Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретический анализ концепций здоровья в философии и медицинеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В истории развития концепции здоровья можно выделить античный период, период средних веков, новое время, новейшее, а также современность. Рассматривая болезнь и здоровье, древнегреческие врачи полагали, что данные состояния зависят от того, «как в теле человека смешаны кровь, слизь и желчь (желтая и черная)». О здоровье можно говорить в том случае, если «эти части соблюдают соразмерность во взаимном смешении в отношении силы и количества, и когда они лучше перемешаны» (Гиппократ). В трудах философов — современников Гиппократа — также встречается много суждений о здоровье. Так, Платон рассматривал здоровье как «благо», способствующее духовному удовлетворению человека. Кроме того, он рассматривал его как явление, тождественное гармонии, считал, что «как только в нас, живых существах, расстраивается гармония, так вместе с тем разлаживается природа и появляется страдание». Здоровье, таким образом, рассматривалось им на основе существовавшего в древнегреческом обществе культа красоты и нравственности, гармонии здорового человеческого тела. По мнению Аристотеля, здоровье — это гармония, превосходные телесные и душевные свойства. Философ выделил здоровье в качестве основной цели медицины и подчеркивал, что «медицина имеет беспредельную цель — абсолютное здоровье человека», а само врачебное искусство направлено на «содействие здоровью», на «доставление здоровья», а также и на то, «какой образ жизни вести». Известный римский энциклопедист Авл Корнелий Цельс связывал состояние здоровья с определенным климатом, что является непосредственным продолжением учения Гиппократа. У Цельса мы встречаем догадку о существовании предболезни: до болезни появляются некоторые ее признаки. Общим для всех является то, что «тело чувствует себя иначе, чем обычно, и не только в смысле изменения к худшему, но также и к лучшему». Другой известный римский врач и естествоиспытатель Клавдий Гален считал, что «здоровье есть результат правильного смешения четырех элементов, болезнь — состояние противоположное». Таким образом, в античный период здоровье рассматривалось, прежде всего, как гармония, идеал красоты и нравственности. Заслуга мыслителей этого периода состоит также в том, что они впервые поставили проблему детерминантов здоровья. Своего рода стержневым основанием во всех попытках определить здоровье человека было указание на правильное соотношение «начал». Своеобразным связующим звеном между античностью и средневековьем является Абу Али Ибн Сина (Авиценна). По его мнению, медицина познает «состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратит здоровье», а для цели сохранения и возвращения здоровья он разделил медицину на практическую и теоретическую, где «одна из них — это наука об основах медицины, а другая — о том, как ее применять». Анализируя идею Галена о степенях здоровья, Авиценна изложил и собственное представление о них: «Бывает тело здоровое до предела, тело не здоровое, но и не больное..., затем — тело в хорошем состоянии, быстро воспринимающее здоровье, затем тело больное легким недугом, затем тело больное до предела». Это разграничение степеней здоровья в конечном итоге фиксировало соотношение: здоровье — предболезнь — болезнь. На рубеже XV—XVI веков появились работы Парацельса, который считал, что знания врача должны основываться на познании природы в целом и природы человека. Сам человек рассматривался им как микрокосм или частичка макрокосма. Парацельс использовал знание минералогии, которое трансформировалось у него в определенные начала человеческого организма, где ртуть представляла дух, соль - тело, сера — душу и т.д. Соответственно этим представлениям здоровье рассматривалось им как следствие нормального соотношения этих начал. Таким образом, в средние века мыслителями была предпринята попытка на основе анализа основных воззрений на здоровье человека периода античности дать более полное и глубокое его толкование. Ф. Бэкон (1561 — 1626) относил здоровье к одному из главных человеческих благ, которыми обладает человеческое тело. Значительную ценность приобретает призыв английского философа к познанию человеком собственного организма для сохранения здоровья, ибо «собственные наблюдения человека за тем, что ему хорошо, а что вредно, есть самая лучшая медицина для сохранения здоровья». Как и Ф. Бэкон, Р. Декарт (1596—1650) призывал к изучению особенностей собственного организма с целью сохранения здоровья и продления жизни с помощью медицинского знания. Не обошел своим вниманием проблему здоровья и Б. Спиноза (1632—1677), который указывал, что «здоровье — немаловажное средство», но существует настоятельная необходимость в построении теоретической медицины в целом. Ламетри (1709—1751) рассматривал здоровье как «самое существенное состояние для жизни» и в конечном итоге связывал его, наряду с «хорошим телосложением», и со «счастьем человека». В то же время состояние здоровья, по его мнению, «может изменяться благодаря воспитанию и получать из этого источника свойства, которых она (телесная организация) от природы не имеет». В свою очередь, Гольбах (1723—1789), отмечая целостность организма, утверждал, что «человек здоров, когда твердые и жидкие части его тела содействуют достижению данной цели и при этом оказывают друг другу взаимопомощь». Таким образом, в концепциях здоровья, предложенных мыслителями XVI — XVIII веков, делается акцент на том, что для сохранения здоровья необходимо, прежде всего, совершенствовать изучение закономерностей функционирования организма человека. Эти знания будут способствовать более глубокому постижению человеком самого себя и своего здоровья. Ведущей концепцией этого периода предстает признание здоровья человека «первым благом» и «основанием всех других благ жизни», т.е. выделение в числе основополагающих ценностного аспекта здоровья. В истории философии и медицины существовало множество попыток показать различие между здоровьем и болезнью, но первую попытку их диалектического анализа мы встречаем у Гегеля (1770—1831). «Здоровье, — указывает Гегель, — есть пропорциональность между самостью организма и его наличным бытием; есть такое состояние, когда все органы являются текучими во всеобщем: оно состоит в равномерном отношении органического к неорганическому, когда для организма нет ничего неорганического, чего бы он не мог преодолеть». Таким образом, переход из одного качественного состояния в другое (из здоровья в болезнь) Гегель выразил через категорию меры, отразив их диалектический характер. Выдающийся физиолог К. Бернар (1813—1878) утверждал, что «медицина столь же стара, как человечество», а поскольку «сохранение здоровья есть, наверное, первое из всех благ, то и практическая медицина должна была возникнуть на пороге цивилизации». Тем самым он дал исторический анализ медицины с точки зрения ее целей и выделил ее основную направленность — сохранение здоровья. Идея диалектического подхода к человеческому организму со второй половины XIX века нашла практическое применение в деятельности отечественных клиницистов — СП. Боткина (1832—1889), Г.А. Захарьина (1829-1897), А.С. Остроумова (1844-1908) и других. Так, СП. Боткин в своей деятельности исходил из того, что «болеет только живой организм, и так как болезнь составляет одно из многих проявлений жизни, то изучение этой последней и должно составлять основу научной медицины». Таким образом, в период XVIII — XIX веков проблема здоровья занимала важное место как в теоретических исканиях философов, так и в работе врачей-клиницистов. Концепция здоровья претерпела дальнейшее развитие во многом благодаря попыткам использовать для его анализа законы диалектики, открытые Гегелем. Ведущей концепцией этого периода было признание здоровья как состояния, качественно отличного от болезни и поэтому более общего, изначального состояния, к сохранению которого должна стремиться медицина. На основании изложенного достаточно очевидно движение от наивно-материалистического до подлинно философского научного понимания здоровья. Благодаря трудам философов различных направлений и работам врачей была подготовлена основа для дальнейшего совершенствования современной медицины. Определения здоровья, существующие в современной медицине, для удобства их анализа можно условно разделить на группы в зависимости от подходов, используемых для их концептуального обоснования. 1. К первой группе можно отнести те концепции здоровья, в которых используется функционально-биологический подход к определению этого понятия. В данном подходе учитывается нормальная функция организма на различных уровнях (молекулярном, клеточном, тканевом, органном, организменном), нормальное течение физиологических и биохимических процессов. Здоровье, согласно этим определениям, рассматривают как «нормальную функциональную способность организма», а также «готовность каждого внутреннего органа выполнять все свои функции», как «динамический процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций организма», когда «течение формообразовательных, физиологических и биохимических процессов безраздельно подчиняется целесообразным биологическим закономерностям». Таким образом, нормальное функционирование организма представляет собой своего рода современную медицинскую концепцию здоровья. Согласно этой концепции, человек считается здоровым в том случае, если все способности, присущие ему как индивиду, сбалансированы и взаимосвязаны так, что обеспечивают эффективное и гармоничное функционирование. 2. Ко второй группе можно отнести концепции, в которых здоровье человека рассматривается с позиции динамического равновесия организма, его функций и факторов окружающей среды. Сторонники 3. В третьей группе объединяются концепции, в которых здоровье человека авторы рассматривают, используя социально-биологический подход. В данном случае биологические и социальные признаки рассматриваются в единстве, хотя социальным придается приоритетное значение. Социальные закономерности для человека и его здоровья признаются ведущими, определяющими в его развитии как биологической особи. Согласно определению ВОЗ, «здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Здоровье трактуется как «...возможность полноценно трудиться, отдыхать, выполнять присущие человеку функции, свободно и радостно жить», как «...процесс сохранения и развития психических, биологических, физиологических функций человека, его оптимальной трудоспособности и социальной активности при 4. В концепциях четвертой группы используется адаптационный подход в рассмотрении здоровья человека. Главным здесь выступает способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся 5. И, наконец, к последней группе можно отнести концепции здоровья, в основе которых лежит аксиологический (ценностный) подход. Здесь здоровье представляет собой, прежде всего, ценность для человека, выступает необходимой предпосылкой для полноценной, гармоничной жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности. А.Я. Иванюшкин, рассматривая здоровье с точки зрения его содержания и ценностного смысла, предлагает три уровня описания этой ценности: биологический - изначальное здоровье предполагает совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, максимум адаптации; социальный - здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человеческого индивида к миру; личностный, психологический – здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее, отрицание ее, в смысле преодоления. Наличие достаточно большого количества определений здоровья, которые на основе различных подходов пытаются раскрыть его разнообразные стороны, еще раз подтверждают то, что мы имеем дело со сложным явлением, сложным объектом познания. Учитывая, что здоровье, безусловно, является одним из основополагающих понятий медицины, этот плюрализм не способствует взаимопониманию как теоретиков, так и практиков медицины, а также ученых, работающих в других областях знания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.167.189 (0.009 с.) |