Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие , структура и основные концепции цивилизации в истории социально - философского знанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одним из важнейших методологических средств исследования, описания и понимания истории является цивилизационный подход. В соответствии с данным подходом всемирная история предстает как смена и одновременное сосуществование различных по характеру цивилизаций. Понятие «цивилизация» появилось в XVIII веке в тесной связи с понятием «культура». Этот термин (от лат. civilis — гражданский, государственный, общественный) ввел в научный оборот Мирабо в 1756 году. Французские философы-просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В XIX веке понятие цивилизация употреблялось как характеристика капитализма в целом. Однако такое видение цивилизации не было господствующим. Как известно, цивилизация является предметом исследования многих социальных, гуманитарных наук: истории, этнологии, лингвистики, археологии и других научных дисциплин, изучающих ее под своим углом зрения. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона цивилизация определяется как состояние народа, которого он достиг благодаря развитию общественности и которое характеризуется удалением от первоначальной простоты и дикости, улучшением материальных условий и высоким развитием духовной стороны. Это житейское словоупотребление. Основными вопросами при изучении нивилизапии являются 1) исходная точка ее развития; 2) законы, по которым совершается развитие цивилизации; 3) факторы этого развития и их взаимодействие; 4) характеристика изменения духовной и физической природы человека с развитием цивилизации; 5) в чем заключается назначение цивилизации. В силу своей универсальности и многозначности категория «цивилизация» трудно поддается определению. Так, историк-археолог Р. Лоди назвал цивилизацию «беспорядочной мешаниной из черепков и лоскутков». Действительно, исторический взгляд на цивилизацию высвечивает, прежде всего, сохранившиеся остатки человеческой деятельности. Но частные науки не ставят перед собой задачи поиска сущностных черт, лежащих в основе всех цивилизаций. Это задача, прежде всего, философии. Научное понимание цивилизации требует уяснения ее сущности на уровне определения. В научной литературе содержится значительное количество подходов к определению понятия «цивилизация». Довольно часто в данную категорию вкладывается вся общечеловеческая культура или ее современный этап развития. А. Тойнби (1889-1975), П.А. Сорокин (1889-1968) определяли цивилизацию как определенную ступень развития культуры отдельных народов в целом, характер которой определяется господствующими производственными отношениями (например, античная цивилизация). Г.Л. Морган (1818-1881) и Ф. Энгельс (1820-1895) в понятие «цивилизация» вкладывали этап общественного развития, следующий за варварством и характеризующийся образованием классов, государства, возникновением письменности. Триада «дикость—варварство—цивилизация» как одна из концепций социального прогресса, не потеряла своего значения и в современных условиях. К. Ясперс (1883—1969) обосновал категорию «цивилизация» как характеристику целостности всех культур, подчеркивая их человеческое единство, ценность, общечеловеческий характер. О. Шпенглер (1880-1936) цивилизацию трактовал как конечный момент в развитии культуры того или иного народа, региона, означающий ее «закат» или упадок, как состояние культуры той или иной области человеческой деятельности (например, техническая цивилизация). Думается, совершенно прав Г.Г. Дилигенский, утверждая, что «цивилизация принадлежит к числу тех понятий научного и обыденного языка, которые не поддаются сколько-нибудь строгому научному определению. Если попытаться как-то объединить различные его значения, мы, очевидно, получим скорее некий интуитивный образ, чем логически выверенную категорию. И все же за этим образом будет стоять определенная реальность — целостность материальной и духовной жизни людей в определенных пространственных и временных границах» (Вопр. философии, 1991, № 3. С. 23). Основным смыслом понятия «цивилизация» является обозначение достижений человечества, которые обеспечивают его прогресс, восхождение от животного состояния, а затем от стадии дикости и варварства к собственно человеческим формам жизни. В качестве цивилизационных достижений выступают технологические и социальные явления. К технологическим приобретениям цивилизации относятся: изобретение машин, использование электричества, создание военных технологий, выведение новых высокопродуктивных пород животных и растений. Социальные достижения цивилизации включают: изобретение письменности, юридических норм и законодательства, развитие науки, нравственности. Цивилизация обозначает и некую устойчивую социокультурную общность людей и стран, сохраняющую свое своеобразие, уникальность на длительных отрезках исторического времени. Под цивилизацией так же понимается предельно общее социокультурное различие между исторически возникшими типами цивилизационного устройства, каждый из которых реализуется во множестве конкретных видов общества. Таким образом, под цивилизацией следует подразумевать такую стадию в развитии человечества, когда социальные связи начинают доминировать над природными и когда общество развивается и функционирует на своей собственной основе. Д. Каринский, автор статьи «Цивилизация» в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона, пишет, что главное содержание историй должна составлять культурная история или история цивилизации, в структуру которой он включает: 1) материальный быт (все то, что служит человеку для удовлетворения его физических потребностей); 2) общественный быт (семья, сословные организации, ассоциации, государство и право); 3) духовная культура (религия, мораль, философия и наука). Действительно, любая цивилизация структурно состоит из специфической общественно-производительной культуры, сущность которой заключена в творческой деятельности и ее результатах, как духовных, так и материальных. Цивилизация характеризуется также определенной философией, общественно значимыми ценностями, идеалами, стилем творческого мышления, обобщенным образом мира и др. По мнению выдающегося русского философа К.Н. Леонтьева (1831—1891), «цивилизация — это сложная система отвлеченных идей (религиозных, государственных, лично-нравственных, философских, художественных), которая вырабатывается всей жизнью нации». В Европе она сформировалась из византийского христианства, германского рыцарства, эллинской эстетики и философии. К. Леонтьев рез- ко отрицательно относился к современной ему Европе и ее цивилизации, порождающей буржуазные уравнительные тенденции. А всякое уравнение рассматривается им как что-то противоестественное, чуждое нормальному развитию. Поэтому его социологические взгляды формируются, главным образом, на основе критики идеалов буржуазного равенства, либерализма, парламентаризма, ибо все возрастающее однообразие буржуазной цивилизации, по мнению Леонтьева, ведет к гибели человечества. Остановить этот процесс сможет только молодая, не исчерпавшая еще всех своих ресурсов, славяно-восточная цивилизация, именно она должна прийти на смену западно-европейской. Основа этой цивилизации базируется, утверждал он, на византийском христианстве, византийском самодержавии и византийских нравах. Однако период ее развития завершается после отмены крепостного права и начала буржуазных общественно-экономических и политических преобразований. Россия утрачивает присущие ей ранее своеобразие и индивидуальность и более напоминает бесцветную «среднепропорциональную» Европу, вступает в период «вторичного упрощения». В данной ситуации К. Леонтьев видел лишь один выход — ни в коем случае не подражать Западной Европе. Он не без оснований полагал, что это может привести к подмене духовных ценностей ценностями мещанскими, материальными, породить массовую атеизацию населения, полное забвение религии. Отсюда и его знаменитый призыв «подморозить Россию». Вместе с тем, К. Леонтьев — противник всякого национализма, который, по его мнению, всегда ведет к аморфному единообразию, разложению. Имея в виду, прежде всего, русский народ, он писал, что тот народ наилучше служит и всемирной цивилизации, который свое национальное доводит до высших пределов развития. И неудивительно, что, несмотря на всю его приверженность православной вере, К. Леонтьев значительно выше ставил ее национальную красоту, национальное своеобразие. Одетый в яркий костюм турок-мусульманин ему бесконечно ближе и родней, чем облаченный в сюртук (для него символ буржуазной революции) православный русский. Только народ, по мнению К. Леонтьева, сохранил свою национальную физиономию. Просвещать его, по Леонтьеву, нельзя, ибо это неизбежно приведет к размыванию славяно-восточной цивилизации буржуазной цивилизацией. Напротив, европейски просвещенные слои русского общества должны не смешиваться с народом, а подражать народу. Для этой цели К. Леонтьев считал необходимым углублять исторические основы русской жизни: православие, самодержавие, поземельную общину, сословное разделение общества. Не следует снимать с народа те ограничения и узы, которые и сформировали в нем его духовную красоту и покорность, считал он. Одним из отечественных мыслителей, разрабатывавших в свое время концепцию развития цивилизации, является Лев Ильич Мечников (1838-1888) - русский социолог и географ, публицист и демократ, брат Ильи Ильича Мечникова. Л.И. Мечников в период учебы в академии художеств в Санкт-Петербурге одновременно посещал лекции и в Медико-хирургической академии. Диплом врача ему получить не удалось, т.к. в 20-летнем возрасте ему пришлось уехать за границу, где он впоследствии участвовал волонтером в национально-освободительной войне в Италии в рядах «тысячи» Гарибальди. Задумав социологический труд, посвященный истории цивилизации, Мечников успел написать лишь введение к нему, которое и было издано в 1889 г. под названием «Цивилизация и великие исторические реки». Мечников — сторонник географического направления в социологии. Развитие общества определяется физико-географической средой и, прежде всего, гидросферой. Речные, морские и океанические пути сообщения рождают соответственно древнюю, средневековую и новую цивилизации. Основной замысел книги заключается в том, что история развития человеческого общества и всей цивилизации обязана развитию водных путей, пролегающих по рекам, морям и океанам. Исходя из данной предпосылки, он всю историю человечества соответственно делил на цивилизации, связанные с использованием рек, Средиземного моря и, наконец, океанов. По его мнению, человечество в своем раннем развитии имело 3 периода культуры, и все они обязаны географической среде. Выступая против расизма, против социологов, распространявших законы биологии на общество, Мечников видел специфику последнего в свободной кооперации людей, постепенно изменяющих природу. 330 Критерием социального прогресса для Мечникова является возрастание солидарности и свободы общества, которое развивается от угнетения к анархии (во взглядах Мечникова сказалось влияние М.А. Бакунина). Теория Мечникова в свое время сыграла положительную роль в борьбе с религиозно-философскими воззрениями на общество. Г.В. Плеханов назвал Мечникова замечательным представителем того поколения 60-х годов, «которому много обязана наша общественная жизнь, наша наука и литература». Социологические взгляды русского философа и естествоиспытателя Н.Я. Данилевского (1822—1885) примыкают к теории исторического круговорота и сформировались под воздействием виталистских идей Цивилизационный подход к мировой истории кардинально разработан английским историком А.Тойнби в его труде «Постижение истории». Выделив в качестве основного критерия религию, он насчитал пять крупных живых цивилизаций и две реликтовые. Живые: 1) православное христианское или византийское общество, расположенное в Юго-Восточной Европе и России; 2) исламское общество, сосредоточенное в аридной (от лат. aridus — сухой) зоне, проходящей по диагонали через Северную Африку и Средний Восток от Атлантического океана до Великой Китайской стены; 3) индуистское общество в тропической субконтинентальной Индии к юго-востоку от аридной зоны; 4) дальневосточное общество в субтропическом и умеренных районах между аридной зоной и Тихим океаном; 5) западное христианское общество (страны Западной Европы, Америки, Австралии, где распространены католицизм и протестантизм). Менее крупных цивилизаций Тойнби насчитал двадцать одну. К реликтовым цивилизациям исследователь относит, во-первых, группу стран, включающую монофизитских христиан Армении, Месопотамии, Абиссинии и Египта, во-вторых, группу ламаистских буддистов в Тибете и Монголии. По утверждению Тойнби, каждая цивилизация в своем развитии проходит четыре стадии: 1) генезис; 2) рост; 3) надлом; 4) распад. Цивилизаций было много. Они очень разнообразны и сложны как по социальной структуре, экономике, традициям и обычаям, так и по формам правления, стилю жизни и т.д., то есть по всем параметрам. Важную роль, например, играет религия, которая накладывает огромный отпечаток на всю цивилизацию. Так, мировые религии во многих случаях сыграли доминирующую роль (но не детерминирующую) в возникновении тех или иных цивилизаций. Невозможно, например, представить арабскую цивилизацию без ислама. Общие черты цивилизаций проявляются в специфических чертах. На Западе больше внимания обращают на индивидуальную свободу человека. Не случайно именно там возникла теория естественного права, согласно которой все люди равны от природы и, следовательно, должны иметь одинаковые естественные возможности для достижения одних и тех же целей. Отсюда постоянные ссылки на права человека. На Востоке же очень почитают традиции и обычаи, которые предписывают уважение к старшим, родителям, государю, вообще власть имущим. Поэтому там права человека приобретают несколько иной характер, чем на Западе. Вот почему нельзя с одинаковыми мерками подходить к разным цивилизациям, к их ценностям, к нормам поведения людей. К современным концепциям цивилизации можно отнести концепцию Норберта Элиаса, названную им как «процесс цивилизации». Данный процесс он рассматривает в параллельных и взаимозависимых планах: социогенетическом и психогенетическом. Процесс цивилизации, по мнению Н. Элиаса, содержит в себе три направления: 1. Процесс образования государства. 2. Процесс социо-экономического раделения функций. 3. Процесс изменения психической структуры личности. Социогенез государства состоит из создания стабильных центральных органов в форме монополии власти и налогов. Социоэкономическое разделение функций (социо-экономическая дифференциация общества) включает коммерциализацию, появление буржуазии. Психогенез — это проявление внешнего принуждения во внутреннее, образование более-менее автоматического самоконтроля над инстинктами. Теория цивилизаций за почти 250-летнюю историю своего развития не раз коренным образом перестраивалась в соответствии с требованиями очередного этапа развития науки. В период расцвета классической науки цивилизационная теория ориентировалась на создание целостной научной картины человеческой истории, достижение абсолютной истины, объективного знания об историческом процессе, устранение из познания личностного влияния исследователя. Благодаря концепциям цивилизации классического этапа развития науки Во время господства неклассической науки в рамках цивилизационного подхода приоритетным являлось познание относительной истины об отдельных элементах структуры цивилизации, требующих принципиально разных стратегий исследования. Причем, не просматривается тенденции к созданию целостных систем общественного развития. Допускается возможность существования нескольких конкретных теоретических описаний одной и той же культурно-исторической реальности. Осознается зависимость созданных теорий цивилизаций относительно применяемых средств и операций познавательной деятельности в социальной сфере. В конце XX века формируется постнеклассическая наука, ориентированная на исследование исторически развивающихся уникальных объектов: цивилизацию, биосферу, метагалактику. Особенностью изучения данных объектов является включенность в них человека и ограниченные возможности экспериментирования в силу отсутствиячетко выраженной повторяемости процессов. Исследование таких систем сопровождается воздействием на них, познанием причин и целей их развития, влиянием ценностных ориентации исследователя. Для интерпретации места теории цивилизаций в постнеклассической науке все чаще используется теория синергетики, которая в последние годы рассматривается и играет роль междисциплинарной теории. Синергетика позволяет наиболее адекватно описывать процессы самоорганизации в сложных, открытых, неравновесных системах, которым свойственно спонтанно переходить с одного качества сложности в другое посредством преодоления точек бифуркации. Особенность данных моментов заключается в том, что в точке бифуркации неравновесность и непредсказуемость развития системы приобретает максимальную степень, и происходит спонтанный выбор направления дальнейшего развития. Концепции цивилизации, разрабатываемые в период неклассического развития науки в большей степени, чем прежде, исследуют процессы, предваряющие точку бифуркации, и процессы, происходящие в ней самой. Концентрируется внимание на случайности выбора и большом влиянии внешних культурных воздействий на факт выбора. Данный подход устраняет из исторической теории представление об исторической закономерности, линейности и даже детерминизме в социальном развитии. 2. Типология цивилизаций. Содержание, признаки, перспективы планетарной и русской цивилизаций Обязательным элементом развитых теорий цивилизаций является их типология. Существует значительное количество вариантов классификаций. Так, эксперты ЮНЕСКО, взяв в качестве оснований классификации уровень развития производительных сил, близость языка, общность бытовой культуры, качество жизни, выделили в современном мире шесть основных цивилизаций: европейскую и североамериканскую, дальневосточную, арабо-мусульманскую, индийскую, тропически — африканскую, латиноамериканскую. С точки зрения генезиса мировая цивилизация проходит в своем развитии следующие этапы: — локальные цивилизации (индийская, шумерская, эгейская и др.); — особенные цивилизации (индийская, европейская и др.); — всемирная, охватывающая все человечество. Она формируется в настоящее время. Особенность цивилизационных этапов раскрывается при сопоставлении с принципами выделения формационных структур. Здесь можно выделить следующие моменты. Во-первых, цивилизация содержит указания на определенную высоту, зрелость развития общества. В этом контексте сопоставляются дикость, варварство, цивилизация как этапы человеческой истории. Цивилизационный подход из-за множественности исходных принципов, нацеленности на конкретные особенности общества, видимо, исключает признание какого-то конечного числа цивилизаций. В научной литературе встречаются выделения космогенной и техногенной цивилизаций. Космогенные цивилизации охватывают эпохи древности и средневековья. Им присущи: высокая степень зависимости человека от природных условий бытия, жесткая связь индивида со своей социальной группой, высший принцип данных цивилизаций — воспроизводство, сохранение биологических и социальных условий жизни. Космос, мировой порядок ориентируют здесь смысл жизнедеятельности человека. Данные цивилизации были обречены на ста В истории человечества можно выделить цивилизации «традиционалистического» и «техногенного» типа, основу которых составляют различия в технологии производства и управления, в системе отношений и механизмах регулирования человеческой деятельности, гарантирующих функциональную стабильность общества или сообществ. Термин «техногенная цивилизация» обозначает особый тип цивилизационного развития, который возник в Европе в эпоху становления раннего капитализма и который называют «западной цивилизацией» по региону ее возникновения. Возникновение техногенной цивилизации было подготовлено рядом мутаций традиционных культур. Первая из них связана с культурой античного полиса, который породил множество цивилизационных изобретений. Особую значимость для будущего прогресса имело возникновение теоретической науки и опыта демократической регуляции социальных отношений. Второй значимой мутацией в истории культуры, оказавшей значительное влияние на становление техногенной цивилизации, было возникновение христианской традиции со свойственным ей пониманием человека как созданного по образу и подобию Бога, с культом любви к человекобогу Христу, с трактовкой человеческого разума как малой копии божественного разума, способного понять замысел божественного творения. Система ценностей техногенной цивилизации сформировалась на основе синтеза античной культуры с христианской религиозной традицией в эпоху Ренессанса и развилась далее в эпоху Реформации и Просвещения. Ценности функционировали как смысложизненные ориентиры, определяющие технологию и социальную организацию цивилизации. Наиболее значимыми ценностями и смыслами техногенной цивилизации выступают понимание человека как деятельного существа, противостоящего миру в своей преобразующей деятельности, выдвижение на первый план человеческой деятельности, способности к умножению знаний и изобретению нового. Главный признак западного менталитета — рационализм, нетерпимый к тайне, все обнажающий, обусловивший практицизм, расчетливость современного западного мира. На Востоке преобладает уважительное отношение к действительности, смирение и благоговение. Восточной традиции свойственно сохранение тайны, загадочности. Из равновесия тайны и открытости проистекает гуманная идея внутреннего равновесия человека и бытия. В настоящее время наблюдается невиданная экспансия на Восток западного менталитета и всего образа жизни, подрывающих духовность восточной цивилизации, осуществляется нивелировка человечества по западной модели. Восток стремится влиять на человечество посредством религиозных культов и формирование нетрадиционных религий Запада. Западно-европейская цивилизация, испытывая духовный кризис, воспринимает веданту, буддизм, кришнаизм, суфизм. Процесс взаимовлияния Запада и Востока объективен и необходим в силу того, что человеческая жизнь не сводима лишь к рациональному началу, гипертрофированному в европейской цивилизации и давшему начало сциентизму и технократизму. Вместе с тем, стоит подчеркнуть и значительные цивилизационные приобретения Запада в виде разработки концепции гуманизма и его ценностей, демократии, свободы. Очевидно, что формирование новой цивилизационной общности лежит в русле взаимообогащения культур Востока и Запада, развития некой вселенской духовной общности, свободной от разъединяющих образов и стереотипов, выступающей основой разработки новых принципов организации мира. В процессе эволюции техногенная цивилизация подошла к кризисному состоянию. Современный цивилизационный кризис характеризуется комплексом измерений. Экологическое измерение кризиса отражает угрозу физическому существованию человека, что говорит об Таким образом, кризис техногенной цивилизации носит системный характер и обусловлен как технологическими, так и социальными детерминантами. Выход из кризиса техногенной цивилизации и вы- работка новых стратегий безопасного и устойчивого развития предполагает трансформацию глубинных менталитетов и ценностей исчерпавшей себя техногенной культуры. Речь идет о пересмотре стратегий отношения человека к природе, нового понимания власти, господства, деятельности, основанной на силовом преобразовании объектов. Абсолютно очевидно, что никогда все население Земли не сможет даже близко подойти к тому уровню потребления, которое существует в раз- витых странах мира. Чтобы всем достичь, например, уровня жизни в США, необходимо увеличить годовую добычу железа в 75 раз, свинца и меди — в 100 раз, олова — в 250 раз. В недрах Земли просто нет таких ресурсов. О чем говорят подобные факты? Существующая на Западе модель рыночно-потребительской технологической цивилизации ту- пиковая. Ее не только невозможно перенести на весь мир, но и самим развитым государствам Запада необходимо как можно скорее сменить тип развития. Именно такой вывод сделали ведущие аналитики планеты. Мировая экономика и мировое сообщество могут вскоре вступить в фазу «разноса», нестабильности. «Третий мир», где идет сверхбурный прирост населения, потребует свою долю «мирового пирога». В отечественных макросоциологических концепциях, разрабатываемых в трудах Г.Г. Дилигенского, В.К. Карнауха, И.А. Крыловой, Н.Н. Моисеева, Л.И. Новиковой, В.И. Белозерцева, делается акцент на комплексном анализе облика мировой цивилизации. Приоритетными направлениями исследований являются материальные и духовные основания, сущность, содержание и масштабность цивилизации. Наиболее известны успехи в разработке феномена цивилизации как «планетарной цивилизации». Новая цивилизация должна быть, в пер Активно формируется общецивилизационная основа современных общественных систем в сфере отношений с окружающей действительностью, в экономике, политике и сфере нравственных отношений. В сфере отношения общества с окружающей действительностью — это достигнутый уровень материальных и интеллектуальных производительных сил, характеризующий способность человека воспроизводить условия своего существования и прогресса. В сфере экономики цивилизационная база современного общества включает в себя систему товарно-денежных отношений, наличие рынка. Основой современной планетарной цивилизации является новейшая технология и экономические структуры. В политической сфере в общецивилизационную базу входит общеправовое государство, которое действует на основе демократических норм, представляющих собой завоевание всей человеческой истории, результат борьбы передовых сил общества. В духовной сфере общецивилизационные ценности - это великие достижения науки, искусства, культуры, плоды мысли и творчества многих поколений. В сфере нравственных отношений к общечеловеческим ценностям относятся веками выработанные нормы поведения, законы порядочности во взаимоотношениях людей. Народы мира объединяют в планетарную цивилизацию, прежде всего, смыслообразующие компоненты жизни, то есть мотивы и ценности людей. Качественно новым явлением в формирующейся глобальной цивилизации предстает возрастание роли сферы услуг и развертывающаяся «компьютерная революция». Планетарной цивилизации свойственна глобализация общественных процессов, общественного мнения, что детерминирует тенденцию к возрастающей целостности мира. Увеличивается интенсивность экономических, политических, культурных, коммуникационных связей. Взаимовлияни
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.112 (0.019 с.) |