Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимодействие между траекторией и биографией: процесс возвращенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
_____________________________________________________________
Презентация (Кордана и Штрауса, см. также раздел 9) начинается с общих соображений и показа связанных с ними ключевых категорий. Затем представляется история по случаям с анализом шаг за шагом, переплетенным с описательным материалом. Последний иногда просто цитируется для того, чтобы заполнить абстрактное содержание аналитических интерпретаций, иногда просто для того, чтобы произвести на читателя впечатление яркостью высказывания действующего лица. Явление. Жизнь отдельного человека и, охватываемый ей опыт можно представить в виде биографии, которая состоит из прошлого, настоящего и будущего. В каждую такую биографию включена личность, которая в свою очередь состоит из множества миниличностей. В некоторый момент человеческой жизни у него может развиться хроническая болезнь, которая добавляет еще одно измерение к его биографии (следовательно к самой личности), а также приводит к возникновению траектории болезни. (Траектория определяется, как физиологическое течение болезни пациента, и общей организацией работы, проведение которой необходимо в течение этой болезни, а также влиянием, которое она оказывает на тех, кто занимается проведение организации этой работ и ее реализацией). Траектория болезни является еще одним аспектом жизни, которым необходимо управлять. Проблемы управления, возникшие в результате комбинации траектории и биографии, зависят от свойств последних; точки, на которой они пересекаются; способов их комбинаций связей и разветвлений. Само прилагательное хронический означает, что эта связь, слияние является весьма долгосрочной и даже может продлиться всю жизнь. Когда человек заболевает такими болезнями как, например, миокардический инфаркт, или удар или повреждение позвоночника или ампутация конечности, или повреждение какого-либо органа, то тогда внимание направляется на управление данной болезнью, предотвращение кризиса и выживание. Озабоченность врача, членов семьи и самого больного, если он находиться в состоянии полного сознания, располагается вокруг траектории болезни, ее проецированного течения как в настоящем, так в и в ближайшем и отдаленном будущем. То есть, в каком направлении будет развиваться сама болезнь в результате операции, травмы, удара? Какую необходимо провести работу по ней для преодоления ее последствий? Каковы будут ее остаточные последствия, если они будут иметь место? Траектория болезни в это время находиться в фокусе внимания, а сама биография находится в состояния моратория. Когда острый послеоперационный кризис и шоковое состояние в результате травмы проходит, то происходит стабилизация траектории и выявляется биография. Мораторий снимается и человек пытается концептуализировать свою болезнь в своей жизни. Теперь больной начинает задавать такие вопросы: как это произошло? как это повлияет на его будущее? каким образом включить в свою жизнь саму болезнь и связанную с ней работу? Концептуализвация достигается с помощью обзоров траектории болезни и биографического обзора, проводимых с точки зрения настоящего и взгляда во времени назад и вперед. Эти обзоры могут иметь различные формы. Например, могут быть обзоры, при которых человек смотрит в прошлое и ощущает при этом его полную утрату навсегда, задавая такие вопросы: достиг ли я всего того, что желал? старался ли я изо всех сил, как мог? был ли я тем человеком, каким хотел бы быть? почему я не воспользовался временем и возможностью сделать то и это, когда это было возможно? Также имеются обзоры тела, в которых его современное состояние сравнивается с тем, что было раньше в прошлом. "Мои ноги, которые были когда-то такими стройными и прямыми, несли меня куда бы я не пожелал. А теперь они все искорежены и опухшие, я даже не могу на них стоять, а не только, чтобы на них ходить". Также происходит обзор современных симптомов в сравнении с прошлыми, такими как изжога, забывчивость, приступы боли, и им придается новое значение в свете настоящего знания. Имеются также воспоминания и вспышках воспоминаний соседа-инвалида, которому все очень сострадали, или жертвы инфаркта, который не мог уже работать. Имеются также проекции траекторий, в которых визуализируется возможное в будущем течение болезни. Также, есть биографические проекции, в которых визуализируется то, каким возможно будет будущее; то есть будущее инвалида с ампутированной частью тела и так далее. В конечном итоге больной человек напрямую сталкивается с реальностью и начинает спрашивать себя и окружающих: какая часть меня самого потеряна навсегда? что может восстановиться? буду ли я когда-либо способным к движению? восстановится ли моя память? речь? если восстановление возможно, то как долго надо его ждать? и насколько возможно это возвращение к моего прошлому состоянию? Хотя все эти вопросы имеют отношение к физическому состоянию человека и использования своего тела, тем не менее больной задает вопросы и другого рода вопросы о своей биографии, может и напрямую, такие как: буду ли я когда-либо работать опять? буду ли я всегда от кого то зависим, даже относительно элементарных жизненных нужд? как я буду выглядеть в глазах других? смогу ли я опять путешествовать и получать удовольствия от моего хобби, заниматься сексом? Точка кристаллизации достигается в момент концептуализации пациентом степени влияния болезни, которую она будет иметь не только на его физическое состояние, но также и на его биографию как в настоящий момент, так и в будущем. Эта кристаллизация, а так же стремление больного иметь будущее более подходящее к его прошлому, чем к настоящему, заставляет его составить план или схему по управлению как самой болезнью, так и биографией, для того, чтобы получить некоторый контроль над будущем. Хотя траектория болезни концептуализируется в биографии, это тем не менее не означает, что и то и другое все время пользуются одинаковым вниманием. Как и обычно бывает в жизни, или то или другое становится центром внимания, в зависимости от возникающих в период жизни обстоятельств. Планируя свое будущее, некоторые пациенты могут решить, что ограничения слишком велики, что жить с ними нет смысла, и почему бы в этом случае не дать возможность самой природе всем управлять? Некоторые из них могут решить для себя, что возможно есть еще шанс, и бороться с болезнью на каждом миллиметре ее траектории. Другие могут оказаться в ситуации, когда преодолев медицинский кризис, им остается только пройти восстановительный период и различной степени физических ограничений. Нравится им это или нет, но люди застряли в такой ситуации, при которой необходимо найти способ жить с ее последствиями. И вот тогда приходит возвращение. Возвращение - это путешествие вверх по "горе" назад к удовлетворяющей, управляемой жизни в рамках наложенных физических и умственных ограничений. В это входит попытка заполучить вновь те значимые аспекты Личности, которые были потеряны в результате болезни или телесного повреждения. Возвращение может быть частичным или полным, в зависимости от природы болезни или тесного повреждения и, как следствия, степени нарушения функций тела или умственных нарушений, а также от природы биографии. Это может быть трудным процессом или быстрым или медленным. В этом процессе имеются видимые показатели прогресса, но также они могут и отсутствовать. Этот процесс можно характеризовать периодами ускорения вращения, плато и изменениями в пределах ограничения. Этот период может быть непродолжительным или длительным. Возвращение происходит по фазам, оно может продвигаться по течению до тех пор пока не будет исчерпан его окончательный потенциал, или может оно может остановиться на любой фазе своего пути, или может возвратиться на исходную позицию, улучшиться и затем стабилизироваться на новом пробном плато. На медицинской терминологии обычно это называют реабилитацией. Но данный термин имеет слишком узкое значение и ограничен, так как он не включает в себя все происходящее с точки зрения биографии и даже не все с точки зрения медицины. Чтобы иметь достаточно полную картину того, что происходит во время процесса возвращения, необходимо, по крайней мере, учитывать три следующих момента: (1) починка - процесс выздоровления, который в более широком смысле означает улучшение; (2) растягивание ограничени й - аспект реабилитации, который означает процесс во времени для достижения границы настоящих ограничений, чтобы улучшить физические способности; (3) завязывание или построение заново биографии вокруг границ оставшихся ограничений. Эти три процесса могут происходить одновременно или же какой-то из них может застопориваться. Тот или иной из них может оказаться в центре внимания в любое время. Каждый из них может как препятствовать, так и способствовать ускорению прогресса другого. Например, фаза траектории развития осложнений и кризиса и последующий процесс выздоровления может повлиять как в лучшую так и в худшую сторону на процесс возвращения. Такое же влияние могут оказывать и биографические фазы, такие как фазы карьеры, фазы жизни, фазы семейного положения. не смотря на то, что для аналитических целей траектория и биография являются отдельными категориями, в реальности же, как только болезнь концептуализируется в биографии, и то и другое становятся так между собой связанными, что становится уже не возможно их отделить друг от друга, кроме как аналитически. Начало и продолжение процесса возвращения требует наличие определенных условий. Эти условия выступают не только как предвестники, но постоянно возникают в различных видах по всему циклу возвращения. В эти условия входят:
1.Часть (части) Личности, которая утрачена, обладает аспектами Личности большого значения и по этой причине представляется, что необходимо приложить усилия для ее возвращения возможно в той же самой форме или в отличной от нее; 2.Физическое выздоровление хотя и возможно, но сама возможность возврата утраченного уровня физического состояния ограничена степенью нарушений функций организма; 3.Происходит кристаллизация или четкое определение будущего, за которыми следует мобилизация для обеспечения стимула к начинанию данного процесса, а также рекристаллизация и ремобилизация в случае декристаллизации для продолжения процесса; 4.Присутствие инициаторов возвращения (обычно врач, но можетбыть и другое лицо), который разрабатывает начальную медицинскую схему и таким образом ставит человека на путь возвращения; 5.Схема возвращения должна подходить к человеку как костюм, сшитый для него по заказу, как с медицинской, так и с биографической точек зрения; 6.Так же имеется.... - определитель возвращения, который управляет различными видами работы, связанной с возвращением, и усилиями тех, кто над этим работает; 7.Аккумулируются средства, включая людей, финансы, необходимые предметы, для создания необходимой базы; 8.И сам человек, и другие люди, работающие над его возвращением выступают в роли одной команды, каждый член которой втягивается в этот процесс или, наоборот, выходит из него, беря при этом на себя конкретные задачи в зависимости от фаз траектории и биографических фаз и виды необходимой для проведения работы; 9.Необходимы реальные цели на будущее, к которым нужно стремиться; 10.Необходима уверенность в будущем, то есть проекция будущего, означающая то, что оно лучше настоящего; 11.Пациент должен быть способен смеяться над ошибками; 12.Он должен быть гибким, способен идти на компромиссы, придумывать различные ходы, используя свое воображение; 13.Должны быть периодические показатели прогресса.
Возвращение обычно бывает весьма тяжелой работой и поведение людей, с ней связанных, бывает очень сложным, так на него влияют различные внутренние и внешние обстоятельства. Полностью нельзя объяснить, что на самом деле представляет из себя этот процесс, изучив всего два или несколько его параметров. Для того, чтобы полностью понять процесс возвращения необходимо установить систематические рамки его изучения. Исходя из этого положения, следующая история по случаю будет посвящена иллюстрации систематического применения этих концепций для анализа жизненных ситуаций. Процесс и случай. Процесс возвращения, который мы собираемся анализировать ниже, является возвращением известной танцовщицы и хореографа Агнесы де Миль, взятое из ее книги под названием "Отсрочка" (1980 год). Это горькая повесть о части истории жизни, ясно демонстрирующая фазы возвращения, динамическую взаимосвязь траектории и биографии и фрагменты борьбы мисс де Миль, происходящей по мере ее восхождения к успешному возвращению. В нашем анализе не дается объяснения каждому событию, происшедшему в процессе ее возвращения, так как он дается нами в общем обзоре. Так как ее возвращение оказалось успешным, то наш анализ не нацелен на остановившееся возвращение - мы не пытаемся выяснить, почему некоторые люди останавливаются и не идут до конца в своем возвращении, не используя полностью свои потенциальные возможности, а иногда даже не могут начать процесс возвращения. Учитывая это обстоятельство, мы предлагаем начать рассмотрение процесса возвращения, стараясь при этом найти ответы на вопросы, которые в первую очередь приходят в голову: когда начинается возвращение? Возвращение начинается с начальной осведомленности главного действующего лица этого процесса - самого пострадавшего о том, что у него что-то не так с организмом, что в нем что-то не так как нужно функционирует, или не функционирует вообще. По этой причине эту первую стадию возвращения мы назвали фазой обнаружения. Это фаза может возникнуть как внезапно, так и постепенно: в данном случае это случилось внезапно. История началась с репетиции де Миль с группой танцоров перед гало-вечером в театре. В середине репетиции, в день предстоящего выступления с не происходит апоплексический удар и ее отправляют в госпиталь. Таким образом, одновременно с раскрытием траектории болезни происходит раскрытие ее биографии, по крайней мере ее профессиональные аспекты, которые внезапно останавливаются по причине госпитализации. Репетиция обрывается и выступления де Миль заканчиваются. На этой ранней стадии траектории болезни прогноз врача был весьма серьезным. Он не знает - переживет ли она приступ. Однако, де Миль рассказывает, что с самого начала она была уверена в том, что будет жить. Мисс де Миль описывает ряд обзоров траекторий болезни, с помощью которых она концептуализирует болезнь в своей биографии, во время своего пребывания в госпитале. Она описывает процесс своего сравнения состояния своего тела в настоящий период времени с его состоянием перед ударом и изменения происходившие в ее самовосприятии в результате этого сравнения. Она описывает себя как здравомыслящую, хотя и возбужденную женщину, и теперь находящейся в состоянии "безличного комка, который еле-еле может произнести свое имя, начинающее пускать слюни, постаревшее сгорбленное существо..." Она также в своем описание дает обзор симптомов (стр.29), в котором проливает свет на свое настоящее положение, связывая причину его возникновения с высоким кровяным давлением, и на не замечаемые признаки надвигающейся беды в прошлом, например, несколько раз она сбивалась в своих ответах в разговорах (стр.33). Далее она делает проекцию вперед во времени, задавая вопрос: смогу ли я восстановить свою речь, зрение, память, смогу ли я двигаться? Как бывает во всех кризисных ситуациях, периферийные аспекты жизни отброшены и по этой причине жизнь сначала крутилась во круг задачи - просто выжить - и ограничивалась ее рамками. Де Миль говорит: "Мною овладели мелочи жизни. Все было так ужасно трудно и настолько нового, чтобы можно было это сразу делать. Каждое отдельные действие являлось своего рода соревнованием в умении; но игры в конечном счете приводят к усталости" (стр.46). Однако, в конечном итоге самые простые вещи становятся повседневными для нее и она начинает исследование степени своих ограничений, приходя к все большему пониманию, или кристаллизации того, что ее тело на самом деле отказало ей служить (стр.55). Последствием этого понимания явилось чувство злобы и уверенности в том, что не возможно найти выход из этой ситуации. В то время, как некоторые люди на этой стадии приходит к решению, что катастрофа слишком велика и надо сдаваться, мисс де Миль оказавшись перед лицом такой реальности и осознав, что смертельный исход - это не выход из положения, решает, что у нее должно быть какое-то будущее, путь и отличное от настоящего. По этому поводу она высказывается так: "Я прощупывало свое странное, поврежденное существование" (стр.64). Таким образом, она начала продвижение ко второй фазе возвращения установка на путь возвращения. Тем не менее, не каждый желает встать на этот путь возвращения и, тем более, достигает на нем прогресса. В этой критической ситуации для принятия твердого решения на возвращение имеют значение наличие четырех важных условий. Во-первых, необходимо наличие какого-нибудь инициатора, хотя бы врача, который предлагает медицинский план реабилитации и затем приводит его в действие. Во-вторых, в то же самое время у самого пострадавшего должен сформироваться план его биографии и цели, к которым он должен стремиться. При этом он должен принять медицинскую реабилитационную схему, как необходимую для достижения этих целей, прежде чем начать свой путь восстановления. Никакой план реабилитации в мире не может восстановить человека, если он сам отказывается сотрудничать в этом вопросе и проводить необходимую работу в этом направлении. В-третьих, необходимо мобилизовать пациента. Мобилизация приходит в результате достижения некоторой необходимой предварительной работы по столкновению ситуаций и достижению соглашения по ним, по крайней мере предварительно; то есть принятие пострадавшим вынужденных ограничений, но при наличии веры в то, что они могут быть существенно сняты, и отсюда уверенность в лучшем будущем. Мисс де Миль, объясняя свое желание и тех, кто оказался в подобной как у нее ситуации, начать совершать эту необходимую работу, говорит: "Работа требует железной дисциплины, так как человек должен быть полезным и эффективным: не смотря на то, что апогей жизни оказался позади, и человек столкнулся с уменьшением продолжительности своего времени, силы сдают, человеку остается просто надеяться на то, что он будет не сильной обузой" (стр.68). В-четвертых, сам план должен быть правильно составленным: с медицинской, реабилитационной и географической точек зрения. Если в нем что-то не так, то необходимо его переделать, пока не случилось несоответствия между этим планом и самим пострадавшим. После решения всех этих условий все же остается еще одна составляющая для успеха дела. Процесс возвращения требует групповой работы. Она требует не только продолжительных, нужных и время от времени сверхчеловеческих усилий со стороны больного, но и координированные усилия других людей, которые разделяют с ним этот труд в соответствии с их специальностями и возможностями. Каждый из них втягивается в этот процесс в соответствии с фазой траектории и фазой биографии больного и связанными с ними обстоятельствами. Например, в случае мисс де Миль группа состояла из различных людей (лечащие врачи, медсестры, терапевты, физические терапевты, терапевты речи, муж, сын, множество друзей и связанных с ними людей). Каждый из них, исходя из своих возможностей, внес вклад в ее возвращение. В начале ее усилия были направлены на возможное восстановление функций тела и снятие ограничений. При этом ее биографическое время и энергия весьма истощились при выполнении этой задачи. В конце концов эта работа приобрела повседневный характер, но не достаточной, чтобы удовлетворить ее растущую потребность в движении за рамки того, что ей уже было доступно. На данной точки связывание было добавлено к починке и растягиванию. Связывание, как общий процесс начинается тогда, когда человек достигает точки, при которой появляется потребность вести самостоятельно свою жизнь. Это может произойти на разных точках процесса возвращения в зависимости от степени перенесения кризиса, уровня энергии и значением данной деятельности в жизни самого человека. Природа этого раннего связывания бывает различной в зависимости от конкретной биографии. Для некоторых людей оно приобретает вид встречи с какими-либо друзьями; для других оно происходит посредством телефонных разговоров с коллегами; кто-то начинает постоянно звонить домой с целью управления домашними делами. Мисс де Милль посещали ее друзья и члены семьи; она, как только получила возможность, стала общаться с ними по телефону и таким образом продолжала взаимоотношения с близкими ей людьми. Тем не менее, одним из главных действий по связыванию явилась пересылка ей рукописи книги над которой она начала работу до болезни. На данный момент она осознавала, что не может возобновить работу в качестве танцовщицы и хореографа, но могла попробовать себя в другом важном и, по крайней мере, на данный момент более возможным для реализации себя как Личности, писательском деле. Удивительно то, что преодолев период отчаяния, так как, по ее описанию, бумага выскользала из ее рук падал на пол и она не могла иногда до нее дотянуться, она осталась теме не менее полна решимости записывать свои мысли, работая с бумагой и ручкой. После она рассказала, что хранила бумаги на специальном столике рядом с собой, где она их все время могла видеть. В период, когда она не могла работать над своей рукописью, по ее словам, ее глаза отдыхали, глядя на них. Почему? Для нее они представляли способ движения к завтрашнему будущему - цель, которую она могла достигнуть с помощью этой работы в настоящем времени. "Я думала о них вечером и они много мне обещали. Не достаточно жить "настоящим днем", как нам это внушали. Мы должны придумывать "завтра"" (стр.76). Опять же на данной фазе она задается биографическим вопросом относительно времени: когда, когда, когда? "Смогу ли я читать лекции через 6 месяцев? через восемь? Смогу ли я работать в театре через год? как скоро?" Восстановительная тренировка тела, которое с тобой не сотрудничает - это не просто тяжелая работа; это к тому же может сильно пугать. Обычно, части тела работают под контролем нашей воли. Но тело, имеющее различные нарушения, часто становится не контролируемым и это будет нечто совсем другим. "Я начала делать настоящие упражнения, которые не были для меня скучными, как, например, терапия рук, но, которые, тем не менее, меня очень пугали. Я стояла между двойной перекладиной, мои руки располагались на каждой из ни, и я чувствовала себя очень удобно и в безопасности, если не считать того, что моя правая рука была бесполезна и все время падала". Также "Я решилась на то, чтобы встать и потом ходить. Это было ужасно... Каждый раз, когда мне приходилось выставлять вперед правую ногу, я доверяла весь свой организм (мою голову, дыхание, сердце, все мое нутро) чему?" (стр.83-84). Прошлое биография - это не только то, на что можно горестно смотреть: она становится решающим ресурсом. Так как человек довольно редко теряет все разнообразные аспекты Личности по причине болезни, то эти, оставшиеся от прошлого, аспекты могут идти в настоящее для того, чтобы способствовать или препятствовать развитию лучшего будущего. Прошлая биография в роли позитивной силы в настоящем особенно прослеживается в процессе возвращения мисс де Миль. Она говорит, что люди постоянно выражали ей свои симпатии, сочувствовали тому, как должно быть ей - танцовщице тяжело столкнутся со столь многими ограничениями в движении. Ее ответом на это сочувствие было следующее высказывание: по причине того, что она была танцовщицей, что давало ей возможность тренировать свое тело, и одновременно занималась большой умственно работой она теперь может выполнять строгие, необходимые требования, чтобы заново оттренировать свое тело (стр.86). Конечно, идеально было бы стабильно и прямо взбираться на гору к вершине возвращения, но жизнь очень редко предоставляет простые пути для решения поставленных задач. Гораздо чаще путь к возвращению осложняется перерывами или рецидивами, приводящим к временным или постоянным остановкам и, даже, к исчезновению уже достигнутых с большим напряжением успехов. Подобный рецидив мисс де Миль испытала во время развития у нее эмболии. Временно остановилось снятие ограничений и связка, пока центром ее внимания стало решение возникшей проблемы и потенциальный кризис, связанный с ней. Важно отметить, что в период между началом развитием симптомов и медицинским вмешательством, по ее рассказу она чувствовала себя как бы медленно соскальзывающей в пропасть. Затем она делает обзор своей биографии и в этот момент достигает решения. которое приводит к соглашению с ее будущим в проекции скорой смерти. _______________________________________________________________________ Случай 2.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.165.82 (0.011 с.) |