Закон отрицания отрицания как существенный момент процесса развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон отрицания отрицания как существенный момент процесса развития



 

В диалектической концепции развития важное место принадлежит проблеме отрицания. Ни в одной области действительности не может происходить процесс развития, если не отрицаются прежние, отжив­шие формы существования процессов и явлений. Диалектическое от­рицание представляет собой объективный процесс, определяющий тенденции направленности качественных изменений и являющийся результатом движения противоречий. Отрицание - реально происхо­дящий процесс изменения системы, обладает рядом характеристик, раскрывающих его механизм.

Прежде всего, диалектическое отрицание представляет собой связь старого и нового, ибо происходит процесс отрицания старого каче­ства новым, переход в иное, противоположное старому, качество. Сле­довательно, диалектика старого и нового имманентна (от лат. imma - nens — пребывающий в чем-либо) процессу отрицания, развития.

Новое — это то, что имеет основу для существования и развития в самой действительности. Старое — это то, что не имеет такой основы и теряет почву для существования. Новое никогда не возникает из ничего, оно зарождается и развивается до определенной меры внутри старого и в борьбе с ним. Поскольку новое возникает необходимо, за­кономерно, совершеннее старого и представляет собой более высокую ступень развития, то оно неодолимо и берет верх над старым, хотя пос-леднее и пытается противодействовать новому, тормозить процесс его становления. Старое может быть включено в новое, существовать ря­дом с ним и после качественных преобразований.

Диалектическое отрицание не есть абсолютно полное уничтожение старого, оно предполагает сохранение в новом положительного от ста­рого, преемственность. Процесс отрицания необходимо сопровожда-Тся моментом уничтожения, но отрицание не может быть голым, зряшным. Преемственность выступает как глубочайшая закономер­ность развития природы, общества, мышления. Примером преемствен­ности является такое общее свойство живых организмов как наслед­ственность, которая обусловливает хранение, репродукцию и передачу наследственной информации.

Преемственностью характеризуется и история развития философ­ской мысли. История философии, по мнению Гегеля, по своему суще­ственному содержанию имеет дело не с прошедшим, а с вечным и вполне наличным и должна быть сравнима не с галереей заблуждений челове­ческого духа, а с пантеоном божественных образов, которые выступа­ют друг за другом в диалектическом развитии.

Сохранение всего положительного и уничтожение отжившего на­зывают еще и снятием. Снятие — момент преобразования при перехо­де от старого к новому, подчинение ему черт старого, не утраченных при разрешении противоречий и скачке. Категория «снятие» характе­ризует особенности преемственности при переходе от старого к новому.

Диалектическое отрицание является конкретным, результативным, имеет качественно различные формы, обусловленные особенностью организации систем, природой или сущностью отрицаемого предме­та, его внутренними противоречиями, а также внешними условиями, в которых происходит отрицание. Глубоко отличны процессы отрица­ния в неживой и живой природе, в обществе, в развитии мышления. Таким образом, диалектическое отрицание — это устранение старого и утверждение нового в процессе поступательного развития, при кото­ром в новом сохраняются положительные стороны, элементы пред­шествующего явления.

Диалектическое отрицание необходимо отличать от отрицания ме­тафизического, как отрицания бесплодного, вне логики развития пред­мета. Такое отрицание, конечно же, существует, его нельзя отбросить, но оно носит подчиненный характер, выражает тупик в направлении развития. Вместе с тем, деструктивные изменения, имеющие место в развитии, нельзя назвать недиалектическими. Для деструктивных из­менений характерно отсутствие момента преемственности, удержания положительного. Деструкции свойственны биосистемам, да и в обще­стве предостаточно фактов деструктивного отрицания. При деструк­тивных изменениях какого-либо качественного преобразования про­цесс надо рассматривать не только в отношении самого объекта, но и в его связях с другими явлениями, образующими некоторую целост­ность. Так, гибель живого организма есть прекращение его индивиду­ального развития. Но эта гибель, деструкция может оставаться усло­вием сохранения данного вида и вида, связанного с первым. Так, хищники выполняют роль «санитаров», истребляя слабые и неприспособленные особи. Да и в истории развития жизни смерть явилась способом эволюционного приспособления вида.

Любое диалектическое отрицание не является последним, новое стареет и отрицается новейшим. Поэтому нельзя отождествлять диа­лектическое отрицание и закон отрицания отрицания. В процессе раз­вития, как было отмечено ранее, одна сторона противоречия стремит­ся сохранить данное качество и играет роль положительную, а другая сторона, отрицательная, стремится разрушить это же качество. Нара­стание действия отрицательной стороны противоречия приводит к возникновению нового качества, к отрицанию, в котором отрицатель­ная противоположность становится положительной, и ее действие на­правлено на сохранение нового. Однако и в новой вещи вызревает от­рицательная сторона, которая также приводит к возникновению новой вещи в логике всеобщего процесса развития. Это и есть второе диа­лектическое отрицание или отрицание отрицания. Именно в таком двойном отрицании осуществляется действие закона отрицания отри­цания. Почему так? Диалектическое отрицание несет в себе конструк­тивную, созидательную силу. Поэтому оно и реализуется посредством двойного отрицания. «Всякое явление, — писал Г.В. Плеханов, — раз­виваясь до конца, превращается в свою противоположность; но так как новое, противоположное первому, явление так же, в свою очередь, превращается в противоположность, то третья фаза развития имеет формальное сходство с первой» (Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. М., 1949. С. 86).

Таким образом, когда заканчивается второе отрицание, образовав­шееся новое непременно содержит в себе такие черты и свойства, ко­торые сходны с чертами и свойствами исходной ступени развития. Первое отрицание не дает еще единства процесса, оно формируется лишь в связи со вторым. Поэтому первое отрицание должно пройти так, чтобы стало возможно второе.

В связи с этим возникает проблема троичности как необходимой формы, логики развития. Большинство философов, рассматривавших проблемы закона отрицания отрицания, делают вполне обоснованный вывод, что триада - это реальный факт действительности, это не фор­мализм, но выражение троичного ритма развития. Отказ от триады ведет к отказу от понимания тройственного ритма развития как суще­ственного момента реальных процессов, проиллюстрированных дос­тижениями химии, биологии, медицины, социологии, философии. Троичность, кроме того, выражает эволюцию противоречия: исходное состояние тождества противоположностей, стадия развитого проти­воречия (отрицательность) и стадия разрешения противоречия (отри­цание отрицания).

Структура отрицания отрицания была выражена Г. Гегелем в виде схемы: тезис-антитезис-синтез. Это - формальная, чисто логическая форма движения противоречия. Начало развития - тезис — есть фик­сированный результат ранее осуществившегося развития, это — состо­яние целостности, устойчивости, неразвитых противоречий предмета.

Основное содержание антитезиса заключается в превращении ус­тойчивой целостности в систему внешних противоречий в результате первого отрицания. Разрешение противоречий осуществляется посред­ством нового отрицания, отрицания антитезиса. Результатом нового отрицания становится синтез, переводящий систему на новый уровень развития, порождающий новую устойчивую целостность. Такая схема формальна, так как структура отрицания отрицания представлена как устойчивая рядоположенность пространственно-временных состояний развивающегося предмета. Однако возможны различные состояния, разнонаправленность, разные пути развития, их смена. Весьма важ­ными в этой связи остаются вопросы необратимости и направленнос­ти, а также преемственности и повторяемости, круговоротов в разви­тии, соотношения индивидуального развития и эволюции. Вместе с тем, такая схема представляет отрицание как процесс, в котором про­исходит нарастание и снятие противоречий.

Иллюстрацией законов развития в контексте отрицания отрицания является спираль. Каждый виток спирали отражает определенный цикл развития, а совокупность таких витков выражает собой поступатель­ный характер развития, усложнение качественных состояний явле­ний и предметов.

Образное представление о развитии как движении по спирали в це­лом верно. Спираль выражает две тенденции в развитии: одна из них — это движение вперед, другая - движение по кругу, выражающее преем­ственность в развитии. Сложение этих двух направлений дает равнодей­ствующую в виде траектории спирали. Таким образом, развитие совер­шается через диалектические отрицания, которые обусловливают связь, преемственность старого и нового, общую тенденцию поступательно­сти, восхождение от низшего к высшему и спиралевидную форму раз­вития с повторением отдельных черт на новой качественной основе.

Закон отрицания отрицания является всеобщим диалектическим законом и действует всегда и везде, где идет процесс развития в един­стве со всеми законами диалектики. Действие этого закона не ограни­чивается только поступательным характером развития. Механизм за­кона и вообще процесса развития один и тот же, независимо от направленности последнего. Закон отрицания отрицания действует как основной, универсальный закон природы, общества, мышления. За­кон отрицания отрицания в духовно-предметной деятельности человека по реализации его сущностных сил, замыслов обязывает адекват­но и рационально понимать и оценивать реальные связи старого и нового, различать действительно новое и псевдоновации, знать, что отрицать и находить правильные пути в реализации отрицания, осу­ществлять его в соответствии с объективными тенденциями развития действительности, в процессе диалога с окружающим миром.

В современной социокультурной ситуации человек действует в на­пряженно-противоречивой, остропроблемной ситуации (предметно-практической, теоретико-познавательной, духовно-нравственной), постоянно стоит перед выбором, ищет способ самоопределения и ре­ализации своей свободы. Поэтому логическая культура мышления, основанная на объективных законах диалектики, становится необхо­димым условием конструирования способов практической жизнедея­тельности, адекватного взаимодействия с миром.

Литература

Антология русской философии в 3 т. СПб., 2000. Т. 2.

Долинин В.А., Петленко В.П., Попов А.С. Диалектика и логика клиничес­кого мышления. Л., 1982.

Идеалистическая диалектика в XX столетии. М., 1987.

Материалистическая диалектика. В 5 т. Т. 1. М., 1981.

Мир философии. М., 1991. Т. 1.

Петленко В.П., Попов А.С. Философские проблемы медицины. Л., 1978.

Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Диалектический материализм и теоретичес­кие основы медицины. М., 1986. Гл. 7.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково содержание понятий «тождество», «различие», «противополож­ность», «противоречие»?

2. Что представляет собой единство и борьба противоположностей?

3. Каковы этапы развития противоречий и варианты их разрешения?

4. Что такое «качество», «количество», «мера», «норма»?

5. Как происходит переход количественных изменений в качественные?

6. Что представляет из себя диалектическое отрицание?

7. Почему троичность является необходимой формой развития?

Темы докладов и рефератов

1. Законы строения, функционирования и развития.

2. Противоречие как источник развития.

3. Качество и количество как всеобщие формы бытия.

4. Проблема направленности развития.

 

ГЛАВА 10       

ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ КАК ОТРАЖЕНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ БЫТИЯ И СТУПЕНИ ЕГО ПОЗНАНИЯ

 

Находящемуся в постоянном динамическом развитии миру должно соответствовать и мышление о нем. Мышление человека, отражающе­го движущийся мир, закреплено в универсальных философских катего­риях. Категории определяют последовательность, логику познаватель­ной деятельности. С одной стороны, категории концентрируют в себе результаты научного познания, с другой стороны, они выступают как мировоззренческие и методологические ориентиры субъектов познания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.016 с.)