Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Схема. Взаимосвязь медицины и философииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Методологические проблемы стратегии и тактики диагностики также становятся весьма трудно решаемыми, если врач полагается лишь на свой индивидуальный опыт клинициста, который всегда ограничен. Но если он приобретает логическую культуру, овладевает законами и правилами диалектической логики (философской науки о законах и формах познающего мышления), то он становится на голову выше самого себя. Овладение логикой формирует у врача навык обращать внимание и критически оценивать собственные рассуждения, т.е. вырабатывает у него рефлексию. Только тот человек, который способен критически взглянуть на свои собственные рассуждения, может считаться интеллектуально развитым. Проблемы врачебной этики и деонтологии могут быть правильно поняты также лишь в тесной связи с философской теорией нравственности. Врачу для успешного лечения постоянно приходится вторгаться во внутренний духовный мир пациента, пытаться изменить его систему ценностей, обсуждать с ним смысложизненные вопросы. Совершенно очевидно, что врач, владеющий такими разделами философского знания, как аксиология (теория ценностей) и экзистенциальные проблемы, будет работать с пациентом гораздо эффективнее. Мы обозначили здесь лишь некоторые моменты взаимосвязи философии с медико-биологическими науками. Разумеется, их гораздо больше. И решать их биологам и врачам помогает философия. Философ не поставит за врача диагноз, не определит в конкретном случае, в каком состоянии организм человека (норма или патология), и как надо беседовать с конкретным больным. Однако философское знание подскажет врачу правильный выход из затруднительной ситуации. Литература Библер B. C. Что есть философия? // Вопр. философ., 1995, № 1. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991. Вопросы для самоконтроля 1. Каковы предпосылки появления философии? 2. Каковы исторические типы философии? 3. Как определить предмет философии? 4. В чем состоит содержание основного вопроса философии? 5. В чем заключается вечность проблем философии? 6. Почему необходима связь философии и частных наук? 7. Какие функции философии Вы можете назвать? 8. Как связаны между собой философия и медицинское знание? 9. Что такое мировоззрение? Какова его структура? Темы докладов и рефератов 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества. 2. Основной вопрос мировоззрения и главные философские направления. 3. Взаимосвязь медицины и философии (историко-философский анализ). 4. Философия, ее функции и роль в деятельности врача. 5. Сущность и содержание философских проблем медицины. 6. Философская культура врача как теоретико-методологическая основа его деятельности.
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНО - ФИЛОСОФСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ВРАЧА
1. Мировоззрение: сущность, содержание, структура и типология Мировоззрение врача имеет высокую значимость как ядро духовного основания для деятельности медицинских специалистов и содержит общемировое, внутрироссийское и медицинское измерения. Во-первых, в XX веке человечество разочаровалось в двух стержневых мировоззренческих идеях — в вере во всемогущество науки и техники и в возможности построения справедливого общества для большинства людей. Современный человек вынужден искать духовные основы своего существования в условиях мировоззренческого плюрализма и обострения глобальных проблем. Именно с этим связана общемировая тенденция повышенного внимания к человеку и, особенно, его духовному миру, мировоззрению. Разрыв между научно-рационалистическим, с одной стороны, и практически-гуманистическим, собственно человеческим, компонентами мировоззрения, — с другой, приобрел угрожающие размеры. Отсюда вытекает необходимость корректировки существующих идеалов, ценностей, принципов, смысложизненных ориентаций человека. Нужна новая мировоззренческая парадигма выживания в современных условиях, значительное место в которой отводится врачам, во многом определяющих телесное здоровье человечества. Во-вторых, внутрироссийская значимость проблемы обусловлена существующей в отечественной философии и всей духовной жизни общества традицией особого внимания к мировоззренческим проблемам человека в кризисное время. Неоднозначные результаты происходящего реформирования и, особенно духовная, социально-политическая переориентация государства в России требуют поиска и обоснования адекватных новым условиям мировоззренческих принципов, идеалов, ценностей, убеждений, способных служить российским гражданам надежными ориентирами в повседневной жизни и ее перспективе. Сложность положения усугубляется трудностями переходного периода страны, когда основная масса россиян серьезно от влечена от глубокого обдумывания проблемы мировоззренческой ориентации и содержания своей духовности и смысла жизни. Для многих актуальным остается вопрос о физическом выживании в условиях социально неориентированной рыночной экономики. В-третьих, значение медицинского измерения исследования мировоззрения обусловлено тем, что у врача имеется большая власть над пациентом. Она выражается в профессиональном вмешательстве в психику и тело человека, что предъявляет к мировоззрению врача особые гуманистические требования. Кроме того, профессиональная деятельность врача непосредственно связана с целым спектром собственно мировоззренческих проблем: здоровья и болезни, нормы и патологии, жизни и смерти, нравственно-гуманитарного осмысления клонирования человека, трансплантации органов и тканей, пределов исследования человека и ограничений экспериментирования с ним, эвтаназии и др. Возрастание требований к общекультурному и профессиональному содержанию мировоззрения врача вызвано увеличением объема знаний, совершенствованием медицинской теории, расширением возможностей медицинских технологий. Необходимость повышенного внимания к мировоззрению обусловливается не только теоретическим значением выдвигаемых вопросов, но и сугубо практическими обстоятельствами и, прежде всего, кризисом отечественного здравоохранения. С сожалением приходится констатировать тот факт, что происходит размывание и разрушение традиционных профессиональных ценностей и мотивации деятельности врачей, деформация их убеждений и идеалов, основанных на принципах гуманизма и справедливости. Это — отказ от выполнения своего профессионального долга, вымогательство взяток у больных, спекуляция лекарствами, насилие над пациентами, связь с мафиозными структурами, негласное обслуживание представителей преступного мира. В отечественной и зарубежной философии сегодня имеется значительное количество подходов к понятию «мировоззрение». Отмечаются, как правило, две основные характеристики: мировоззрение всегда означает наиболее общее понимание человеком природного и социального мира и своего места в нем, причем мир понимается как материально-духовная целостность, как единство природы (космоса), общества и человека с его сознанием и духовностью. Некоторые авторы считают неправомерным выделение системы общих взглядов и представлений о мире в качестве основного, родового признака мировоззрения. Сомнению подвергается, прежде всего, целесообразность употребления понятия «мир в целом», в силу отсутствия его строгой определенности. Думается, опасения на этот счет могут возникать лишь в том случае, если понимать «мир в целом» как совокупность всех явлений действительности. Прав B.C. Овчинников, утверждая, что «предметом мировоззрения является не абсолютно все в мире, а наиболее общие черты, свойства, законы объективной реальности, охватывающей природу и общество, природную и социальную сферы деятельности людей». Кроме того, термин «мир в целом» характеризует такую специфическую черту мировоззрения, как стремление к целостному отражению действительности. Справедливо утверждает В.Г. Иванов, что «целостность и единство материального мира, всеобщая связь явлений, существование общих объективных законов, детерминизм общественно-исторической практики — вот то главное, что обеспечивает целостность сознания и мировоззрения». Второй основной характеристикой мировоззрения личности называется ее позиция, выраженная эмоционально-чувственным и рациональным отношением к внешней среде. Ведь содержание мировоззрения людей выражает прежде всего совокупность их многообразных убеждений и идеалов. Таким образом, достаточно очевидно, что под мировоззрением личности следует понимать переосмысленные, подвергшиеся оценке знания, а также сформулированные на их основе и на основе жизненного опыта идеалы, нормы, принципы жизни, понимание ценностей и отношения к ним, выработанные убеждения, принятые верования (см. схему). Типовую структуру имеет не только научное, но и обыденное мировоззрение, мифологическое или религиозное. В данных условиях оценка многочисленных вариантов структуры мировоззрения равнозначна оценке на истинность, так как подходом к структуре мировоззрения будет поиск отраженных в нем основных сфер и видов жизнедеятельности людей, закрепленных для мировоззрения в духовных формах на основе усвоенной картины мира. Содержание мировоззрения структурно выражается в присущих ему формах, главной из которых является картина мира и отношение субъекта к природе, обществу и себе. Мировоззрение - это дихотомия обобщенных переосмысленных знаний и позиций (убеждений) субъекта. Структура и содержание мировоззрения, так или иначе, отражены в других понятиях, близких понятию «мировоззрение» или обозначающих конкретные его элементы и стороны. Мироощущение - это отношение человека к окружающему миру, проявляющееся в его настроениях, чувствах и соответствующих им действиях. Мироощущение выражает поверхностную, ситуативную, фрагментарную связь человека с миром и самим собой, представляющую первичную ступень обыденно-практического освоения мира человеком, его оценку в соответствии с потребностями и интересами. Но именно через мироощущение осуществляются первые осознаваемые контакты людей с окружающим миром и между собой как представителями этого мира. Миросозерцание — это совокупность взглядов, воззрений на мир. Оно формируется как итог всего чувственного познания и его оценки. В нем используются ощущения, восприятия, представления, память и другие формы чувственного познания. Миросозерцание подчеркивает также некоторую умиротворенческую, спокойную позицию человека (субъекта), возникшую как согласование обыденного познания и жизненной позиции. Миросозерцанием личности обозначается также ее избирательная способность к наблюдению своего природного и социального окружения, определению обыденно-практического, часто утилитарного смысла жизни. Миросозерцание — необходимая духовная база для возникновения форм мировоззрения на абстрактно-логическом уровне сознания и мышления людей. Мировидение — это вариант мировосприятия и мироощущения, формирующийся преимущественно на основе зрительного отражения. Оно состоит в фиксированном, достаточно стабильном восприятии и представлении о переживаемом моменте. В мировидении человека содержится активная оценка среды пребывания как сферы собственной деятельности. Иногда мировидение связывается с иррациональными способами переживания мира: религиозные видения, божественные провидения, откровение и озарение, гадание, магия и т.п. Наука не оперирует данными смысловыми значениями. Миропонимание — это абстрактно-логическое осмысление действительности, система понятий, интеллектуальный уровень мировоззрения. Миропонимание характеризует умение личности выделять для себя наиболее значимое в мире, глубоко проникать рассудком и разумом в сущность постигаемых явлений, осмысливать целеполагание и осуществлять выбор адекватных средств достижения желаемого. Из приведенных определений видно, что мировоззрение имеет сложную и многозначную структуру. Многие стороны и элементы мировоззрения получили в ходе исторического развития общества и познания самостоятельные названия (обозначения). При всем богатстве и изменчивости сознания людей достаточно устойчивой в нем остается картина мира. Она выступает исходным информационным основанием самого сознания, а также и мировоззрения. Значительная часть переосмысленной и переоцененной картины мира выступает и элементом содержания мировоззрения людей. Картина мира, в отличие от мировоззрения, — это вся совокупность знаний о бытии, которой обладает человек. В научной литературе выделяются также философская, религиозная, целая серия естественнонаучных картин: физическая, химическая, биологическая, космологическая, причинно-механическая и другие. Существуют теории чувственно-пространственной, духовно-культурной и метафизической картин мира. Для картины мира характерен объективный подход. Прежде всего, важно выделить три основных ведущих компонента всякой картины мира: а) знания о природе; б) знания об обществе; в) знания о человеке и его сознании (духовности). Образ мира — это целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности. Мировоззрение, как явление духовной жизни общества и ядро духовного мира личности, является специфической формой отражения действительности. В качестве объекта мировоззрения врача выступает в совокупности вся объективная и субъективная реальность. Предметом мировоззрения являются существенные признаки и содержание бытия, другие важные его характеристики, связанные с ценностными ориентирами и смысложизненными интересами субъекта. Под субъектом мировоззрения понимается личность, социальные группы и общности. В философской литературе имеется значительное количество вариантов типологии мировоззрения на различных основаниях. Варианты типологии мировоззрения западных авторов характеризуются предпочтением религиозного и психологического подходов. Отечественные авторы типологию мировоззрения выстраивают с позиции материалистического понимания истории, характерного для марксистской философии. Таким образом, тип мировоззрения — это устойчивая система смыслообразующих и смыслозначимых знаний, идеалов, норм и принципов жизни, убеждений и верований, функционирование которой детерминируется каким-либо одним конструктивным элементом. Если определяющую роль в мировоззрении играет религиозный компонент — это религиозный тип. Совокупность нерелигиозных элементов определяет светский тип мировоззрения. Доминирование в мировоззрении мифологии формирует мифологический тип мировоззрения. Мифологическое мировоззрение представляет собой сплав мистики фантастичных образов и специфических представлений о материальных объектах, духовных ценностях, на основе которых первобытный человек постигал, осознавал окружающий мир и самого себя. Мифологическому мышлению свойственно неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности. Объяснение вещи и мира в целом сводится к рассказу о происхождении и творении в категориях сакрального (от лат. sacrum — священный) и профанного (от лат. profanus - лишенный святости, непосвященный) времени как парадигмы и прецеденты для воспроизведения. Мифологическое мироощущение выражается не только в преданиях, но и деятельности в виде обрядов, танцев, ритуалов. Мифология включает в себя прообраз религии, философии и различных форм искусства. Философия, как основание типологии, образует три основных типа мировоззрения. Доминирование в мировоззрении религиозной философии определяет религиозно-философский тип. Может существовать и существует светски-философский тип, а также оккультный (философско-мистический) тип мировоззрения. Важно отметить, что различные типы мировоззрения или их отдельные стороны могут сосуществовать в мировоззрении одного субъекта. Так, в Новое время утвердился деизм (от лат. Deus — Бог), как некоторый симбиоз религиозно-христианского и светско-научного мировоззрения. Его последователями были Ф. Бэкон, Дж. Локк, И. Ньютон и многие другие мыслители. Но типовые признаки такое мировоззрение во многом утрачивает. Оно внутренне становится достаточно неоднородным, непоследовательным и противоречивым. Философский элемент мировоззрения личности предполагает отражение его объекта, предмета, субъекта, содержания, структуры, типа, аспектов, методологии исследования средствами и способами социальной философии. Естественнонаучный элемент мировоззрения предполагает рассмотрение его с позиции освоения природы личностью. Он базируется на обобщенных знаниях о космосе и природе Земли, об обществе, как обособившейся части природы, и о человеке в мире природы. Естественнонаучный элемент мировоззрения личности в современных условиях постоянно актуализируется, выступает одним из показателей культуры личности. Гуманитарный элемент мировоззрения личности отражает осознание ею социального бытия и своего места в нем. Он включает взгляды и идеалы социально-исторического, культурологического, формационного, экономического, социального, политико-правового, нравственного, художественно-эстетического, религиозно-атеистического и иного характера. Научно-социальный элемент мировоззрения личности отражает и выражает ее статус в обществе в соотношении со статусом других субъектов, права и свободы личности, меру их реализации, общественные и индивидуальные интересы, потребности, ролевую характеристику личности. Религиозный (теистический и атеистический) элемент мировоззрения отражает отношение личности к свободе совести (как свободы верований), свободе критики верований (свободомыслие), свободе от верований (атеизм). Биоэтический элемент мировоззрения личности проявляется в отношении человека к живой природе, ко всему живому и человеку как представителю живого на Земле на основе общепризнанных человеческих норм нравственности в интересах гармонизации отношений человека с окружающей его природой. Психолого-антропологический элемент мировоззрения личности характеризует эмоционально-волевое освоение знаний, ценностей, норм поведения и превращение их в личные взгляды, убеждения, верования, в волевую установку к определенным действиям. Выделение перечисленных элементов не является исчерпывающим. Жесткому разнесению мировоззрения личности по доминирующим элементам присущ недостаток, обусловленный взаимосвязанностью и взаимодополняемостью элементов мировоззрения. Очевидно, что наиболее плодотворным будет являться системный подход, когда мировоззрение личности рассматривается в единстве онтологического, гносеологического и психологического, социального, аксиологического, исторического элементов в единстве познавательного, теоретического и практического отношения человека к действительности и к самому себе. Литература Иванов В.Г. Физика и мировоззрение. Л., 1975. Калинин B. C. Методологический анализ природы убеждений // Методологические вопросы анализа общественного сознания. Горький, 1972. Казаченко В.И., Петленко В.П., Тихонов М.И. Социология и мировоззрение врача. СПб., 1992. Овчинников B. C. Мировоззрение как явление духовной жизни общества. Л., 1978. Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. М., 1982. Мартынычев И.В. Мировоззрение естествоиспытателя. М., 1980. Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. Казань, 1989. Вопросы для самоконтроля 1. Чем обусловлено повышенное внимание современного человечества к мировоззренческой проблематике? 2. Какова структура мировоззрения? 3. Как соотносятся с мировоззрением мироощущение, миросозерцание, мировидение, миропонимание, образ мира и философия? 4. Что является объектом, предметом и субъектом мировоззрения? 5. По каким основаниям осуществляется типология мировоззрения? Темы докладов и рефератов 1. Мировоззрение: сущность, структура и функции. 2. Философский анализ основных типов мировоззрений. 3. Мировоззренческая функция философии. 4. Место и роль мировоззрения в духовном мире и опыте врача. 5. Сравнительный анализ мифологического, религиозного, натурфилософского и научного типов мировоззрения.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.167 (0.01 с.) |