Биоэтика - наука о самоценности жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Биоэтика - наука о самоценности жизни



Современная медико-клиническая практика и медико-технологи­ческое перевооружение медицины принципиально по-новому поста­вили вопросы о месте морали в естествознании вообще и медицинс­кой науке, в особенности. До недавнего времени многие специалисты были убеждены, что главная цель морали в науках состоит в реализа­ции жестких этических норм-требований к ученым с целью получе­ния объективности знания, проявления ими беспристрастия в отыс­кании истины в силу высокого профессионализма и, конечно, особой чистоты проведения научного эксперимента. Теперь этого стало мало. Важнейшая задача биоэтики в научном исследовании состоит в том, чтобы «сигналить об отступлении от истины и напомнить о причиня­емом зле» (академик П.В. Симонов). Много понятней стало и все воз­растающие роль и значение биоэтики как новой идеологической па­радигмы медиков в их медико-клинической практике, специальной научно-исследовательской деятельности, когда на первый план выхо­дят права людей, особенно подвергаемых испытаниям, хотя бы и доб­ровольным.

Разработка морально-правовых требований в процессе эксперимен­тов с участием человека является одной из фундаментальных проблем биоэтики. Основные требования к процессу экспериментов на чело­веке изложены в Нюрнбергском Кодексе. Суть требований к экспери­ментированию сводится к абсолютно необходимому добровольному согласию подопытного; эксперимент должен приносить плодотворные результаты на благо всего общества, недостижимые с помощью других методов и средств изучения; эксперимент должен организовываться на базе предварительных экспериментов, проведенных над животны­ми; эксперимент должен быть построен так, чтобы исключить всякое ненужное физическое и психическое страдание или повреждение; ни один эксперимент не должен проводиться там, где существует апри­орный повод полагать, что может иметь место смерть или калечащее повреждение; нельзя рисковать там, где рассматриваемая проблема не является слишком важной для человечества; необходимы соответству­ющие предосторожности, чтобы оградить того, кто участвует в экс­перименте от даже отдаленной возможности повреждений, смерти и недееспособности; эксперимент должен проводиться только квалифи­цированным специалистом; во время эксперимента подопытный дол­жен иметь право в любой момент прекратить эксперимент; во время эксперимента исследователь должен быть готов в любой момент пре­кратить эксперимент, если, по его мнению, продолжение последнего может привести к повреждениям, недееспособности или смерти по­допытного. Нюрнбергский Кодекс содержит традиционные предосто­рожности, сформировавшиеся в истории врачевания. Безопасность подопытного в процессе эксперимента должна находиться в центре внимания экспериментатора. Главный принцип «не навреди» опреде­ляет взаимоотношения между врачом и пациентом, благо которого и в условиях эксперимента — основа их взаимоотношений. Детализация принципов экспериментирования с участием человека, изложенных в Нюрнбергском Кодексе, осуществлялась в содержании Принципов поведения исследователей и Принципах проведения эксперимента (ВМА, 1954 г.), Хельсинской Декларации (ВМА, 1964 г.), Принципах медицинской этики Американской медицинской ассоциации (АМА, 1971 г.). В Директиве департамента здравоохранения, образования и социального обеспечения (DHEW, 1974 г.), чтобы защищать права че­ловека предложено шесть основных положений, которые необходи­мо сообщить подопытному для того, чтобы обеспечить подлинное ин­формированное его участие в эксперименте.

Данные положения требуют от организаторов эксперимента чест­ного рассказа о последующих действиях и их целях, включая четкое разъяснение, какие, собственно, процедуры являются эксперимен­тальными и описание сопутствующих неудобств. Нельзя скрывать и другие альтернативные процедуры, которые могут быть более благо­приятны для подопытного. Экспериментатор должен быть готовым ответить на все вопросы и сообщить подопытному о том, что он сво­боден отказаться от данного им согласия и прекратить участие в экс­перименте в любое время без ущерба для себя. Перечисленные и ряд других документов содержат основополагающие принципы деятель­ности практикующего врача-исследователя, предполагающие приори­тетное значение здоровья пациента. Непреложный врачебный прин­цип о приоритетности здоровья пациента обеспечивает каждому человеку право на достойное лечение, которое не должно подвергать­ся сомнению никакими доводами научной или общественной пользы. Достойные цели должны достигаться достойными средствами. Интересы гуманизации экспериментов на человеке, повышение ответствен­ности и подконтрольности экспериментаторов перед обществом и ме­дицинским сообществом привели к идее и созданию биоэтических комитетов.

Важнейшими векторами философско-этической идеологии врачей, провизоров всегда были и остаются феномены жизни и смерти чело­века. Но когда эти направления идеологии становятся не только пред­метом профессиональной деятельности врачей, а и объектом их лич­ной совести, у них формируется биоэтическое сознание и самосознание. Это есть своего рода философская рефлексия на мо­рально-этическую ответственность за творческую инициативу в сфе­ре познания и качественного изменения организма человека.

Только философское переосмысление специфических требований морали и права в практической медицине позволяет понять, что лю­бая научно-исследовательская деятельность врача не может вестись без опоры на моральные традиции.

И отнюдь не случайно на первый план исследования и преобразо­вания живого выдвинулась биоэтика. Именно она предстает как фак­тор гармонизации отношений между общественностью, учеными, ме­диками. Специфика биоэтики состоит, прежде всего, в сопоставлении ее принципов с более широкой моральной сферой — этикой науки, позволяющей привлечь внимание к деятельности медиков по ради­кальному изменению живого и биологической природы человека. За­дача формирования биоэтического мышления не только у медиков, а у всех граждан должна стать делом государственной важности. А пока таким мышлением не овладеет значительная часть населения, до тех пор будет сохраняться опасность самоуничтожения человечества.

Говоря о биоэтическом мышлении и поведении ученых, надо по­нимать уникальность их научно-исследовательской деятельности в биомедицинской области, но, прежде всего, ее социальную значимость в создании принципиально нового в медицине. При формировании биоэтического мышления в медицинском сообществе встречается не­мало трудностей. Одна из них — сознательная подмена морально-эти­ческих принципов биоэтики правовыми кодексами. Предлагается за­конодательно регулировать все биомедицинские исследования и медицинскую практику в таких сферах практической медицины как трансплантология, аборт, определение момента смерти, предела жизнеподдерживающего лечения безнадежно больных и т.д.

Важной темой биоэтики как новой философско-медицинской дис­циплины становится нравственное осмысление медицинской реаль­ности, морально-этического отношения врача, ученого к своей проблему судьбы человеческого рода, современной культуры. Как пока­зывает практика последних десятилетий, противоречия прав, принци­пов и ценностей в области биомедицины разрешаются с участием био­этических общественных организаций. Повсеместно создаваемые этические комитеты рассматриваются в качестве формирующегося социального института современного общества. Биоэтические коми­теты созданы и формируются при больницах, научно-исследовательс­ких учреждениях. В состав комитетов входят врачи, специалисты био­медицинской этики, теологи, юристы, психологи и другие специалисты, способные оценивать биоэтические проблемы и прини­мать всесторонне обоснованные решения по конкретным вопросам. Рекомендации биоэтических комитетов являются обязательными.

Историко-логический анализ этики врачевания приводит к выво­ду о трансформации моральных принципов Гиппократа, Парацельса, деонтологической модели в биомедицинскую этику. В биомедицинской теории и практике воедино сливаются научное знание и гуманистичес­кая мораль, которые необходимо дополняют и уравновешивают друг друга, преодолевая противоречие между наукой и нравственностью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.006 с.)