Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эстетическое воспитание врачей

Поиск

Эстетические знания не приходят сами собой, как и культура в це­лом. Для овладения ими создана система эстетического воспитания. Из истории медицины известно, как высоко ценится общая культура специалиста, медика, ученого, особенно нравственные и эстетичес­кие качества. Н.И. Пирогов в «Дневнике старого врача» писал о буду­щих специалистах: «Только разностороннему предварительному раз­витию своих способностей они и обязаны успехом в культуре избранного ими предмета...».

В системе современной специальной и философской подготовки работников здравоохранения требуется выяснение ряда принципиаль­ных вопросов. Как воздействуют эстетические явления на становле­ние личности медика? Как изучаемые научные дисциплины, формы и методы занятий в медицинских вузах влияют на эстетическую культу­ру студентов и слушателей? Каковы цели, задачи и пути эстетического воспитания будущих врачей?

 Для ответа на эти вопросы необходимо прежде всего уяснение из­менений ценностных ориентации студенческой молодежи в современ­ных условиях. Социологические исследования показывают девальва­цию у обследуемых учащихся нравственно-эстетических ценностей. Большинство опрошенных не осуждают курящих и выпивающих меди­ков, считают коммерческие отношения приемлемыми в медицине. Многие, даже старшекурсники, исключают или принижают эстетические стороны (прекрасное) в медицинской практике, а искусство враче­вания сводят к профессиональному ремеслу. Менее половины студен­тов оценивают деятельность медика как прекрасную, возвышенную, героическую, остальные сводят ее к обыденной и низко оцениваемой.

Наблюдения, изучение работы и жизни выпускников медицинских вузов фиксируют тенденцию роста среди них нетактичного поведения, неряшливого внешнего вида, неразвитой, а иногда и грубой речи, низ­кого эстетического вкуса, непонимания классического искусства. К сожалению, не каждый медик осознает неэстетичность своего поведе­ния, думает о своем авторитете. Все это позволяет сделать вывод о не­обходимости более эффективного воспитания питомцев медвузов и училищ, формирования у них нравственной и эстетической культуры. На это направлена гуманизация медицинского образования, введение в вузах специальных дисциплин: культурологии, биомедицинской эти­ки и эстетики.

В системе гуманитарного и профессионального образования вра­ча можно выделить три уровня эстетического воспитания: мировоззренческий, собственно медицинский и общекультурный. Кафедры по-разному, но в единстве, реализуют свои задачи на этих уровнях. Так, философия обеспечивает мировоззренческий уровень, рассмат­ривая эстетическую сферу бытия, духовной жизни. Клинические кафедры обучают слушателей прикладной профессиональной эсте­тике. Каждая учебная дисциплина несет эстетическую нагрузку, об­ращаясь к элементам идеального, прекрасного, возвышенного, тра­гического в своей области, формируя эстетические взгляды будущих врачей.

Общекультурный уровень эстетической подготовки во многом за­висит от самих студентов, их способности к развитию своих эстети­ческих качеств, вкуса. Этому способствует организованная система воспитательной работы со студентами: участие в литературно-художе­ственных объединениях, кружках, КВН и других формах художествен­ной самодеятельности.

Эстетическое воспитание - это процесс формирования эстетичес­ких чувств и сознания, идеалов и вкуса, способствующий развитию гармоничной личности. Целью эстетического воспитания и являются становление такого человека, совершенствование, эстетизация его деятельности, выработка эстетического отношения к другим людям, к окружающей природе, животному миру. Одна из целей эстетического образования и воспитания — привитие интереса к искусству, умение отличать его от псевдоискусства, противостоять ему. Цели и функции медицинской эстетики предполагают прежде всего овладение меди­ками профессиональным искусством, методами искусствотерапии, самовоспитания.

Эти задачи вполне достижимы, ибо в общественной жизни они ес­тественны. Общеизвестно стремление человека к красоте, вдохнове­нию, к эстетической «подаче» своей личности, особенно в молодые годы. Желание поступать красиво означает и желание красиво рабо­тать, красиво общаться с другими, красиво жить. Один выпускник школы спросил замечательного педагога В.А. Сухомлинского (1918-1970), как велика сила воспитания. Учитель ответил ему, что счастье и наслаждение для человека в полной мере откроются в духовной пол­ноте и насыщенности жизни, в идейном богатстве мыслей, стремле­ний, порывов, в познании красоты и величия бытия, в желании завтра стать лучше, чем сегодня, в повторении собственной красоты в детях, в нетленном и вечном труде на благо людей и Отечества.

Красота утверждается через людей, способных не только понимать, созидать красоту, но и защищать ее от безобразных сторон жизни, со­хранять ее нравственно-эстетические начала: Веру, Надежду, Любовь. Противостоять низменным примитивным потребностям не просто, особенно в молодые годы. Однажды, писал Ксенофонт Афинский (450—354 гг. до н.э.), древнегреческий философ-моралист Сократ как всегда беседовал на городской площади Афин с молодыми людьми о справедливости, чести и красоте. К ним подошли гетеры и заявили: «Давайте поспорим, учитель, что через десять минут мы уведем ваших слушателей». Сократ не стал спорить и ответил: «Конечно, ведь доро­га вниз легче дороги вверх».

 Одним из действенных средств эстетического воспитания медиков, как и других молодых людей, является жизнь и деятельность достой­ных уважения и подражания представителей своей профессии (идеа­лов-образцов), обладающих высокими эстетическими качествами, ху­дожественным талантом. Среди известных русских писателей, поэтов, музыкантов были врачами: А.П. Чехов, В.В. Вересаев, М.А. Булгаков и другие. При этом следует учитывать замечание Г. Селье о том, что «идеалы создаются не для их достижения, а для указания пути».

Можно сказать, что становление духовных, нравственно-эстетичес­ких качеств у медиков начинается с чтения художественной литерату­ры, книг, в которых любимыми героями становятся люди-альтруисты, с их обостренными чувствами ответственности, долга, чести, опреде­ленными философскими взглядами, эстетическими пристрастиями. Когда один молодой медик спросил известного врача XVII столетия Т. Сиденхема, признанного Гиппократом своего времени, что следует читать, чтобы сделаться искусным врачом, он ответил: «Читайте, мой друг, «Дон Кихота»». В то время медицина, подобно рыцарю печаль­ного образа, пыталась бороться с болезнями, сущность которых (их природа, причины) была неясна. Трудно приуменьшить то впечатле­ние, которое получает человек, решивший стать медиком, от прочте­ния книги М.А. Булгакова «Записки юного врача», опубликованной в 1926 г. и посвященной задаче культурного возрождения русской на­ции, ее интеллигенции.

Эстетическое воспитание молодых медиков осуществляется в со­вместной с преподавателями работе в клиниках, на кафедрах и в лабо­раториях, где и приходит искусство врачевания: мастерство, одухот­воренное прекрасными возвышенными идеалами, стремлением к совершенству в познании и практической деятельности. Студенты с большим уважением относятся к тем преподавателям, врачам, кото­рые преподают свой предмет не как ремесло, а как искусство. В ходе занятий, общения у них вырабатывается эстетическое отношение к конкретным знаниям и делам, к окружающим людям, предметам и в целом к жизни. Обучающиеся медицине получают необходимый опыт использования искусства в своей будущей работе врача. Наконец, ре­зультаты эстетического образования и воспитания реализуются на практике — в лечебном учреждении, общении с людьми, в художествен­ном творчестве, научной деятельности.

Как видно, эстетическое воспитание — это целый комплекс объ­ективных и субъективных воздействий на молодого человека, кото­рые силой разума и чувств, волей переплавляются у него в привычки и необходимые для врача навыки. Как пишут Ю.М. Губачев, В.М. Дорничев и О.А. Ковалев в своей книге о психогенных расстройствах кровообращения (СПб., 1993), определение синдрома эмоциональных нарушений (личностной дезадаптации) требует от врача способности к эмпатии (сопереживанию), умения определять оттенки чувств в позе больного, выражении его глаз, интонации речи. Такая способность приобретается опытом работы в клинике, а также воспитывается ли­тературой, театром, живописью, музыкой. Все это и многое другое обеспечивает успех в диагностике и лечении таких состояний.

Следует определить систему факторов эстетического воспитания, воздействия на сознание и поведение обучающихся, как объективных, так и субъективных. К первым относятся наследственность в виде за­датков от природы, т.е. способности, среда (общество и общности -семья, коллектив), искусство, его виды и жанры, средства массовой информации. Ко вторым, т.е. к субъективным факторам, относятся индивидуальные потребности и интересы личности, система образо­вания и воспитания, особенно самовоспитание, саморазвитие, образ, качество и стиль жизни человека.

Но решающее место в формировании эстетической культуры вра­ча, как и его мировоззренческо-нравственных позиций, занимает про­фессиональная деятельность, т.е. медицинская практика, опыт жизни и работы. Без этого определяющего и закрепляющего фактора просто знание эстетики, искусства и желание быть хорошим специалистом не может реализовываться.

В системе эстетического воспитания наиболее эффективен метод самовоспитания, саморазвития, требующий значительных усилий и времени: начиная с самоорганизации и воли и кончая формировани­ем эстетических убеждений и идеалов, т.е. стойкой жизненной пози­ции, сильной воли, устремленности в творческом процессе своего со­вершенствования. Девизом самовоспитания врача является афоризм: «лекарю — исцелися сам».

Врач выступает во многих ролях: он и лекарь, и воспитатель, и за­щитник. Он призван защищать самое прекрасное — жизнь, возвышен­ное и героическое, бороться с безобразным, преодолевать трагическое, уметь пользоваться здоровым юмором. На свете нет профессии более гуманной и в то же время более мужественной. В докладе дирек­тора РНЦ хирургии РАМН академика Б.В. Петровского на III (XIX) Всероссийском Пироговском съезде врачей было справедливо сказа­но: «Врач и сегодня может очень многое, он может больше любого политика. Он спасает человеческую жизнь...».

Врач славен тем, что он живет и другим помогает жить по законам природы, разума, добра и красоты. Он призван не только лечить, но и «сеять разумное, доброе, вечное». Как торжественно и прекрасно зву­чат слова Обещания врача России: «Мне, нерушимо выполняющему это Обещание, да будет дано счастье в жизни и в искусстве...».

Литература

Бехтерев В.М. О влиянии музыки на человеческий организм. СПб, 1910.

  Бурденко Н.Н. Фронт и госпиталь // Собр. соч. Т. 7. М., 1952.

  Вайнрах Г.М. Подвиги русских врачей. М., 1959.

 Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997.

Козаченко В.И., Петленко В.П., Тихонов М.И. Социология и мировоззре­ние врача. СПб, 1992.

 Лисицын Ю.П., Жиляева Е.П. Союз медицины и искусства. М., 1985.

  Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1985.

 Сук И.С. Врач как личность. М., 1984.Эстетика. Под ред. А.А. Радугина. М., 1998.

Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. СПб. 1995.  

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое эстетика, какие функции она выполняет?

2.                                                                                               Каковы слагаемые медицинской эстетики?          

3. В чем состоят особенности эстетического сознания врача?

4. В чем проявляется искусство врачевания?

5. На какие объективные основания опираются методы эстетотерапии?

Темы докладов и рефератов

1. Медицинская эстетика как наука.                                         

2. Особенности предмета медицинской эстетики.                

3. Эстетическое в деятельности врача

4. Эстетический образ врача в произведениях искусства.

5. Основные методы эстетотерапии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.136.95 (0.013 с.)