Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Медицина в системе культуры . Культура личности врачаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Несмотря на сложность определения самого понятия культуры, ее реальное существование может быть представлено в единстве трех «ипостасей», модальностей. Прежде всего, культура представляет собой совокупность внутренних качеств человека — потребностей, способностей, умений, благодаря которым он формирует знания, ценностные установки, идеалы. Во-вторых, правомерно говорить о про цессуально-деятельностном аспекте культуры, т.к. духовное содержание человека проявляется в различных способах его деятельности. В каждом из трех аспектов медицина представляет собой особый вид деятельности человека, в которой реализуются, проявляются все грани культуры. С позиций человеческих качеств медицина представляет собой сложную систему, в которой существенную роль играют такие элементы как, например, мировоззренческая культура врача, философская культура, экологическая культура, нравственная культура, эстетическая культура, художественная культура. Ограничения здесь невозможны в силу многогранности самой человеческой деятельности. В научной литературе рассматриваются проблемы культуры мышления врача, роль религии и искусства в медицине, культуры взаимоотношений и поведения. В процессуально-деятельностном смысле медицина представляет, прежде всего, как профессиональная культура, набор специфических форм и методов деятельности врача. В сфере предметной модальности культура и медицина имеют общие связи в самых различных подсистемах: «предметы техники — медицина», «предметы быта - медицина», «произведения искусства -медицина», «произведения философии — медицина», «феномены религии — медицина» и др. Здесь не представляется возможным рассмотреть все элементы, которые могут быть включены в систему «культура — медицина»; сделать это сложно даже по отношению к одному из модусов данной системы — качествам человека-профессионала, врача. Философские, политические, нравственные, религиозные и другие слагаемые культуры врача могут быть предметом отдельного рассмотрения. Представляется целесообразным рассмотреть взаимодействие культуры и медицины на примере одной из форм культуры личности врача. А именно — художественной культуры.
В истории мировой культуры врачевание, знание и умение оказать необходимую медицинскую помощь одухотворялась и даже обожествлялась. Так, в древнеегипетской мифологии именно бог Осирис научил людей наукам, ремеслам, искусству врачевания. В древнеиндийской культуре почитался бог Шива — владыка знания, победитель невежества. В древнегреческом мифе о титане Прометее заключена та же мысль — Прометей не только передал божественный огонь людям, но и научил их разным ремеслам, передал тайное знание, за что и был наказан богами. Медицина - это прежде всего знание. Об этом же говорит происхождение слов «ведать», «сведения» и «ведун» (от санскритского «веды») и «знахарь», «знать», «знания» в славянском их значении. Какова же роль врача в обществе? Об этом образно высказался «отец медицины» — Гиппократ: «Врач-философ подобен богу, ибо познает суть вещей». Известно, что художественная культура в целом и искусство, в частности, главным предметом своего познания провозглашает человека. Медицина, как и искусство, не может ограничиться в своем познании человека чисто рациональными, логическими аспектами. Если духовный мир личности представляет собой единство рациональных и эмоциональных, художественно-образных компонентов, то врач обязан их «видеть», учитывать, уметь влиять на них. Необходимость художественно-образного видения мира естествоиспытателем, врачом отражена в стихах Ю. Кузнецова. Эту сказку счастливую, слышал Я уже на теперешний лад, Как Иванушка во поле вышел И стрелу запустил наугад. Он пошел в направленьи полета По сребристому следу судьбы. И попал он к лягушке в болото,
За три моря от отчей избы. Пригодится на правое дело! Положил он лягушку в платок. Вскрыл ей белое царское тело И пустил электрический ток. В долгих муках она умирала, В каждой жилке стучали века. И улыбка познанья играла На счастливом лице дурака. * Такова одна из возможных опасностей, которая коренится в абсолютизации роли науки и недооценке роли художественного образа. -И пусть вас не введет в заблуждение лукавая, сказочная форма, в которую облечена эта мысль. История мировой культуры, медицины убеждает нас в том, что труд врача и деятельность художника всегда существовали рядом и зачастую воплощались в одной личности. Эмпедокл (490—430 гг. до н.э.) занимался, помимо врачебной деятельности, философией, политикой, поэзией; он написал высокохудожественные поэмы «О природе» и «Очищение». До нас дошли 450 Аристотель (384—322 гг. до н.э.), великий философ и врач в своей «Метафизике», рассуждая о величии и важности искусства целителя, высказывает мысль, что врач, прежде чем лечить больного, должен
________________________________________________ *См.: Лукьянов В.Г. В мире эстетики. М., 1983. С. 44.
изучить «специфику сущности» конкретного явления у того или иного больного. В работе «О душе» он обращается к душевному миру человека, его психологическому состоянию. Авл Корнелий Цельс (1 век н.э.), изучая формы индивидуального подхода к больному, пишет свои многогранные труды «О медицине» и «Искусство». Авиценна (980-1037) писал стихи и стихами описывал симптомы болезни. Франсуа Рабле (1494—1553), врач и писатель с мировым именем, вошел в историю мировой художественной культуры как автор знаменитой «Гаргантюа и Пантагрюэль». Писал стихи, занимался алхимией, астрономией итальянский врач Джироламо Фракасторо (1478-1553). Французский врач Франсуа Бернье (1625-1658) был писателем и путешественником. Иоганн Крис-тоф Фридрих Шиллер (1759—1805) - видный немецкий поэт, врач, философ и писатель, друг Гете. К числу крупнейших писателей, получивших медицинское образование и завоевавших мировую известность, относятся Луи Буссенар, Конан Дойль, Альберт Швейцер, А. Чехов, М. Булгаков, В. Даль. Писал свои рубай и лечил больных Омар Хайям, изучали медицину и писали оды Михайло Ломоносов и Гете. В «Скучной истории» А.П. Чехов дает блестящее описание учебной лекции, прочитанной профессором медицины и завершает его следующим выводом: «Никакой спорт, никакие развлечения и игры никогда не доставляли мне такого наслаждения, как чтение лекции. Только на лекции я мог весь отдаваться страсти и понимал, что вдохновенье не выдумки поэтов, а существует на самом деле. И я думаю, Геркулес после самого пикантного из своих подвигов не чувствовал такого сладострастного изнеможения, какое переживал я всякий раз после лекции» (Чехов А.П. Избранные сочинения. М., 1988. С. 172.). Врачи прошлого отличались широким кругозором интересов, они добивались признания не только в своей области, но и были выдающимися астрономами (Евдокс Кинский, Джероламо Кардано, Н. Коперник), физиками (Уильям Кулен, Герман Гельмгольц, Роберт Майер). Среди врачей были известные химики (Бородин, он же известный композитор, Парацельс), путешественники (Миклухо-Маклай), политические деятели (Жан-Поль Марат).
Английской врач Джон Локк (1632-1704) был видным философом. Жульен Офре Ламетри (1709—1751) — французский врач, был автором знаменитой философской работы «Человек-машина». Немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969) по специальности был врач-психиатр. Врач Герман Бургаве (1668-1738), на лекции которого присутствовал Петр I, был крупнейшим голландским ученым, увлекался химией, ботаникой и философией. Мало кому известно, что отец Галилея (1564—1642) страстно мечтал, чтобы его сын стал врачом, и сам Галилей учился первоначально на медицинском факультете Пизанского университета. Н. Коперник (1473-1543), основатель гелиоцентрической системы, был математиком, врачом, переводчиком художественных произведений. Врачи, отличаясь широким кругозором, открывали планеты, формулировали законы сохранения энергии, изучали тайны античного пурпурного стекла (Петтенкофер). Они изучали химические элементы и писали высокохудожественные произведения, испытывали на себе убийственны» бациллы, яды, одевали на себя одежду умерших больных желтой лихорадкой ради единственной цели - выявить причину человеческого недуга. Ореол романтики, окутывающий медицину, притягивал к себе одаренных людей, не имеющих диплома врача, но страстно пожелавших посвятить себя борьбе с человеческими недугами. Химик Луи Пастер (1822—1895) поклялся над умершим от бешенства ребенком и окружил себя ретортами, бациллами, животными с ядовитой слюной для того чтобы извлечь опасный вирус. И.И. Мечников (1845—1916) не был врачом, он закончил естественное отделение физико-математического факультета Харьковского университета, однако, именно ему человечество признательно за открытие фагоцитов и фагоцитоза. Он бесстрашно выезжал в степи Манчжурии и появлялся среди чумных больных. Таким образом, культура как способ человеческой жизнедеятельности, форма бытия характеризуется такими устремлениями и поступками, которые несут в себе идеалы гуманизма, свободы, разумности и
Литература Антология русской философии. Т. 3. СПб., 2000. Гумилев Л.М. Этногенез и биосфера земли. Л., 1989. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. Иконникова СИ. Диалог о культуре. М., 1987. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. Каверин Б.И., Боровков М.И. Основы культурологии. СПб., 2003. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. Культура и общественная мысль. М., 1988. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. Мамонова М.А. Запад и Восток: Традиции и новации рациональности мышления. М., 1991. Россия, Запад, Восток: встречные течения. СПб., 1996. Троицкая Н.Е. Русская цивилизация между Востоком, Западом и Югом. М., 1995. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991. Хомелев Г.В. Культура как источник жизненного смысла, мировоззренческое содержание, знаки и символы религиозно-философской культуры Востока. СПб., 1997. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое культура? 2. Какие существовали исторические попытки объяснения феномена куль 3. Чем вызвано многообразие в определениях культуры? 4. Верно ли, что культура это окружающая человека социальная действительность? 5. Социальность и культурность человека. В чем разница между этими понятиями? 6. Мир природы и мир культуры. Враждебны ли они? 7. Какими могут быть основания для выделения структуры культуры? 8. Каково место традиций Востока и Запада в мире российской культуры? 9. Какие факторы являются определяющими характер русской культуры и 10. Какое место в менталитете русской культуры занимают западный и во Темы докладов и рефератов 1. Культура как предмет философского осмысления. 2. Традиции гуманизма в истории культуры и медицины. 3. Медицина в системе культуры. 4. Традиционализм и новаторство в культуре и медицине. 5. Художественная культура врача и ее роль в профессиональной деятель
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.116.61 (0.013 с.) |