проблем и вопросов в группе: больше говорит, высказывания других членов группы по отношению к нему содержат меньше агрессивных выпадов, меньший объем вербальной агрессии. Члены группы, чей статус достаточно высок, способны оказывать большее влияние на решения членов группы с низким статусом. Классически выделяют следующие статусы в группе: Альфа – это лидер. Эту роль занимает наиболее активный и наиболее энергетически сильный участник группы. Альфа всегда только один. Бета – это наиболее компетентный и информированный сотрудник. Бет может быть несколько чаще, не больше двух. Бета нейтрален по отношению к альфе. Часто альфа, чтобы упрочить свой авторитет, обращается за поддержкой к бете – носителю знаний и информации. Между бетами в группе, если их несколько, нет антагонистических или конкурентных отношений. Беты предпочитают соблюдать нейтралитет и ориентированы больше на анализ информации. Гамма – это рядовые сотрудники. Это масса, состоящая из обычных людей, которые держатся за общегрупповое мнение и формируют его. Руководитель должен добиваться, чтобы гаммы выполняли задекларированные в правилах групповые нормы. Именно гаммы – оплот соблюдения регламента. Гаммами управлять легче всего, так как они сами заинтересованы отдать управление собой в чьи-либо руки. Так как их большинство, то, управляя гаммами, руководитель управляет всей группой. Различают: · гамма 1 – приближенные, опора, соратники, команда альфы; · гамма 2 – многочисленная группа инертных, подчиняющихся членов группы, жертва манипуляции руководства. · гамма 3 – оппозиция, группа, недовольная своим статусом, но вынужденная подчиняться. К ним применяется политика «кнута и пряника». Пряник – привлечение в число приближенных, кнут – ограничение прав, получаемого вознаграждения, довольства вплоть до изгнания из группы и физической расправы. · гамма 4 – шут, позволяющий себе критически замечания (с разрешения лидера) по отношению в альфе, таким образом, поддерживая видимость демократии, свободы слова. Омега – это изгой, козел отпущения. Это человек, отвергаемый группой. Он находится вне коллектива, с ним не поддерживают контакт. Это неудачник. Он принимает на себя групповую агрессию. Такая роль в группе необходима для сплочения, демонстрации единства, ощущения чувства «мы». Также руководителю важно следить, чтобы никто в группе не стал омегой. Омега – очень неприятная роль, скорее всего такой человек покидает группу, а она находит нового омегу. Анти-альфа – анти-лидер. Если в группе есть два лидера, то между ними происходит борьба за лидерство, после чего один побеждает и становится альфой, а другой становится анти-альфой и формирует оппозицию альфе. Анти-альфа и альфа борются за поддержку гамм. Кого поддержат гаммы, тот и станет лидером. Анти-альфа не всегда бывает в группе. Всегда, когда он есть, групповая динамика развивается бурно и часто с агрессией. Сильное, ярко выраженное статусное различие в группах характерно для незрелых личностей: преступников, детей. - распределение ролей; За каждым членом закрепляется определенная социальная роль в зависимости от того, как влияет данный член команды на процесс выполнения работы. Английский исследователь М. Белбин выделил 9 социальных ролей членов команды (табл.33). На групповом уровне оказывают влияние: - размер группы; По данным статистических исследований, оптимальное количество членов группы – 5-11 человек; для собраний и совещаний – в среднем 8 человек. Наиболее правильные решения принимаются группой в 5-11 человек. По мере увеличения размера группы усложняется: достижение соглашения по спорным вопросам; появляется тенденция разделения группы на подгруппы; происходит рассогласование целей, которое приводит к напряженности и конфликтам. В малых по количеству участников группах очень высок накал межличностного общения, напряженности между членами группы. В больших группах мало внимания уделяется каждому участнику группы.
Таблица 33
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.119.67 (0.01 с.) |