Проблемы материи и форм ее существования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы материи и форм ее существования



 

«Нет надобности рассказывать о том, каким великим другом атеис­тов во все времена была материальная субстанция. Все их чудовищ­ные системы до того очевидно, до того необходимо зависят от нее, что раз будет удален этот краеугольный камень - и все здание неминуемо развалится», - писал епископ Д. Беркли (1684-1753) в работе «Трак­тат о принципах человеческого знания». Действительно, главный спор материализма с идеализмом и религией относится к проблеме начал мироздания, к проблеме единства бесконечного мира.

Категория материи имеет историю своего становления. Античные философы отождествляли материю с неким первоматериалом, перво-веществом, первокирпичиком. Философия Нового времени рассматри­вала материю как вещество, обладающее суммой некоторых неизменных свойств: протяженность, непроницаемость, масса, тяжесть и так далее.

Однако в этот период появилась тенденция отойти от идеи перво-вещества, первосвойств и понимать под материей всю природу в це­лом. Так, Б. Спиноза (1632-1677) считал, что материя - это природа, выступающая как субстанция, то есть то, что существует само в себе, представляет само через себя, то, что не нуждается в представлении другой вещи, из которой оно должно было образоваться. Субстанция является причиной самой себя, находится в вечном движении и обла­дает атрибутами протяженности и мышления.

Такой подход впоследствии позволил подойти к гносеологическо­му определению материи через ее сопоставление с сознанием и про­цессом познания. Так, французский материалист П. Гольбах (1723— 1789) считал, что сущность материи связана с всеобщим свойством материальных объектов вызывать ощущения. Однако это положение в дальнейшем не было развито.

Изложенные представления о сущности материи, с одной сторо­ны, признавали материальность мира, его материальное единство, от­рицали идеализм, способствовали развитию естествознания. Русский философ B.C. Соловьев в работе «Исторические дела философии» пи­сал, что восстановление прав материи было законным актом в освобо­дительном процессе философии, ибо только признание материи ос­вобождает от фактического рабства материи. С другой стороны, старые представления и подходы не позволяли проникнуть в сущность мате­рии, охватить все ее многообразные формы.

Определение категории «материя», в котором сконцентрирован весь опыт практического и теоретического освоения мира человеком, было Дано философией диалектического материализма (см. ниже).

В конце XIX - начале XX веков в естествознании, которое основы­валось на механически-атомистической картине мира, назревал кри­зис, связанный с открытием явлений, для которых объяснения с по­зиции атомистического строения материи оказались несостоятельны, Да и сам атом оказался делимым.

В 1895 году были открыты рентгеновские лучи. Это открытие оп­ровергло представление о непроницаемости материи. В 1896 году французский физик А. Беккерель открыл явление радиоактивнос­ти урана, что послужило толчком установлению сложного состава ато­ма, считавшегося до сих пор неделимым. В 1899 году русский физик П.Н. Лебедев впервые измерил давление света, чем доказал наличие электромагнитной массы, в физику вводится понятие поля, которое представляет собой качественно отличающийся от вещества вид ма­терии. «Материя исчезла» — заявили по этому поводу некоторые уче­ные-физики. Суть кризиса в физике, таким образом, заключалась в отрицании объективной реальности, в замене материалистической теории познания на агностицизм.

Философия не могла отмахнуться от новейших открытий естество­знания, она должна была осмыслить новую естественнонаучную основу материализма и сделать необходимые выводы по проблеме материи.

В работе Ф. Энгельса «Диалектика природы» были обозначены на­учные подходы к проблеме материи. С одной стороны, материя как таковая — это чистое создание мысли, абстракция, а с другой сторо­ны, материя и присущее ей движение не абстрактны. Классическое определение материи сформулировал В.И. Ленин в работе «Материа­лизм и эмпириокритицизм». При этом он исходил из следующих ос­нований: материя — это не материал для мироздания и не его свой­ства. Это сам мир в его многообразии, единственным свойством которого является свойство быть объективной реальностью.

В.И. Ленин дает следующее определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фото­графируется, отображается нашими ощущениями, существуя незави­симо от них». (Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 18. С. 131).

Разработанное философское понятие материи приводит к опреде­лению ее атрибутов, таких как несотворимость и неуничтожимость, неисчерпаемость, активность, то есть способность к саморазвитию, наличие всеобщего свойства отражения.

В настоящее время в атрибутивные свойства материи включается информация, которая трактуется как структурная сложность матери­альных объектов, как всякое разнообразие и упорядоченность.

В качестве коренного атрибута, всеобщего способа существования ма­терии выступает движение, а из органического единства материи и движе­ния вытекает необходимость ее существования в пространстве и времени.

Материя существует в двух видах: поле и вещество. Особыми вида­ми материи являются физический вакуум и плазма. Вещество — это все то, что имеет массу покоя. Науке известны три вида поля: электро­магнитное, ядерное, гравитационное.

В этой связи следует заметить, что русский биолог А.Г. Гурвич (1874-1954) ввел понятие и принцип поля в биологию. Главное значе­ние принципа поля заключается в том, что данный принцип объясня­ет согласованное поведение как компонентов организма, так и всего организма в целом. Процесс согласованного изменения или переме­щения частей сложного органического целого подчиняется законам поля. По имеющимся данным, принципу поля подчинены процессы не только в рамках индивида, но и процессы взаимодействия индиви­дов внутри колоний, видов.

Кроме видов, в материальном мире различают сферы: неоргани­ческая природа (имеет микро-, макро- и мега-уровни), органичес­кая материя (имеет также уровни организации живого: молекуляр­ный, субклеточный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный), социально-организованная материя, представляющая собой динамически функ­ционирующую, исторически развивающуюся действительность чело­веческих индивидов, находящихся в общественных отношениях.

Все виды и сферы материи связаны между собой: низшие предше­ствуют высшим, высшие основываются на низших.

Взаимосвязь уровней существования материи получила свое при­знание в медицине в ее новом и во многом гипотетическом разделе гелиобиологии. В начале XX века русский ученый А.Л. Чижевский (1897—1964) обратил внимание на связь самочувствия человека с про­цессами, протекающими в космосе. Ученый сделал вывод, что солнеч­ная активность влияет на течение эпидемических процессов в масштабе планеты. И несмотря на тот факт, что заболевания имеют социальную основу, нельзя вырывать человека, организмы из естественной среды, окружающего мира с его радиацией, электрическими полями, потока­ми солнечной энергией. Так, колебания магнитного поля Земли, по мнению специалистов, влияют на биосферу, у людей может появить­ся чувство тоски, страха, тревоги, появляется бессонница, снижается работоспособность.

Многообразие уровней организации материи связано с проблемой единства мира. Единство мира означает то реальное общее, которое имеется в явлениях и предметах. Материалистический монизм утвер­ждает единство мира в его материальности. В мире нет ничего, кроме вечно движущейся материи, которая отображается в сознании чело­века. Эта истина доказывается длительным и трудным развитием ес­тествознания. Открытие законов сохранения массы и энергии служит основой естественнонаучного обоснования субстанционального, ат­рибутивного единства мира. Открытие клеточного строения живых существ, теория эволюции Ч. Дарвина, достижения генетики доказа­ли, что основой живого также является развивающаяся материя. Мыш­ление, дух также включены в единство мира на материалистической основе как высший продукт и функция материи. Идеальное как по­рождение и отражение материи вписывается в материалистическую картину Вселенной.

Способом существования материи является движение. В мире нет движения без материи, как и материи без движения.

Движение - это никогда не прекращающийся процесс изменения материи, взаимодействия между составными элементами материаль­ных объектов, способность ее преобразовывать одно состояние в дру­гое, переносить следы прошлого в будущее, превращать возможность в действительность.

Источником движения является неоднородность, внутренняя про­тиворечивость материи. Как отмечал Г. Гегель, противоречие есть ко­рень всякого движения и жизненности.

Философия рассматривает следующие основные свойства движе­ния: объективность и материальность, абсолютность и относитель­ность (движение — всеобщий способ бытия, но существует в конкрет­ных формах), противоречивость (движение - это единство покоя и изменчивости), движение неотделимо от своего носителя.

Основываясь на факте соответствия движения своему носителю, Ф. Энгельс создал классификацию форм движения материи. Он вы­деляет пять форм: механическую — перемещение тела в пространст­ве и времени; физическую - движение атомов; химическую - дви­жение молекул; биологическую - движение белков; социальную — носитель индивид, общности людей. Все формы движения связаны друг с другом. Высшие формы включают в подчиненном виде низ­шие, основываются на них, но вследствие иной качественной опре­деленности не сводимы к простым формам. Так, например, биологи­ческая форма движения осуществляется при помощи физических и химических процессов, которые синтезируются в единую целост­ную систему, и в этой организации появляется за счет взаимодейст­вия ее элементов новое качество, которого не было в изолированных компонентах.

Медицина имеет дело с человеком, в котором представлена взаи­мосвязь форм движения материи, образующая высший тип целостно­сти. Врач, изучая организм человека, определенные физиологические процессы, не должен забывать, что человек - существо биосоциальное.

Движение — не единственный способ бытия. Другими основными формами существования материй являются пространство и время. Любые предметы находятся не только в движении, но и обладают раз­мерами, определенным образом расположены в отношении друг к дру­гу, следуют друг за другом в различной последовательности. Эти фак­ты отражены в категориях пространства и времени.

Пространство - это философская категория, отражающая факт сосуществования вещей и процессов, их протяженность и упорядо­ченность.

Время - это философская категория, отражающая факт смены яв­лений, их длительность и последовательность.

Основными характеристиками пространства и времени являются их объективность, абсолютность и относительность.

Пространство и время не обладают самостоятельным существова­нием вне зависимости от материи и движения. А. Эйнштейн в 1905 году создал теорию относительности, философский смысл которой выда­ющийся физик определил положением: пространство и время не су­ществуют без материи, они меняют свои свойства в зависимости от движения материи.

Свойством пространства и времени является бесконечность. Они бесконечны как движение и материя. Вообще признание конечности одной из четырех характеристик бытия означает одновременно конеч­ность остальных.

Свойством пространства и времени является их мерность. Про­странство трехмерно. Понятие многомерного пространства пред­ставляет собой научную абстракцию, имеющую математический и физический смысл, и содержание. Выражая конкретные явления мик­ромира, многомерные пространства не претендуют на замену про­странства трехмерного. Теория относительности пользуется понятием единого пространственно-временного континуума, где четвертым из­мерением является время.

Время одномерно, необратимо, и в философском смысле не есть равномерный ход событий. Время есть порядок реальных событий, некоторого их начала, развития и конца. Реальное время есть время конкретное, определенное движение конкретных объектов и потому, в отличие от циферблата часов, оно течет неравномерно.

А. Эйнштейн утверждал, что время есть характеристика, необходи­мым образом связанная с телом отсчета, к которому оно относится. Поэтому возможно рассмотрение пространства-времени в соответ­ствии со сферами существования материи, пространство-время в не­живой природе (мега-, макро-, микромире); биологическое пространство-время, связанное с появлением живого; социологическая фор­ма пространства-времени, связанная с возникновением человека.

Социологическая форма пространства-времени зависит от форм бытия и деятельности человека. В этом случае можно утверждать, что состояние этой формы, ход пространства-времени, его содержание зависит от человека. Ритмы человеческой деятельности задают време­ни свое течение, определяют время. Поэт Р. Гамзатов писал: Ты перед нами, время, не гордись, Считая всех людей своею тенью, Немало средь людей таких, чья жизнь Сама источник твоего свеченья. Будь благодарно озарявшим нас Мыслителям, героям и поэтам. Светилось ты и светишься сейчас Не собственным, а их великим светом.

Существует время индивидуального бытия человека, определяюще­еся событиями в его жизни. Очевидно, что отношение ко времени, умение спрессовать время, наполнить его разумным содержанием -показатель культуры человека, показатель смысложизненной напол­ненности его бытия.

Древнеиндийская мудрость утверждает: «Не мы беспечно проводи­ли время, но время нас, беспечных, провело».

Длительность процессов исторического времени имеет такие точ­ки отсчета как формация, цивилизация, эпоха.

Проблемы пространства-времени имеют свое специфическое пре­ломление в биологии и медицине.

Пространство и время явились фундаментальными факторами, ко­торые воздействовали на живое. Только благодаря приспособлению к пространственно-временным взаимодействиям на планете мог­ла возникнуть жизнь, законом которой является отражение в своих структурных формах свойств внешнего мира. В микроскопических пространственных структурах живого отражается пространственно-временной континуум внешних явлений. Вообще нормальное функ­ционирование живого организма зависит от геометрии пространствен­ного расположения внутренних органов.

П.К. Анохин сформулировал закон работы мозга, сущность кото­рого заключается в том, что мозг животных, как специальный орган отражения и приспособления, в процессе эволюции приобрел свой­ство непрерывного течения его процессов в полном соответствии с компонентами пространственно-временного континуума внешнего мира. Все формы нашего поведения вписаны в этот закон, который имеет свою биологическую основу в нервных клетках мозга, отражаю­щих непрерывность событий внешнего мира.

Живые организмы в результате приспособительной активности формируют своеобразную модель временных отношений в виде био­ритмов, представляющих собой цикличную временную организацию жизненных процессов. Ритмичные физиологические функции живо­го организма обеспечивают его устойчивость, сохраняют индивидуаль­ность. Поскольку биоритмы рассогласовываются с реальностью соци­альной жизнедеятельности, постольку сложилась хрономедицина, хронотерапия.

Рассмотрев проблему материи и форм ее существования, следует отметить, что принцип материального единства мира необходимо связан с принципом развития. А это означает необходимость связи материализма и диалектики, т.е. невозможность существования одно­го без другого.

Литература

Кучевскии В.Б. Анализ категории «материя». М., 1983. Моисеева Н.И. Время в нас и время вне нас. Л., 1991. Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке. М., 1990. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М., 1993. Чижевский А.А. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие основные концепции бытия в истории философии Вы знаете?

2. Каковы основные сферы бытия?

3. Каковы историко-философские взгляды на проблему материи?

4. Какие естественнонаучные и философские предпосылки научного оп­ределения категории «материя» Вы можете назвать?

5. Какие решения в поисках единства мира Вы знаете?

6. Каковы основные атрибуты материи?

Темы докладов и рефератов

1. Проблема бытия в современной философии.

2. Основные концепции пространства и времени.

3. Время в биологии и медицине.

4. Проблема поля в современной философии и естествознании.


ГЛАВА 8

ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА

КАК КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.29.73 (0.057 с.)