Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философское измерение жизни человека , общества и медициныСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В обыденном взгляде на философию долгое время утверждалось, что философия не имеет своих проблем и предмета. Не случайно еще в комедии Аристофана «Облака» (423 г. до н.э.) описывалась философия Сократа как искусство выдавать ложь за правду и выскальзывать из рук кредиторов. Г. Гейне в стихотворении «Вознесение» в 1854 году, отражая и высмеивая филистерский взгляд на философию, писал: Что? Философия? Кому она нужна, я не пойму. И не доходна ведь и скучна, К тому же ересей полна. С ней лишь сомневаешься, да голодаешь. Однако вся человеческая история доказывает, что с философией каждому человеку, хочет он того или не хочет, но столкнуться придется. Вопрос лишь в том, будет ли эта философия разумная, серьезная, глубокая, которая может стать неодолимой духовной потребностью, либо это будет скверный ее эрзац, который заведет либо в догматизм, либо в бесплодный скептицизм. Вопрос стоит, таким образом, не об отрицании философии, а о гармоничном слиянии науки и философии. Совершенно справедливо утверждение немецкого философа К. Ясперса (1883—1969) о том, что философии не может не быть, пока живут люди. Философия содержит притязание: обрести смысл жизни поверх всех целей в мире — явить смысл, охватывающий эти цели. Никогда не низводить какого-либо человека или человека вообще до средства... Необходимо совершать работу философского ремесла: развертывать категории и методы, структурировать наше основное знание, ориентироваться в космосе наук. Находится ли мир в непрерывном движении, изменении или в нем преобладают покой, устойчивость, неизменность? Может ли человек познать мир? Каковы пути, методы получения нового знания о мире? Что такое истина, добро, красота? Ответ на поставленные вопросы не дает ни одна частная наука. На них отвечает только философия. У философии всегда есть будущее, перспективы, ибо она ищет ответы на вопросы, которые постоянно в каждый исторический период ставит человечество на новом уровне. Что такое мир, жизнь, смерть, счастье, человек? В чем смысл бытия человека? Каковы перспективы развития общества? Отражая всеобщие характеристики природы, общества, мышления, наиболее общие законы бытия, философия вырабатывает целостный взгляд на мир, систему знания о мире, природе, обществе, о месте человека в мире. Философия и мудрость Философия как система обобщенных и целостных представлений о мире является самой древней наукой, насчитывающей в своем развитии около трех тысячелетий. Философские знания начали формироваться в VII-V1 вв. до н. э. в Индии, Китае, Греции, Риме. Слово «философия» в переводе с греческого на русский язык означает «любовь в мудрости», а в более точном смысле - «стремление к истине». В своем зарождении философия мыслилась как такое стремление к истине, которое приведет к гармоническим, согласованным отношениям человека с миром, а также к уравновешенности психики самого человека: его чувств, ума, воли. Таким образом, философское миропонимание фиксировало не только общие принципы бытия, общие целостные представления о мире, его структурных характеристиках, но и особое положение человека в мире, его высокое предназначение, ответственность перед собой и миром. Мудрость философского мышления предполагала не просто накопление массы фактов, но и понимание мира как целостного, единого в своей основе. Ценность мудрости заключалась в правильном руководстве поведением и образом жизни человека, в гармонизации знаний с жизненным опытом человека, его устремлениями. Первоначально понятие «философия» употреблялось в широком значении. В древней Греции этим термином означали всю совокупность имеющихся внерелигиозных знаний о мире, человеке, научное знание в целом. Такое понимание философии представляло собой вовсе не философию, но протознание, пранауку. Однако еще в рабовладельческом обществе начинается дифференциация, разделение знаний. Из единой, нерасчлененной пранауки выделяются астрономия, медицина, математика, геометрия, география, физика, собственно философия. В начале философия выступала в форме натурфилософского знания. Но в процессе исторического развития отягощенность натурфилософскими элементами в философии снижалась, а тенденция оформления ее в самостоятельную науку неуклонно росла. Уже в античном периоде понимание предмета и назначения философии начинает выходить за рамки натурфилософии. У Аристотеля философия понимается как учение о всеобщем. Всеобщие характеристики бытия должны быть выделены, по Аристотелю, в особую дисциплину, которую он называл «первой философией». Наука о первых началах должна была выполнять роль господствующей, руководящей науки наук, противостоящей всем другим наукам. Впоследствии за «первой философией» установилось название «метафизика» (то, что после физики). Метафизика стала синонимом философской науки о всеобщем. Таким образом, в рамках пранауки философское знание постепенно определяло свой предмет, задачи, подготавливалось к самоопределению. Содержание предмета философии формировалось исторически. В зависимости от уровня развития общества развитие философии шло от натурфилософии античности к натурфилософии эпохи Возрождения, характеризующейся главным образом пантеистическими и гилозоистическими (от греч. hyle — материя и zoe — жизнь) тенденциями, к философии Нового времени, особенностями которой является смещение содержания философского знания в сторону гносеологии и механицизма, к идеалистическим системам немецкой классической философии и далее - к диалектическому материализму К. Маркса и Ф. Энгельса. В этот период предметом философии становится изучение наиболее общих законов движения и развития природы, общества, мышления, путей познания и преобразования мира. Именно здесь произошло окончательное размежевание философии и частных наук, предметное самоопределение философии. Процессу рождения философии способствовали экономические, политические, социальные условия, к которым относится развитие производительных сил, конкретизированное в античном способе производства, развитие товарного производства, разделение общества на классы, социальные группы, наличие демократической формы правления. Философское знание возникло на основе мифологического мировоззрения и научного знания (см. схему). В мифах объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственных и эстетических оценок ситуации, формировались некоторые общие принципы, взгляды о первоначалах бытия. Схема. Генезис философии
Появление философии означало рождение особой формы сознания, направленной на осмысление сложившихся форм знания и культуры. Процесс размежевания и дифференциации наук привел к появлению проблемы соотношения философии и науки. В истории философии выделился ряд концепций, истолковывавших результаты дифференциации наук и вопросы связи философии с другими науками. Представители одной из концепций считали, что естественный процесс отделения наук от отождествляемого с философией синкретического знания приведет к разложению и распаду философии, ее содержание будет разобрано по частям другими науками. Философия сравнивалась с шекспировским королем Лиром, который раздал все свое богатство дочерям, а сам остался нищим. Эта концепция абсолютизирует частно-научное знание, отрывает его от философии, а последняя вообще сводится к совокупному частному знанию. Представители другой концепции рассматривали философию как науку наук, считали ее наукой, пред которой все другие, как рабыни, не вправе сказать и слова против. Философия рассматривалась как всеохватывающее древо человеческих знаний, ветвями которого являются частные науки. Философия понималась как знание высшего рода о вечном, бесконечном и, таким образом, отрывалась от достижений частных наук. Третья концепция реального процесса формирования и предметного самоопределения философии утверждает, что частные науки и сама философия выделились, обретя свой предмет из совокупного преднаучного знания. Этому способствовали конкретные исторические условия и интеллект великих мыслителей. Философское учение не просто продукт эпохи. Это продукт размышлений, установок, переживаний человека. Конкретная историческая эпоха выражает свои ценности, императивы, знания посредством духовной деятельности мыслителя. Философия - это специфический тип мышления, а также философский эмоциональный настрой, система мировоззренческих чувств, когда человек размышляет о мироздании, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливости, истине и лжи, о смысле и цели человеческой истории. Поэтому философия может быть определена как форма размышлений о начале бытия, развитая культура способности мыслить. Своеобразие личности мыслителя лежит в основе специфики философских взглядов и философского плюрализма. Множественность философских систем - не признак кризиса или разложения философии, а напротив, - свидетельство того, что философия уходит от стандарта, однообразия. Множественность философских систем является противоположностью идеологическому диктату, догматизму. Плюрализм требует от человека уважения к другим мнениям, признания за другими права на защиту своих идей и ценностей. Специфика философствования, философского творчества заключается в особой установке и стиле мышления, который проявляется в сомнении по поводу наличествующих взглядов. Поэтому философия любой эпохи всегда есть культура сомнения. B.C. Библер (р. 1918) считает, что философ - это человек, трагически сомневающийся там, где сомневаться невозможно: в религиозных первоначалах, в научных основаниях. Философ все ставит под сомнение для того, чтобы проверить надежность человеческих представлений. Философ - беспощадный критик и возмутитель спокойствия, он, как считал Ф. Ницше (1844-1900), должен быть верховным судьей эстетической культуры, цензором всех заблуждений. Философию порождает не только сомнение, но и удивление, которое является началом мудрости и представляет собой бескорыстную и чистую любознательность, без которой не было бы ни науки, ни философии. Несмотря на многообразие философских учений, в разные исторические периоды существует преемственность и единство историко-философского процесса, и, следовательно, можно рассмотреть исторические типы философии. Историческими типами философии в соответствии с логикой смены исторических эпох являются: философия древнего Востока, античности, средних веков, нового времени, современная западная философия. Исторические типы философии можно вычленить на основе геополитического подхода, с точки зрения которого выделяют три пути развития человечества - западный, восточный и русский. Отсюда три исторических типа философии — западная, восточная и русская. Основное отличие этих типов заключается в акценте духовного поиска. Акцент Запада - поиск абсолютной истины, России - поиск абсолютного добра, Востока - поиск абсолютного смысла вечности, слияние с ней. Второе отличие типов философии заключается в смещении акцентов в философии между рациональным и иррациональным. Западная философия тяготеет в сторону рационализма, русская философия имеет уклон в сторону иррационального. Речь идет лишь о смещении акцентов, но не об отрицании одного направления другим. Третье отличие заключается в характере смещения акцентов между разумом и верой. Русская философия изначально смещает свои акценты в сторону веры. Эту черту подчеркивали многие отечественные мыслители. Каждый исторический тип философии имеет также и свою логику развития материализма и идеализма. Разнообразие философских школ, течений и направлений, процесс смены эпох, культур, цивилизаций предполагает преемственность в историческом развитии философии и развитие философской традиции. Философская традиция характеризуется тождественностью философской мысли, возвращением к одной и той же проблематике, позволяющей перекликаться и с философской мыслью других эпох и культур, а также осуществлять реальный диалог современных многоразличных философских систем в их разногласии и многообразии. Г. Гегель (1770-1831) отмечал в этой связи, что ни одна система философии не опровергнута, опровергнут не принцип данной философии, а лишь предположение, что этот принцип является окончательным. Поэтому в философской науке необходимо ассимилировать огромный массив, зарубежной и русской философской мысли.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.71.13 (0.008 с.) |