Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реализация национального проекта «жилье и городская среда» в условиях новой реальностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Аннотация: статья посвящена проблемным вопросам реализации национального проекта "Жилье и городская среда". На основе анализа данных выявлены проблемы исполнения целей и достижения ключевых показателей, а также предложены меры по их решению с учетом адаптации к условиям новой реальности. Ключевые слова: пандемия, антикризисные меры, жилье, ипотека, эскроу, себестоимость строительства. IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECT "HOUSING AND URBAN ENVIRONMENT" IN THE CONDITIONS OF THE NEW REALITY Abstract: the article is devoted to the problematic issues of the national project "Housing and Urban Environment". Based on the analysis of the data, the problems of achieving goals and achieving key indicators were identified, and measures were proposed to solve them, taking into account adaptation to the conditions of the new reality. Keywords: pandemic, anti-crisis measures, housing, mortgages, escrow, construction costs.
По данным заключения Счетной палаты Российской Федерации за 11 месяцев 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. произошло увеличение показателей по исполнению ряда национальных проектов, однако, несмотря на пакет антикризисных мер, предпринятых Правительством России, в связи с необходимостью сглаживания последствий распространения коронавирусной инфекции, целевые показатели исполнения национальных проектов так и не были достигнуты. Так, национальный проект «Демография» в 2020 г. исполнен на уровне 90,5% против 86,85% в 2019 г. Увеличился темп реализации национального проекта «Жилье и городская среда», несмотря на распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19, благодаря предпринятым антикризисным мерам, был достигнут целевой показатель на уровне 88,2%, что превысило на 14,2 % достигнутый уровень в 2019 г. Одним из главных недочетов определения уровня реализации национальных проектов является отсутствие единой методики оценки эффективности, при этом, эффективность оценивается на основе хода исполнения нацпроектов и достижения целевых показателей. В процессе анализа реализации национального проекта «Жилье и городская среда» за пятилетний период, автором был выявлен ряд основных проблем, влияющих на его ход и результат реализации, среди которых, особенно отметим следующие: 1. Проблема: снижение покупательной способности населения, реальных располагаемых денежных доходов (рис. 1). По данным Счетной палаты Российской Федерации не более 30% Россиян могут позволить оформить ипотеку при покупке жилья. К причинам можно отнести следующее: недостаточность покупательной способности населения, низкий уровень денежных доходов и высокая закредитованность.
Рисунок 1. Динамика изменения индекса реальных располагаемых доходов населения к соответствующему периоду прошлого года, % Источник: составлено автором на основе данных Росстат
По данным за октябрь 2020 года средневзвешенная ставка по ипотеке находится в пределах ниже 10% годовых. При этом для отдельных категорий граждан кредит на жилье предоставляется по ставке 4,7% годовых (для семей с детьми). Несмотря на снижение ставок по ипотечному кредитованию, для большинства Россиян, приобретение нового жилья, по-прежнему, недоступно. Для решения существующей проблемы необходимо проработать вопрос о реализации следующих инструментов. a. Предоставление «Служебного жилья», с правом последующего выкупа, при этом организациям предоставить налоговые льготы. Предоставлять жилье нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам за счет бюджета организации, по месту их работы. В 2019 году 15 978 молодых семей получили социальные выплаты из федерального бюджета в размере 5 058 829,1 тыс. руб., или в среднем из расчета на одну семью 317,0 тыс. руб. Норматив стоимости кв. м. общей площади жилья по России по состоянию на 01.07.2020 года составил 46 013 руб. По состоянию на 2020 год планируется обеспечить более 15 000 молодых семей жильем. С учетом оптимальной площади для однокомнатной квартиры – 36 – 42 кв. м, и двухкомнатной – 54 - 62 кв. м. средняя стоимость жилья составит: Однокомнатной квартиры: 42 * 46 013 = 1 932 588 руб. Двухкомнатной квартиры: 62 * 46 013 = 2 852 806 руб., где 46 013 – нормативная стоимость 1 кв. м. за 1 полугодие 2020 г. по данным Минстроя. Минимальный объем денежных средств, необходимый для обеспечения молодых семей жильем составит: 1 932 588 * 15 000 = 28 988 820 000 руб. По результатам инвентаризации Минстроя в январе 2020 г. не обеспечено 219 ветеранов и инвалидов. Объем финансового обеспечения: 219 * 54 * 61 903,3 = 732 068 425,8 руб.; где 54 = 18*3 (18 кв. м (норматив на 1 чел.); 3 чел. (min количество членов семьи), 61 903,3 руб. за кв. м – средняя рыночная стоимость жилья по России. b. Предоставление муниципального жилья в аренду, с правом выкупа в течение определенного количества лет, рассчитанного в зависимости от ряда условий: возраста нанимателя, доходов, состава семьи. Арендную плату в месяц возможно установить в объеме, не превышающем 0,5-1,0% от кадастровой стоимости жилья, с учетом понижающих коэффициентов, применительно к каждому из сценарных условий. c. Строительство арендного жилья. Благодаря решению данной проблемы доля населения, обеспеченного жильем, значительно вырастет, а также позволит обеспечить социальную защищенность малообеспеченных семей. 2. Проблема: Рост цен на первичном рынке жилья за 2011-2019 г. Причиной роста цен на первичном рынке жилья является удорожание себестоимости строительства, на которое повлияло рост стоимости импортных материалов и падение курса национальной валюты (табл. 1).
Таблица 1. Средняя стоимость нового жилья в России на конец периода, тыс. руб. за 1 кв. м.
Источник: составлено автором на основе данных Росстата
Дополнительно, в 2019 году, повышение цен вызвано реформированием отрасли, связанное с переходом на проектное финансирование с применением эскроу. В качестве решения данной проблемы можно рассматривать налоговые послабления и господдержки в виде: установить налоговые льготы для новых строительных организаций и предприятий по производству строительных материалов в регионах, а также установления субсидий из федерального бюджета строительным организациям для развития компании. Также еще одним решением может быть осуществление транспортировки строительного материала из других регионов с установлением налоговых льгот для этих организаций. Реализацию данного предложения можно осуществить посредством создания предприятий по форме государственно-частного партнерства. В качестве налоговых льгот, установить особую ставка налогообложения в размере 10%. Реализация данной меры, позволит увеличить объем строительства жилья, а также будет способствовать сокращению стоимости строительства, в связи с чем жилье станет более доступным. 3. Проблема: Высокая себестоимость строительства. В разных субъектах Российской Федерации себестоимость строительства формируется под воздействием различных факторов, в зависимости от индивидуальных особенностей региона, например: a. Отсутствие строительных организаций и предприятий по производству строительных материалов в отдельных регионах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока и др., способствует снижению объема строительства жилых домов в этих субъектах Российской Федерации (рис. 2). b. Высокая плотность существующей застройки территории, отсутствие свободных резервных площадей для новой застройки, наличие\отсутствие соответствующей инфраструктуры.
Рисунок 2. Средняя фактическая стоимость строительства одного кв. м общей площади жилых помещений в Российской Федерации, тыс. руб. Источник: составлено автором на основе данных Росстата
В качестве решения, предлагается рассмотреть установление налоговых льгот для новых строительных организаций и предприятий, а также выделить субсидии из федерального бюджета строительным организациям для развития предприятия. Ускорение разработки и утверждения стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ Российской Федерации на период до 2030 года, вместе с налоговыми льготами и государственной поддержкой в иной форме, поможет достичь целевых показателей. В качестве мер, направленных на повышение доступности и качества жилья для граждан России с учетом новой реальности: введением ограничений, и необходимостью обеспечения социальной дистанции, вызванных в связи с принятием мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции, необходимо рассмотреть вопросы развития индивидуального жилищного строительства; обеспечения строительства нового жилья на основе государственно-частного партнерства (ГЧП), развития малоэтажной застройки, по типу городских поселков. Таким образом, достижение ключевого показателя выполнения федеральной программы «Жилье» Национального проекта «Жилье и доступная среда», возможно за счет увеличение объема индивидуального-жилищного строительства, развития малоэтажной застройки, достижении сокращения расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет льготного ипотечного кредитования по сниженным ставкам, и предоставлению субсидий в объеме, не превышающем 10 % стоимости жилья, за счет региональных бюджетов.
Список литературы 1. Стратегия развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://stroystrategy.ru/ (дата обращения: 07.01.2021). 2. Заключение Счетной палаты на исполнение федерального бюджета за 2019 год. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ach.gov.ru/audit/zaklyuchenie-na-2019 (дата обращения: 07.01.2021). 3. Заключение Счетной палаты на исполнение федерального бюджета за январь-ноябрь 2020 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ach.gov.ru/audit/ (дата обращения: 07.01.2021).
Шебанова А. А. Научный руководитель: В. В. Кульков НИУ ВШЭ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.67.189 (0.008 с.) |