Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человек как личность
Проблема личности относится ко многим наукам. В социологии личность рассматривается в контексте истории и ее роли в обществе. В юриспруденции личность выступает субъектом правовых отношений, дается классификация и характеристика асоциальных личностей. В педагогике, где личность является объектом воспитания, используются данные других гуманитарных дисциплин. В психологии личность — центральное понятие. Здесь можно найти около пятидесяти определений личности, что объясняется сложностью, фундаментальностью этого понятия. В словарях русского языка характеристика личности представлена в полутора тысячах терминах. Но и это число далеко не исчерпывает всех черт, их значительно больше. Наиболее близки к философскому анализу личности теория и метод психоанализа. Основоположник этого направления австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856— 1939) трактовал человека как «животное, скованное культурой», а личность — как «ансамбль иррациональных бессознательных влечений». В своей модели личности Фрейд нарисовал картину, согласно которой позади идеалов и разума стоят их скрытые и подлинные властелины — слепые инстинкты или комплексы (подавленные или вытесненные психотравматические ситуации), обитающие в бессознательной сфере и определяющие психическую жизнь. Основной движущей силой этой сферы он считал либидо (лат. libido — страсть), а также инстинкты смерти и агрессивности. Важно учитывать уточнение, которое делает Фрейд: «Не только самое низменное, но и самое возвышенное в человеке может быть бессознательным». Подсознательное, по мнению последователя Фрейда швейцарского психолога Карла Юнга (1875—1961), представляет собой вместилище утраченных воспоминаний — архетипов, неких мифических образов, составляющих глубинную часть личности — «коллективное бессознательное». Советский психолог С.Л. Рубинштейн (1889—1960) в структуру личности включал психические свойства (характер, темперамент, направленность личности), психические состояния (подъем, упадок), психические образования (знания, навыки, умения) и психическое познание (чувства, воля). Другие психологи (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский) в теорию личности ввели методологический принцип деятельности как динамическую систему взаимодействия субъекта с миром.
Как видно, теория личности в психологии появилась лишь в XIX— XX веках, но в философии и медицине проблема личности была широко представлена уже в древности. Так, у Сократа рассмотрены понятия блага, справедливости и др. Платон писал о «чувственном мире», «идеях», о «душе», ее бессмертии. Его ученик Аристотель определял личность как организм, в котором функционирует психика (дух, сознание, разум, эмоции и чувства, воля). Он говорил о человеке как об общественном и «политическом животном». Гиппократ (460—377 гг. до н.э.), основоположник клинической медицины, разработал классификацию различных типов личности по темпераменту. Гуманисты эпохи Возрождения выдвигали идеал целостной, всесторонне развитой личности, которая провозглашалась целью, а общество — средством развития. Просветители XVIII века на первый план ставили интересы личности, всегда совпадающие, в конечном счете, с общественным благом. Немецкая классическая философия в XIX веке поставила вопрос о несовместимости буржуазного общества со свободой личности. В таком обществе, указывал Кант, личность есть лишь средство. Гегель рассматривал личность как момент всеобщего рода в ее единстве с миром и видел сущность личности - в духе. В буржуазной философии и социологии всесторонне показывается процесс разрушения личности. Так, экзистенциализм вскрывает глубокий и острый конфликт личности и современного общества, видя его причину в самой природе человека. В марксистской философии проблема личности поставлена конкретно-исторически. Личность выступает как следствие социальных условий на базе биологических предпосылок. Путь к освобождению и расцвету личности идет через освобождение массы. Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Личность становится целью общественного развития. В религиозных учениях отношение к личности неоднозначно и не соответствует научным взглядам. В индуизме и буддизме личность вообще отрицается. В восточных деспотиях индивид не рассматривался как ценность. Восточной культуре присущ социоцентризм, она призвана обнаружить безличные абсолюты. Освобождение человека означало лишь бескорыстное исполнение своих обязанностей и избавление от страстей. В обществе предполагалась жесткая иерархия, абсолютная зависимость простого человека. В христианстве, православии отношение к личности отрицательное, как и к свободе человека. В «Журнале Московской патриархии» (1953 г., № 3) говорится: «Грех выражается в стремлении человека жить по-своему, а не по божьему, иначе говоря, самоутверждение личности и противопоставление ее богу».
Поэтому отношение медиков и педагогов к религии как опасности для духовного здоровья людей понятно. Иллюзорное, в том числе мифологическое мышление, уход от реальности, как правило, ведет к различным отклонениям в психике и моральном сознании человека. 3. Фрейд писал о том, что религия «угрожает именно идеалам и ценностям». Он подробно разъяснял, каковы те нормы и идеалы, в которые верит: это — знание (разум, истина), братская любовь, обретение независимости и ответственности личности. В философии личность рассматривается в соотношении понятий: человек, индивид, индивидуальность. Человек есть понятие родовое, выражающее общие черты, присущие человеческому роду — разумность (Homo sapiens) и социальность. Человек - продукт и субъект общественных отношений, несущий в себе особенности своего века. Индивид есть отдельный, конкретный человек, которому наряду с родовыми чертами присущи и сугубо индивидуальные черты. В медицинской диагностике учитываются природные (биологические, физиологические) особенности индивида, его психические свойства (память, воображение, темперамент, характер) и особенности его мышления (взгляды, суждения, мнения), потребностей и запросов. В этом смысле понимается индивидуальность человека. Индивидуальность можно определить как совокупность свойств и способностей, отличающих данного индивида от других. Но далеко не каждый человек как индивид и индивидуальность в своем поведении, деятельности проявляет себя как личность. Основными индивидуально-психологическими качествами развивающейся личности являются: черты характера, интересы, склонности, способности. Значение личности как «верховной ценности» в социальной жизни хорошо понимали многие мыслители, в частности, русские религиозные философы «серебряного века» (конец XIX—начало XX вв.), проводя четкую грань между понятиями «личность» и «индивид». Н.А. Бердяев (1874-1948) считал, что личность возможна лишь благодаря творчеству, она есть ценность, стоящая выше государства, нации, человеческого рода, природы и, в сущности, именно личность обеспечивает общее духовное начало. В социальной антропологии личность характеризуется следующими чертами: - активностью, т.е. стремлением субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности; — направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов, интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т.д., в которых проявляют себя потребности человека; — наличием развитого самосознания — системы представлений о себе, конструируемой индивидом в процессе деятельности и общения (самооценки, чувства самоуважения, уровень притязаний и т.д.);
— способностью к самовоспитанию. На основе современных научных данных в структуре личности выделяются взаимосвязанные биологический, психологический и социальный уровни. Биологический уровень личности содержит генетически обусловленные, наследуемые психофизиологические задатки, способные реализоваться в определенные интеллектуальные и духовные свойства человека. Психологический уровень личности включает Социальный уровень личности состоит из совокупности приобретенных социально-значимых черт, связанных с участием человека в жизни общества, коллектива. Здесь наиболее существенными выступают такие черты личности, как «ценностные ориентации», отражающие ее восприятие и усвоение фундаментальных ценностей, верований, традиций, морали общества, а также определенная совокупность знаний, умений, навыков, привычек и т.д., необходимых для выполнения многочисленных социальных ролей. Ядром личности является мировоззрение, в котором выражена жизненная позиция человека, сконцентрированы не только знания о мире, но и определенные убеждения, идеалы, умонастроения и чувства. С точки зрения философии и медицины, каждый человек является личностью, но он не рождается таковой, а становится в процессе своего общественного развития, приобретая те или иные черты личности уже с раннего детства. Как утверждал известный советский философ В.П. Тугаринов, человек становится личностью, имея такие главные признаки, как разумность, ответственность в своих действиях, определенную степень свободы, личное достоинство, индивидуальность. Личностью становится человек, который способен критически относиться к действительности (адекватно реагировать на нее), способен трудиться, обладает достаточно развитым самосознанием и волей. Поэтому не каждому дано стать такой личностью. Учитывая разные подходы, в философии предлагается следующее определение личности, удовлетворяющее специалистов, педагогов и медиков. Личность — это динамическая, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Поэтому в соотношении понятий: человек, индивид, личность, индивидуальность, последнее можно отождествить. Личность — это индивидуальность. Такова сущностная черта личности, варьируемая в ее различных типах.
В философии, социологии, психологии и медицине рассматриваются различные типы личности, классифицируемые по разным основаниям. Каждое общество имеет типичный социальный характер, тип личности, наиболее соответствующий данной общественной системе с бесчисленными индивидуально-психологическими вариациями. К. Маркс выделял три социальных типа личности, которые характеризуются отношениями личной зависимости (первобытные, рабовладельческие, феодальные), вещной зависимости (буржуазные) и отношениями свободных индивидуальностей (коммунистические). В этике различают такие нравственные типы личности как потребительская, конформистская, аристократическая, героическая, религиозная, догматическая и др. Личность может быть здоровая (нормальная) и разрушающаяся (больная, отклоняющаяся от нормы). Есть люди так и не ставшие личностями, о которых говорят как о несостоявшихся личностях. Конечно, личность и безличность — это крайности. В действительности существуют разные типы личности, различные вариации, сочетания, когда в одном отношении человек (например, как врач) является личностью, в другом (например, как гражданин) — нет. В современном обществе наиболее распространенным является конформистский (приспосабливающийся) тип личности. Это стандартная, по существу разрушающаяся личность. Такой человек не самостоятелен, сам не задумывается, находится в плену различных мифов, мнения другого человека или большинства людей, подчинен общему настроению и живет по принципу «как все». Но еще Ф. Бэкон предупреждал: «Мы живем в мире идолов». В подавляющей массе людей конформистского типа развивается комплекс неполноценности. Две причины этого, считает Ю. Мухин: лень и страх. Лень вникнуть в вопрос, изучить его и страх за ответственность своего решения. Типичной является догматическая, консервативная личность как антипод конформистской личности, другая крайность — маргинальность (от лат. margo — граница, межа). Чаще такой тип личности присущ людям пожилым, с тяжелым для окружающих характером. В психиатрии догматическое мышление может быть признаком личности шизоидного типа при наличии других симптомов. Но нельзя путать, как это делается в определенных социальных целях, догматика и принципиального человека. Консерватизм присущ здоровой и зрелой личности, если он не мешает ее развитию, творческой деятельности и противостоит анархизму, нигилизму (лат. nihil —ничто) — отрицанию идеалов и других духовных ценностей. Люди после тридцати лет, как правило, уже не могут кардинально менять стерео
Преобладающими социальными типами руководителей - можно назвать авторитарный, либерально-анархистский и демократический в различных вариациях, сочетаниях. Наиболее разрушительным для себя и подчиненных является второй тип, как разновидность конформистского типа личности, действующий по правилу: «и нашим, и вашим». Предпочтительным должен быть демократический тип управления, когда начальник берет ответственность на себя, делегирует подчиненным часть своих полномочий и ответственности, не подменяя их, а контролируя и помогая. Реально и объективно необходимо для руководителя умело и в меру сочетать авторитарность и демократичность. У либеральных демократов главным лозунгом является индивидуализм. Да, от рождения каждый из нас — индивидуалист. Но, общаясь с другими людьми, мы преодолеваем свой индивидуализм. С другой стороны, человек не может быть чистым коллективистом и жить исключительно жизнью общества, растворив свою индивидуальность в других людях. Дело в том, какую меру индивидуализма, своей неповторимости взять, каждый решает сам. Конечно, уважать и любить себя нормальному человеку необходимо, более того, надо уметь быть личностью, защищать свою честь и свое достоинство. Без этого человек не сможет быть коллективистом, уважать и ценить других, не похожих на себя людей. Плохо, если человек упрется в своем индивидуализме и захочет провести черту между собой и обществом. Идеальной следует считать целостную — всесторонне и гармонично развитую личность. Это нестандартный человек, самостоятельный в поиске истины и в своих решениях, поступках. Его не просто в чем-либо убедить, он не подвержен моде, обладает творческим мышлением. В нем есть принципиальность, но нет ортодоксальности, слепого следования установленным в какой-либо области принципам и положениям. Такие люди часто трудны для окружающих в воспитании, и, как правило, менее удачливы в жизни, будучи альтруистами, бескорыстными и более уязвимыми. Но именно на таких людях пассионарного типа держатся коллектив и общество. Они наиболее деятельны, ответственны, поэтому стараются добиваться своих общественно полезных целей и идеалов. Ярким примером такой целеустремленной личности может являться легендарный человек — врач, поэт и писатель, кубинский политик и революционер Эрнесто Че Гевара. Не случайно французский философ Ж.П. Сартр назвал его самым совершенным человеком нашей эпохи. Гевара отличался духовной зрелостью, личным мужеством, постоянным самосовершенствованием, преодолевал физический недуг (астму). Раненый он попал в плен, по приказу американского советника ему отрубили кисти рук и расстреляли. В прощальном письме своим детям Эрнесто писал: «будьте всегда способны откликнуться всей глубиной души на любую несправедливость... Отзывчивость — вот самая прекрасная черта революционера». В зависимости от типа, индивидуальных особенностей, конкретно-исторических условий личности выполняют различные социальные роли. Социальная роль — это место человека в общественных отношениях и вытекающие отсюда функции. С.Э. Крапивенский (1996) выделяет пять ролевых функций личности: личность как труженик, личность как собственник, личность как потребитель, личность как Конкретная роль той или иной личности в обществе зависит от исторических условий, сложившихся общественных отношений и от того, как сам человек осознает и оценивает свое положение. Это хорошо показал В.И. Ленин на таком примере. Раб, писал он, не сознающий своего рабства и прозябающий в бессловесной покорности, есть просто раб. Раб, осознавший свое рабство и примирившийся с ним, — холоп, хам. Но раб, осознавший свое положение и восставший против него — это революционер. Наиболее ярко и значимо личность проявляется в науке, медицине, политике, искусстве, в военном деле. По мнению М.Д. Голубовского, личность ученого в особой степени отличают: страсть к знаниям, любовь к справедливости и стремление к личной свободе. Этим доминантным чертам, как правило, сопутствуют горячий темперамент, исключительная работоспособность, прекрасная память, бесстрашие, богатая эрудиция и всесторонняя культура. Все это черты, определяющие интеллектуальную личность — интеллигента. Исследователи жизни и деятельности Николая Ивановича Пирогова называли его одним из лучших людей XIX века. Как выдающаяся историческая личность он был не только великим хирургом, анатомом, мыслителем и педагогом, но и олицетворял собой величайшую человеческую нравственность, воплощал в себе идеалы врача-гуманиста, гражданина и общественного деятеля. Особое место в истории народов и государств занимают великие личности. Они рождаются нечасто и являются не всегда своевременно. Как правило, они определяют свое время. По всемирному опросу Но чтобы историческая личность состоялась, нужна, во-первых, сама личность, во-вторых, историческая потребность в ней. Драма России конца ХХ-начала XXI века в том, что есть такая потребность, но нет такой личности, приближающейся по своим масштабам к масштабам страны и ее проблем. Интересно и поучительно предупреждение К. Маркса о том, что великие исторические события и личности повторяются. Но в первый раз как великая трагедия, а в последующих повторах (без учета изменившихся условий) как фарс, пародия, блеф.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.014 с.) |