Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Биоэтика - наука о самоценности жизни
Современная медико-клиническая практика и медико-технологическое перевооружение медицины принципиально по-новому поставили вопросы о месте морали в естествознании вообще и медицинской науке, в особенности. До недавнего времени многие специалисты были убеждены, что главная цель морали в науках состоит в реализации жестких этических норм-требований к ученым с целью получения объективности знания, проявления ими беспристрастия в отыскании истины в силу высокого профессионализма и, конечно, особой чистоты проведения научного эксперимента. Теперь этого стало мало. Важнейшая задача биоэтики в научном исследовании состоит в том, чтобы «сигналить об отступлении от истины и напомнить о причиняемом зле» (академик П.В. Симонов). Много понятней стало и все возрастающие роль и значение биоэтики как новой идеологической парадигмы медиков в их медико-клинической практике, специальной научно-исследовательской деятельности, когда на первый план выходят права людей, особенно подвергаемых испытаниям, хотя бы и добровольным. Разработка морально-правовых требований в процессе экспериментов с участием человека является одной из фундаментальных проблем биоэтики. Основные требования к процессу экспериментов на человеке изложены в Нюрнбергском Кодексе. Суть требований к экспериментированию сводится к абсолютно необходимому добровольному согласию подопытного; эксперимент должен приносить плодотворные результаты на благо всего общества, недостижимые с помощью других методов и средств изучения; эксперимент должен организовываться на базе предварительных экспериментов, проведенных над животными; эксперимент должен быть построен так, чтобы исключить всякое ненужное физическое и психическое страдание или повреждение; ни один эксперимент не должен проводиться там, где существует априорный повод полагать, что может иметь место смерть или калечащее повреждение; нельзя рисковать там, где рассматриваемая проблема не является слишком важной для человечества; необходимы соответствующие предосторожности, чтобы оградить того, кто участвует в эксперименте от даже отдаленной возможности повреждений, смерти и недееспособности; эксперимент должен проводиться только квалифицированным специалистом; во время эксперимента подопытный должен иметь право в любой момент прекратить эксперимент; во время эксперимента исследователь должен быть готов в любой момент прекратить эксперимент, если, по его мнению, продолжение последнего может привести к повреждениям, недееспособности или смерти подопытного. Нюрнбергский Кодекс содержит традиционные предосторожности, сформировавшиеся в истории врачевания. Безопасность подопытного в процессе эксперимента должна находиться в центре внимания экспериментатора. Главный принцип «не навреди» определяет взаимоотношения между врачом и пациентом, благо которого и в условиях эксперимента — основа их взаимоотношений. Детализация принципов экспериментирования с участием человека, изложенных в Нюрнбергском Кодексе, осуществлялась в содержании Принципов поведения исследователей и Принципах проведения эксперимента (ВМА, 1954 г.), Хельсинской Декларации (ВМА, 1964 г.), Принципах медицинской этики Американской медицинской ассоциации (АМА, 1971 г.). В Директиве департамента здравоохранения, образования и социального обеспечения (DHEW, 1974 г.), чтобы защищать права человека предложено шесть основных положений, которые необходимо сообщить подопытному для того, чтобы обеспечить подлинное информированное его участие в эксперименте.
Данные положения требуют от организаторов эксперимента честного рассказа о последующих действиях и их целях, включая четкое разъяснение, какие, собственно, процедуры являются экспериментальными и описание сопутствующих неудобств. Нельзя скрывать и другие альтернативные процедуры, которые могут быть более благоприятны для подопытного. Экспериментатор должен быть готовым ответить на все вопросы и сообщить подопытному о том, что он свободен отказаться от данного им согласия и прекратить участие в эксперименте в любое время без ущерба для себя. Перечисленные и ряд других документов содержат основополагающие принципы деятельности практикующего врача-исследователя, предполагающие приоритетное значение здоровья пациента. Непреложный врачебный принцип о приоритетности здоровья пациента обеспечивает каждому человеку право на достойное лечение, которое не должно подвергаться сомнению никакими доводами научной или общественной пользы. Достойные цели должны достигаться достойными средствами. Интересы гуманизации экспериментов на человеке, повышение ответственности и подконтрольности экспериментаторов перед обществом и медицинским сообществом привели к идее и созданию биоэтических комитетов.
Важнейшими векторами философско-этической идеологии врачей, провизоров всегда были и остаются феномены жизни и смерти человека. Но когда эти направления идеологии становятся не только предметом профессиональной деятельности врачей, а и объектом их личной совести, у них формируется биоэтическое сознание и самосознание. Это есть своего рода философская рефлексия на морально-этическую ответственность за творческую инициативу в сфере познания и качественного изменения организма человека. Только философское переосмысление специфических требований морали и права в практической медицине позволяет понять, что любая научно-исследовательская деятельность врача не может вестись без опоры на моральные традиции. И отнюдь не случайно на первый план исследования и преобразования живого выдвинулась биоэтика. Именно она предстает как фактор гармонизации отношений между общественностью, учеными, медиками. Специфика биоэтики состоит, прежде всего, в сопоставлении ее принципов с более широкой моральной сферой — этикой науки, позволяющей привлечь внимание к деятельности медиков по радикальному изменению живого и биологической природы человека. Задача формирования биоэтического мышления не только у медиков, а у всех граждан должна стать делом государственной важности. А пока таким мышлением не овладеет значительная часть населения, до тех пор будет сохраняться опасность самоуничтожения человечества. Говоря о биоэтическом мышлении и поведении ученых, надо понимать уникальность их научно-исследовательской деятельности в биомедицинской области, но, прежде всего, ее социальную значимость в создании принципиально нового в медицине. При формировании биоэтического мышления в медицинском сообществе встречается немало трудностей. Одна из них — сознательная подмена морально-этических принципов биоэтики правовыми кодексами. Предлагается законодательно регулировать все биомедицинские исследования и медицинскую практику в таких сферах практической медицины как трансплантология, аборт, определение момента смерти, предела жизнеподдерживающего лечения безнадежно больных и т.д. Важной темой биоэтики как новой философско-медицинской дисциплины становится нравственное осмысление медицинской реальности, морально-этического отношения врача, ученого к своей проблему судьбы человеческого рода, современной культуры. Как показывает практика последних десятилетий, противоречия прав, принципов и ценностей в области биомедицины разрешаются с участием биоэтических общественных организаций. Повсеместно создаваемые этические комитеты рассматриваются в качестве формирующегося социального института современного общества. Биоэтические комитеты созданы и формируются при больницах, научно-исследовательских учреждениях. В состав комитетов входят врачи, специалисты биомедицинской этики, теологи, юристы, психологи и другие специалисты, способные оценивать биоэтические проблемы и принимать всесторонне обоснованные решения по конкретным вопросам. Рекомендации биоэтических комитетов являются обязательными. Историко-логический анализ этики врачевания приводит к выводу о трансформации моральных принципов Гиппократа, Парацельса, деонтологической модели в биомедицинскую этику. В биомедицинской теории и практике воедино сливаются научное знание и гуманистическая мораль, которые необходимо дополняют и уравновешивают друг друга, преодолевая противоречие между наукой и нравственностью.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.006 с.) |