Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарно - психологического знания в мировоззрении врача

Поиск

Мировоззрение врача включает три важнейших элемента: есте­ственнонаучный, общественный и собственно индивидуально-чело­веческий (психологический). От полноты и глубины переосмысления врачом современной научной картины мира во многом зависит его мировоззренческая ценностная ориентация, идеалы профессиональ­ной деятельности, чувствование и понимание смысла жизни, многие другие элементы мировоззрения.

Представляется целесообразным рассматривать научно-гуманитар­ное мировоззрение врача в виде взаимосвязанной системы естественно­научных, научно-гуманитарных и научно-психологических знаний, идеа­лов, норм и принципов, ценностных ориентаций, убеждений.

Специфика естественнонаучного элемента в мировоззрении врача заключается в том, что знания о неживой и живой природе непре­рывно развиваются, характеризуются высокой степенью объективности, выступают наиболее соответствующим отражаемым предме­там, процессам, явлениям и имеют приоритетное значение для бы­тия человека и общества. Естественнонаучное знание в мировоззре­нии врача - это глубоко специализированное знание, требующее транс­формации в научно-мировоззренческие, доступные для широкого по­требления, формы.

Современная общенаучная картина мира исходит из того, что ма­териальный мир делится на три сферы: неживая природа, живая при­рода и социум. Неживая природа в современной научной картине мира представлена рядом уровней: субмикроэлементарным, микроэлемен­тарным, ядерным, атомным, молекулярным уровнем, макротел, пла­нет, систем планет, галактик, Вселенной и мира в целом. Живая мате­рия - это совокупность организмов, отличающихся от неживых систем рядом признаков, таких, как обмен веществ, размножение, развитие на основе передачи наследственной информации и естественного от­бора. Появление концепции Ч. Дарвина о происхождении видов оз­начало завершение формирования биологии как самостоятельной на­уки. Биологическая картина мира на основе концепции Ч. Дарвина предстала как система научных знаний, характеризующих специфику живой природы в сравнении с неживой природой.

В настоящее время в естественнонаучном элементе мировоззре­ния врачей идет процесс крушения научной парадигмы, в основе своей статичной, детерминистской, линейнопричинной, редукцио­нистской, и становления новой парадигмы, наиболее сущностными характеристиками которой являются динамичность, нелинейность, циклопричинность, холистичность. Естественнонаучный компонент мировоззрения характеризуется тем, что прочные и широкие науч­ные знания о природе, космосе, природе человека и общества со­ставляют общетеоретическую, онтологическую основу мировоззре­ния молодых врачей, еще только приступающих к освоению есте­ственнонаучной картины мира. Этот процесс призван заменить или усилить обыденно-практическое отражение и объяснение природного в сознании будущих врачей. Современный врач должен знать о про­исходящей мировоззренческой корректировке, сущность которой заключается в трансформации образа мира, построенного из элемен­тарных частиц как «первокирпичиков» материи, в видении образа мира как совокупности нелинейных процессов. Врач должен быть знаком с философией синергетики, которая наиболее адекватно из всех претендующих на всеобщность теорий отражает современное видение мира. Синергетика восстанавливает для врача эвристичес­кую ценность основных принципов классической науки: историзма, законосообразности процесса развития, его прогрессивного харак­тера, единых подходов изучения природных и социокультурных сис­тем, взаимосвязи науки и философии. Врач, имеющий представле­ние о стабильности мира как балансе динамики, не будет испытывать дискомфорта в процессе естественных изменений в мире или лично­стных представлений о нем.

На мировоззрение врача все отрасли естественнонаучного знания действуют в совокупности. Вместе с тем, как показали результаты исследований, проведенных автором, наиболее значимыми в мировоз­зренческой подготовке врачей (на первом месте) оказались биологи­ческие и химические знания. Современный этап развития биологи­ческого знания характеризуется выходом на молекулярный уровень исследования живого, глубокой степенью интеграции биологическо­го знания с физикой, химией, математикой, кибернетикой, широким применением методов исследования точных наук, взаимодействием биологического знания с гуманитарными науками, созданием теории структурных уровней организации живого, общей теории жизни на молекулярном, субклеточном, популяционном, биоценозном и био­сферном уровнях.

Наполнилось новым содержанием, изменилось понимание неко­торых аспектов эволюции живой природы и развития материального мира в целом. Синтез достижений генетики и эволюционного учения позволил ученым создать синтетическую теорию эволюции, в основе которой находятся популяция, ген, мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Синтетическая теория объективно требует коррекции стиля мышления в биологии и ме­дицине, утверждения популяционистского стиля мышления вместо организмоцентрического. Как справедливо пишут Ю.П. Лисицин и В.П. Петленко, «если в биологии необходимость принятия популяционистического мышления была осознана в 40-х годах XX в., то медицину этот процесс затронул лишь в настоящее время». Данное обстоятельство определяет один из существенных недостатков разви­тия современной теории медицины, рассматривающей организмоцентризм в качестве отправного пункта.

Биологии и медицине в настоящее время отводится приоритетная роль в становлении прочих наук о человеке. М. Фуко - выдающийся французский мыслитель XX в., придает ей роль образца в деле обре­тения человеческим существованием статуса объекта позитивного знания. Конечность человека получает от современной медицины но­вые линии границ, поэтому «медицина - это старшая сестра гумани­тарных наук», - обоснованно полагает М. Фуко. Она совершенно особым образом связана с антропологическими структурами и благодаря этому приобрела данное положение. Таким образом, здоровье пришло на смену спасению, а врачи стали духовниками тела.

Химия является одной из наук, обеспечивающих формирование и развитие мировоззрения врачей. В свое время Н.Н. Зинин (1812—1880) так охарактеризовал место химии в структуре знаний врача: «Сообра­жая тесную связь, существующую между знаниями медицинскими и физико-химическими, делается понятным, что для каждого врача изу­чение химии должно составлять один из предметов первой важности в ряду его знаний». Изучение химии будущими врачами раскрывает принципы, в соответствии с которыми функционирует организм че­ловека, позволяет понимать причины возникновения нарушений здо­ровья, без знания которых врач несостоятелен. Кроме того, изучение химии вводит будущего врача в мир фармакологических средств, без которых современная медицина немыслима.

Живая, социально организованная материя представлена в современ­ном научно-гуманистическом мировоззрении врача такими уровнями как индивид, семья, коллективы различных типов, социальные груп­пы, этносы, нации, расы и человечество в целом. Естественнонауч­ный аспект мировоззрения врача предполагает раскрытие прежде всего природной сущности человека. М. Шелер (1874-1928) обо­снованно писал, что образованному европейцу известны три круга знаний и представлений о человеке. Первый круг составляет иудейскохристианская легенда об Адаме и Еве, о творении рас и грехопаде­нии. Второй круг — греко-античный круг представлений, в котором самосознание впервые в мире возвысилось до понимания человеком его особого положения, о чем говорит тезис, что человек является человеком благодаря тому, что у него есть разум, логос, мышление. Третий круг — знания современного естествознания и генетической психологии — рассматривает человека как достаточно поздний итог развития Земли, как существо, которое отличается от форм, предше­ствующих ему в животном мире. Прав был М. Шелер, говоря об отсут­ствии единой идеи человека. Специальные науки, изучающие челове­ка и все возрастающие в своем числе, скорее, скрывают природную и социальную сущность человека, чем раскрывают ее.

Данные авторского социологического исследования показали, что, по мнению будущих врачей, сущность человека проявляется: в разу­ме, в способности познания - 61%, в совокупности всех обществен­ных отношений — 17%, в игре жизненных сил и влечений — 12%, в образе и подобии Богу при одновременной греховности — 7%. 1% оп­рошенных сущность человека видит в единстве чувственности и разумности. Таким образом, более половины будущих врачей сущность человека увязывают, прежде всего, с его разумностью, со способнос­тью познания окружающего мира. Примерно каждый пятый сущность человека видит в социальных отношениях, а каждый десятый трактует сущность человека как игру жизненных сил и влечений, т.е. психоло­гически. С сожалением приходится констатировать тот факт, что уси­лия гуманитарных наук, несмотря на интенсификацию их развития в последние годы, не изменили положения дел в изучении природы че­ловека. Темпы познания гуманитарными науками человека традици­онно отстают от темпов приращения знаний естественных и, прежде всего, биологических, физико-математических наук. К сожалению, в некоторых направлениях имеющийся разрыв не только не сокращает­ся, но и увеличивается. Речь идет прежде всего о проблемах психичес­кого здоровья людей и сохранении окружающей среды.

Гуманитарный компонент мировоззрения врача отражает осозна­ние им социального бытия и своего места в нем. Данный компонент включает взгляды и идеалы социально-исторического, культурологи­ческого, формационного, экономического, социального, политико-правового, нравственного, художественно-эстетического, религиоз­ного и иного характера. Гуманитарный аспект мировоззрения врача выступает его системообразующей основой. Науки об обществе и че­ловеке развертывают перед будущим врачом богатый спектр приме­ров поведения, жизненных ситуаций врачебной практики, которые при востребованности способны содействовать ему в выработке современ­ной системы гуманитарного знания и ценностных ориентаций. По­средством разносторонних гуманитарных знаний врач воспринимает социальную действительность, они выступают основой его духовного мира. Гуманитарные науки формируют, обосновывают человеческий идеал, прямо связанный с общественной природой человека, с тем, что его жизнь, смысл его бытия неизбежно включают вопросы о судь­бе общества, о его будущем: Куда идет общество? Какая социальная система, общественный строй формируется в настоящее время? Есть ли силы и средства, которые могли бы существенно облагородить, сде­лать по-настоящему человеческой их жизнь?

Естественно-научные и гуманитарные знания выступают взаимо­дополняющими компонентами в целостном мировоззрении врача. Гу­манитарная составляющая непременно должна определять мировоз­зренческое измерение деятельности, учитываться при формировании целей личностного и общественного развития. Рациональная состав­ляющая предлагает разумные способы решения поставленных задач. Цель должна быть нравственной, а пути достижения — надежными и гуманными. Данный подход устраняет технократизм естественно­научного знания, создает условия для синтеза его с гуманитарным зна­нием. На пути взаимодополняемости естественнонаучного и гума­нитарного знания лежит и преодоление одного из аспектов кризиса российского просвещения, выражающегося в доминировании техно­кратизма, принижении роли и значимости гуманитарного знания в общей и профессиональной культуре специалистов с высшим об­разованием.

Особенности гуманитарного элемента мировоззрения врача опре­деляются спецификой врачебной деятельности, принадлежностью к особой социальной группе, в значительной мере определяющей пси­хическое и соматическое здоровье человека и общества. В основании гуманитарного элемента мировоззрения врача находятся общечелове­ческие и собственные врачебные ценности. К общечеловеческим цен­ностям врачи относят, прежде всего, гуманизм, свободу, демократию,

права человека.

Как показали результаты социологического исследования, ценно­сти современных врачей в высокой степени неидеологичны и альт­руистичны. Для системы ценностей врачей характерен приоритет проблем «макромира» человека. Особенностью мировоззренческой динамики врачей последнего десятилетия является увеличение роли общечеловеческих, неидеологических ценностей. Идеологические ценности в мировоззрении врача, хотя и не относятся к разряду доми­нирующих, все же сохраняют позицию, которая серьезно влияет на их оценки, выбор, поведение.

Специфика современного процесса гуманизации и гуманитариза­ции подготовки врачей определяется совокупностью факторов; преж­де всего, общемировыми тенденциями образования, обновленным содержанием гуманитарных дисциплин и усилением гуманитарной составляющей других учебных дисциплин, социально-политически­ми и экономическими реформами в России и их влиянием на государ­ственную политику в сфере образования.

Научную основу психологического элемента мировоззрения врача составляют: знания природы психики, основных психологических функций, их физиологических механизмов и психо-эмоциональных условий формирования личности; соотношение природных и соци­альных факторов в становлении психики, знание значения воли, эмо­ций, потребностей, осознанных и неосознанных мотивов в поведе­нии человека.

Развитие человеческого общества сопровождается изменениями во всех сферах жизни. Все в большей степени интеллектуализируется труд, увеличивается ответственность каждого человека за его результаты, усложняются межличностные отношения, резко возрастает объем информации. Происходят процессы нарастающей психологизации, субъективизации современного человека. Медицинская сущность дан­ных процессов заключается в увеличении степени психологических нагрузок, повышении требований, предъявляемых к нервной систе­ме, что может выражаться нарушениями психического состояния, за­болеваниями внутренних органов, сочетанием психической и сома­тической патологии. Стремление врачей учитывать всю совокупность психических и соматических явлений в норме и патологии человека и составляет содержание психосоматического подхода в современной медицине.

Своеобразие современного этапа развития клинической мысли зак­лючается в том, что никто не отрицает сегодня необходимость приме­нения системного подхода для понимания патологии человека. Одна­ко практика медико-биологической, научно-исследовательской и врачебной деятельности демонстрирует, главным образом, односторон­ний - биологический подход, поскольку даже в тех случаях, когда в центре внимания исследователя оказывается центральная нервная си­стема, она анализируется преимущественно средствами нейрофизио­логии и клинической неврологии. Научное изучение врачом психосо­матических отношений возможно только при междисциплинарном подходе, включающем методы психологического и психиатрического анализа человека в сочетании с исследованием физиологических про­цессов на различных уровнях. При этом возникают многочисленные трудности, связанные с отсутствием общепринятой психологической терминологии, единой оценки результатов психологического и пси­хиатрического обследования, а главное — общего для психологов и клиницистов языка, который был бы адекватен запросам теории и практики, взаимопониманию различных специалистов.

Освоение психосоматического подхода требует от врача специ­альной подготовки, складывающейся из основ психологии личности, знания закономерностей развития психогенных расстройств, учения об эмоциях и эмоциональном стрессе, учения о нейрогенной дист­рофии. Применение психосоматического подхода к решению вопро­сов происхождения и течения соматических заболеваний дает возмож­ность значительно полнее представить природу форм соматической патологии человека, а также причины разнообразия их клинических вариантов.

Таким образом, предметом медицины является человек, проявля­ющий себя в своей биологической природе (как организм) и в социально-психологическом качестве (как личность). Личность и организм представляют два аспекта одной и той же реальности. Медицинским следствием динамического единства личности и организма является необходимость изучения конкретных механизмов реализации сомати­ческих и психосоматических соотношений. Теоретической основой подхода к изучению психосоматических соотношений является фи­лософское решение психофизиологической проблемы, то есть пони­мание личности и организма, как взаимосвязанных элементов единой системы «человек — среда». Конкретное изучение врачом психосома­тических взаимосвязей опирается на знание основных закономернос­тей функционирования личности и организма. Психосоматические отношения становятся доступными для понимания будущим врачом после освоения им основ учения о личности, психогении, эмоциональ­ном стрессе, нейродистрофическом процессе.

Специфика взаимосвязи естественнонаучного и гуманитарно-пси­хологического элементов в мировоззрении врача проявляется в их орга­ническом синтезе, отражении наиболее общих знаний, представлений о мире, человеке и его месте в мире и прежде всего: устройства миро­здания, возникновения жизни и человека, его сущности, познаваемости мира и познавательных способностей человека, соотношения матери­ального и духовного. Особенностью мировоззрения врача являются философские основания медико-биологических наук, медицинской практики, приоритетность биологических, физических знаний и пред­ставлений в понимании сущности основных форм существования и движения материи.

Гуманитарный компонент мировоззрения врача, его социальные взгляды, идеалы, убеждения в большей степени, чем у представителей других профессий, наполнен собственно человеческим содержанием в виде человеколюбия, сострадания, сопереживания, толерантности, от­зывчивости. У лучших клиницистов просматривается тенденция к цело­стному видению мира и человека на основе новейших достижений ес­тественно-научных, гуманитарных и социально-экономических наук. В качестве методологической основы мировоззрения врача набирает силу и влияние синергетика, восстановившая эвристическую ценность методологических принципов классической науки, таких как исто­ризм, законосообразность процесса развития, его прогрессивного ха­рактера, единых принципов изучения природных и социальных систем, взаимосвязи философии и науки. Взаимосвязь естественно-научного, гуманитарно-психологического аспектов в мировоззрении врача диа­лектична, она постоянно корректируется в соответствии с развиваю­щимися знаниями, обогащением личного профессионального опыта.


Литература

Боровков М.И. Социально-философская концепция мировоззрения совре­менного военного врача. СПб., 2000.

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. М., 1997.

Лисицын Ю.П., Петленко В.П. Детерминационная теория медицины: Док­трина адаптивного реагирования. СПб., 1992.

Философия и мировоззрение. М., 1990.

Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в запад­ной философии. М., 1988.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается особенности содержания естественнонаучного эле­мента мировоззрения современного врача?

2. Какова специфика гуманитарного элемента мировоззрения врача в раз­личные исторические эпохи?

3. Как соотносятся мировоззрение врача и научная картина мира?

Темы докладов и рефератов

1. Естественнонаучное и гуманитарное знание в мировоззрении врача в контексте принципа дополнительности.

2. Философия и методология науки.

3. Концепции современного естествознания.

4. Специфика содержания и взаимосвязи естественнонаучного, гумани­тарного и индивидуально-личностного элементов мировоззрения врача.

5. Социализация, гуманизация, экологизация, технологизация и информа­тизация как доминирующие направления развития современной медицины.

6. Влияние ведущих тенденций в реформировании образования (фундаментализации, интеграции, гуманизации, гуманитаризации, информатизации, экологизации) на формирование и развитие мировоззренческой культуры бу­дущих врачей.

7. Философский анализ психосоматической проблемы в медицине.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.130.96 (0.01 с.)