Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Американская модель управления

Поиск

Мировой опыт формирования моделей управления свидетельствует об их многообразии. Возникшие под влиянием таких факторов, как природно-климатический, экономический, социально-культурный, траектория исторического развития, тип собственности, форма государственного устройства, зрелость сложившихся рыночных отношений,  модели управления проявляют свою устойчивость и активно влияют на характер экономического развития стран. Причем механический перенос моделей управления из одной социально-культурный среды в другую практически невозможен и требует продолжительного времени для интеграции и адаптации, в результате чего может сложиться совершенно другая модель.

Изучение американской модели менеджмента представляет известный интерес. Именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента, которая позволила этой стране занять лидирующие позиции в мире. Основу американской модели управления составляет принцип индивидуализма, возникший в недрах европейской культуры и принявший в американском менталитете наиболее яркое выражение. В процессе освоения огромный территорий в наиболее активных переселенцах из Европы проявлялись и вырабатывались такие качества, как инициативность, индивидуализм  и предпринимательство. Американский индивидуализм проявляется в том, что в управлении ставка делается на яркие личности – менеджеров, способных улучшить деятельность организации, поэтому поощряется быстрая вертикальная карьера молодых профессиональных способных руководителей, превалируют индивидуальный способ принятия решений и индивидуальная ответственность, а также оценка персонала в продвижении за индивидуальный результат, ориентация в управлении на личность.

Американский менеджмент впитал в себя основы школы научного и административного управления, основателями которых являются А. Файоль и Ф. Тейлор. Исходя из этого, научные концепции менеджмента, зародившиеся в большей степени в американской практике ведения бизнеса, имеют следующие основополагающие черты: жесткие структуры управления с четко регламентированными функциональными обязанностями и инструкциями, формальные отношения с подчиненными, узкая специализация руководителей, оплата труда по индивидуальному результату.

Современная американская модель менеджмента ориентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIX в. Развитый фондовый рынок в Америке позволяет эффективно управлять акционерным капиталом, распыленным между большим количеством мелких собственников-, держателей акций. Эффективно действующий механизм фондового рынка способствует быстрому перетоку капитала в прибыльные отрасли. Ориентация на краткосрочный финансовый результат компаний - стоимость акций на бирже, уровень дивидендов - также является особенностью американской модели управления, в результате чего в целях оптимизации ресурсов организации, американские руководители в большей степени ориентированы на быстрое увольнение и наеем работников.

Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на стыке 1960-1970-х гг., а в 1980-е гг. охватило практически все американские корпорации. Основой стратегического управления является системный и ситуационный анализ внешней и внутренней среды с учетом прогнозируемых изменений, на основе которого разрабатывается долгосрочный план развития организации.

1960-е гг. ознаменовались в Америке появлением «доктрины производственной демократии», связанной с привлечением рабочих к управлению. Для снижения сопротивления рабочих организационным изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются программы повышения «качества трудовой жизни», с помощью которых работники корпорации привлекаются к разработке стратегии ее развития, обсуждению вопросов рационализации производства, решению разнообразных внешних и внутренних проблем.

Американские ученые продолжают разрабатывать реальные проблемы менеджмента. Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста.

Японская модель менеджмента

За последние два десятилетия Япония заняла лидирующее положение на мировом рынке. На ее долю приходится 44,5% общей стоимости акций всех стран мира. И это притом, что население Японии составляет всего 2% населения земного шара. Одной из главных причин стремительного успеха Японии является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор. При этом японцы рассматривают не одного человека (личность), как американцы, а группу людей. На процесс формирования японского менеджмента оказали влияние американские идеи управления, но в сочетании со специфической восточной культурой они приобрели совершенно своеобразную форму.

Природно-географические условия хозяйствования, религиозная философия способствовали формированию у японцев таких национальных черт, как экономия, бережливость и трудолюбие, что значительно повлияло на характер ведения бизнеса. Мотивами к труду персонала являются трудовые успехи работника, признание его заслуг, служебный рост, профессиональное совершенствование, творческий подход. Японцы выше других ставят социальные потребности (принадлежность к социальной группе, место работника в группе, внимание и уважение окружающих), поэтому и вознаграждение за труд (стимулы) они воспринимают через призму социальных потребностей. Японская система хозяйствования опирается на исторически сложившиеся традиции групповой сплоченности и прирожденному стремлению  к созданию качественной продукции. Поэтому для японцев характерны групповой способ принятия решения, групповая ответственность и способ мышления.

В отличие от работников других стран японцы не стремятся к безусловному выполнению правил, инструкций и обещаний (в японских предприятиях фактически отсутствуют должностные инструкции). С их точки зрения, поведение менеджера и принятие им решений всецело зависят от ситуации. Главное в управленческом процессе - это изучение нюансов обстановки, которые позволяют менеджеру принять правильное решение.

Сильнейшим средством мотивации в Японии является «корпоративный дух» фирмы. Для крупных японских фирм характерны система пожизненного найма, оплата труда работников по выслуге лет, постепенный карьерный рост (продвижение по старшинству) и горизонтальная ротация (обучение другим специальностям).

Центральное место в оперативном управлении японского менеджмента занимает управление качеством. Во всех сферах японской экономики в настоящее время действуют группы (кружки) качества, в которые помимо рабочих включаются мастера и инженеры. Японская система «тотального» контроля за качеством, в которую вовлечены все работники и звенья организационной системы, дает ощутимые результаты.

В начале 1970-х гг. вице-президент автомобильной компании «Тойота» Т. Оно предложил систему организации труда «Канбан». Суть ее заключалась в том, что на всех фазах производственного процесса японские промышленники отказались от производства продукции крупными партиями и создали непрерывно-поточное производство, организовали поставку сырья и материалов для нужд производства и организацию отгрузки готовой продукции «точно вовремя», минимизировав затраты в области управления запасами.

Кроме того, специфической чертой японской модели является ориентация на потребителя, методы «участвующего управления» и «опережающего мышления», гибкие структуры и управленческий контроль. В последнее время американские корпорации начали внедрять у себя нововведения, приведшие японские фирмы к значительному успеху. Однако не все методы управления, используемые в Японии, приживаются на американской земле.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.194.30 (0.011 с.)