Становление личности врача   


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление личности врача  



Формирование, как и разрушение, личности не происходит само по себе. Развитие личности совершается в течение всей жизни, но ее фундамент закладывается в период молодости. С.Н. Иконникова вы­водит интересную зависимость: чем напряженнее старт в деятельнос­ти, чем значительнее энергия, заключенная в молодости, тем успеш­нее деятельность в последующие периоды жизни. При этом важно принимать во внимание не только интеллектуальный потенциал, но и устойчивость философско-идеологических взглядов, нравственные ка­чества, эстетический вкус, общественную активность личности. В этом перспектива развития личности и будущего специалиста — медика.

Становление личности врача — это сложный противоречивый про­цесс, подчиненный ряду общих объективных закономерностей и собственных усилий молодого человека. К основным законам форми­рования и развития личности Н.Д. Табунов относит: закон определя­ющего воздействия социальной среды на становление личности; за­кон зависимости индивидуальной жизнедеятельности, образа жизни от потребностей и интересов общества и личности; закон обратного воздействия личности на социальную среду; закон общения и обособ­ления личности в обществе, коллективе. К этим законам следует до­бавить возрастающую роль субъективного фактора — воспитания и са­моразвития формирующейся личности, особенно специалистов гуманитарного профиля: врачей, педагогов.

Будущим организаторам медицинской службы следует учесть такую особенность воспитательной работы, основной целью которой явля­ется формирование положительной личности. Она в большинстве слу­чаев не дает непосредственного эффекта, т.е. ее результаты не сразу становятся зримыми. Основная жизненная позиция человека, его си­стема ценностной ориентации, как показывают социологические ис­следования, приобретают устойчивость к 30 годам и далее личност­ные качества, особенно мировоззрение, идеалы, с большим трудом поддаются существенным преобразованиям. Никакое обыденное со­знание, психология личности не устоят перед натиском идеологии, если у человека нет устойчивых нравственных ценностей, убеждений.

Качества человеческой личности обусловливает не только среда, ее влияние, воспитание. В неменьшей степени зависят они и от самого человека. В.П. Эфроимсон установил важную зависимость: каждый индивид чрезвычайно избирательно восприимчив к внешним явлени­ям и обладает личной особенной восприимчивостью и сопротивляе­мостью к различным средовым воздействиям. То есть существует ин­дивидуальная избирательность индивида по отношению к среде, в которой он окажется. Кто ты? Какую роль играешь в жизни общества, коллектива? Доволен ли собой или всегда не удовлетворен и стремишь­ся к совершенству? От того, насколько честно ответит «перед зерка­лом» собственной совести человек, зависят, в первую очередь, методы его самовоспитания, саморазвития. Такие методы разрабатываются социальной психологией и педагогикой.

Формирование специалиста-врача требует одновременно с воспи­танием личностных качеств обеспечить физическое развитие и закал­ку с тем, чтобы человек был сильным, ловким, выносливым, готовым к труду и к обороне. Греческая пословица гласит: «В здоровом теле — здоровый дух, который и построил это тело». Как человек оценивает себя, окружающих его людей, какие он ставит перед собой цели, что он считает более ценным или менее значимым, — от этого зависит его здоровье и судьба.

Процесс формирования и развития личности студентов медицинс­ких ВУЗов непосредственно связан с обучением и воспитанием и име­ет свои особенности. Прежде всего, нравственно-психологические и эстетические черты личности, такие, как чувства и осознание добра и зла, справедливости, долга, чести и совести, прекрасного, возвышен­ного, трагического, комического и другие, а также определенные вку­сы и предпочтения у молодых людей сформировались уже в детстве, в семье и школе. В процессе обучения в ВУЗе они мало меняются. Этот факт ориентирует на необходимость жесткого профотбора в медицин­ские ВУЗы.

Студентов медицинских ВУЗов по личностным признакам доволь­но условно можно разделить на «романтиков» (превалирующих на пер­вых двух курсах), «критиков» (3—4 курс) и «реалистов» (последние кур­сы). На первых годах обучения происходит ускоренное развитие рациональной, логической сферы личности, накопление и отбор нуж­ной информации, главным образом, теоретической, в том числе фи­лософской, культурологической. На последующих курсах активно формируется клиническое мышление на базе полученных как теоре­тических, так и практических знаний, умений. Сложнее зондировать подсознательную сферу, архетипы. У многих обучающихся отстает в развитии волевая сфера. К концу обучения (23—25 лет) у молодого спе­циалиста заканчивается формирование личностных структур. Важно отметить, что только после практики в медицинских учреждениях мож­но достаточно четко оценить у выпускника его личностные характе­ристики, выраженные уже в форме определенного мировоззрения, типа личности, определить его перспективы.

Основой личности врача является его профессиональная значи­мость. Подготовка студентов, их воспитание предполагают формиро­вание высококультурной личности врача с научным мировоззрением, гражданской позицией, нравственно совершенной и профессиональ­но искусной. Н.И. Пирогов, говоря о подготовке специалистов, в «Дневнике старого врача» писал: «Только разностороннему предвари­тельному развитию своих способностей они и обязаны успехом в куль­туре избранного ими предмета...».

В формирующейся личности врача наиболее эффективной и ста­бильной является ориентация на профессиональные ценности. Наблю­дающееся в настоящее время уменьшение «таинственности» медици­ны врачу следует компенсировать совершенными качествами своей личности (И.С. Сук, 1984). К таким качествам врача относятся, прежде всего, высокая духовность (гуманизм, патриотизм и другие нравствен­ные качества), профессиональное искусство, общая культура, фунда­ментальные знания в медицине, в философии медицины, в области естествознания и гуманитарных наук, особенно биологии и психоло­гии, компьютерной техники. Врач больше, чем профессия — это и жиз­ненная позиция, выражающаяся на практике в устойчивом альтруизме и подвижничестве. Поэтому гуманизм - определяющая черта лич­ности медика. Гуманистом быть непросто. Как-то собеседник спро­сил Л.Н. Толстого: какое время он считает самым важным, какого че­ловека самым важным и какое дело самым важным? Подумав, великий писатель-гуманист ответил, что самым важным он считает настоящее время, когда можно что-то изменить; самым важным человеком того, с кем беседует, а самым важным делом — любить этого человека.

Врач — не только образованная и культурная личность, это руково­дитель, проявляющий волю, исполнительность и инициативу, способ­ный управлять коллективом, правильно и энергично проводить меди­цинские, профилактические и лечебные мероприятия, поддерживать у пациентов психологическую устойчивость, стремление к выздоров­лению, ведению здорового образа жизни.

Философская подготовка будущих врачей предназначена для осоз­нанного и активного формирования целостной личности, обладающей научным мировоззрением, диалектическим мышлением, духовной культурой, логикой. Основным методом формирования и развития личностных качеств у будущих врачей является критический анализ и самоанализ — системный метод познания и самопознания, утвержде­ния своей личности через преодоление противоречий в активной дея­тельности, обучении и самовоспитании.

Перед медициной, здравоохранением, образованием и воспитани­ем стоит задача сохранения и совершенствования здоровья жизнедея­тельной личности, преодоление различных аномалий личности раз­личными средствами и методами.

Основными методами становления личности врача все же являют­ся волевые усилия по развитию профессиональных интересов, способ­ность противостоять злу, разрушительным для здоровья и жизни че­ловека явлениям. Эту мысль образно выразил Ю.Л. Шевченко: «Конечно, наше физическое нездоровье идет от духовного. У каждого из нас на одном плече сидит ангел, на другом - дьявол. Идет борьба — кто возьмет свое. И для врача в этой борьбе нет выбора: он строит свою жизнь и деятельность на гуманистических началах».

Литература

Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

Барулин B. C. Социально-философская антропология. М., 1994.

Гиндикин В.Я., Гурьева В.А. Личностная патология. М., 1999.

Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб., 1998.

Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология. М., 1999. 

Мечников И.И. Этюды оптимизма. М., 1987.

Пирогов Н.И. Дневник старого врача // Избр. педаг. соч. М., 1985.

Сук И. С. Врач как личность. М., 1984. Фрейд 3. Психология бессознательного. М. 1989.

Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб., 1997.                                                      

Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека //
К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20.                                                                                              

Вопросы для самоконтроля  

1. Чем отличаются понятия личности в философии, психологии и медицине?

2. По каким основаниям классифицируется личность?

3. Что означает принцип антропологизма в медицинском исследовании?

4. В чем заключается проблема аномалии личности?

5. Каковы причины разрушения личности?                                             

6. В чем состоит специфика становления и развития личности врача?

Темы докладов и рефератов

 

1. Специфика понимания личности в разных типах культур.                                              

2. Биологизаторские и социологизаторские концепции личности.                                         

3. Индивид и личность.                                                                                                  

4. Личность и ее свобода в зеркале мировых религий.                                                      

5. Диалектика свободы и ответственности личности на современном этапе
мировой цивилизации.

6. Личность и общество.

7. Личность и социальные ценности.     

8. Врач как личность.


ГЛАВА 20                        философия

                                                    здоровья человека

Проблема здоровья человека, к которому в условиях ускорения на­учно-технического прогресса предъявляются все более высокие тре­бования, является одной из самых сложных и актуальных. Без преуве­личения можно сказать, что она с полным правом относится на сегодняшний день к тем проблемам, которые принято называть гло­бальными.

Выдвижение здоровья в число первоочередных задач развития об­щества обусловливает необходимость теоретического и методологи­ческого осмысления этого феномена, показывает актуальность развер­тывания соответствующих научных исследований, в том числе и на философском уровне. Эффективное решение проблемы здоровья тре­бует разработки целого комплекса вопросов, которые, вероятно, мо­гут быть решены только на основе междисциплинарного подхода, пре­дусматривающего участие специалистов различных областей знаний: биологов, психологов, генетиков, экологов, социологов, экономистов, врачей, философов и многих других.

Необходимость анализа факторов, детерминирующих здоровье че­ловека в рамках философии подтверждается реальной жизнью и име­ет в своем основании следующие причины:

1. Необходимо философское осмысление и теоретическая интер­претация всех детерминационных факторов здоровья, как системного образования, что позволит определить закономерности формирования,
сохранения и развития здоровья. Настало время попытаться вырабо­тать такую концепцию здоровья, которая объективно отражала бы связь между специальными знаниями, полученными при изучении
здоровья, и основными законами и принципами диалектики. Все вы­шесказанное позволяет утверждать, что центральной методологичес­кой проблемой современной медицины является разработка теории здоровья.

2. В работах, посвященных исследованию индивидуального здоровья, находят отражение различные аспекты этой комплексной пробле­мы, выработанные на протяжении всей истории развития человека.
Однако «камнем преткновения» по-прежнему остается отсутствие такого определения понятия здоровья, которое позволяло бы его оце­нить в количественных и качественных показателях.

3. Традиционные меры пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ), опирающиеся в основном на медицинские знания, оказались мало­эффективными. Философская проблема здорового поведения челове­ка включает целый круг вопросов, связанных с исследованием про­цессов воспитания и условий формирования личности — ее потребностей и интересов, мотивов и целей. Субъективизация здоро­вья - вот правильная методологическая установка, которая предусмат­ривает прерогативу личного, самостоятельного контроля каждого ин­дивида за своим здоровьем.

4. Важность исследования здоровья человека с точки зрения тео­рии антропогенных потребностей в современных условиях определя­ется тем обстоятельством, что взаимодействие потребностей и здоро­вья реализуется в ЗОЖ, представляющем психологическую модель поведения, избранную индивидом в поисках лучшего способа само­осуществления жизни. Воспитание и обучение с целью формирова­ния у человека потребности в здоровье представляет собой один из главных «каналов» первичной профилактики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 728; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.014 с.)