Теоретический анализ концепций здоровья в философии и медицине 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретический анализ концепций здоровья в философии и медицине



В истории развития концепции здоровья можно выделить антич­ный период, период средних веков, новое время, новейшее, а также современность.

Рассматривая болезнь и здоровье, древнегреческие врачи полага­ли, что данные состояния зависят от того, «как в теле человека смешаны кровь, слизь и желчь (желтая и черная)». О здоровье можно говорить в том случае, если «эти части соблюдают соразмерность во взаимном сме­шении в отношении силы и количества, и когда они лучше перемешаны» (Гиппократ). В трудах философов — современников Гиппократа — так­же встречается много суждений о здоровье. Так, Платон рассматривал здоровье как «благо», способствующее духовному удовлетворению че­ловека. Кроме того, он рассматривал его как явление, тождественное гармонии, считал, что «как только в нас, живых существах, расстраи­вается гармония, так вместе с тем разлаживается природа и появляет­ся страдание». Здоровье, таким образом, рассматривалось им на осно­ве существовавшего в древнегреческом обществе культа красоты и нравственности, гармонии здорового человеческого тела.

По мнению Аристотеля, здоровье — это гармония, превосходные телесные и душевные свойства. Философ выделил здоровье в качестве основной цели медицины и подчеркивал, что «медицина имеет бес­предельную цель — абсолютное здоровье человека», а само врачебное искусство направлено на «содействие здоровью», на «доставление здо­ровья», а также и на то, «какой образ жизни вести».

Известный римский энциклопедист Авл Корнелий Цельс связывал состояние здоровья с определенным климатом, что является непос­редственным продолжением учения Гиппократа. У Цельса мы встре­чаем догадку о существовании предболезни: до болезни появляются некоторые ее признаки. Общим для всех является то, что «тело чув­ствует себя иначе, чем обычно, и не только в смысле изменения к худ­шему, но также и к лучшему».

Другой известный римский врач и естествоиспытатель Клавдий Гален считал, что «здоровье есть результат правильного смешения че­тырех элементов, болезнь — состояние противоположное».    Таким образом, в античный период здоровье рассматривалось, прежде всего, как гармония, идеал красоты и нравственности. Заслуга мыслителей этого периода состоит также в том, что они впервые по­ставили проблему детерминантов здоровья. Своего рода стержневым основанием во всех попытках определить здоровье человека было ука­зание на правильное соотношение «начал».

Своеобразным связующим звеном между античностью и средневеко­вьем является Абу Али Ибн Сина (Авиценна). По его мнению, медицина познает «состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратит здоровье», а для цели сохранения и возвращения здоровья он разде­лил медицину на практическую и теоретическую, где «одна из них — это наука об основах медицины, а другая — о том, как ее применять».

Анализируя идею Галена о степенях здоровья, Авиценна изложил и собственное представление о них: «Бывает тело здоровое до предела, тело не здоровое, но и не больное..., затем — тело в хорошем состоя­нии, быстро воспринимающее здоровье, затем тело больное легким недугом, затем тело больное до предела». Это разграничение степеней здоровья в конечном итоге фиксировало соотношение: здоровье — предболезнь — болезнь.

На рубеже XV—XVI веков появились работы Парацельса, который считал, что знания врача должны основываться на познании природы в целом и природы человека. Сам человек рассматривался им как мик­рокосм или частичка макрокосма. Парацельс использовал знание ми­нералогии, которое трансформировалось у него в определенные нача­ла человеческого организма, где ртуть представляла дух, соль - тело, сера — душу и т.д. Соответственно этим представлениям здоровье рас­сматривалось им как следствие нормального соотношения этих начал.

Таким образом, в средние века мыслителями была предпринята попытка на основе анализа основных воззрений на здоровье человека периода античности дать более полное и глубокое его толкование.
Появились градации степеней здоровья. Было также указано на необ­ходимость стремиться к сохранению и возвращению здоровья, а не
только заниматься непосредственно лечением больных. Ведущей кон­цепцией было определение здоровья человека как способности безуп­речного функционирования органов. 

Ф. Бэкон (1561 — 1626) относил здоровье к одному из главных чело­веческих благ, которыми обладает человеческое тело. Значительную ценность приобретает призыв английского философа к познанию че­ловеком собственного организма для сохранения здоровья, ибо «соб­ственные наблюдения человека за тем, что ему хорошо, а что вредно, есть самая лучшая медицина для сохранения здоровья».

Как и Ф. Бэкон, Р. Декарт (1596—1650) призывал к изучению осо­бенностей собственного организма с целью сохранения здоровья и продления жизни с помощью медицинского знания. Не обошел сво­им вниманием проблему здоровья и Б. Спиноза (1632—1677), который указывал, что «здоровье — немаловажное средство», но существует на­стоятельная необходимость в построении теоретической медицины в целом. Ламетри (1709—1751) рассматривал здоровье как «самое суще­ственное состояние для жизни» и в конечном итоге связывал его, на­ряду с «хорошим телосложением», и со «счастьем человека». В то же время состояние здоровья, по его мнению, «может изменяться благо­даря воспитанию и получать из этого источника свойства, которых она (телесная организация) от природы не имеет». В свою очередь, Гольбах (1723—1789), отмечая целостность организма, утверждал, что «человек здоров, когда твердые и жидкие части его тела содейств­уют достижению данной цели и при этом оказывают друг другу взаи­мопомощь».

Таким образом, в концепциях здоровья, предложенных мыслите­лями XVI — XVIII веков, делается акцент на том, что для сохранения здоровья необходимо, прежде всего, совершенствовать изучение за­кономерностей функционирования организма человека. Эти знания будут способствовать более глубокому постижению человеком самого себя и своего здоровья. Ведущей концепцией этого периода предстает признание здоровья человека «первым благом» и «основанием всех дру­гих благ жизни», т.е. выделение в числе основополагающих ценностного аспекта здоровья.   

В истории философии и медицины существовало множество по­пыток показать различие между здоровьем и болезнью, но первую по­пытку их диалектического анализа мы встречаем у Гегеля (1770—1831). «Здоровье, — указывает Гегель, — есть пропорциональность между са­мостью организма и его наличным бытием; есть такое состояние, ког­да все органы являются текучими во всеобщем: оно состоит в равно­мерном отношении органического к неорганическому, когда для организма нет ничего неорганического, чего бы он не мог преодолеть». Таким образом, переход из одного качественного состояния в другое (из здоровья в болезнь) Гегель выразил через категорию меры, отразив их диалектический характер.

Выдающийся физиолог К. Бернар (1813—1878) утверждал, что «ме­дицина столь же стара, как человечество», а поскольку «сохранение здоровья есть, наверное, первое из всех благ, то и практическая меди­цина должна была возникнуть на пороге цивилизации». Тем самым он дал исторический анализ медицины с точки зрения ее целей и выде­лил ее основную направленность — сохранение здоровья.

Идея диалектического подхода к человеческому организму со вто­рой половины XIX века нашла практическое применение в деятельно­сти отечественных клиницистов — СП. Боткина (1832—1889), Г.А. За­харьина (1829-1897), А.С. Остроумова (1844-1908) и других. Так, СП. Боткин в своей деятельности исходил из того, что «болеет только живой организм, и так как болезнь составляет одно из многих прояв­лений жизни, то изучение этой последней и должно составлять осно­ву научной медицины». 

Таким образом, в период XVIII — XIX веков проблема здоровья за­нимала важное место как в теоретических исканиях философов, так и в работе врачей-клиницистов. Концепция здоровья претерпела даль­нейшее развитие во многом благодаря попыткам использовать для его анализа законы диалектики, открытые Гегелем. Ведущей концепцией этого периода было признание здоровья как состояния, качественно отличного от болезни и поэтому более общего, изначального состоя­ния, к сохранению которого должна стремиться медицина.

На основании изложенного достаточно очевидно движение от наив­но-материалистического до подлинно философского научного пони­мания здоровья. Благодаря трудам философов различных направле­ний и работам врачей была подготовлена основа для дальнейшего совершенствования современной медицины.

Определения здоровья, существующие в современной медицине, для удобства их анализа можно условно разделить на группы в зависимо­сти от подходов, используемых для их концептуального обоснования.

1.                                                             К первой группе можно отнести те концепции здоровья, в кото­рых используется функционально-биологический подход к определе­нию этого понятия. В данном подходе учитывается нормальная функ­ция организма на различных уровнях (молекулярном, клеточном, тканевом, органном, организменном), нормальное течение физиоло­гических и биохимических процессов. Здоровье, согласно этим определениям, рассматривают как «нормальную функциональную способ­ность организма», а также «готовность каждого внутреннего органа выполнять все свои функции», как «динамический процесс сохра­нения и развития биологических, физиологических и психических функций организма», когда «течение формообразовательных, физио­логических и биохимических процессов безраздельно подчиняется це­лесообразным биологическим закономерностям». Таким образом, нор­мальное функционирование организма представляет собой своего рода современную медицинскую концепцию здоровья. Согласно этой кон­цепции, человек считается здоровым в том случае, если все способно­сти, присущие ему как индивиду, сбалансированы и взаимосвязаны так, что обеспечивают эффективное и гармоничное функционирование.
Наиболее точно данный подход может быть охарактеризован опреде­лением, данным А.Д. Степановым, согласно которому здоровье есть «состояние организма, при котором он способен полноценно выпол­нять свои функции».                                                         

2.                             Ко второй группе можно отнести концепции, в которых здоро­вье человека рассматривается с позиции динамического равновесия организма, его функций и факторов окружающей среды. Сторонники
такого подхода полагают, что здоровье — такое состояние организма, когда функции всех его органов и систем уравновешены с окружаю­щей средой, такая «форма жизнедеятельности организма, которая обес­печивает ему наиболее совершенные, оптимальные и адекватные условия существования в среде». Здоровье при таком подходе пред­ставляет собой состояние динамического (гомеорезис) и статическо­го (гомеостаз) равновесия организма и среды, а критерием оценки равновесия является соответствие структур и функций организма ок­ружающим условиям.      

3. В третьей группе объединяются концепции, в которых здо­ровье человека авторы рассматривают, используя социально-биоло­гический подход. В данном случае биологические и социальные при­знаки рассматриваются в единстве, хотя социальным придается при­оритетное значение. Социальные закономерности для человека и его здоровья признаются ведущими, определяющими в его разви­тии как биологической особи. Согласно определению ВОЗ, «здоровье — это состояние полного физического, духовного и соци­ального благополучия, а не только отсутствие болезней или физи­ческих дефектов». Здоровье трактуется как «...возможность полно­ценно трудиться, отдыхать, выполнять присущие человеку функции, свободно и радостно жить», как «...процесс сохранения и развития психических, биологических, физиологических функций человека, его оптимальной трудоспособности и социальной активности при
максимальном сохранении продолжительности активной жизнедея­тельности».

4. В концепциях четвертой группы используется адаптационный подход в рассмотрении здоровья человека. Главным здесь выступает способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся
условиям существования в окружающей среде. Так, согласно опреде­лению P.M. Баевского, здоровье можно рассматривать «как способ­ность организма активно адаптироваться к условиям окружающей сре­ды, свободно взаимодействуя с ней на основе биологической, психологической и социальной сущности человека».

5. И, наконец, к последней группе можно отнести концепции здоровья, в основе которых лежит аксиологический (ценностный) под­ход. Здесь здоровье представляет собой, прежде всего, ценность для человека, выступает необходимой предпосылкой для полноценной, гармоничной жизни, удовлетворения материальных и духовных по­требностей, участия в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности. А.Я. Иванюшкин, рассматривая здоровье с точки зрения его содержания и ценностного смысла, предлагает три уровня описания этой ценности: биологический - изначальное здоровье предполагает совершенство саморе­гуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, максимум адаптации; социальный - здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человечес­кого индивида к миру; личностный, психологический – здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее, отрицание ее, в смысле прео­доления.

Наличие достаточно большого количества определений здоровья, которые на основе различных подходов пытаются раскрыть его разно­образные стороны, еще раз подтверждают то, что мы имеем дело со сложным явлением, сложным объектом познания. Учитывая, что здо­ровье, безусловно, является одним из основополагающих понятий медицины, этот плюрализм не способствует взаимопониманию как теоретиков, так и практиков медицины, а также ученых, работающих в других областях знания.    



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.014 с.)