Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философские основания моралиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Где-то за тысячу и более лет до нашей эры стала высоко цениться морально-этическая сторона взаимодействия человека с человеком. Тогда заметно возвысились такие внутренние регуляторы поведения, людей как совесть, долг, честь и т.п. Зарождение первых принципов самоконтроля духовно обогатили человека, пробудив интерес к философскому осмыслению морали как нового явления в общественной жизни людей. Мораль (лат. mores - обычаи народа) стала частью философии, которая разработала этику (гр. ethos - нравы, обычаи) - науку о моральных принципах общественного поведения людей. Она напрямую затронула потребности и интересы личности и общества. В этике мораль рассматривается в основном как поиск путей и средств достижения счастья (мораль блага, рассматриваемая в эпикуреизме, английском утилитаризме, картезианстве), но вместе с тем и как система требований к общественному поведению человека (мораль долга, составляющая главную суть философии стоицизма, кантианства, марксизма). В медицинской сфере моральные требования впервые были сформулированы врачом и мыслителем Гиппократом (ок. 460-ок. 377 до н.э.), а затем систематизированы в деонтологии — этике долга врача (медика). Морально-этические учения исстари составляли основную часть философии, в которой непосредственно вырабатываются принципы и правила поведения каждого человека как личности. Предметом морально-этической мысли стало осознание объективного характера противоборства добра со злом, поиск смысла жизни человека. Этика призвана помогать людям понять и рационально осознать все их обыденные представления о добре и зле, о смысле жизни и деятельности. Если добро и зло в этике предстают как нечто безусловное, хотя и исторически изменчивые понятия, то смысл жизни человека становится объектом философских размышлений в целях нравственного определения жизненного пути. Смысл жизни - это элемент морального сознания и одновременно главная категория этики. Первые морально-этические нормы поведения зародились в Месопотамии 3000 лет до н.э. Они носили характер запретов на совершение антирелигиозных действий и касались, прежде всего, служителей культа, претендующих на врачевание души и тела людей. Только те люди, которые обладали сакраментальными (лат. sacramentalis — священный, обрядовый) знаниями и умениями имели право быть целителями, врачами. В Вавилоне 2500 лет до н.э. появился и первый медицинский кодекс. Он содержал систему наказания лекарей за нарушения требований при лечении больных. В древней Персии целителям предписывалось овладевать профессиональным опытом лечения и вырабатывать в себе морально-этические качества корректного поведения с больными. По словам Геродота (484-424 до н.э.),.посетившего Египет в 5 веке до н.э., в арсенале лечебных средств медицины наряду с физическими и биологическими формами воздействия на пациента, Человек без моральных ориентиров, согласно Аристотелю, оказывался бы существом диким и несчастным. Мнение философа как нельзя лучше говорит о гуманной сущности морали, которая тогда более всего воплощалась в медицине. Клятва Гиппократа обязывает врача: «Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного...». Позже и Цицерон (106-43 до н.э.) указывал на два первоначала моральных ори ентиров: «никому не вредить и приносить пользу». Морально-этические требования в медицине мыслителями прошлого характеризовались как доктринальные (лат. doctrina — официальный принцип) требования. Доктринальная требовательность медицинской этики воплощалась в жизни в виде жестких нормативов, содержанием которых была целостная программа философско-нравственного воспитания врача. В современную эпоху научно-технических достижений ученые «попали» в непростую морально-этическую ситуацию. Они созидают то, чего никогда не было в природе. Но это их творение имеет неоднозначное значение. Многое направлено во благо людей, но немало и во вред им. Это касается и медиков, которые имеют отношение к биомедицинским технологиям, генной инженерии и т.д. Нельзя не признать, что физики и химики дали много доброго людям в их техническом обустройстве, но они одновременно создали термоядерное оружие или сотворили отравляющие вещества. Микробиологи «защищают» людей от вредоносных микроорганизмов и создают страшное бактериологическое оружие. Этот научно-творческий процесс ученых, техников и технологов нельзя пресечь, остановить, но можно и нужно его «морализировать». Мировая общественность апеллирует к их совести, стремясь повысить их моральную ответственность за все то, что ученые открывают и творят на Земле. Революционные прорывы в науке, технике, технологии ныне требуют незамедлительно выработать принципиально новые морально-этические принципы и правила для людей науки и медицины. Эти морально-этические принципы должны быть жесткими и категоричными в плане сдерживания любых авантюрных проектов. Новая этика должна будоражить совесть специалиста, который, будучи творцом инноваций, должен быть и демиургом (гр. demiurgos — мастер) порядка в мире и жизни человека. Это может и должна осуществить гуманная этика как практическая философия, воздействуя на разум, честь и со- весть всех исследователей жизни: ученых, техников, медиков. Каждый ученый-творец и созидатель обязан быть личностью, гражданином и гуманным моральным философом. Он должен соотносить результаты своего научного поиска с прогрессивным общественным интересом. Общество выражает к ученому свое отношение либо в виде одобрения, либо порицания, вплоть до презрения. Медицина опирается на философско-моральные учения Гиппократа, Галена, Цицерона, Канта о нравственном долге. Если медики не будут помнить о своем долге и действовать во благо человека, медицина может стать чем угодно (анатомией, физиологией, биомедициной, микробиологией), но только не медициной в известном смысле ее понимания. Медицина давно и прочно слилась с требованием морально-этического долга - бескорыстно служить людям. Такие философско-нравственные требования получили закрепления в деонтологии (гр. deontos - должное и logos - учение) - специфической врачебной этике, где излагаются общественные требования ко всем медицинским работникам. Но справедливости ради надо заметить, что сам термин был введен английским философом, юристом И. Бентамом (1748— 1832), который разработал принципы деонтологии как науки о долге. Она стала синонимом нравственной философии медиков, назначение которой активно участвовать в разрешении сложных взаимоотношений врачей, медсестер с пациентами. Однако врач и писатель В.В. Вересаев (1867-1945) в свое время справедливо заметил: «...как это ни печально, но нужно сознаться, что у нашей науки до сих пор нет этики. Нельзя же разуметь под нею ту специально-корпоративную врачебную этику, которая занимается лишь нормировкою непосредственных отношений врачей к публике и врачей между собой. Необходима этика в широком, философском смысле», — настаивал врач-мыслитель. — «...Узкие вопросы врачебной практики, прежде всего, должны решаться именно с философской точки зрения: и только в этом случае мы сумеем, наконец, создать настоящую медицинскую этику». Сегодня эти мысли В. Вересаева воплощаются в жизнь в силу радикального изменения самой медицины и ее лечебных возможностей. Новые морально-этические принципы и правила должны надежно защищать современные общественные интересы и потребности людей. При формировании морально-этического менталитета врачей необходимо пристальное внимание уделить развитию профессиональных нравственных качеств. Врачебная этика (деонтология), появилась относительно давно: она отражает традиционный нравственно-этической уровень мыслительной культуры медиков. Но в современных условиях она по-прежнему может решать и успешно решает многие моральные аспекты, хотя появились принципиально иные отношения в научно-медицинской сфере. Это обстоятельство породило непростые в морально-этическом отношении проблемы типа принудительной госпитализации в практике врачей-психиатров или венерологов. Принципы врачебной этики здесь служат моральным оправданием жизненно необходимого насилия, на которые в исключительных случаях вынуждены идти медики. Врачебная этика требует от врача, провизора, медицинской сестры повышения личной ответственности за В результате современного философского образования и морального самовоспитания у медиков утверждаются новые моральные запреты. Так, чувство искренней благодарности пациента врачу, медсестре, нянечке естественно и всем понятно. Он хочет, как правило, выразить свою признательность медикам высоконравственно и бескорыстно. Но медики должны занимать, так сказать, оборонительную позицию по отношению к своим благодарным пациентам: им надо решительно, но интеллигентно отказываться принимать дорогие в материальном плане дары. И это сегодня, как никогда в прошлом, морально оправдано: ведь любая товарная стоимость подарка ставит под сомнение бескорыстие врача. Тем самым профессиональное достоинство врача может оказаться нравственно уязвленным. Поэтому его позиция в подобных случаях должна быть понятна и пациентам, так как хороший врач всегда высоко ценит чувство самоуважения. И он должен быть на нравственной высоте своего профессионального достоинства. Если право по отношению к медику — это сила внешнего воздействия на него, то морально-этическая ответственность — это его «внутренний голос», говорящий о личной нравственной воспитанности. Если от «карающей руки» закона человек иногда может уйти, то от суда собственной совести не уйдешь. Не следует, однако, умалять и значение врачебного (медицинского) права. Но важно при этом помнить, что закон только тогда может повысить ответственность специалиста, когда он обогащается моральным содержанием. В деятельности хорошего специалиста-медика морально-этические принципы гуманизма должны воплотиться в совокупность конкретных поведенческих норм, добросовестное выполнение которых будет для него и профессиональным долгом, и делом его профессиональной чести и достоинства. Истоки биоэтики Этика традиционно именуется гуманной философией. Она рассматривается как одно из проявлений человеколюбия. Этика в медицине несет в себе немаловажную моральную ценность — это сострадание к человеку, утратившему здоровье. В философско-моральном плане проблема сострадания занимала мысли философов практически на протяжении всей исторической культуры. Аристотель (384—322 до н.э.) называл человеческие сострадания важнейшим фактором морального испытания. Философы разных эпох (стоики, Блаженный Августин, Ф. Бэкон, И. Кант), сострадая людям, попавшим в беду, учили их искусству избавления от мук страданий. Ф. Бэкон (1561-1626) обращался к врачам: «Я совершенно убежден, что долг врача состоит не только в том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы облегчить страдания и мучения, причиняемые болезнями») (Система морально-этических ориентации медиков практически всегда (а иначе и быть не может) альтруистична, (лат. alter - другой). В основе медицинского альтруизма лежит неподдельная любовь к людям и искреннее сострадание врачей, провизоров и медсестер к ближнему. Толкование этого понятия в философско-этической и религиозной литературе неоднозначно, но главное в нем бесспорно -уважительное отношение к людям. Медики идут на личное самопожертвование во спасение человека. Медицинский альтруизм как морально-этический принцип профессионального действия проявляется абсолютно во всем: от светского гуманизма, проявляющегося в сострадании к себе подобным, до христианского толкования, где любовь к Богу и человеку — одно целое. Дошедшая до нас клятва Гиппократа сохраняет свою морально-этическую ценность до настоящего времени потому, что представляет собой кодекс альтруистических требований ко всем медикам. Это превращает ее в ценностное или аксиологическое учение медиков на протяжении всей истории медицины. Деонтология Бентама явилась выражением прагматической точки зрения на строгие моральные нормы долженствования и нравственные правила поведения врача, которые сводятся к пользе врачебных решений для пациента. Ныне медицинская деонтология стала больше делиться, дифференцироваться на Одним из ключевых требований медицинской деонтологии считается особо гуманное отношение к личности больного. Врач должен уметь профессионально (как специалист) и морально (как философ) воздействовать на личность пациента, формировать у него оптимистичное настроение. Такие требования к врачу в традиции русской медицинской школы. Скромный и требовательный к себе Н.В. Склифосовский (1836-1904), был чутким и отзывчивым к пациентам и коллегам. Он не мог терпеть грубости и вольности по отношению к больному. Сам никогда и никого не унижал, не третировал. Обращался к людям изыскано вежливо, подчеркивая свое искреннее уважение, независимо от их положения в обществе. «К ординаторам клиники, -вспоминал профессор Таубер, - к студентам и приходящим больным он всегда относился с выражением участия, но никогда не позволял себе говорить что-либо лишнее, не идущее к делу; а рассказывать анекдоты или подшучивать с больными, как это нередко позволяют себе многие клиницисты, в клинике Склифосовского считалось преступлением против врачебной этики — и не допускалось ни в коем случае». Этот пример свидетельствует, что врачебная этика заключается не только в изысканной вежливости по отношению к людям. Она предполагает значительно большее — при всем этом и высочайший профессионализм. Профессионализм — это показатель подготовленности медика к его ответственной врачебной деятельности. Это его нравственно-этическая составляющая как медика. Высокий профессионализм врача немыслим без умения правильно, уверенно и спокойно общаться с больными и коллегами. Больной практически всегда очень уязвим. И личное обаяние врача: доброта, искренность, доверительность, скромность — это тоже составляющие его профессионализма. Развитие естествознания вообще и медицинской науки, в частности, интенсифицировали и значительно расширили поле исследований феномена жизни, поставили перед учеными-исследователями, практическими врачами проблему переосмысления многих философско-этических парадигм познания живого и его радикального изменения. Можно считать, что в соответствии с потребностями времени появилась биоэтика, междисциплинарная дисциплина, центральное ядро которой — отношение к жизни и смерти. Биоэтика как морально-этическая наука сформировалась в 60-х годах прошлого столетия. Термин «биоэтика» впервые был предложен американским ученым В.Р. Поттером в 1969 году. За прошедшие годы эта новая философско-этическая парадигма стала действительно этикой «благоговения перед жизнью», по выражению А. Швейцера (1875-1965). А. Швейцер считал, что гуманная философия (этика) должна исходить из самого непосредственного и всеобъемлющего факта жизни «я — жизнь среди жизни, которая хочет жить». Отсюда и задачи биоэтики в медицине качественно другие. Основными отправными точками ее служат два требования: 1) биоэтика должна вытекать из достижений всех естественных наук и, прежде всего, биомедицины; 2) биоэтика не должна противоречить здравому смыслу, когда он опирается на обширный эмпирический материал практической медицины. Эти требования к биоэтике служат целям формирования у всех медиков, да и у всех специалистов уважительного отношения к жизни. В рамках общих традиций культуры каждая эпоха предъявляла медикам все новые и новые требования к их морали долженствования, которые выражались в идеалах, принципах гуманизма. Осмысление гуманных мотивов в современном естествознании и в новых научных технологиях биомедицины привели к возникновению биоэтики, которая лежит на стыке философии, этики, социологии, юриспруденции, биологии и медицины Она получила в общественном мнении признание как особое гуманитарное знание, ориентированное на утверждение во всех исследованиях (но особенно в медицинском экспериментировании) социально-этической справедливости. Ее возникновение было вызвано постоянно меняющимися и совершенствующимися медико-правовыми и философско-этическими аспектами в медицинской науке. Можно сказать, что биоэтика как новая нравственная доктрина стала своеобразным способом сохранения жизни в ее естественном состоянии и, прежде всего, укрепления здорового образа жизни человека и его равна свободное, самостоятельное определение своей творческой жизнедеятельности. Биоэтика как гуманная философия должна приобрести новую гуманистическую ценностную размерность. Так, поддержание жизни искусственными способами у больных, прошедших стадию комы, остро ставит проблему определения жизни и смерти. Это касается и защиты права человека на свободный личный выбор им жизни или смерти. Впервые о моральном праве на достойную смерть заявил философ и назвал его эвтаназией. Это был англичанин Ф. Бэкон (1561 — 1626). Он под эвтаназией (гр. ей — хорошо, thanatos — смерть) понимал «легкую» смерть. Эвтаназия: это милосердие или преступление? Этот вопрос стал ныне главной морально-этической проблемой в философии и биомедицинской этике. Эвтаназия - это добровольный выбор не между жизнью и смертью, а между разными смертями: одна из них спокойная и легкая, а другая - бесконечно долгая агония. Могут ли люди иметь право на свободный выбор ухода из жизни? Нет, невозможно легитимизировать пока эвтаназию в современном мире и России. Но сторонники эвтаназии настаивают на том, что она является реализацией свободы воли пациента, его осознанным и информированным выбором. А такой выбор с необходимостью предполагает наличие у пациента корректной, но объективной информации о диагнозе и трагическом прогнозе заболевания. Согласно данным социологических опросов, проводившихся в разных странах, в том числе и в России, врачи намного более негативно относятся к эвтаназии, чем население в целом. Впрочем, как показывают опросы, проведенные среди московских врачей, молодые врачи чаще считают эвтаназию допустимой в исключительных случаях, чем врачи старших возрастных групп. И что бы там ни говорили об эвтаназии: за или против, врач обязан делать все от него зависящее, чтобы вернуть пациенту здоровье, охранить его от мук боли или «divinum opus — cedare dolorem», что означает божественное дело — успокаивать боль. Врач должен быть истинным гуманистом, хорошим специалистом, порядочным, благородным человеком. Эти качества должны проявляться всегда и везде: дома, и на работе, при общении и с больными, и с их родственниками и т.д. Несомненно, что современный врач должен обладать развитым чувством гражданской ответственности. Но все же главным показателем моральных качеств врача была и остается его совесть. Врач обязан быть исключительно доброжелательным, душевным человеком. Все это — высшие гуманные, морально-этические ценности в мире.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.117.89 (0.012 с.) |