Глава 18   философия человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 18   философия человека



 

В XXI веке продолжаются кардинальные изменения во всех сферах жизни общества, возрастает преобразующая роль человека, необходи­мость его совершенствования, охраны здоровья. От Сервета, которого сожгли на костре за то, что он изучал на трупах строение человеческо­го тела, до сложнейших операций на сердце и мозге в наше время — огромный путь развития наук о человеке и медицины. Философия выступает междисциплинарной системой знаний о человеке и окру­жающем его мире, как материальном, так и духовном.

Предназначение философской подготовки врачей — дать ответы на мировоззренческие вопросы человеческого бытия: о природе челове­ка и смысле его жизни и деятельности, о резервах и возможностях его организма, мышления, о его смерти и бессмертии. XX Международ­ный философский конгресс (Бостон, 1998) рассмотрел возрастающую воспитательную роль философии в современных условиях. В сфере медицинского образования философия призвана стать логикой и ме­тодологией медицинского знания, философией медицинского иссле­дования человека.                                                                                   

                                                                                                                                             

1. Философское учение о человеке

Философия и медицина имеют один объект исследования — чело­века. «Из всех наук, — писал Гиппократ, — самыми великими и почита­емыми мыслю философию и медицину. Они целебно возделывают тело и душу человека». Актуальность проблемы человека определяется ря­дом причин и прежде всего гносеологической. История науки пока­зывает, что человек - самый трудный объект для изучения. Еще Сократ в 5 в. до н.э. в основу своей философии поставил задачу: «Познай самого себя». Гете считал, что «главным предметом изучения челове­чества является человек». Но оказалось, что человек менее изучен и более уязвим, чем окружающий его мир. Жизнь человека — вереница событий, которые обусловлены непрерывно меняющимися обстоя­тельствами бытия и изменениями его внутреннего состояния.

Сейчас трудно определить количество человековедческих научных дисциплин: от философии, антропологии, психологии до биологии, космологии, генетики. Об этом можно судить по трудам Института человека РАН, в частности по материалам журнала «Человек», издаю­щегося в России с 1990 года. Научная литература о человеке превосходит всю другую. Философия призвана выполнить свои задачи: постановочно-интегративную, критико-методологическую и ценностно-регу­лятивную в познании человека и мира, в котором он живет.

В конце XX—начале XXI веков человек попал в сложную ситуацию: современная цивилизация вступила в период обострения глобальных мировых кризисов (экологического, энергетического, социально-эко­номического, демографического), угрожающих жизни людей на пла­нете. На международных форумах ученые предупреждают о гибельно­сти для человечества социально не ориентируемой и нерегулируемой государством рыночной экономики. В России в условиях разрушитель­ных криминально-рыночных реформ усиливается отчуждение человека от труда, коллектива, семьи, культуры, от здорового образа жизни.

Происходит снижение жизнеустойчивости большинства людей, их дезадаптация. Возрастают факторы риска для здоровья и жизни. На­блюдается рост социальных, особенно инфекционных и психических заболеваний. Юноши, которых призывают в вооруженные силы, в большинстве своем не готовы к воинской службе. В жизнь вступает больное поколение. В стране уменьшается продолжительность жизни людей, растет смертность, сокращается рождаемость, идет процесс депопуляции, особенно государственнообразующего Этноса — русских. Человек и общество, как считают ученые, чтобы не погибнуть должны измениться в новом столетии. Этих причин достаточно, чтобы убедить­ся в необходимости овладения будущими врачами системой знаний о человеке и современном обществе, в основе которых лежат фундамен­тальные философские учения.

Философское постижение человека началось еще в древности в раз­личных мифологических, религиозных и натуралистических представ­лениях. Так, в древних цивилизациях Китая, Индии, Греции человек мыслился как часть космоса, некоторого единого временного поряд­ка и строя бытия, как «малый мир» — «микрокосм», как отражение и символ Вселенной — «макрокосм». Последний понимался антропомор­фно — как живой одухотворенный организм. По мнению древних, че­ловек содержит в себе все элементы (стихии) космоса: состоит из тела и души, рассматриваемых как два аспекта единой реальности (аристотелизм) или как две разнородных субстанции (платонизм). Философ­ские учения о человеке развивались в двух направлениях. В западно-европейской философии человек обращен к его окружению, взаимо­действуя с ним, преобразуя его. А в восточной философии человек более обращен внутрь себя, он не личность, а материал, который при­общается к высшим, неличностным ценностям.

 Религиозное — иудейское и христианское представление о челове­ке родилось не в философии и не в науке. Миф о сотворении челове­ка, его души и тела Богом принадлежит религиозной вере. Она пред­ставляет собой пеструю смесь иудаизма, прежде всего Ветхого Завета, а также религиозной античной истории и Евангелия. Это учение о про­исхождении человеческого рода от одной пары, о рае, об ангеле-ис­кусителе и грехопадении, о спасении через Богочеловека (Иисуса Христа), о бессмертии души и преображении тела, о воскрешении, страшном суде и т.д. Христианство исходит из того, что человек при­ходит в мир, отягощенный первородным грехом, грешным по приро­де. За страдания, праведную жизнь, жертвы и молитвы он будет воз­награжден вечным блаженством в иной жизни, а иначе — вечные муки в аду. Основа христианства в трех добродетелях: вере, надежде, любви, в том числе — прощении врагов и любви к ним.

Таковы в целом религиозные суждения о человеке. Но еще в 5 в. до н.э. древнегреческий философ, — один из основоположников матери­ализма и диалектики, — Гераклит говорил, что «мир единый не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим». Так за­рождалось атеистическое учение о человеке и мире.

Русские религиозные философы конца XIX—начала XX веков B.C. Со­ловьев, Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский и другие различали религию«темную» (слепую веру, религиозный фанатизм) от религии «светлой», обращенной к человеку. Принципами их учения являлись: идея всеедин­ства - единства человека с космосом, космическая природа человека и космический масштаб его деятельности; представление о человеке не как о рабе или атомарном существе, а как о личности, неразрывно связанной с всеобщим, как о творце, «богочеловеке». Русская религиозная философия рассматривала Бога и человека как высшие ценности, в их единстве. Возвышенное, одухотворенное человечество должно выпол­нить задачи создания мира, освобожденного от гибели, распада, уничтожения, сохранить всю полноту и многообразие бытия.     

В 1995 году в России был создан союз антропософских врачей — одно из религиозно-философских направлений в медицине, в котором врачи, сознавая свою ответственность перед духовным миром,
выступают против духовного насилия над человеком. С этой целью союзом создается журнал «Антропософская медицина».

По мере развития науки, культуры взгляд на человека менялся. Ре­лигиозное представление о человеке как о «Божьей твари» - Homo Dei - было вытеснено научным определением Карла Линнея: Homo sapiens - человек разумный. Материалистический взгляд на человека, его происхождение и развитие подтвердила эволюционная теория Чарльза Дарвина и диалектика природы Фридриха Энгельса. С XIX века в европейской науке и философии стал господствовать антропологи­ческий принцип. Согласно этому принципу, человек провозглашался как природное биологическое существо, но социально-экономичес­кие условия, в которых он развивался, в ряде учений еще игнорирова­лись (Л. Фейербах, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский).

Биологизаторская концепция человека в философии и медицине на Западе наиболее ярко была представлена в евгенике (гр. eugenes -породистый) и социобиологии. Эти учения опирались на достижения генетики — науки о законах наследственности и изменчивости орга­низма и утверждали, что человек не совершенен, многое унаследовал от животных и его надо улучшить путем изменения наследственности, применить к человеку селекцию, как к животным. Такая попытка была сделана нацистами в Германии: выращивание «белокурых бестий». Сущность социал-евгеники, как и социал-дарвинизма, заключается вовсе не в признании генетических различий между расами (таковые бесспорно существуют), а в ложном утверждении наследственного умственного или духовного превосходства одной расы над другой (чего на самом деле нет).

Прогрессивные же идеи евгеники были восприняты медициной с целью предупреждения врожденных заболеваний. Передовые страны уже вступили в период, который академик Н.П. Дубинин (р. 1907) на­звал «управляемой биологической эволюцией».

Однако и в наше время наблюдается реакционная направленность исследований биологизаторского толка. Как сообщила пресса, в США осуществляется разработка сценария «биокибернетической цивилиза­ции» в увязке с идеей планетарного будущего человеческого общества, которое должно в «своей развитой части» пройти качественный сдвиг в результате новых биомедицинских и биокибернетических открытий. Клонирование и вживление в человеческий мозг микроэлектронных схем позволяет, по этим расчетам, «добиваться создания нового выс­шего существа» на базе нужных идеологических и национальных ос­нов с уничтожением «ненужных национальностей».

Социобиология направлена на исследование биологических основ поведения всех живых существ. Один из основоположников этого уче­ния американский биолог Уилсон пытается доказать прямую зависимость поведения человека от его «биологических основ», и этим яко­бы определяется его обреченность как разрушителя себя и окруже­ния. Психолог Мерфи определяет человека как биологический орга­низм, взаимодействующий с материальным и социальным окружени­ем. Современная социобиология становится комплексной теорией о взаимодействии в природе человека биологических и социальных составляющих: данных человеку от природы, его родителей и приоб­ретенных в процессе его социализации, формирования и развития в обществе.

Марксистская концепция человека зародилась в 40-е годы XIX века на основе философии диалектического материализма (и антрополо­гического учения), которая затем эволюционировала в сторону соци­альной и политической философии. Для марксизма характерен реаль­ный взгляд на человека: человек, писал К. Маркс, — это «мыслящее животное». Но человеческая сущность рассматривается у него как «совокупность всех общественных отношений... люди суть продукты обстоятельств и воспитания».

В соответствии с учением Маркса, «человек является высшей целью развития общества и должен быть освобожден от всех форм социаль­ного отчуждения путем классовой борьбы и пролетарской революции, которая, в конечном счете, ликвидирует эксплуатацию человека чело­веком. Он писал о коммунизме как обществе реального гуманизма, в основе которого будет общественная собственность на средства про­изводства. Коммунизм исходит из доброй природы человека, из воз­можности и необходимости общего созидательного труда, построения общества справедливости. Маркс подчеркивал, что основным крите­рием общественного прогресса является положение человека в обще­стве. Как сказал поэт, «все прогрессы реакционны, если рушится че­ловек». Маркс высказал пророческую мысль о том, что настанет такое время, когда науки естественные и науки гуманитарные сольются в единую науку - науку о человеке.

В современной научной концепции человек рассматривается как биопсихосоциальное существо, высшая ступень развития живых орга­низмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственно­го и прижизненно приобретенного. Как живой организм, человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим закономерностям. А на уровне психической, сознательной деятельно­сти человек обращен к общественному и индивидуальному бытию с его специфическими закономерностями.

В науке второй половины XX века представлена монистическая кон­цепция человека: его сущность, природа интегральны. Целостная кон­цепция человека, считает Б.В. Марков, может быть построена при условии нового интегративного подхода. Наиболее полно и всесторонне такое целостное философское учение о человеке в свете современных представлений рассматривается В.Н. Сагатовским. В своей «Философ­ской трилогии» он развивает систему взглядов о единстве природы и человека, общества и личности, о человеке как субъекте ответственного выбора, способного творчески определять бытие.  

Человек - это нечто единое, целостное, в котором слиты, взаимо­связаны его структурные компоненты. Сегодня ученые не только при­близились к пониманию того, что организм человека является единой ' интегральной системой. На основе полученных данных разрабатыва­ются технологии корректирующего воздействия на весь организм. Та­кая диалектическая концепция поддерживается большинством ученых, она хорошо работает на медицину. Врач рассматривает человека в един­стве его биологической, психологической и социальной структур. На этой методологической основе развивается профилактическая, кли­ническая и социальная медицина.

В монистическую концепцию человека органично вошли идеи академика В.И. Вернадского (1863—1945) о биосфере (сфере живого взаимодействия природы и общества) и ноосфере (сфере разумной дея­тельности человека как высшей стадии развития биосферы), связанной с возникновением и развитием в ней человечества. Учение о ноосфере явилось продолжением идей русского космизма. А.Л. Чижевский (1897—1964) установил зависимость биосферы, здоровья человека от ритмов активности солнца.

Новая научная концепция в философии и медицине представляет человека как высочайшую по саморегулированию живую систему в общей системе социальных ценностей. На биологическом уровне че­ловек представлен как индивид, а на социальном — как активный субъект истории, общественного развития.

Виднейший представитель неофрейдизма Э. Фромм (1900—1980) основную проблему человеческого существования усматривал в экзистенциальном противоречии, которое состоит в нарушении естест­венной, гармоничной связи человека с природой и на этой основе с другим человеком и с самим собой, т.е. в тотальном отчуждении человеческого бытия. «Сами неврозы в конечном счете, — писал он, — являются симптомами морального поражения... морального конфлик­та, и успешность терапевтического усилия зависит от понимания и решения моральной проблемы человека». Поэтому прав был другой последователь 3. Фрейда - К.Г. Юнг (1875-1961), который признал, что «психология и психиатрия тесно связаны с философскими и мо­ральными проблемами человека...».     

В религиозной и эзотерической (гр. esoterikos - внутренний) фило­софии выделяется еще высший уровень человека — его душа, в кото­рой заключен дух, некое божественное непознаваемое начало. В пси­хологии и медицине душа понимается как вполне детерминированное «душевное» (то есть психическое) состояние человека, прежде всего, его память и способность восприятия окружающего мира и самого себя. «Душой мы называем непосредственное переживание. Душа — это все то, что было ощущаемо, воспринимаемо, представляемо, же­лаемо» (Э. Кречмер, 1888-1964).

Значительный вклад в современную научную концепцию человека внесли Всемирные философские конгрессы: XVIII - в 1988 г. «Фило­софское познание человека» (Брайтон, Великобритания), XIX — в 1993 г. «Человечество на переломном этапе: философские перспективы» (Мос­ква), XX — в 1998 г. «Философия в воспитании человечества» (Бостон, США) и Первый Российский философский конгресс в 1997 г. «Человек — философия - гуманизм» (С-Петербург). На этих форумах рассматри­вались актуальные проблемы настоящего и будущего человечества: су­ществование и развитие человека, его ценностей в меняющемся мире, философские проблемы антропогенеза, генной инженерии, соотноше­ние биологического и социального в человеке, проблема духовного и теле­сного, философия образования и развития личности и многие другие.

В условиях формирования новой цивилизации все большее значе­ние, по мнению И.Т. Фролова, будут приобретать с течением времени не столько технологические и геополитические, сколько антрополо­гические факторы — развитие человека, его культуры, образования, нравственности. «Абсолютное движение становления» человека разум­ного и гуманного совпадает с историческим развитием единого чело­вечества, с общественным прогрессом (К. Маркс).

Но в XX веке произошла «антропологическая катастрофа» (М. Хайдеггер). Этим можно объяснить современную тенденцию антропологизации философии и науки, роста значения и расширения предмета самой науки антропологии. Западный антропоцентризм, сформиро­вавшийся еще в эпоху Возрождения, продолжает давать человеку ил­люзию самодостаточности, позволяет ему забыть о том, что он связан со всей Вселенной — живой и неживой. Однако человек не растворя­ется ни во Вселенной в целом, ни в социальности. Рождение, смерть, жизненный путь — все это уникально. Идея уникальности человека стала центральной в современной философии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.012 с.)