Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категории эстетики в медицине

Поиск

Категории эстетики научно обобщают эстетическое своеобразие действительности, произведений искусства, художественного творче­ства, в том числе в области медицины, врачебной деятельности. Наи­более общими, широкими и значительными эстетическими категори­ями являются: прекрасное (его антипод - безобразное), возвышенное (низменное), героическое, трагическое (сюда включается категория ужасного) и комическое. Эстетическое, прекрасное всегда использо­валось для обозначения самого положительного в эстетической оцен­ке того, что доставляет человеку наслаждение (М.Ф. Овсянников).

Для медицины важно то, что прекрасное, красота лечит. Вот поче­му в организации медицинской службы, профилактике заболеваний, лечении и реабилитации больных большое внимание уделяется ланд­шафту, естественной красоте природы. Врач, участвуя в эстетическом воспитании, учит людей видеть и переживать красоту родной приро­ды, сохранять ее, любить. От природы неотделим и сам человек. Чело­век раскрывается в самом прекрасном своем проявлении — в труде, в отношениях к людям, к самому себе. Причем, для воспитанного чело­века, тем более для врача, существенна как внешняя, так и особенно внутренняя красота - духовная культура в их единстве, сочетании с этикетом, манерами, стилем поведения, общения. А.П. Чехов (1860— 1904) словами доктора Астрова утверждал, что в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли. Красота и величие чело­веческого разума, считал А. Франс (1844—1924), состоит в том, чтобы искать истину. Телу тоже небезразлично, во что его одевают. Модной, красивой должна быть такая одежда, которую приемлет среда обита­ния и не наказывает болезнями. Все это неотъемлемые составляющие культурного человека, врача.

Категория прекрасного очень близка понятию возвышенное, пре­красное — в возвышенном. Это такое чувство, которое вызывает у че­ловека особый духовный подъем, ощущение величия. Источником возвышенных чувств являются природные и общественные явления, которые по своим масштабам, мощи, грандиозности выходят за пре­делы обыденного. Возвышенные чувства возникают при созерцании бескрайних просторов Вселенной, звездного неба. Конечно, они за­висят от возраста, физического и психического состояния человека.

В общественной жизни проявление возвышенного, как и прекрас­ного, чаще всего возникает при активном участии человека-гражда­нина в общественных делах, в освободительных движениях. Виктор Гюго писал:   

             Живые борются/ А живы только те,                                

                  Чье сердце предано возвышенной мечте,     

                 Кто цель прекрасную поставив пред собой,    

                К вершинам доблести идут крутой тропой.

В литературе и искусстве героизацией называется стремление лю­дей к идеалу — возвышенной цели, совершенству. Эстетический идеал связывает героическое поведение с выполнением общественного и профессионального долга. Идеал культурного человека, писал Альберт Швейцер (1875—1965), заключается в том, чтобы в любых условиях сохранять подлинную человечность. Героическое выражается в совер­шении отдельной личностью, классом или народом выдающихся по своему значению поступков, требующих напряжения всех нравствен­ных и физических сил, бесстрашия, готовности к самопожертвованию, совершаемых во имя великой цели, передового общественного идеа­ла. В истории нашей Родины много героических подвигов. Молодое поколение должно знать героев и брать с них пример. Так бывает в здоровом обществе, в котором не извращают, а чтут историю, лучшие традиции народа.

В медицине героическое часто выступает вместе с трагическим. Н.Г. Чернышевский (1828-1889) определял трагическое как тяжелейшее страдание или гибель человека. Трагической бывает борьба за высокие, но утопические идеалы. Трагично новое, прогрессивное, когда оно вступает в открытую борьбу со старым и, не имея условий для победы, терпит поражение. Нужно отметить, что в характере русских людей всегда присутствовало чувство трагизма, основан­ное на внутренних переживаниях и противоречиях, связанных с во­енным лихолетьем и многими жертвами защитников Отечества, собщественными потрясениями во время революции, контрреволю­ции, реформ.    

«Профессия врача — писал А.П. Чехов, — это подвиг. Она требует самопожертвования, чистоты души и чистоты помыслов». В Великую Отечественную Войну в 1942 году под Ленинградом попала в окруже­ние немцев 2-я ударная армия. Начальник санотдела этой армии вос­питанник Военно-медицинской академии военврач 1-го ранга Кон­стантин Константинович Боборыкин сумел организовать выход из окружения двух полевых госпиталей с 6—7 тысячами раненых. Сам он остался руководить санитарной службой армии и спасением оставших­ся 10—11 тысяч раненых. Получив ранение, он попал в плен, но до ос­вобождения оставался преданным военной присяге и врачебному долгу. Таких героических примеров в отечественной истории тысячи. Сей­час, как никогда, важен для России культ героев. Они нужны не толь­ко на войне. Люди бесстрашные, люди поступка, люди долга и чести, безусловно, нужны и в мирной жизни. Поэтому медикам необходимо поддерживать «культ героев».

В жизни и борьбе людям нужны жизнеутверждающие силы. И та­кой силой, наряду с чувством долга и вдохновения, часто выступает комическое, юмор, что тоже прекрасно и необходимо для сохранения душевного здоровья и оптимизма людей. Категория комического, как и трагического, имеет социальное содержание. Комическим выступа­ет то, что изжило себя, обнаруживает свою реакционность, но все еще претендует на значимость, пытается облечься в чужую, не свойствен­ную ему форму.

Комическое в жизни очень многообразно: от смешного до сар­кастического, имеющего глубоко общественное содержание. Когда А.В. Суворов (1730—1800) увидел в бою в панике бежавших, отступив­ших солдат, он припустился вскачь впереди них крича: «Заманивай их, ребята, заманивай, а теперь за мной — вперед, чудо-богатыри!». Как известно, русские войска под предводительством генералиссимуса А.В. Суворова поражения не знали.

Врачу надо владеть юмором, шуткой, ценить и использовать их. Юмор, здоровый смех защищает от тягостных будней, от обиды, боли, от собственной мелочности и суеты. Но при этом надо различать юмор и злую шутку, когда, например, говорят: «больной, вы совершенно здо­ровы» или «это ваши проблемы».

От врача во многом зависит развитие эстетического сознания лю­дей, их духовный мир, отношение к жизни. Знание основ эстетики, стремление жить по законам красоты облагораживает человека, явля­ется необходимым качеством медика и гражданина своей страны. Для плодотворной деятельности врача важно понять уровень культуры па­циента, его эстетический вкус, способность воспринимать эстетичес­кие явления жизни. Самому врачу необходимо овладеть искусством врачевания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.50 (0.007 с.)