Business processes re-engineering in the context of digital transformation: Issues in implementing 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Business processes re-engineering in the context of digital transformation: Issues in implementing



Annotation: The evolution from automation to digital transformation of business has identified new challenges for enterprises. This article discusses the concepts of «digital transformation» and «business process re-engineering» and defines their connection. The main groups of problems in the digital transformation of business are defined.

Keywords: business process, business process re-engineering, digital transformation, digital economy, digital technology.

С 2017 года и по настоящее время в России осуществляется процесс цифровой трансформации бизнеса, основная цель которого - повышение эффективности работы компаний посредством внедрения новейших цифровых технологий (большие данные, машинное обучение и нейросетевые технологии, технологии беспроводной связи, интернет вещей и т. д.). Однако еще 1993 году Майклом Хаммером и Джеймсом Чампи была опубликована работа «Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе», в рамках которой авторы определили понятие «реинжиниринг бизнес-процессов» как «фундаментальная перестройка и фундаментальное переосмысление операций для достижения впечатляющих улучшений в критических и современных измерениях эффективности, таких как стоимость, качество, сервис и скорость».

Цель данной работы заключается в выявлении взаимосвязи концепции цифровой трансформации бизнеса и реинжиниринга бизнес-процессов и проблем его внедрения.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях цифровой экономики, когда многие предприятия не только автоматизируют бизнес-процессы, но и проводят преобразования всей бизнес-модели и стратегии, внедряя сквозные технологии, необходимо улучшать показатели эффективности бизнеса для поддержания конкурентоспособности, а применение реинжиниринга позволяет организации решить антикризисные задачи посредством революционной перепроектировки существующей системы управления бизнес-процессами.

Рассмотрим понятие цифровой трансформации и суть данного явления.

Цифровая трансформация представляет собой глубокое преобразование деловой и организационной деятельности, процессов, компетенций и моделей в целях полного использования изменений и возможностей сочетания цифровых технологий и их ускоряющегося воздействия в обществе на стратегической и приоритетной основе с учетом нынешних и будущих изменений. Цифровая трансформация предполагает внесение радикальных изменений на всех уровнях организации [3].

В рамках реализации программы «Цифровая экономика» некоторые российские компании с государственным участием уже имеют утвержденные программы цифровой трансформации.

Например, в 2018 году такую программу утвердило РЖД. Среди целей проекта: укрепление рыночных позиций за счет дополнения бизнес-ядра широким спектром высокотехнологичных услуг; повышение эффективности внутренних бизнес-процессов компании; высвобождение ресурсов персонала за счет автоматизация рутинных операций.

Исходя из определения понятия «реинжиниринг бизнес-процессов», можно сделать вывод о том, что он может являться одним из инструментов цифровой трансформации предприятия, так как внедрение сквозных цифровых технологий само по себе ведет к необходимости перестройки бизнес-процессов.

В то же время реинжиниринг может быть не связан с цифровой трансформацией, а идти как самостоятельный процесс цифровизации бизнеса. Рассмотрим для примера бизнес-процесс записи клиента на прием (рис.1). Как видно из схемы, запись производится администратором по телефону.

 

Рис.1. Схема бизнес-процесса «Запись клиента на прием» в нотации BPMN

 

Однако со временем количество клиентов растет, в связи с чем становится сложнее управлять записями и рабочим временем сотрудников. В таком случае компания может провести реинжиниринг бизнес-процесса. На рис.2 изображена схема того же процесса в случае, если компания бы внедрила онлайн-запись.

 

Рис.2. Схема бизнес-процесса «Запись клиента на прием» после реинжиниринга в нотации BPMN

 

Таким образом, нельзя сказать, что компания подвергалась цифровой трансформации, несмотря на то что было достигнуто улучшение эффективности за счет увеличения скорости обслуживания клиентов, - реинжиниринг бизнес-процесса не затронул бизнес-модель организации, стратегию, маркетинговый подход и т. д.

Существует несколько основных групп проблем, с которыми предприятие может столкнуться во время внедрения реинжиниринга бизнес-процессов в рамках цифровой трансформации предприятия [2].

Основная сложность заключается на начальном этапе внедрения, когда организации сталкиваются с непониманием цели и сути данного процесса. Целесообразно гарантировать заинтересованность высшего руководства в проекте, в противном случае высокий риск и невозможность спрогнозировать величину результата могут стать проблемами для проведения реинжиниринга и цифровой трансформации. Проект по технологическому преобразованию бизнеса начинается с того, что высшее руководство утверждает комплексную цифровую стратегию и концепцию проекта, а также дорожную карту развития - план проекта по трасформации предприятия. Согласно мнению Александра Сухаревски, управляющего партнера Digital McKinsey, «цифровая трансформация без дорожной карты – распространенная ошибка, которая сводит шансы на успех к минимуму».

Помимо проблемы понимания руководством необходимости реструктуризации организационной структуры и бизнес-процессов, предприятия сталкиваются с трудностями при поиске или выборе средств перехода к клиентоориентированному, гибкому производству, способному адаптироваться к меняющейся рыночной конъюктуре.

Препятствиями на пути к реинжинирингу и цифровой трансформации могут стать неготовность сотрудников к переменам и даже сопротивление нововведениям. Кроме того, внедрение цифровых технологий требует постоянного развития и сопровождения, с чем связана еще одна проблема - создание инфраструктуры для поддержки таких продуктов. Во многом успех проведения цифровой трансформации в целом зависит от квалификации специалистов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реижиниринг бизнес-процессов предприятия сопровождается рядом сложностей, которые необходимо учитывать на ранних этапах проекта цифровой трансформации. Тем не менее, несмотря на существующие проблемы и риски, осуществление цифрового преобразования может стать жизненно необходимо для поддержания конкурентоспособности организации, сохранения доли рынка и клиентской базы.

 

       Список литературы

1. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы. Регламентация и управление. –Москва: Инфра-М, 2004. – 320 с.

2. Кадилова М. Б., Пашук Н. Р. Основные проблемы внедрения реинжиниринга бизнес-процессов организации как основного приема инновационного менеджмента // Проблемы современной экономики. – 2018. – №3 (67).

3. Китова О.В., Брускин С.Н. Цифровая трансформация бизнеса // Цифровая экономика. – 2018. – №1.

4. Репин В. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление. – Москва: Манн, Иванов и Фербер. – 2013. – 512 с.

5. Тельнов, Ю. Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов. Компонентная методология / Ю. Ф. Тельнов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Финансы и статистика, 2005. –  320 с.

6. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. Пер. с англ. – Санкт-Петербург: Издательство С.-Петербургского университета. – 1997. – 332

 

Лобова О.А.,

Дудкина Т.С.

Научный руководитель: Тихомирова Т.М.

РЭУ им. Г. В. Плеханова

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.221 (0.008 с.)