Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема противоречий в философии и медицине . Закон единства и борьбы противоположностейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Проблема источника движения и развития всегда была одной из центральных в философии. Наиболее глубоко к проблеме внутреннего источника развития в период античной философии подходил Гераклит. В одном из дошедших до нас фрагментов говорится: «Все происходит через борьбу и по необходимости». В эпоху Возрождения идеи античности были дополнены Н. Кузанским, который развил учение о совпадении противоположностей. В последующем категориальное, диалектическое выражение проблема противоречия получила в немецкой классической философии, в частности в учении И. Канта об антиномиях чистого разума. И, хотя сам И. Кант относил антиномии к области разума, следует полагать, что перечисленные им противоречия отражают существенные стороны бытия. Идеи о продуктивном, порождающем противоречии были обобщены и развиты Г. Гегелем. Великий немецкий философ показал, что все сущее самопротиворе-чиво, всякий предмет и явление содержит в себе свое иное, выступает как единство бытия и небытия. Именно в силу этого все явления и предметы обладают самодвижением, внутренней активностью. В марксистской диалектике проблемы противоречия, закона единства и борьбы противоположностей рассматривались как наиболее существенные для научно-философского миропонимания. Закон единства и борьбы противоположностей справедливо характеризовался как сУть, ядро диалектики, ибо диалектическое решение вопроса об источнике движения и развития лежит в плоскости познания противоречия как источника саморазвития и самодвижения. Необходимо знать, что философские принципы, законы, в том числе и закон единства и борьбы противоположностей, категории, являющиеся мировоззренческими формами мышления имеют свой социокультурный, антропологический смысл и должны быть наполнены гуманистическим содержанием. В диалектической концепции противоречия отражена проблемность жизни человека, детерминанты его деятельности, содержание и формы жизненных, а порой и смысложиз-ненных поступков личности. Противоречие — это вовсе не то, что можно запретить, устранить волевым решением и безнаказанно проигнорировать. К тяжелым последствиям приводили и приводят попытки недиалектическим путем разрешать объективно-сущие противоречия в жизни общества. Противоречие реально, актуально, оно существует и в духовном интеллектуальном процессе, в ходе поиска решений социальной, нравственной, естественно-научной проблемы. Противоречие реализуется в духовно-предметной деятельности человека, в процессе выбора, творчества, риска, то есть в реализации своей свободы. Чтобы раскрыть содержание закона единства и борьбы противоположностей, необходимо определить такие понятия как тождество, различие, противоположность, противоречие. Находясь в многообразных связях и отношениях друг с другом, предметы и процессы проявляют известные сходства и различия. Высшее проявление сходства — это тождество, тсвесть совпадение, равенство, одинаковость. Тождество — это такой специфический вид отношения вещи к самой себе и другим вещам, который характеризуется совпадением друг с другом сторон этого отношения. Но в мире нет абсолютно неразличимых, тождественных вещей. Тождество обязательно включает различие, то есть отношения неравенства, несовпадения, неодинаковости предметов и процессов действительности. Различие может иметь разную степень, и крайняя степень различия, взаимоисключающие стороны явлений и процессов, из которых они состоят, представляет собой противоположность. Прекрасным примером такой крайней формы различия являются литературные образы пушкинских героев Онегина и Ленского: Они сошлись, волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. (А.С. Пушкин. Евгений Онегин) Из противоположностей состоят как все сложные, так и самые простые предметы и явления действительности. Противоположности, свойственные вещам и процессам, находятся в органической связи, в диалектическом единстве, в отношениях противоречия. Противоречие, таким образом, - это активное взаимодействие противоположностей, их единство и борьба. Категории единства и борьбы раскрывают характер отношений между противоположностями. Единство противоположностей характеризуется следующими отношениями противоположностей: 1. Противоположности взаимополагают и взаимообусловливают друг друга. Каждая из противоположностей существует только потому, что существует другая. 2. Противоположности взаимопроникают друг в друга, взаимопросвечиваются друг в друге. 3. Взаимопроникновение противоположностей обусловливает их взаимопереход, взаимопревращение. Это означает, что новое может стать старым, прогрессивное - реакционным. Все может превратиться в свое иное, в свою противоположность. 4. Единство противоположностей может проявляться как их относительное соответствие, равнодействие. Такое состояние временно, преходяще. 5. Единство противоположностей может выступать как содействие противоположных сторон в весьма многообразных формах. В частности, идеолог русского политического радикализма П.А. Кропоткин считал, что взаимная помощь — настолько же закон природы, как и борьба. Таковы формы существования единства противоположностей. Однако единство существует наряду с борьбой последних. Борьба представляется в следующих отношениях между противоположностями: 1. Борьба как противодействие противоположностей. Каждая из сторон влияет на другую, взаимозаменяет ее, вызывает появление новых свойств, тенденций. 2. Борьба как взаимоисключение — противоположности воздействуют друг на друга в режиме резкого обострения, конфликта. 3. Наконец, борьба как взаимоналичие противоположных сторон. Единство противоположностей в виде их тождества и равновесия всегда носит временный, относительный характер, а борьба между противоположностями абсолютна, как абсолютно движение и развитие. Абсолютность борьбы противоположностей означает, что борьба происходит на всех стадиях развития предметов и явлений, переход от одного единства противоположностей к другому совершается в процессе борьбы. Развитие предмета есть процесс возникновения, развертывания и разрешения свойственных ему противоречий. Источник самодвижения развивается, иначе он не мог бы быть источником самодвижения. В процессе движения противоречия каждая из его сторон играет не одинаковую роль. Действие одной противоположности способствует сохранению системы, а действие другой направлено на ее изменение. В процессе развития противоречий выделяются два этапа: первый этап — развертывание противоречий, второй этап - разрешение противоречий. На этапе развития противоречия проходят ступени тождества, различия, противоположности. На ступени тождества противоречия существуют потенциально; на ступени различия противоречие актуализируется; на ступени противоположности стороны диаметрально различны — это момент взаимоисключения, взаимоотрицания противоположностей. Высшая ступень обострения противоречия представляет собой конфликт. Этап разрешения противоречия характеризуется скачком и диалектическим отрицанием. Анализ объективной действительности обнаруживает ряд вариантов разрешения противоречий: преобладание одной противоположности над другой, борьба завершается победой одной из них; разделение противоположностей и их гибель; изменение обоих противоположностей и преобразование противоречия. В последнем случае механизм разрешения будет выглядеть следующим образом: каждая сторона творческим образом вживает в себя содержание другой стороны и вражда противоположностей прекращается; разрешение противоречия может осуществляться не через упадок, старение, гибель системы, а посредством роста упорядоченности, организованности, улучшения ее качественного состояния. Ведущим началом здесь выступает не обострение противоречий и их снятие, но установление гармонии, возрастание организованности во взаимодействии элементов системы. Таким образом, источник, движущее начало всякого движения и развития есть единство и борьба противоположностей, постоянное возникновение и разрешение противоречий, ведущее к качественным скачкам, к исчезновению старого и возникновению нового. В мире существует огромное количество противоречий. Все попытки уйти от них, рассматривать действительность, человеческую жизнь с позиций их непротиворечивости приводит к трагическим последствиям, и чем активнее такие попытки, тем сложнее ориентироваться в реальной жизни. Рассудок, который стремится к предельно рациональному, абсолютному порядку неизбежно сталкивается с абсурдом и хаосом, адекватным такому способу мышления и освоения мира. Объективная диалектика мира предписывает познающему субъекту не уходить от реальных противоречий, но познавать, учитывать их, находить пути их разрешения. Все многообразие объективных противоречий подразделяют на внутренние и внешние, основные и неосновные, главные и неглавные, существенные и несущественные. Общим и основным противоречием живых систем являются противоречия между стремлением к адаптации, гомеостазу и возмущениями внешнего и внутреннего характера. Это противоречие разрешается путем реализации имеющихся у живой системы потребностей. С точки зрения закона единства и борьбы противоположностей болезнь является противоречивым явлением. Она развивается, как считает ряд специалистов в области философии медицины, в борьбе таких тенденций как «полом» и «защита», которые взаимосвязаны и в процессе борьбы отрицают друг друга. С другой стороны, основным противоречием в развитии патологического процесса является борьба между патогенетическими и саногенетическими процессами в организме. В основе этого лежит механизм саморегуляции, сущность которого заключается в том, что величина отклонения приводит в действие сигнал управления, регулирующий систему. Механизм компенсации, восстановления возвращает систему к норме. Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей является всеобщим законом движения и развития природы, общества, мышления. Этот закон ориентирует на поиск, сознательное обнаружение и изучение противоречий в самой сущности явлений, на выявление степени их остроты и выбор оптимального способа их разрешения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.104 (0.009 с.) |