Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема. Взаимосвязь медицины и философии

Поиск

 

Методологические проблемы стратегии и тактики диагностики так­же становятся весьма трудно решаемыми, если врач полагается лишь на свой индивидуальный опыт клинициста, который всегда ограни­чен. Но если он приобретает логическую культуру, овладевает закона­ми и правилами диалектической логики (философской науки о зако­нах и формах познающего мышления), то он становится на голову выше самого себя. Овладение логикой формирует у врача навык обра­щать внимание и критически оценивать собственные рассуждения, т.е. вырабатывает у него рефлексию. Только тот человек, который спосо­бен критически взглянуть на свои собственные рассуждения, может считаться интеллектуально развитым.

Проблемы врачебной этики и деонтологии могут быть правильно поняты также лишь в тесной связи с философской теорией нравственности. Врачу для успешного лечения постоянно приходится втор­гаться во внутренний духовный мир пациента, пытаться изменить его систему ценностей, обсуждать с ним смысложизненные вопросы. Со­вершенно очевидно, что врач, владеющий такими разделами философ­ского знания, как аксиология (теория ценностей) и экзистенциаль­ные проблемы, будет работать с пациентом гораздо эффективнее.

Мы обозначили здесь лишь некоторые моменты взаимосвязи фи­лософии с медико-биологическими науками. Разумеется, их гораздо больше. И решать их биологам и врачам помогает философия. Фило­соф не поставит за врача диагноз, не определит в конкретном случае, в каком состоянии организм человека (норма или патология), и как надо беседовать с конкретным больным. Однако философское знание подскажет врачу правильный выход из затруднительной ситуации.

Литература

Библер B. C. Что есть философия? // Вопр. философ., 1995, № 1. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы предпосылки появления философии?

2. Каковы исторические типы философии?

3. Как определить предмет философии?

4. В чем состоит содержание основного вопроса философии?

5. В чем заключается вечность проблем философии?

6. Почему необходима связь философии и частных наук?

7. Какие функции философии Вы можете назвать?

8. Как связаны между собой философия и медицинское знание?

9. Что такое мировоззрение? Какова его структура?

Темы докладов и рефератов

1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества.

2. Основной вопрос мировоззрения и главные философские направления.

3. Взаимосвязь медицины и философии (историко-философский анализ).

4. Философия, ее функции и роль в деятельности врача.

5. Сущность и содержание философских проблем медицины.

6. Философская культура врача как теоретико-методологическая основа его деятельности.


 

 

ГЛАВА 2

СОЦИАЛЬНО - ФИЛОСОФСКАЯ

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

МИРОВОЗЗРЕНИЯ ВРАЧА

 

1. Мировоззрение: сущность, содержание, структура и типология

Мировоззрение врача имеет высокую значимость как ядро духов­ного основания для деятельности медицинских специалистов и содер­жит общемировое, внутрироссийское и медицинское измерения.

Во-первых, в XX веке человечество разочаровалось в двух стержне­вых мировоззренческих идеях — в вере во всемогущество науки и тех­ники и в возможности построения справедливого общества для боль­шинства людей. Современный человек вынужден искать духовные основы своего существования в условиях мировоззренческого плю­рализма и обострения глобальных проблем. Именно с этим связана общемировая тенденция повышенного внимания к человеку и, осо­бенно, его духовному миру, мировоззрению. Разрыв между научно-ра­ционалистическим, с одной стороны, и практически-гуманистическим, собственно человеческим, компонентами мировоззрения, — с другой, приобрел угрожающие размеры. Отсюда вытекает необходи­мость корректировки существующих идеалов, ценностей, принципов, смысложизненных ориентаций человека. Нужна новая мировоззрен­ческая парадигма выживания в современных условиях, значительное место в которой отводится врачам, во многом определяющих телесное здоровье человечества.

Во-вторых, внутрироссийская значимость проблемы обусловлена существующей в отечественной философии и всей духовной жизни общества традицией особого внимания к мировоззренческим пробле­мам человека в кризисное время. Неоднозначные результаты проис­ходящего реформирования и, особенно духовная, социально-поли­тическая переориентация государства в России требуют поиска и обоснования адекватных новым условиям мировоззренческих прин­ципов, идеалов, ценностей, убеждений, способных служить российс­ким гражданам надежными ориентирами в повседневной жизни и ее перспективе. Сложность положения усугубляется трудностями пере­ходного периода страны, когда основная масса россиян серьезно от влечена от глубокого обдумывания проблемы мировоззренческой ори­ентации и содержания своей духовности и смысла жизни. Для многих актуальным остается вопрос о физическом выживании в условиях со­циально неориентированной рыночной экономики.

В-третьих, значение медицинского измерения исследования миро­воззрения обусловлено тем, что у врача имеется большая власть над пациентом. Она выражается в профессиональном вмешательстве в психику и тело человека, что предъявляет к мировоззрению врача осо­бые гуманистические требования. Кроме того, профессиональная деятельность врача непосредственно связана с целым спектром соб­ственно мировоззренческих проблем: здоровья и болезни, нормы и па­тологии, жизни и смерти, нравственно-гуманитарного осмысления клонирования человека, трансплантации органов и тканей, пределов исследования человека и ограничений экспериментирования с ним, эвтаназии и др. Возрастание требований к общекультурному и про­фессиональному содержанию мировоззрения врача вызвано увеличе­нием объема знаний, совершенствованием медицинской теории, рас­ширением возможностей медицинских технологий.

Необходимость повышенного внимания к мировоззрению обуслов­ливается не только теоретическим значением выдвигаемых вопросов, но и сугубо практическими обстоятельствами и, прежде всего, кризи­сом отечественного здравоохранения. С сожалением приходится кон­статировать тот факт, что происходит размывание и разрушение тра­диционных профессиональных ценностей и мотивации деятельности врачей, деформация их убеждений и идеалов, основанных на принци­пах гуманизма и справедливости. Это — отказ от выполнения своего профессионального долга, вымогательство взяток у больных, спекуля­ция лекарствами, насилие над пациентами, связь с мафиозными струк­турами, негласное обслуживание представителей преступного мира.

В отечественной и зарубежной философии сегодня имеется значи­тельное количество подходов к понятию «мировоззрение». Отмечаются, как правило, две основные характеристики: мировоззрение всегда оз­начает наиболее общее понимание человеком природного и соци­ального мира и своего места в нем, причем мир понимается как мате­риально-духовная целостность, как единство природы (космоса), общества и человека с его сознанием и духовностью. Некоторые авто­ры считают неправомерным выделение системы общих взглядов и представлений о мире в качестве основного, родового признака миро­воззрения. Сомнению подвергается, прежде всего, целесообразность употребления понятия «мир в целом», в силу отсутствия его строгой определенности. Думается, опасения на этот счет могут возникать лишь в том случае, если понимать «мир в целом» как совокупность всех яв­лений действительности. Прав B.C. Овчинников, утверждая, что «пред­метом мировоззрения является не абсолютно все в мире, а наиболее общие черты, свойства, законы объективной реальности, охватываю­щей природу и общество, природную и социальную сферы деятельно­сти людей». Кроме того, термин «мир в целом» характеризует такую специфическую черту мировоззрения, как стремление к целостному отражению действительности. Справедливо утверждает В.Г. Иванов, что «целостность и единство материального мира, всеобщая связь яв­лений, существование общих объективных законов, детерминизм об­щественно-исторической практики — вот то главное, что обеспечива­ет целостность сознания и мировоззрения».

Второй основной характеристикой мировоззрения личности назы­вается ее позиция, выраженная эмоционально-чувственным и рацио­нальным отношением к внешней среде. Ведь содержание мировоззре­ния людей выражает прежде всего совокупность их многообразных убеждений и идеалов. Таким образом, достаточно очевидно, что под мировоззрением личности следует понимать переосмысленные, подверг­шиеся оценке знания, а также сформулированные на их основе и на осно­ве жизненного опыта идеалы, нормы, принципы жизни, понимание цен­ностей и отношения к ним, выработанные убеждения, принятые верования (см. схему).

Типовую структуру имеет не только научное, но и обыденное ми­ровоззрение, мифологическое или религиозное. В данных условиях оценка многочисленных вариантов структуры мировоззрения равно­значна оценке на истинность, так как подходом к структуре мировоз­зрения будет поиск отраженных в нем основных сфер и видов жизне­деятельности людей, закрепленных для мировоззрения в духовных формах на основе усвоенной картины мира.


Содержание мировоззрения структурно выражается в присущих ему формах, главной из которых является картина мира и отношение субъекта к природе, обществу и себе. Мировоззрение - это дихотомия обобщенных переосмысленных знаний и позиций (убеждений) субъек­та. Структура и содержание мировоззрения, так или иначе, отражены в других понятиях, близких понятию «мировоззрение» или обознача­ющих конкретные его элементы и стороны.

Мироощущение - это отношение человека к окружающему миру, проявляющееся в его настроениях, чувствах и соответствующих им действиях. Мироощущение выражает поверхностную, ситуативную, фрагментарную связь человека с миром и самим собой, представляю­щую первичную ступень обыденно-практического освоения мира че­ловеком, его оценку в соответствии с потребностями и интересами. Но именно через мироощущение осуществляются первые осознавае­мые контакты людей с окружающим миром и между собой как пред­ставителями этого мира.

Миросозерцание — это совокупность взглядов, воззрений на мир. Оно формируется как итог всего чувственного познания и его оценки. В нем используются ощущения, восприятия, представления, память и другие формы чувственного познания. Миросозерцание подчерки­вает также некоторую умиротворенческую, спокойную позицию че­ловека (субъекта), возникшую как согласование обыденного познания и жизненной позиции. Миросозерцанием личности обозначается так­же ее избирательная способность к наблюдению своего природного и социального окружения, определению обыденно-практического, часто утилитарного смысла жизни. Миросозерцание — необходимая духовная база для возникновения форм мировоззрения на абстракт­но-логическом уровне сознания и мышления людей.

Мировидение — это вариант мировосприятия и мироощущения, фор­мирующийся преимущественно на основе зрительного отражения. Оно состоит в фиксированном, достаточно стабильном восприятии и пред­ставлении о переживаемом моменте. В мировидении человека содер­жится активная оценка среды пребывания как сферы собственной де­ятельности. Иногда мировидение связывается с иррациональными способами переживания мира: религиозные видения, божественные провидения, откровение и озарение, гадание, магия и т.п. Наука не опе­рирует данными смысловыми значениями.

Миропонимание — это абстрактно-логическое осмысление действи­тельности, система понятий, интеллектуальный уровень мировоззре­ния. Миропонимание характеризует умение личности выделять для себя наиболее значимое в мире, глубоко проникать рассудком и разумом в сущность постигаемых явлений, осмысливать целеполагание и осуществлять выбор адекватных средств достижения желаемого.

Из приведенных определений видно, что мировоззрение имеет сложную и многозначную структуру. Многие стороны и элементы ми­ровоззрения получили в ходе исторического развития общества и по­знания самостоятельные названия (обозначения). При всем богатстве и изменчивости сознания людей достаточно устойчивой в нем остает­ся картина мира. Она выступает исходным информационным основа­нием самого сознания, а также и мировоззрения. Значительная часть переосмысленной и переоцененной картины мира выступает и элемен­том содержания мировоззрения людей. Картина мира, в отличие от ми­ровоззрения, — это вся совокупность знаний о бытии, которой обладает человек. В научной литературе выделяются также философская, рели­гиозная, целая серия естественнонаучных картин: физическая, хими­ческая, биологическая, космологическая, причинно-механическая и другие. Существуют теории чувственно-пространственной, духовно-культурной и метафизической картин мира. Для картины мира характе­рен объективный подход. Прежде всего, важно выделить три основных ведущих компонента всякой картины мира: а) знания о природе; б) зна­ния об обществе; в) знания о человеке и его сознании (духовности). Образ мира — это целостная, многоуровневая система представле­ний человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности.

Мировоззрение, как явление духовной жизни общества и ядро ду­ховного мира личности, является специфической формой отражения действительности. В качестве объекта мировоззрения врача выступа­ет в совокупности вся объективная и субъективная реальность. Пред­метом мировоззрения являются существенные признаки и содержание бытия, другие важные его характеристики, связанные с ценностными ориентирами и смысложизненными интересами субъекта. Под субъектом мировоззрения понимается личность, социальные группы и общности. В философской литературе имеется значительное количество ва­риантов типологии мировоззрения на различных основаниях. Вари­анты типологии мировоззрения западных авторов характеризуются предпочтением религиозного и психологического подходов. Отече­ственные авторы типологию мировоззрения выстраивают с позиции материалистического понимания истории, характерного для марк­систской философии. Таким образом, тип мировоззрения — это ус­тойчивая система смыслообразующих и смыслозначимых знаний, идеалов, норм и принципов жизни, убеждений и верований, функци­онирование которой детерминируется каким-либо одним конструктив­ным элементом. Если определяющую роль в мировоззрении играет религиозный компонент — это религиозный тип. Совокупность нере­лигиозных элементов определяет светский тип мировоззрения. Доми­нирование в мировоззрении мифологии формирует мифологический тип мировоззрения.

Мифологическое мировоззрение представляет собой сплав мистики фантастичных образов и специфических представлений о материаль­ных объектах, духовных ценностях, на основе которых первобытный человек постигал, осознавал окружающий мир и самого себя. Мифоло­гическому мышлению свойственно неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, про­странственных и временных отношений, происхождения и сущности. Объяснение вещи и мира в целом сводится к рассказу о происхождении и творении в категориях сакрального (от лат. sacrum — священный) и профанного (от лат. profanus - лишенный святости, непосвященный) времени как парадигмы и прецеденты для воспроизведения. Мифоло­гическое мироощущение выражается не только в преданиях, но и дея­тельности в виде обрядов, танцев, ритуалов. Мифология включает в себя прообраз религии, философии и различных форм искусства.

Философия, как основание типологии, образует три основных типа мировоззрения. Доминирование в мировоззрении религиозной фило­софии определяет религиозно-философский тип. Может существовать и существует светски-философский тип, а также оккультный (философско-мистический) тип мировоззрения. Важно отметить, что раз­личные типы мировоззрения или их отдельные стороны могут сосу­ществовать в мировоззрении одного субъекта. Так, в Новое время утвердился деизм (от лат. Deus — Бог), как некоторый симбиоз религи­озно-христианского и светско-научного мировоззрения. Его после­дователями были Ф. Бэкон, Дж. Локк, И. Ньютон и многие другие мыслители. Но типовые признаки такое мировоззрение во многом ут­рачивает. Оно внутренне становится достаточно неоднородным, не­последовательным и противоречивым.

Философский элемент мировоззрения личности предполагает отра­жение его объекта, предмета, субъекта, содержания, структуры, типа, аспектов, методологии исследования средствами и способами соци­альной философии. Естественнонаучный элемент мировоззрения пред­полагает рассмотрение его с позиции освоения природы личностью. Он базируется на обобщенных знаниях о космосе и природе Земли, об обществе, как обособившейся части природы, и о человеке в мире при­роды. Естественнонаучный элемент мировоззрения личности в совре­менных условиях постоянно актуализируется, выступает одним из по­казателей культуры личности. Гуманитарный элемент мировоззрения личности отражает осознание ею социального бытия и своего места в нем. Он включает взгляды и идеалы социально-исторического, культуро­логического, формационного, экономического, социального, полити­ко-правового, нравственного, художественно-эстетического, религиоз­но-атеистического и иного характера. Научно-социальный элемент мировоззрения личности отражает и выражает ее статус в обществе в соотношении со статусом других субъектов, права и свободы личности, меру их реализации, общественные и индивидуальные интересы, по­требности, ролевую характеристику личности. Религиозный (теисти­ческий и атеистический) элемент мировоззрения отражает отношение личности к свободе совести (как свободы верований), свободе крити­ки верований (свободомыслие), свободе от верований (атеизм). Биоэти­ческий элемент мировоззрения личности проявляется в отношении че­ловека к живой природе, ко всему живому и человеку как предста­вителю живого на Земле на основе общепризнанных человеческих норм нравственности в интересах гармонизации отношений человека с окружающей его природой. Психолого-антропологический элемент мировоззрения личности характеризует эмоционально-волевое ос­воение знаний, ценностей, норм поведения и превращение их в лич­ные взгляды, убеждения, верования, в волевую установку к опреде­ленным действиям.

Выделение перечисленных элементов не является исчерпывающим. Жесткому разнесению мировоззрения личности по доминирующим элементам присущ недостаток, обусловленный взаимосвязанностью и взаимодополняемостью элементов мировоззрения. Очевидно, что наиболее плодотворным будет являться системный подход, когда ми­ровоззрение личности рассматривается в единстве онтологическо­го, гносеологического и психологического, социального, аксиологичес­кого, исторического элементов в единстве познавательного, теорети­ческого и практического отношения человека к действительности и к самому себе.

Литература

Иванов В.Г. Физика и мировоззрение. Л., 1975.

Калинин B. C. Методологический анализ природы убеждений // Методоло­гические вопросы анализа общественного сознания. Горький, 1972.

Казаченко В.И., Петленко В.П., Тихонов М.И. Социология и мировоззре­ние врача. СПб., 1992.

Овчинников B. C. Мировоззрение как явление духовной жизни общества. Л., 1978.

Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. М., 1982.

Мартынычев И.В. Мировоззрение естествоиспытателя. М., 1980. Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. Казань, 1989.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем обусловлено повышенное внимание современного человечества к мировоззренческой проблематике?

2. Какова структура мировоззрения?

3. Как соотносятся с мировоззрением мироощущение, миросозерцание, мировидение, миропонимание, образ мира и философия?

4. Что является объектом, предметом и субъектом мировоззрения?

5. По каким основаниям осуществляется типология мировоззрения?

Темы докладов и рефератов

1. Мировоззрение: сущность, структура и функции.

2. Философский анализ основных типов мировоззрений.

3. Мировоззренческая функция философии.

4. Место и роль мировоззрения в духовном мире и опыте врача.

5. Сравнительный анализ мифологического, религиозного, натурфилософ­ского и научного типов мировоззрения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.167 (0.01 с.)