Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Темы докладов и рефератов
1. Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов 2. Вклад отечественных мыслителей в разработку цивилизационной теории. 3. Планетарная цивилизация: сущность, структура, проблемы.
ГЛАВА 17 ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ. МЕДИЦИНА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ 1. Культура: сущность, содержание, структура, функции Термин «культура» восходит к латинскому слову «cultura», которое означало возделывание почвы, ее обработку, т.е. изменения в окружающем мире под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Хотя само слово «культура» утверждается в европейской социальной мысли лишь во второй половине XVIII века, становление содержания понятия сопровождает историю человечества. В Древней Греции культурность понимали, прежде всего, как воспитанность. Отсутствие культурности считалось признаком варварства. В эпоху Древнего Рима возникает представление о культуре как укладе социальной жизни, а также степени личного совершенства. Представление о культуре эпохи Возрождения содержало соответствие гуманистическим идеалам человека. Французские просветители XVIII века (Вольтер, Дидро) сводили содержание культуры к развитию человеческого «разума». Культурность нации, по их представлению, состоит в разумности их общественных порядков и политических учреждений, а измеряется совокупностью достижений в области науки и искусств. В рамках Просвещения уже возникает «критика» культуры и цивилизации (Руссо), которая состоит в показе противостояния морально развращенных «культурных» народов и тех общностей людей, которые находятся на патриархальной ступени развития. Возможность разрешения этого культурного противоречия немецкие философы искали в духовной сфере. Кант ядром культуры считал мораль, которая способна примирить человеческий разум и чувства. Гегель понятие культуры искал в сфере духовной свободы человека. Гердер рассматривал культуру как прогрессивное раскрытие способностей человеческого ума, высшим достижением которого он считал идею гуманизма. Гуманизм соответствует природе человека. Вся история народов является школой соревнования в скорейшем достижении гуманности. По мнению Шиллера, базовыми ценностями, лежащими в основании культуры, являются идея красоты и творчества человека (художника).
Николай Данилевский (1822—1885), культурологические взгляды которого сформировались под воздействием естественных наук, в частности биологии, разработал идею культурно-исторических типов. Как и биологические, культурно-исторические типы проходят естественные стадии возмужания, дряхления и гибели. Он выделяет десять исторических типов культуры: от египетского до германо-романского. Качественно новым, исторически перспективным типом Данилевский считает славянский культурно-исторический тип, наиболее сильно выраженный в русском народе, в котором воплощена мессианская идея возрождения культуры. Рассекая мировую культуру, Данилевский стремится все же сохранить ее цельность, кладя в ее основание деятельность людей, которая выражалась в национальном характере, психической жизни, этнических особенностях народа. Немецкий философ О. Шпенглер (1880—1936) в работе «Закат Европы» выдвинул концепцию культуры, которая рассматривается не как единая, а как расколотая на восемь культур, функционирующих на основе своего собственного «способа переживания жизни». Каждая из этих независимых друг от друга культур подчинена жесткому биологическому ритму, от рождения до заката. Этап восхождения и является собственно культурой, этап нисхождения и есть то, что принято называть цивилизацией. Мировая культура в этом случае выступает как совокупность несвязанных друг с другом, чередующихся, однократных типов культуры. С позиций психологического подхода К. Юнга (1875—1961) к феномену культуры, она предстает как производное от «коллективного бессознательного», содержание которого выступает в единстве общечеловеческих первообразов — архетипов. Наиболее ярко они представлены в мифах, сказках, магии и т.д. Французский ученый К. Леви-Стросс считает, что в основе культуры лежит бессознательное творчество человеческого духа. Условием спасения мировой культуры является гармония отношений между внутренним (бессознательная структура разума) и внешним (символы, которыми оперирует человек). Драма современной культуры — это драма самого человека. Необходим возврат к целостности, единству человека, что наиболее полно проявилось в первобытную эпоху. Неоценима, по мнению Лева-Стросса, роль гуманитарных дисциплин в осмыслении этих процессов. Либо XXI век будет веком гуманитарного знания, либо его не будет совсем. Исследователи насчитывают в современной литературе несколько
Философы, стоящие на позиции идеализма, в основе культуры видят либо какой-нибудь духовный феномен жизни человека, либо рассматривают ее как космическое явление. Исследователи с материалистическими установками сущность культуры ищут в различных материальных основах жизнедеятельности людей. Известно, например, что К. Маркс рассматривал культуру как результат материально-преобразующей деятельности, которая и является основанием, почвой для духовных компонентов культуры. Способы материальной деятельности лежат в основе марксистского понимания развития культуры как целостного и закономерного процесса. Вместе с тем, существует философская позиция прагматического толка, сторонники которой видят в культуре лишь определенный способ приспособления человека к внешним обстоятельствам, что является условием его существования. Кроме того, культура выступает предметом внимания не только философов, культурологов, но и историков, этнографов, археологов, социологов, политологов. Каждая из дисциплин имеет свою теоретическую задачу, социальную методику, способы постижения этого феномена. Следует также помнить, что процесс познания человеком культуры отличается от процессов познания, допустим, в естественно-научной сфере. Познавая культуру, человек познает не некую независящую от него реальность, а свое собственное существование, которое воплощается в фактах культуры. Постигая культуру, человечество пытается ответить на такие «вечные вопросы», как смысл своего собственного бытия, своей деятельности и своей сущности. Познание культуры предстает, прежде всего, реализацией человеческих чаяний познать свою собственную природу.
Взаимосвязь человека и культуры не вызывает сомнений у большинства исследователей, стоящих на самых различных мировоззренческих и методологических основаниях. По существу, принято суждение, согласно которому вне культуры невозможно не только бытие человека, но и он сам как сущность. И человек предстает здесь высшим смыслом, критерием и главной ценностью культуры. Возможность развития сущностных человеческих качеств выступает в культуре определяющим. В этом смысле культуру можно определить как человечность человечества. Важнейшим принципом философской методологии для изучения такого многомерного, сверхсложного, многовариантного феномена как культура, является принцип системности. Только в рамках системного подхода, возможно понять культуру как, с одной стороны, целостный объект, а с другой, характеризующийся многообразием взаимодействия и динамикой преобразования структурных элементов. Все другие подходы способны уловить важные, но частные характеристики культуры. Результатом системного рассмотрения культуры выступает синтетическое знание, многомерная картина бытия культуры. Первой формой бытия является природа, под которой понимают совокупность стихийно сложившихся форм существования материи в единстве как органических, так и неорганических структур. Устоявшейся считается и вторая форма бытия — человеческое общество. Сущность этой формы бытия состоит в том, что ее существование и развитие определяются не биологическими факторами и, соответственно, общественные отношения не детерминированы генетически. Общество не является природно данным, оно исторически изменчиво, его развитие обусловлено характером отношения людей к природе, спецификой общественного производства, а также различными формами человеческого сознания. Но следует согласиться, что «если общество есть внебиологический способ связи людей в их совместной жизни и деятельности, то сам человек, синтезирующий в своем реальном существовании и поведении природные и общественные закономерности, являющийся тем самым воплощенным единством природы и общества, должен быть признан носителем особой — третьей формы бытия, не сводимой ни к биологической ни к социальной его формам» (Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. С. 37-38).
Эта форма бытия охватывает все проявления внутренней (психической, духовной) и внешней (поведение, практическая деятельность) жизни людей, эта сторона человеческого бытия имеет свое традиционное название — культура. Тогда общественное бытие человека, его социальность, будет включать в себя не все его внеприродные качества и характеристики (вплоть до духовности), а только обусловленные системой экономических, политических и юридических отношений (Что такое человек? Основы человековедения. В 2-х книгах. Книга II. СПб., 1996. С. 79-83). Культура возникает, как результат деятельности человека и является сложной, динамической, саморазвивающейся системой. Функционирование культуры может быть представлено в единстве трех ее составляющих: предметов культуры, способов человеческой дея тельности и человеческих качеств. Но какую бы грань культуры мы не рассматривали, она всегда будет «очеловечена». Какой бы черепок ни исследовали археологи, он и ценен не сам по себе, а потому, что характеризует мышление человека ушедших эпох. Любой способ человеческой деятельности характеризует степень реализации сущностных сил человека. Только в рамках культурологического подхода возможно понять содержание специфических человеческих качеств, таких как духов ность, свобода, гуманизм. Эти понятия и будут выражать высшие ценности культуры. Духовность — в форме религиозной, нравственной, эстетической, художественной, политической, познавательной — является особым «продуктом» психической деятельности, возвышающим человека над витальными, эгоистичными и своекорыстными потребностями его существования, связывая тем самым индивида с другими людьми, а затем и с природой, и с творимой ими «второй природой» — миром вещей, в котором культура обретает предметное существование (там же, с. 86). Условием возникновения и сущностным признаком культуры является свобода, т.к. деятельность человека может осуществляться только на основе самостоятельного выбора каждым человеком целей и средств его действия. Вся история культуры есть движение от мира необходимости через порабощение человека человеком к свободе, к демократически организованному сообществу. Свобода выступает условием творчества во всех видах человеческой деятельности. Гуманизм выступает качественной мерой культуры, ее критерием, Мерилом истинности, показателем ее внутренней сущности. В свою очередь, культура выражает не внешние признаки явления, а гуманность его содержания, идеальные установки и устремления. Под гуманизмом (от лат. humanus — человеческий, человечный) следует понимать систему идей, отстаивающих и обосновывающих высшую ценность человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Идеи гуманизма в системе культуры выступают духовными ориентирами, указывающими направление движения человека к самому себе как к существу: а) разумному; б) духовному; в) свободному.
Исходя из изложенного, культуру можно определить как форму бытия человека, представленную в продуктах материальной и духовной деятельности и составляющую средство самореализации и основание ценности человека. В настоящее время понятие «культура» означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способнос тей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях (Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 292-293). Культура — сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру по ее носителю. В зависимости от этого выделяют культуру мировую, национальную, а также культуру различных социальных общностей (клановая, городская, сельская, профессиональная, молодежная, семьи, отдельного человека). Общепринято выделять культуру народную (непрофессиональную) и профессиональную. Культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет разнообразия человеческой деятельности. По содержанию и влиянию культуры на человека ряд авторов предлагают делить ее на прогрессивную и регрессивную, реакционную. Культура, как формирующее человека начало, может воспитывать личность как нравственную, так и безнравственную. Это зависит от ряда объективных и субъективных факторов и условий. Специфика, типология человеческой деятельности позволяют выделить в системе культуры различные уровни, слои. Критериями для их выделения могут быть внутренние характеристики самой деятельности, ее условия и связи, особенности производимых продуктов. Исходя из этого, принято выделять материальную, духовную, художествен ную культуры (достаточно распространенным является рассмотрение художественной культуры в рамках духовной культуры общества, личности). Выделяя художественную культуру как особый, специфический феномен культуры, мы хотели подчеркнуть ее особый статус в системе человеческой духовности. Каждый слой культуры имеет свою специфику, собственное внутреннее строение. Материальная культура включает в себя основные сферы, образованные различными типами материальной деятельности людей. К таковым относят преобразовательную и коммуникативную деятельность людей. К первой сфере материальной культуры относятся предметы, являющиеся результатами материального производства, а также техническая составляющая производства. Это то, что можно назвать «производственно-технической культурой». Она включает в себя и технические аспекты (технологическую культуру) производства. Медицина, как сфера человеческой жизнедеятельности, во многом зависима и порой предопределена состоянием дел в этой сфере культуры. Возможности производства, состояние социальных отношений, наличие и сохранность технического потенциала работников, возможность внедрения в производство последних научных достижений — все это явным образом отражается на состоянии здравоохранения и здоровья людей. Вторая сфера материальной культуры связана со способом поведения человека в его интимной жизни. Культура воспроизводства человеческого рода в известной степени характеризует уровень общей культуры человека. Безусловно, сфера половых отношений не может рассматриваться в чисто биологическом плане, она несомненный компонент духовной культуры. Это важная сторона человеческого бытия связана с особым качеством, способностью человека к любви. В философии (этике) с понятием любви связаны интимные и глубокие чувства, особый вид сознания, душевного состояния и действий, которые направлены на другого человека (более подробно см.: Философия любви. 4.1. М., 1990. С. 510). Попытки современной массовой куль туры свести эту сложнейшую и прекраснейшую сферу человеческой жизни к «технике секса», технологической стороне вопроса, к вульгарной материализации носит явно антигуманный характер и должен встречать противодействие со стороны людей, заинтересованных в нравственном здоровье молодежи. Несомненно, велика в этом деле Роль врача. Несмотря на то, что отношения по поводу детопроизводства окрашены множеством общественных, групповых, индивидуальных психологических и духовных оттенков, эти отношения нельзя исключать Из сферы материальных отношений. Производство и воспроизводство Материальной жизни требует как определенных физических качеств человека, так и необходимого социального обеспечения. В этом плане правомерно выделение еще двух сфер материальной культуры — физической культуры и культуры социально-политической. В физической культуре главным объектом является человеческое тело. Совершенствование физических возможностей, качеств, двигательных навыков и умений — определяющее в физической культуре. Еще античным мудрецам было известно, что здоровый дух может существовать только в здоровом теле. К культуре физического развития следует отнести и ту грань медицины во всем ее многообразии, которая дает возможность сохранять, восстанавливать и воспроизводить телесные возможности человеческого организма. Это не принижает того факта, что медицина является сложнейшим феноменом духовной жизни человека, ибо обращается к самым тонким психологическим состояниям человеческой души. Медицина выступает элементом материальной культуры, так как в ней также реализуется предметно-преобразующая деятельность человека. Культура медицины напрямую зависит от уровня всей материальной культуры, от состояния материального производства, от качества техники и совершенства технологий. Показатели современного состояния отечественного здравоохранения как вида социальной деятельности подтверждают эту зависимость. Если в структуре деятельности человека выделить такие виды как преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная и ком муникативная, то и в духовной культуре следует признать наличие со ответствующих сфер. Первая сфера создается творческой активностью человеческого сознания. Это — деятельность, в основе которой лежит стремление спроектировать, спрогнозировать будущие состояния различных областей и феноменов жизни общества. Этот вид деятельности предшествует материальной практике, предлагая ей идеальные модели будущих конструкций. Проектирование и прогностика в истории культуры является важной стороной духовного производства. Результаты прогнозирования (от краткосрочного, предметного, регионального до глобального) становятся важным фактором, корректирующим деятельность человеческого сообщества. Знания о будущем, становятся реальным фактором, изменяющим общественное бытие. Объектом такого прогнозирования становится прежде всего сам человек. Вторая область духовной культуры включает плоды познавательной деятельности человека. Она выступает в виде совокупности знаний о природе, обществе, человеке. Важнейшим структурным элементом в этой области духовной культуры являются знания, которые не существуют вне познающего мир человечества. Человеческие знания, существуя в различных формах и на различных уровнях, являются формой осознания субъектом (от личности до человечества) мира и себя в это мире. Знания систематизируются, концептуализируются и образуют более или менее целостную систему, которая опосредованно связана и влияет на практическую деятельность субъектов. В любом обществе складывается и функционирует независимая от отдельного индивида социокультурная организация добывания, хранения, передачи информации и знаний. Эта система создает информационное поле, в котором живет и действует человек. Третья сфера духовной культуры связана с ценностно-ориентационной деятельностью. Осмысленный характер познания мира предполагает не просто знание о нем, а понимание ценности самого человека, как субъекта деятельности, ценность его знаний, творений, ценность самого мира культуры, в котором живет человек. Мир человека — это всегда мир ценностей, он наполнен для него смыслом и значениями. Ценности представляют из себя способности, свойства различных предметов, явлений удовлетворять потребности, желания, интересы людей. Предметы культуры отличаются от природных объектов тем, что они являются наделенными каким-то особым свойством, которым не обладают естественные объекты. Создавая предметный мир, человек не стремился воспроизвести природу, а созидал отличное от нее, имеющее смысл как выражение человеческой сущности. Возникновение культуры характеризуется, прежде всего, стремлением человека утверждать ценности. Совокупностью ценностных свойств мир культуры отличается от мира природы. Ценности выступают и регулятором человеческого поведения, и высшей целью его деятельности; они не даются человеку изначально, а возникают как результат его культурной деятельности. В систему ценностей человека наиболее часто включают следующие их виды: смысложизненные (добро, зло, счастье, цель жизни, смысл жизни); универсальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование); ценности общественного признания (трудолюбие, уважение, социальное положение); демократические (свобода слова, свобода совести, право на труд, право на образование). Четвертой областью духовной культуры является духовное общение людей в разнообразных формах его проявления, которые зависят от особенностей предмета коммуникации. «Роскошь человеческого общения» (выражение А. Экзюпери), в ходе которого происходит обмен информацией — высокая культурная ценность. Духовное общение может происходить как на межличностном (межгрупповом) уровне, так и на уровне объективированных ценностей. В процессе межличностного (межгруппового) общения индивидов происходит совместное восприятие объекта, ситуации, действий, состояний. Результатом коммуникации является, и возможное изменение установок, поведения, достижение определенной степени взаимопонимания, согласия. Во втором варианте объективированные в речи, книгах, произведениях искусства результаты духовной деятельности постоянно «потребляются», распредмечиваются, становятся достоянием человеческого сознания. Способность к общению на духовном уровне всегда входила необходимой составляющей в систему профессионально-нравственных качеств врача. Духовное общение во многом зависит от уровня художественной культуры, как общества в целом, так и личности врача, в частности. Особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности (художественное мышление, творчество, восприятие и т.п.), получила название художественная культура. По своему содержанию она представляет собой совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью. Как социальный институт художественная культура представляет собой, прежде всего, сферу создания художественных ценностей (деятельность личностей и организаций, занимающихся художественным творчеством). Она включает в себя также области распространения и освоения того бесконечного богатства, которым обладает художественная культура. Художественная культура может быть рассмотрена не только как процесс или явление в рамках общества, но и как свойство личности. Личностный аспект художественной культуры предполагает обращение к специфике процесса формирования идеалов, художественных вкусов, совершенствования эстетических чувств, выработки художественных навыков, а также системы идей, взглядов, суждений, убеждений, которые являются феноменами мировоззрения личности, в том числе врача. Таким образом, культура будет представлять собой единство трех видов деятельности людей: в материальной, духовной и художественной сферах их жизни. Безусловно, между этими видами и сферами деятельности не существует строгих границ, но, тем не менее, каждая обладает своей спецификой, относительной самостоятельностью. Существуют и другие основания для выделения структуры культуры. Так, например, в зависимости от характера отношений с другими формами бытия возможно рассмотрение связей «культура — природа», «культура - общество», «культура — человек». В структуру культуры входят субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах. Структура культуры включает в себя систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, религию, политику, право, мораль. Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека. Главная функция культуры является человеко-творческая или гуманистическая. Все остальные так или иначе вытекают из нее. Важнейшей функцией принято считать информационную, функцию трансляции социального опыта. Культура, представляющая сложный, социальный организм, знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Культуру еще называют социальной памятью человечества. Другой ведущей функцией является познавательная (гносеологическая). Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений, приобретает способность накапливать богатейшие знания в мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно смело утверждать, что общество настолько интеллектуально, насколько использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Регулятивная (нормативная) функция культуры связана с регулированием различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. Именно в сфере быта, труда, межличностных отношений культура определяет их поступки, действия, выбор ценностных ориентации. Она опирается при этом на такие нормативные системы как мораль и право. Причем, чем человек более культурен, тем большее значение для него имеет регуляция моральная, а не правовая. Семиотическая, или знаковая, функция реализуется в языке. Без изучения соответствующих знаковых систем нельзя ни понять культуру, ни, тем более, приобщиться к ее достижениям. Так, язык (устный или письменный) — средство общения людей; литературный язык — важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, театра, живописи. Естественно-научные дисциплины (физика, химия, математика, биология и др.) также располагают собственными знаковыми системами. Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшие качественные состояния культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности 2. Культура Запада, Востока, России: компаративистский подход * Вполне закономерно, что в последнее время в России все большее распространение приобретает цивилизационный подход в обществознании и, конечно, в философии культуры. Ведь основоположником этой концепции является, как уже отмечалось выше, наш соотечественник, известный философ, естествоиспытатель, социолог и культуролог Н.Я. Данилевский, — один из многих русских умов, предвосхитивших оригинальные идеи, возникшие позднее на Западе. В частности, его видение культуры в контексте существования культурно-исторических типов удивительно созвучны концепциям двух известных мыслителей XX века — О. Шпенглера и А. Тойнби. Данилевский отрицал возможность общечеловеческой цивилизации в смысле гегемонии какого-то одного культурно-исторического типа, так как каждый из них по-своему ограничен. Люди не могут, обитая в разных уголках планеты, жить единообразно, по единому образу. Таким образом, пафос теории Данилевского — отрицание линейного процесса развития истории. Исторический процесс представлялся ученому как развитие каждой нации вглубь, как самоутверждение каждого народа, сумевшего осознать цель и смысл своего существования. Одновременно следует подчеркнуть (и история человечества это доказала), что цивилизации находятся в постоянном взаимодействии. Так, европейское вторжение на американский континент прервало процесс развития индейской цивилизации, в результате столкнулись противоположные системы идеалов. Но возникшая новая американская культура, при всей ее противоречивости, стала одной из ведущих в сегодняшнем мире. * Компаративистика — наука, основанная на сравнительно-историческом методе анализа литературных памятников, различных языков, благодаря чему выявляются их общие истоки, соответствие другим более известным науке объектам. Исследуя процессы, зачастую кризисные в западно-европейской культуре, сегодня — на рубеже тысячелетий, культурологи все чаще обращаются к философскому наследию Гегеля, сказавшему в свое время, что «Европа есть безусловно, конец всемирной истории, а Азия ее начало» (Гегель Г. Философия истории. Соч. Т. VIII. М.—Л., 1935. С. 98). Всемирная история направляется с Востока на Запад. Действительно, достаточно часто в культурах разных народов Восток символизирует начало (жизни, истории, сотворения мира, природного или космического цикла и т.п.), возрождение и обновление, весну, спасение, наступление грядущего (например «свет с Востока»). Запад же, соответственно, ассоциируется с концом (истории, жизни, творения), зрелостью, подведением итогов. Рационалистический Запад стал родиной капиталистического мировоззрения: «помните, что время — это деньги». «Если тот, кто может заработать в день десять шиллингов, будет полдня гулять или сидеть без дела, хотя и будет тратить только шесть пенсов во время прогулки или безделья, он не должен думать, что это только единственный расход: на самом деле он тратит или, скорее, бросает на ветер еще пять шиллингов». Восток по-прежнему больше заимствует и воспринимает у Запада плоды материальной культуры, но в области духа он консервативен и верен своим традициям. «Как только покидается великое Дао, так является человеколюбие и справедливость. Как только является умная дальновидность, то является великое лицемерие» (Лао-Цзы. Цит. по: Н.Е. Троицкая. Русская цивилизация между Востоком, Западом и Югом. М., 1995. С. 10). В кульминационный период формирования колониальных систем, на рубеже XIX—XX в.в., когда противоречия Востока и Запада приняли особенно жесткий, непримиримый характер, знаменитый английский писатель Киплинг сформулировал свой «категорический императив»: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и им не сойтись никогда». Действительно, сопоставление культур Запада и Востока (особенно впечатляющее в свете исследований западных и восточных религий) выявило почти необозримый ряд смысловых антиномий. Если Запад — демократия (свобода, равенство), то Восток — деспотизм; если Запад — аскеза, то Восток — мистика; Запад — научное знание, рациональность, Восток - интуиция, вживание в мир; Запад — динамизм развития, Восток — неподвижность, стабильность; Запад — модернизация, инновативность, Восток — традиционность, ритуал; Запад — «логос», Восток — «дао»; Запад — индивидуализм, Восток — коллективизм, государство; Запад - активное технико-технологическое преобразование мира, Восток — достижение гармонии с естественно-природной средой обитания; Запад — капитализм, буржуазность, Восток — коммунизм, бесклассовое общество; Запад - рынок, Восток - базар и т.д. Примеры глубокой дифференциации систем ценностей Запада и Востока можно продолжать до бесконечности (см.: Культурология. XX век. Словарь СПб., 1997. С. 120). Различие культур Запада и Востока кажется особенно значительным, если рассматривать их как различие систем мировоззрения во всем своеобразии присущих им представлений о мире, человеке и ценностях жизни, мировоззрения, которое и выступает фундаментом и краеугольным камнем любой культуры. И, как справедливо замечает Г.В. Хомелев, философское мировоззрение Востока существенно отличается от мировоззрения Запада следующими особенностями: 1. Западное мировоззрение в своей основной форме антропоцент рично. Мир один, и человек — венец всего сущего. Он высшее, совершеннейшее существо, вершина пирамиды Бытия. Потому нет и ничего не может быть выше человека. Примерно та же идея заключается в религиозных представлениях Запада (христианство), в которых человек - творение Божье, его образ и подобие. Система восточного мировоззрения основана на иных предпосылках. Человек понимается здесь лишь как малая часть целого. Он представитель лишь одного из многочисленных миров, но, как часть цело Если на Западе господствующей формой религиозного мировоззрения стал антропоморфический теизм с идеей Бога-творца как Личности, наделяемой многими человеческими чертами, то система восточных религиозно-философских представлений представляет собой пантеизм. 2. Западное мировоззрение в своем учении о человеке, его жизненном предназначении и системе нравственности в большей или меньшей мере эгоцентрично. Гуманизм, как основополагающий принцип этического учения Запада, заключает в себе представление об исключительной, высшей ценности только человеческой жизни, а не вообще любой жизни. Система нравственных принципов, в которой человек начинает отсчет ценностей мира с себя и кончает счет собой, есть наиболее точное выражение этического эгоцентризма. Она вполне соответствует убеждению о невозможности существования какой-либо иной, высшей, более совершенной формы разума во Вселенной, чем разум человеческий и, тем самым, входит в противоречие с возвышенным представлением Во
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.24 (0.051 с.) |