Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема сознания в философии и медицинеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Среди фундаментальных философских и естественнонаучных проблем одно из главных мест занимает проблема сознания, ибо она не только важна, но и исключительно сложна. Сознание является объектом изучения многих наук. В своей совокупности они дают возможность наиболее полно и всесторонне изучить это явление. Наряду с философией, другие гуманитарные науки, включая психологию, изучают формы общественного и индивидуального сознания. Естественные науки, в том числе и медицина, изучают состояния преимущественно индивидуального сознания и их материальный субстрат (механизмы). Технические науки исследуют и моделируют отдельные функции сознания, к которым относят распознавание образов, память, интеллект и другие. Приведенное разделение не претендует на строгость и полноту. Между науками имеются и перекрестные сферы исследования, что особенно хорошо видно на примере психологии, где в качестве предмета исследования выступают и формы, и состояния, и механизмы, и функции сознания. Философский подход к сознанию предполагает: анализ категории сознания и близких ей по содержанию категорий; исследование эволюции взглядов на сознание в рамках ведущих философских школ; уяснение истоков, формирующих факторов и предпосылок сознания; анализ сущности, структуры и функций сознания; выявление методологического значения учения о сознании для современной науки и практики, в том числе медицинской; анализ проблемы единства языка и мышления; моделирования функций мозга. В более общем виде философский подход к проблеме сознания предполагает его анализ в четырех тесно связанных аспектах: онтологическом, гносеологическом, субстратном, социально-историческом. Для полного раскрытия содержания проблемы сознания необходимо рассмотреть ряд основных категорий: идеальное, душа, дух, психика, бессознательное, рассудок, разум. Сознание — одна из основных Категорий философии, психологии и социологии, обозначающая высший уровень духовной активности человека как социального существа. Идеальное - это субъективный образ объективной реальности, результат освоения мира человеком, представленный в формах его сознания, деятельности и культуры. Психика — свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности. Бессознательное — совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании. В ряде психологических теорий бессознательное — особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Рассудок — способность рассуждения, позволяющая познавать все относительное, земное, конечное. Разум, сущность которого состоит в целеполагании, открывает абсолютное, божественное и бесконечное. История развития взглядов на сознание показывает, что на ранних ступенях развития философии не было строгого расчленения сознания и неосознанного, идеального и материального в трактовке психических явлений. Так, основа сознательных действий человека обозначалась, например, Гераклитом термином «Логос», под которым понималось слово, мысль и сущность самих вещей. Ценность человеческого разума определялась степенью его приобщенности к этому логосу - объективному миропорядку. Равным образом и в учениях других ранних греческих мыслителей психические процессы рассматривались наравне с материальными (воздух, движение атомов и др.). Впервые грань между присущими человеку процессами сознания и материальными явлениями была намечена софистами, а затем Сократом, акцентировавшим своеобразие актов сознания в сравнении с материальным бытием вещей. Объективное содержание данных актов было возведено Платоном в особый мир идей, противоположный всему материальному. Платон считал, что как для всего космоса бестелесный разум является перводвигателем, источником гармонии, силой, способной адекватно мыслить самое себя, так и в индивидуальной душе каждого человека ум созерцает самого себя и, вместе с тем, является активным началом, регулирующим человеческое поведение. Аристотель рассматривает сознание и душу как разные сущности, из которых сознание является высшей. Он говорил о том, что мы до сих пор не располагаем никакими данными о сознании или способности мыслить; видимо, это совершенно иной вид души, способный отличать вечное от тленного; только сознание может существовать отдельно от всех других психических функций. Важную роль в формировании взглядов на сознание как особую форму психического сыграли достижения естествознания и медицины. Они позволили отграничить сознание, как способность человека иметь знание о собственных умственных и волевых актах, от других проявлений психического. Особенно значимы взгляды, деятельность, открытия Клавдия Галена — римского врача и естествоиспытателя. Тщательно изучая анатомию, он пришел к выводу, что мозг является органом мышления и ощущения. Тем самым он подтвердил догадку, высказанную Гиппократом, и, вместе с тем, разрушил миф Аристотеля, который отводил мозгу роль охладителя теплоты, идущей от сердца. От Гиппократа Гален воспринял учение о пневме, однако в него он внес много нового, создав по существу свою теорию. Гален считал, что пневма — это какой-то материальный первоисточник жизни, по своим свойствам неизвестный ему. Человек рождается с физической первичной пневмой. Вдыхаемый воздух соприкасается с нею. Сердце, снабжая легкие кровью, взамен получает воздух с первичной пневмой. В сердце, которое представлялось Галену как горнило жизни, воздух перерабатывался, утончался. В результате этого получался новый вид пневмы - животная. Назначение данной пневмы - управление жизненными процессами организма. Животная пневма, попавшая в желудочки мозга, подвергается новому утончению, в результате чего она превращается в психическую пневму, от которой зависят произвольные движения и психические процессы. Психическая пневма, по мнению Галена, двигалась по нервам, которые являлись ее проводниками. Из головного мозга на периферию они несли импульсы, вызывающие движения, а с периферии к центру - ощущения. В этой теории намечались проблески некоторых догадок о кровеносной и нервной системах человека. В античной философии содержание сознания представляет собой отпечаток материального или след, воспоминание идеального. Разум или ум космичен и является синонимом универсальной закономерности. В средние века сознание трактуется как надмировое начало (Бог), которое существует до природы и творит ее из ничего. При этом разум толкуется как атрибут бога, а за человеком оставляется лишь крохотная «искорка» всепроникающего пламени божественного разума. Вместе с тем, в недрах христианства возникает идея спонтанной активности души, причем в понятие о душе включалось и сознание. По Августину (354—430), все знание заложено в душе, которая живет в Боге. Бессознательная душа была оставлена за растениями и животными, у человека же все психические акты, начиная с ощущения, наделены признаками сознательности. Важным в трактовке сознания в эпоху Средневековья является открытие самосознания, духовного опыта и подробное изучение взаимоотношений души и духа, в том числе техники их слияния. Материалистические традиции в эпоху Средневековья развивали арабоязычные мыслители — Ибн Сина (980-1037), а также Иоанн Дуне Скот (1266/1270—1308), выдвинувший учение о том, что материя мыслит. На разработку проблемы сознания в философии Нового времени наибольшее влияние оказал Декарт, утвердивший несомненность акта сознания и существования сознательного субъекта. Данный взгляд оказал огромное влияние на все последующие учения о сознании, которое отождествлялось со способностью субъекта иметь знание о собственных психических состояниях. Сознание становится атрибутом субстанции, его содержание связано с внутренним и внешним опытом, с врожденными идеями. Лейбниц разработал учение о бессознательном. Французские материалисты XVIII века, прежде всего Ламет-ри и Кабанис, опираясь на достижения передовой (для своего времени) физиологии и медицины, обосновали положение о том, что сознание является особой функцией мозга, отличной от других его функций тем, что благодаря ей человек способен приобретать знания о природе и самом себе. Новая эпоха в объяснении генезиса и строения сознания была открыта немецким классическим идеализмом, показавшим различные уровни организации сознания, его активность, диалектику чувственного и логического, индивидуального и социального. Кант выделил в сознании доопытные знания и восприятия, подчеркнув творческую активность сознания. Гегель вплотную подошел к проблеме социально-исторической природы сознания и утвердил принцип историзма в понимании сознания. Он исходил из того, что сознание личности (субъективный дух), будучи необходимо связано с объектом, определяется историческими формами общественной жизни. Позитивное знание о сознании существенно обогатилось благодаря достижениям нейрофизиологии (в частности, учению И. Сеченова и его последователей о рефлекторной деятельности мозга) и экспериментальной психологии. В домарксистских концепциях сознания наблюдается тенденция к рационализации его содержания, к изучению творческой активности и к абсолютизации автономности и индивидуальности сознания. В целом же основные направления в философии считают сознание или свойством материи, появившимся на определенной ступени ее развития (материализм), или особой, чуждой материи, духовной субстанцией (идеализм). Таким образом, в истории философии существует несколько концепций сознания. Представители объективного идеализма (Платон, Фома Аквинский, Гегель и др.) трактуют сознание, дух как вечное первоначало, которое лежит в основе всего сущего. Эта исходная предпосылка объективного идеализма фактически снимает вопрос о происхождении и сущности сознания. Представители субъективного идеализма (Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах, Р. Авенариус и др.) отрицают существование какой-либо реальности вне сознания субъекта или рассматривают ее как нечто, полностью определяющее его активность. Позиция субъективного идеализма абсолютирует ощущения человека, отрывает чувственные образы от их материального источника и тем самым вступает в непримиримое противоречие с наукой и общественной практикой. Особое место в истории философии занимает дуалистический подход к проблеме сознания, классическим представителем которого был Р. Декарт. Дуализм признает существование двух субстанций — материальной и духовной, рассматривая душу и тело, как не зависящие друг от друга начала.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.56.251 (0.013 с.) |