Effective debt policy based on the experience of the Russian constituent entities of the volga-kama and volga-ural macro-regions: problems and ways of securing 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Effective debt policy based on the experience of the Russian constituent entities of the volga-kama and volga-ural macro-regions: problems and ways of securing



 

Abstract: The authors analyze the debt policy of the constituent entities of the Russian Federation belonging to the Volga-Kama and Volga-Ural macro-regions. The key achievements and problems of enhancing the effectiveness of their debt policy are high. Proposals for optimizing the structure of public debt and expenditures on its servicing are formulated.

Keywords: debt policy, macro-regions, public debt, debt sustainability, sustainable development.

 

Современное социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации требует наличия у них финансовых ресурсов. В условиях ограниченности собственных источников финансовых поступлений, актуальным становится вопрос о нахождении дополнительных каналов финансирования деятельности региональных органов власти. Следует отметить, что проблема решения проблем сбалансированности региональных бюджетов и реализации долговой политики в субъектах Российской Федерации на территории Приволжского федерального округа неоднократно поднималась в научных трудах [4,5]. Более того, важно подчеркнуть, что наибольшая долговая нагрузка в Российской Федерации, по расчётам авторов, наблюдается в Приволжском федеральном округе (далее – ПФО), отношение совокупного государственного долга к годовым бюджетным назначениям в котором составляет 51,5% [7]. С учетом вышеизложенного, в целях проведения анализа существующих в российской практике механизмов долговой политики были выбраны два макрорегиона, входящих в состав ПФО, а именно – Волго-Уральский и Волго-Камский макрорегионы. Для проведения анализа были выбраны лидеры долговой политики в каждом из макрорегионов: Самарская область и Республика Удмуртия. Так, Самарская область имеет самый большой государственный долг из всех субъектов, входящих в Волго–Уральский макрорегион (48,4 млрд рублей на 01.10.2020). В свою очередь, Удмуртская Республика, входящая в Волго-Камский макрорегион, продемонстрировала самый высокий рост государственного долга за III квартал 2020 года (по расчетам авторов увеличился на 17,6%).

Для оценки тенденций в долговой политике выбранных субъектов Российской Федерации целесообразно рассмотреть показатели динамики объема долга в данных регионах и рассчитать непосредственные показатели их долговой устойчивости.

«Пик» заимствований в Самарской области за рассматриваемый авторами период (2015-2020 гг.) пришелся на 2017 год (67,4 млрд. руб.), однако, последующие 3 года характеризовались снижением государственного долга, величина которого в 2020 году составила 49,4 млрд. руб. Структурно, основная доля заимствований приходится на облигации (52,9% – 68,5%) и бюджетные кредиты (17% – 30,2%) [7].

Оценка долговой устойчивости Самарской области проводится по методике Минфина России, а также по авторской методике Е.А. Ермаковой (Таблица 1).

 

Таблица 1. Оценка долговой устойчивости Самарской области.

Методика 2015 2016 2017 2018 2019 2020
МФ Высокая Высокая Высокая Высокая Высокая Высокая
Ермаковой Средняя Средняя Средняя Средняя Средняя Средняя

Источник: составлено авторами на основе [1,6,7]

 

По результатам проведенной оценки при использовании методики Министерства финансов Российской Федерации авторами сделан вывод о том, что долговая устойчивость региона находится на высоком уровне за счет оптимизации расходов на исполнение обязательств по долгу, а также увеличения доходной части бюджета. Исходя из анализа, проведенного по методике Е. А. Ермаковой, необходимо отметить, что коэффициент долговой нагрузки и критический уровень долговой нагрузки находились в ожидаемо низких значениях, однако важным остается отсутствие изменения среднедушевой долговой нагрузки.

Аналогичный анализ для Удмуртской Республики показывает, что 2017–2018 гг. охарактеризовались снижением общего объема государственного долга (-4,1% относительно 2016 года), что произошло впервые с 2009 года.

Улучшения, происходящие в долговой политике Удмуртии, связаны с оптимизацией бюджетных расходов и исполнением задач, установленных распоряжениями Правительства о долговой политике Удмуртской Республики [3]. В рамках оптимизации расходов бюджета на обслуживание государственного долга проводилась активная работа с коммерческими банками, в результате которой ставки по кредитам были снижены с 12% до 7,6% годовых к 2019 году. Помимо этого, часть коммерческих кредитов была заменена краткосрочными бюджетными кредитами, что позволило снизить расходы по уплате процентов. Более того, в 2017 году было заключено 4 соглашения о реструктуризации кредитов на сумму 1,95 млрд рублей.

Результаты оценки долговой устойчивости Удмуртской Республики по применяемым авторами методикам представлены в Таблице 2.

 

Таблица 2. Оценка долговой устойчивости Удмуртской Республики.

Методика 2015 2016 2017 2018 2019 2020
МФ Низкая Низкая Низкая Средняя Средняя Средняя
Ермаковой Низкая Низкая Низкая Средняя Средняя Средняя

Источник: составлено авторами на основе [1,6,7]

Оценка при помощи методики Министерства финансов Российской Федерации показала, что несмотря на высокое среднее отношение объема долговых обязательств к объему доходов и высокую среднюю сумму платежей по обслуживанию государственного долга Удмуртии, доля расходов по погашению долга в общем объеме расходов лежит в пределах нормы. Расчет по методике Е. А. Ермаковой показал, что коэффициенты долговой нагрузки на Удмуртскую Республику также лежат в пределах нормы. Тем самым, несмотря на существующие проблемные зоны, прослеживается положительная динамика в изменении долговой устойчивости Удмуртии.

Таким образом, несмотря на существующие различия в качественной оценке долговой устойчивости рассматриваемых регионов, можно сделать вывод, что принимаемые в них меры оптимизации структуры заимствований и расходов по управлению государственным долгом приводят к положительным тенденциям.

Из проведенного анализа видно, что правительство Самарской области в рамках дефицита бюджета проводит грамотную и эффективную долговую политику, которая за период 2017–2019 продемонстрировала высокие показатели относительно базового года (2015). Однако, авторами выявлено несколько проблемных зон, которым необходимо уделить внимание при формировании долговой политики региона:

- рост расходов областного бюджета в условиях COVID-19 при плановом дефиците бюджета;

- снижение уровня доступной ликвидности за счет снижения временно свободных бюджетных средств;

- увеличение долговой нагрузки за счет принятия кредитных обязательств по кредитам от кредитных организаций, которые намечены в долговой и бюджетной политике на плановый период 2021 и 2022 годов [2];

- нестабильность на финансовом рынке вследствие чего могут возникать трудности с рефинансированием государственного долга, где ценные бумаги занимают около 60% [7].

Проведенный анализ долговой политики Удмуртии также позволяет заключить, что в целом в Республике принимаются эффективные меры по повышению долговой устойчивости субъекта. В этой связи представляется необходимым продолжение политики, ориентированной на снижение объемов долга.

Исходя из проведенного анализа, авторами выделены наиболее успешные решения, которые были приняты Правительствами рассматриваемых регионов для управления государственным долгом и могут быть использованы другими субъектами Российской Федерации в целях повышения результативности их долговой политики:

1. Ежегодная разработка и принятие документа на очередной финансовый год и на плановый период, в котором установлены задачи и инструменты долговой политики, и обозначены целевые показатели, а также срок их достижения;

2. Замена кредитов коммерческих организаций долгосрочными государственными ценными бумагами, так как данный инструмент позволяет снижать расходы на обслуживание государственного долга и «брать» денежные средства на срок, необходимый для решения конкретных стратегических задач, независимо от условий банка;

3. Активное использование краткосрочных заимствований, позволяющего решать текущие задачи без отнесения расходов по ним в будущие периоды;

4. Оптимизация совокупных расходов субъекта с целью недопущения дефицита бюджета, стимулирующего необходимость новых государственных заимствований.

Применение данных предложений позволит оптимизировать структуру заимствований, а также добиться повышения эффективности расходов по управлению государственным долгом. Необходимо отметить, что выработанные предложения доказали свою значимость не только в случае необходимости преодоления сложившейся трудной долговой обстановки (Удмуртская Республика), но и в благоприятных условиях, когда основной целью является модернизация применяемых механизмов долговой политики с целью повышения их результативности (Самарская область), что делает их возможными к применению в макрорегионах с любым уровнем долговой устойчивости.

 

Список литературы:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 марта 2020 г. № 227 «Об утверждении Правил проведения оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации».

2. Постановление Правительства Самарской области от 14 декабря 2020 года №1004 «Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Самарской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

3. Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 25 октября 2018 года № 1229-р «Об утверждении долговой политики Удмуртской Республики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

4. Балынин И.В. Оценка долговой политики субъектов Приволжского федерального округа Российской Федерации в условиях несбалансированности региональных бюджетов // Theoretical & Applied Science. 2013. № 12 (8). С. 101-104.

5. Балынин И.В. Комплексная оценка рисков несбалансированности региональных бюджетов в субъектах Российской Федерации Приволжского федерального округа // Научное обозрение. 2014. № 5. С.221-226

6. Ермакова Е.А. Методические подходы к оценке эффективности долговой политики субъекта РФ // Финансы и кредит. 2014. № 28 (604). С. 32-39.

7. Объем и структура государственного долга. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.minfin.ru/ (дата обращения: 10.02.2020).

 

Ощепков Д. Д.

Научный руководитель: Прогунова Л.В.

РЭУ им. Г. В. Плеханова



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.01 с.)