Характерные черты русской философской мысли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные черты русской философской мысли



 

Глубоко и всесторонне сущность и содержание отечественной фило­софии в свое время раскрыли: В.В. Зеньковский, С.Л. Франк, И.О. Лос-ский, Б.П. Вышеславцев, И.Ю. Алексеева, А.Ф. Замалеев, B.C. Степин.

Главной особенностью русской философии, по мнению В.В. Зень-ковского (1881-1962), является то, что «русская философская мысль всегда (и навсегда) остается связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой; здесь был и остается главный корень своеобразия, но и разных осложнений в развитии русской философ­ской мысли». Зеньковский выделил следующие общие характеристи­ки русской философии: 1) антропоцентризм русских философских исканий; 2) нетеоцентричность русской философии (хотя в значитель­ной части своих представителей, глубоко и существенно религиозна); 3) некосмоцентричность (хотя вопросы натурфилософии очень рано привлекли внимание русских философов); 4) она больше всего занята темой о человеке, о его судьбе, о путях, смысле и целях истории. Всю­ду доминирует моральная установка - здесь лежит один из самых дей­ственных и творческих истоков русского философствования; 5) рус­ская философия сплошь историософична, она постоянно обращается к вопросам о смысле истории, конце истории.

По мнению Н.А. Бердяева (1874—1948), основными чертами в рус­ской философии являются жажда целостного миросозерцания, орга­нического слияния истины и добра, знания и веры. Бердяев писал о том, что в русской философии есть, конечно, много оттенков, но есть и что-то общее, что-то своеобразное, образование какой-то новой фи­лософской традиции, отличной от господствующих традиций совре­менной европейской философии. Русская философия в основной сво­ей тенденции продолжает великие философские традиции прошлого, греческие и германские, в ней жив еще дух Платона и дух классичес­кого германского идеализма. Но германский идеализм остановился на стадии крайней отвлеченности и крайнего рационализма, завер­шенного Гегелем. Русские философы, начиная с Хомякова, дали острую критику отвлеченного идеализма и рационализма Гегеля и пе­реходили не к эмпиризму, не к неокритицизму, а к конкретному идеа­лизму, к онтологическому реализму, к мистическому восполнению ра­зума европейской философии, потерявшему живое бытие. И в этом нельзя не видеть творческих задатков нового пути для философии. Русская философия таит в себе религиозный интерес и примиряет знание и веру.

С.Л. Франк (1877-1950) в работе «Сущность и ведущие мотивы рус­ской философии» отмечал, что русской философии присуща с мало­летства интуиция, ее особенностью является постижение истины не в логических связях и благообразной систематичности. Специфика по­стижения истины в русской философии осуществляется через правду. Истина рассматривается в смысле теоретически адекватного образа действительности. Важнейшее значение придается нравственной пра­воте, нравственным основаниям жизни, духовной сущности бытия. По


 

мнению С.Л. Франка, русское философское мышление в своей типич­но национальной форме никогда не было чистым познанием, бесстра­стным теоретическим пониманием мира, а всегда было выражением религиозного поиска святости. Главным содержанием русской фило­софии является религиозная этика. Русская философия — это, прежде всего, философия истории, социальная философия.

В советский период русской религиозной философии противопос­тавлялась научная марксистско-ленинская философия, трактуемая как наука о наиболее общих законах природы, общества и познания. Мар­ксизм-ленинизм постулировался в качестве мировоззрения и теории, охватывающей все стороны бытия, согласующейся с данными науки, общественно-политической практики, содержащей ответы на все воп­росы или включающей методы, пользуясь которыми можно найти эти ответы. Предназначение философа состояло в реализации данной иде-ологемы с точки зрения изучения закономерностей и доработки, конкретизации применительно к изменяющимся условиям тех или иных частей проекта. В советской философии на результаты фило­софской работы накладывалось существенное ограничение — они должны были представляться как соответствующие марксистско-ле­нинской теории.

Сокращение философских исследований началось в России с 30-х годов, после организованных И.В. Сталиным выступлений против A.M. Деборина (Иоффе), Н.А. Кареева и других, получивших идео­логическое клеймо «меныпевиствующих идеалистов». Усилилась иде­ологическая ангажированность отечественной философии в связи с публикацией работы Сталина «О диалектическом и историческом ма­териализме» (1938), объявленной «вершиной» марксистской филосо­фии. Философская дискуссия 1947 г. еще более усугубила положение философии и философов в стране. Философия, вырождаясь в полити­зированный феномен, в значительной мере стала в условиях культа личности орудием тоталитарного режима. Вместе с тем, даже в та­ких условиях ряд философов сумели проводить позитивную работу. Это, прежде всего, Б.М. Кедров (1903-1985) в области философ­ских проблем естествознания (история химической атомистики, пе­риодический закон Д.И. Менделеева, психология научного творчества, классификация наук, теория диалектики, философско-методоло-гические проблемы современных наук (химии, физики, биологии), науковедения, научно-технической революции, проблемы взаимо­связи философии и естествознания). В разработке истории филосо­фии значительны заслуги В.Ф. Асмуса (1894-1975) и А.Ф. Лосе­ва (1893-1988).

В 60-х годах создались условия расширения тематики исследо­ваний и углубления подхода к актуальным вопросам философской науки. Серьезно расширился круг исследований проблем материа­листической диалектики, теории познания, диалектической логики, методологии и логики науки в работах Э.В. Ильенкова, М.М. Розента-ля, П.В. Копнина, Г.С. Батищева, B.C. Библера и других. Формиру­ется отечественная методология науки, в которой синтезировались системные представления и диалектика, разрабатывался системный метод исследования. Философское осмысление новейших откры­тий в физике, космологии, биологии, кибернетике и других конк­ретных науках дано в трудах философов И.В. Кузнецова, М.Э. Омель-яновского и естествоиспытателей П.К. Анохина, Б.Л. Астаурова, Д.К. Беляева, А.И. Берга, П.Л. Капицы, Н.Н. Семенова, В.А. Фока, В.А. Энгельгардта. Плодотворно разрабатывались философские воп­росы психологической науки усилиями Б.Г. Ананьева, Д.Н. Узнадзе, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна. Новое развитие по­лучило изучение историко-философских проблем в исследованиях А.С. Богомолова, Т.И. Ойзермана. В критическом ключе изучалась западная философия. Значителен вклад философии советского пери­ода в разработку проблем гносеологии, теории сознания, в исследова­ние проблемы идеального и проблемы человека. Несмотря на суще­ствовавшую систему идеологических запретов, изучалась и социальная действительность.

Существенной чертой советской философии, развивавшейся под флагом научности, было ее стремление к систематичности. Способ­ность к систематическим построениям весьма высоко ценилась в об­ществе и вырабатывалась системой философского образования. Он­тологическим построениям принадлежало весьма заметное место в советской философии. Тезис о познаваемости мира был одним из краеугольных камней диалектического материализма. Сочетание кол­лективного и индивидуального на всех уровнях рассматривалось не только как идеал, но как вполне достижимое и во многом достигну­тое состояние.

Перспективы отечественной философии одни исследователи свя­зывают с продолжением русской религиозной философии, другие -с преобразованием российской ментальное™ в духе «цивилизованно­го» мира, а третьи рассчитывают на ренессанс марксизма, вынужден­ного выживать в качественно новых условиях, благодаря более утон­ченным и оригинальным формам.

Современная отечественная философия характеризуется процессом интернационализации, выражающейся в контактах с зарубежными философами, в массированном вхождении западной терминологии в язык отечественной философии.

Набирает силу процесс активного задействования идей и понятий русского философского наследия в тех областях, в которых домини­ровали зарубежные авторитеты.

Третья тенденция развития отечественной философии заключает­ся в реализации идей и подходов, сформировавшихся или зародивших­ся в лоне диалектического и исторического материализма.

Возрождение отечественной философии возможно лишь в услови­ях реальной свободы философской совести. Каждый человек должен иметь право высказывать и отстаивать материалистические и идеали­стические взгляды, если он к ним пришел и разделяет их. Он должен иметь возможность общаться с единомышленниками, выражать свои взгляды публично. Только в этих условиях отечественная философия станет действительно живой концепцией, внутренне очистится от чу­жеродных включений.

Глубокое осмысление отечественного философского наследия — важный фактор формирования исторической памяти, высокой нрав­ственной культуры, понимания определяющего значения гуманисти­ческих ценностей в современном мире.

Литература

Антология русской философии. В 3 т. /Сост. Замалеев А.Ф., Солонин Ю.Н., Боровков М.И. и др. СПб., 2000.

Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1994.

Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991.

Козаченко В.И., Петленко В.П. История философии и медицина. СПб., 1994.

Лосский И.О. История русской философии. М., 1991.

Мир русской философии. Хрестоматия / Сост. Боровков М.И., Козаченко В.И., Петленко В.П. и др. СПб., 1996.

Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философ­ские науки, 1990, № 5.

Чикин С.Л. Врачи-философы. М., 1990.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные периоды развития русской философии?

2. Какое место занимает русская философия в мировой культуре?

3. В чем заключаются основные черты русской философии?

4. В чем состоят особенности современного этапа русской философии?

 

Темы докладов и рефератов

1. Основные черты отечественной философии.

2. Русская философия «Серебряного века».

3. Развитие отечественной философии в советский период.

4. Философия всеединства B.C. Соловьева.

5. Проблема человека в философии Н.А. Бердяева.

6. Вклад отечественных врачей в развитие философии

ГЛАВА 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.016 с.)