Медицина в системе культуры . Культура личности врача 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Медицина в системе культуры . Культура личности врача



Несмотря на сложность определения самого понятия культуры, ее реальное существование может быть представлено в единстве трех «ипостасей», модальностей. Прежде всего, культура представляет со­бой совокупность внутренних качеств человека — потребностей, способностей, умений, благодаря которым он формирует знания, цен­ностные установки, идеалы. Во-вторых, правомерно говорить о про цессуально-деятельностном аспекте культуры, т.к. духовное содержа­ние человека проявляется в различных способах его деятельности.
В этом смысле культура выступает как общая «технология» человечес­кой деятельности. В-третьих, культура имеет свою предметную модаль­ ность, в которой также воплощается человеческая деятельность. Это
могут быть произведения техники, науки, искусства, философии, ре­лигии, феномены политики и права.       

В каждом из трех аспектов медицина представляет собой особый вид деятельности человека, в которой реализуются, проявляются все грани культуры.

С позиций человеческих качеств медицина представляет собой сложную систему, в которой существенную роль играют такие элементы как, например, мировоззренческая культура врача, философская культура, экологическая культура, нравственная культура, эстетичес­кая культура, художественная культура. Ограничения здесь невозмож­ны в силу многогранности самой человеческой деятельности. В науч­ной литературе рассматриваются проблемы культуры мышления врача, роль религии и искусства в медицине, культуры взаимоотношений и поведения.

В процессуально-деятельностном смысле медицина представляет, прежде всего, как профессиональная культура, набор специфических форм и методов деятельности врача.

В сфере предметной модальности культура и медицина имеют об­щие связи в самых различных подсистемах: «предметы техники — ме­дицина», «предметы быта - медицина», «произведения искусства -медицина», «произведения философии — медицина», «феномены религии — медицина» и др.

Здесь не представляется возможным рассмотреть все элементы, которые могут быть включены в систему «культура — медицина»; сде­лать это сложно даже по отношению к одному из модусов данной системы — качествам человека-профессионала, врача. Философские, политические, нравственные, религиозные и другие слагаемые культуры врача могут быть предметом отдельного рассмотрения. Представляется целесообразным рассмотреть взаимодействие культуры и медици­ны на примере одной из форм культуры личности врача. А именно — художественной культуры.

В истории мировой культуры врачевание, знание и умение оказать необходимую медицинскую помощь одухотворялась и даже обожеств­лялась. Так, в древнеегипетской мифологии именно бог Осирис на­учил людей наукам, ремеслам, искусству врачевания. В древнеиндий­ской культуре почитался бог Шива — владыка знания, победитель невежества. В древнегреческом мифе о титане Прометее заключена та же мысль — Прометей не только передал божественный огонь людям, но и научил их разным ремеслам, передал тайное знание, за что и был наказан богами.

Медицина - это прежде всего знание. Об этом же говорит проис­хождение слов «ведать», «сведения» и «ведун» (от санскритского «веды»)  и «знахарь», «знать», «знания» в славянском их значении.

Какова же роль врача в обществе? Об этом образно высказался «отец медицины» — Гиппократ: «Врач-философ подобен богу, ибо познает суть вещей».

Известно, что художественная культура в целом и искусство, в час­тности, главным предметом своего познания провозглашает человека.

Медицина, как и искусство, не может ограничиться в своем познании человека чисто рациональными, логическими аспектами. Если духовный мир личности представляет собой единство рациональных и эмо­циональных, художественно-образных компонентов, то врач обязан их «видеть», учитывать, уметь влиять на них. Необходимость художе­ственно-образного видения мира естествоиспытателем, врачом отражена в стихах Ю. Кузнецова.           

                                               Эту сказку счастливую, слышал

                                                Я уже на теперешний лад,

                                                Как Иванушка во поле вышел

                                                           И стрелу запустил наугад.

            Он пошел в направленьи полета

                  По сребристому следу судьбы.

               И попал он к лягушке в болото,

                  За три моря от отчей избы.

            Пригодится на правое дело!

           Положил он лягушку в платок.

                                               Вскрыл ей белое царское тело

                 И пустил электрический ток.

                                                В долгих муках она умирала,

              В каждой жилке стучали века.

               И улыбка познанья играла

                 На счастливом лице дурака. *

Такова одна из возможных опасностей, которая коренится в абсолютизации роли науки и недооценке роли художественного образа. -И пусть вас не введет в заблуждение лукавая, сказочная форма, в ко­торую облечена эта мысль.

История мировой культуры, медицины убеждает нас в том, что труд врача и деятельность художника всегда существовали рядом и зачас­тую воплощались в одной личности.     

Эмпедокл (490—430 гг. до н.э.) занимался, помимо врачебной дея­тельности, философией, политикой, поэзией; он написал высокохудожественные поэмы «О природе» и «Очищение». До нас дошли 450
стихов Эмпедокла. Проблемы анатомии и физиологии он пытался
выразить в художественно-образной форме.                                     

Аристотель (384—322 гг. до н.э.), великий философ и врач в своей «Метафизике», рассуждая о величии и важности искусства целителя, высказывает мысль, что врач, прежде чем лечить больного, должен  

 

________________________________________________

*См.: Лукьянов В.Г. В мире эстетики. М., 1983. С. 44.

 

 

изучить «специфику сущности» конкретного явления у того или ино­го больного. В работе «О душе» он обращается к душевному миру че­ловека, его психологическому состоянию.

Авл Корнелий Цельс (1 век н.э.), изучая формы индивидуального подхода к больному, пишет свои многогранные труды «О медицине» и «Искусство». Авиценна (980-1037) писал стихи и стихами описывал симптомы болезни. Франсуа Рабле (1494—1553), врач и писатель с ми­ровым именем, вошел в историю мировой художественной культуры как автор знаменитой «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Писал стихи, занимался алхимией, астрономией итальянский врач Джироламо Фракасторо (1478-1553). Французский врач Франсуа Бернье (1625-1658) был писателем и путешественником. Иоганн Крис-тоф Фридрих Шиллер (1759—1805) - видный немецкий поэт, врач, философ и писатель, друг Гете. К числу крупнейших писателей, полу­чивших медицинское образование и завоевавших мировую извест­ность, относятся Луи Буссенар, Конан Дойль, Альберт Швейцер, А. Чехов, М. Булгаков, В. Даль. Писал свои рубай и лечил больных Омар Хайям, изучали медицину и писали оды Михайло Ломоносов и Гете.

В «Скучной истории» А.П. Чехов дает блестящее описание учебной лекции, прочитанной профессором медицины и завершает его следу­ющим выводом: «Никакой спорт, никакие развлечения и игры никог­да не доставляли мне такого наслаждения, как чтение лекции. Только на лекции я мог весь отдаваться страсти и понимал, что вдохновенье не выдумки поэтов, а существует на самом деле. И я думаю, Геркулес после самого пикантного из своих подвигов не чувствовал такого сла­дострастного изнеможения, какое переживал я всякий раз после лек­ции» (Чехов А.П. Избранные сочинения. М., 1988. С. 172.).

Врачи прошлого отличались широким кругозором интересов, они добивались признания не только в своей области, но и были выдаю­щимися астрономами (Евдокс Кинский, Джероламо Кардано, Н. Ко­перник), физиками (Уильям Кулен, Герман Гельмгольц, Роберт Майер). Среди врачей были известные химики (Бородин, он же известный композитор, Парацельс), путешественники (Миклухо-Маклай), поли­тические деятели (Жан-Поль Марат).

Английской врач Джон Локк (1632-1704) был видным философом. Жульен Офре Ламетри (1709—1751) — французский врач, был автором знаменитой философской работы «Человек-машина». Немецкий фи­лософ Карл Ясперс (1883-1969) по специальности был врач-психиатр. Врач Герман Бургаве (1668-1738), на лекции которого присутствовал Петр I, был крупнейшим голландским ученым, увлекался химией, бо­таникой и философией. Мало кому известно, что отец Галилея (1564—1642) страстно мечтал, чтобы его сын стал врачом, и сам Галилей учился первоначально на медицинском факультете Пизанского универ­ситета. Н. Коперник (1473-1543), основатель гелиоцентрической системы, был математиком, врачом, переводчиком художественных произведений.       

Врачи, отличаясь широким кругозором, открывали планеты, фор­мулировали законы сохранения энергии, изучали тайны античного пурпурного стекла (Петтенкофер). Они изучали химические элемен­ты и писали высокохудожественные произведения, испытывали на себе убийственны» бациллы, яды, одевали на себя одежду умерших больных желтой лихорадкой ради единственной цели - выявить причину человеческого недуга. Ореол романтики, окутывающий медицину, при­тягивал к себе одаренных людей, не имеющих диплома врача, но стра­стно пожелавших посвятить себя борьбе с человеческими недугами. Химик Луи Пастер (1822—1895) поклялся над умершим от бешенства ребенком и окружил себя ретортами, бациллами, животными с ядови­той слюной для того чтобы извлечь опасный вирус. И.И. Мечников (1845—1916) не был врачом, он закончил естественное отделение фи­зико-математического факультета Харьковского университета, одна­ко, именно ему человечество признательно за открытие фагоцитов и фагоцитоза. Он бесстрашно выезжал в степи Манчжурии и появлялся среди чумных больных.

Таким образом, культура как способ человеческой жизнедеятель­ности, форма бытия характеризуется такими устремлениями и поступ­ками, которые несут в себе идеалы гуманизма, свободы, разумности и
духовности. Только в лоне культуры человек может реализовать зало­женные в нем сущностные качества, реализоваться как личность, ис­поведующая гуманистические ценности. Всеми своими гранями ме­дицина и культура связаны друг с другом, решая общую задачу развития, качественного становления Человека. Деятельность врача предусматривает такой уровень личностных качеств, которые позво­лили бы методами и формами медицинской практики утверждать высшие человеческие идеалы Истины, Добра и Красоты.          

Литература                                                                

Антология русской философии. Т. 3. СПб., 2000.                                                    

Гумилев Л.М. Этногенез и биосфера земли. Л., 1989.                                             

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.                                                           

Иконникова СИ. Диалог о культуре. М., 1987.                                                         

Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.      

Каверин Б.И., Боровков М.И. Основы культурологии. СПб., 2003.                    

Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.                             

Культура и общественная мысль. М., 1988.                                      

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

Мамонова М.А. Запад и Восток: Традиции и новации рациональности мышления. М., 1991.       

Россия, Запад, Восток: встречные течения. СПб., 1996.

Троицкая Н.Е. Русская цивилизация между Востоком, Западом и Югом. М., 1995.

Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.

Хомелев Г.В. Культура как источник жизненного смысла, мировоззренчес­кое содержание, знаки и символы религиозно-философской культуры Восто­ка. СПб., 1997.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое культура?

2. Какие существовали исторические попытки объяснения феномена куль­
туры?

3. Чем вызвано многообразие в определениях культуры?

4. Верно ли, что культура это окружающая человека социальная действи­тельность?

5. Социальность и культурность человека. В чем разница между этими по­нятиями?

6. Мир природы и мир культуры. Враждебны ли они?

7. Какими могут быть основания для выделения структуры культуры?

8. Каково место традиций Востока и Запада в мире российской культуры?

9. Какие факторы являются определяющими характер русской культуры и
составляют «фундамент» отечественной истории в целом?

10. Какое место в менталитете русской культуры занимают западный и во­
сточный цивилизационные факторы?

Темы докладов и рефератов

1. Культура как предмет философского осмысления.

2. Традиции гуманизма в истории культуры и медицины.

3. Медицина в системе культуры.

4. Традиционализм и новаторство в культуре и медицине.

5. Художественная культура врача и ее роль в профессиональной деятель­
ности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.018 с.)