Гуманистические идеалы биоэтики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманистические идеалы биоэтики



Идеалы гуманизма (лат. humanus — человечный) ныне пронизыва­ют все направления в международном сотрудничестве. В Уставе ЮНЕСКО сказано, что необходимо внедрять в общественное созна­ние «демократические принципы уважения достоинства человеческой личности, равноправия и взаимного уважения людей». В нем обраща­ется внимание и на то, что «для поддержания человеческой чести и достоинства необходимо самое широкое распространение культуры и образования среди практически всех людей на основе справедливос­ти, свободы и мира». При этом подчеркивается: «мир должен базиро­ваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человече­ства». В этой связи перед всем прогрессивным человечеством встала задача поиска путей средств и методов избавления людей от целого ряда нравственно-этических стереотипов в философии, естествозна­нии, медицинской науке и практике.

На памяти идеологический и нравственный антагонизм людей XX века, приведший к величайшим социальным потрясениям, духовным кризисам, бурным переменам в жизни людей. И поныне возникают то в одной, то в другой точке земного шара напряженнейшие драмати­ческие ситуации. Социально-философский анализ острых проблем непростой судьбы человечества для многих политиков, ученых, меди­ков стал в известном смысле откровением о возможном «самоубий­стве» человечества. Наряду с этим встал вопрос и о философско-эти-ческой переоценке достижений в науке и технике, новейших технологий в биомедицине, которые на первый взгляд кажутся прогрессивны­ми. Философски мыслящие специалисты-медики опасаются, как бы новые биомедицинские и генно-инженерные технологии, будучи в плену неуемного рационализма ученых, нечаянно не приблизили ка­тастрофу земной биосферы, а вместе с ней и человеческого разума.

Цель внедрения гуманных мотивов биоэтики в научную медицину состоит в том, чтобы «пробуждать» у ученых совесть специалиста, ко­торая сдерживала бы их от опрометчивых опытов по созданию новых видов растений, животных методами генной инженерии, но, прежде всего, людей методом клонирования. Закрепление в современном об­щественном сознании гуманистических идеалов биоэтики позволит разрешить комплекс сложнейших проблем, возникших, кстати, «по воле» самих же ученых, технологов, а также политиков, социологов, экономистов. Они своими, не всегда чистыми в нравственном отно­шении, деяниями поставили человеческую цивилизацию на край про­пасти и более того — возможного самоуничтожения человечества. При­знавая исключительную приоритетность человека, его созидательных, рационально-гуманистических ценностей, в том числе и в области научной медицины, важно понять сущность философско-этического самосознания ученых-медиков, да и всех практических врачей.

Современный специалист-медик должен помнить и умело объек­тивировать гуманистические идеалы, присущие биоэтике, в своей на­учной творческой деятельности. Философский гуманизм как этика человеколюбия органично сопряжен с гражданской ответственностью медиков, которая всегда была неразрывно связана с общественной моралью. Но не устарели и поныне философские вопросы: как чело­веку стать Человеком? и почему его надо любить? Эти вопросы не дают покоя философам, этикам, а в последнее время и медикам. Причем на каждом новом этапе научно-технического прогресса они пытаются найти и предложить людям универсальный метод улучшения челове­ка. Философско-этическое осмысление медиками этих наисложней­ших проблем остается труднейшей задачей и в теоретической, и в прак­тической медицине. Гуманистические мотивы биоэтики несколько приблизили решение этой задачи в духовно-нравственной атмосфере медицины.

Практическое внедрение гуманистических идеалов в медицинскую науку и практику не может быть отложено ныне на отдаленную перс­пективу. Причем, гуманистические идеалы и принципы, такие как ува­жение к правам и достоинству личности, к ее свободе, невозможно привнести в медицину как бы извне. Они по определению — суть ме­дицинского менталитета. Сам процесс становления медицинского менталитета ведет к росту или вызреванию гуманно-нравственных начал у широкой общественности. Философия гуманизма необычай но остро проявляет себя в отечественной медицине: науке и практике. Она тесно связала свою судьбу с решением гуманитарной задачи ук­репления здоровья и упреждения преждевременной смерти людей. Медики ставят вопрос о том, чтобы биология как наука о жизни была бы дополнена исследованием биологии смерти. Здесь есть немало со­циально-гуманистических дилемм, выходящих далеко за пределы тра­диционных морально-этических воззрений.

Особенно сложными и противоречивыми в этом отношении ста­новятся проблемы, связанные с новыми методами диагностики и ле­чения «болезней века». Врач становится героем и виновником в борь­бе за здоровье и жизнь людей. Никто не сможет сравниться с врачом, который берет на себя всю полноту ответственности за всевозможные последствия его действий. Лечащий врач имеет дело и с личностью больного, и с его семьей, и с разными группами населения. Все врачи, работающие в больницах, поликлиниках, амбулаториях, имеющие се­мейную или частную практику, должны хорошо знать политико-экономические условия, морально-этическое и экологическое состояния местожительства пациентов. Врачи сегодня должны уметь мыслить масштабно: не только клинически, а и философско-этически, тонкопсихологически. Кроме того, они должны владеть информацией о со­стоянии страны, общественного мнения и настроения людей. Меди­ки в их повседневной деятельности, обречены идти на мужественный гражданский поступок, а порой даже на подвиг.      

Гуманизация исследовательской деятельности в медицине, преобразование ее духовно-интеллектуального и морально-этического начал пролегает через воскрешение философии прошлого, через соеди­нение принципов рационального мышления с морально-этической практикой. Исходя из социально-нравственного понимания задач из­менения природы человека и человечества, современная идеология гуманизма называет приоритетными принципы: справедливости и альтруизма, бережливости и щедрости, милосердия и сострадания, стремления к новому при уважительном отношении к настоящему и прошлому. Однако XX век оставил после себя не только огромные на­учно-технические достижения, но и немалое количество духовных потерь, особенно морально-нравственных. И выражение милосердия к слабым людям, к сожалению, входит в их число. Даже медицина, которая исторически выросла из сострадания, из стремления компе­тентно помогать страждущему, не стала сегодня исключением. И это несмотря на научные и практические достижения медицины, на успе­хи в самых разных ее отраслях. В XXI столетии больной не меньше будет нуждаться в человеческом участии, а может быть и больше.

В вечном поиске новых, более эффективных путей и средств лече­ния больных врачи всегда стремились соблюдать нравственно-гума­нистическую ориентацию на различных этапах исследовательского процесса: от осознания и постановки проблемы до практического ее решения. Стремительный прогресс в области изучения генома чело­века поставил и перед исследователями, и перед практическими вра­чами множество проблем чисто философско-этического порядка, ка­сающихся как допустимости применения в отношении человека тех или иных биомедицинских технологий, так и границ той возможной информации, которая обязательно должна или только может быть со­общена пациенту, его родным. Это, кстати, уже частично и происхо­дит сегодня в рамках выработки единых биоэтических принципов, которые приобретают с каждым днем все более широкое международ­ное признание.

Научный прогресс в медицинской технологии и технике, практике лечения людей ныне невозможен без проведения многочисленных исследований с участием животных и человека. Но при этом у обще­ственности возникло осознание глобальной опасности для земного бытия человека из-за радикального научно-технологического «пере­дела» живого. В связи со стремлением ряда ученых преобразовать жизнь растений и животных, а в будущем и человека у широкой обще­ственности возникло негативное отношение к тем перспективам, ко­торые «рисуют» новые технологи в деле «улучшения и совершенство­вания живого на Земле». На повестку дня вновь выдвинулась извечная философская проблема выбора пути человеком, ведущего его либо к добру, либо к злу. Разрешить же эту жизненную ситуацию можно толь­ко через «синтез» человеческого разума и морали.   Человек в своей жизнедеятельности обречен постоянно выбирать между добром и злом. Осознав, что любое его слово и дело могут обер­нуться против него самого, что вообще мир наполнен борьбой свет­лых и темных сил, специалист, будучи совестливым человеком, выра­батывает в себе чувство личной ответственности. Отсюда становится ясно, что свобода ответственного выбора специалиста с необходимос­тью предполагает соотношение разума и нравственности. Г. Гегель (1770—1831) пророчески размышлял: «Если я хочу разумного, то я по­ступаю не как обособленный индивидуум, а согласно понятиям нрав­ственности вообще; в нравственном поступке выдвигаю я не самого себя, а суть. Разумное — это большая дорога, по которой проходит каж­дый, но на которой никто не выдается». Современные философы, уче­ные и медики рассматривают разум и нравственность человека как целостный социально-культурный феномен. Его здоровье они во многом связывают с характером социальной и психической деятельнос­тью человека.

Здоровье — это способность организма адаптироваться или приспо­сабливаться к любым изменениям в природе или обществе. Это уме­ние личности сохранять при этом благостное самочувствие, настрой на саморазвитие, самосовершенствование. Болезнь ведет к угасанию, увяданию организма или даже его смерти. Ныне, как никогда прежде, весьма негативно меняются на планете условия обитания всех орга­низмов. Поэтому особо актуализировался вопрос о сохранении и даже спасении жизни.

Современный ученый не сможет при проведении опытов с орга­низмом находиться вне воздействия общественной морали. А когда речь идет об исследовании на человеке, его жизни, то ограничиваться только познавательной функцией науки просто недопустимо. Ученые и философы говорят о назревшей необходимости запрета ряда направ­лений исследований, об ограничении свободы экспериментирования. Ведь действительно, в сфере биомедицинских и иных научных иссле­дований, проводимых на человеке (психологических, физических, антропологических и пр.), такого рода запреты и ограничения уже по­лучают институциональное оформление и закрепление. Член-коррес­пондент РАН Б.Г. Юдин убежден, что ныне «становится нормой обя­зательная этическая экспертиза проектов таких исследований».

В частности, каждому ученому, каждому медику, которые планиру­ют биомедицинские исследования, необходимо принять во внимание всю основательность его теоретической обоснованности, методологи­ческую корректность, техническую реализуемость и этическую при­емлемость. Тем самым, цели и ценности, которые обусловлены взаи­мосвязями между наукой, медициной и обществом, уже не остаются чем-то внешним по отношению к безопасности человека, которая ныне превращается в специфическую область биоэтики, осмысливающей нравственные ценности жизни вообще и человеческой, в особеннос­ти. Нельзя считать случайным то, что ее возникновение и развитие связаны с изменениями в сфере биомедицины, медицинской науки, практического здравоохранения. Они получают сегодня очень широ­кое распространение в связи с достижениями в генной инженерии, трансплантации органов, биотехнологии и т.д.

Генно-инженерные технологии, связанные с возможным примене­нием революционных достижений биомедицинской науки в радикаль­ном изменении клинической практики, вовсе не гарантируют благо­приятный исход лечения тяжелобольных. Да и современная биология, исследуя весьма тонкие механизмы наследственности, и физиология, глубоко проникая в структуру мозга, могут оказывать эффективное воздействие на изменение человеческого организма. Это все указыва­ет на возможное радикальное воздействие современной медицинской науки и передовых медицинских технологий на изменение природных свойств человека. В связи с этим чрезвычайно заостряется проблема демаркации между научной истиной и нравственностью в медицине.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.006 с.)