Предмет , структура и функции современной философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет , структура и функции современной философии



 

С позиций современной философии объектом философского зна­ния является все многообразие бытия, весь мир как многоуровневая система, характеризующаяся сложностью, неопределенностью, нели­нейностью, динамичностью.

Содержание современного философского знания отражает расши­ряющиеся возможности управления многими природными и соци­альными процессами, а также состояние общества, положение чело­века в нем, глобальные проблемы цивилизации, современные проблемы естествознания, медицины и другие проблемы.

Предметом философии является всеобщее в системе «мир — чело­век». В центре внимания философии находится человек, и в этом зак­лючается ее человеческое измерение. Понимание мира в философии связывается с включенностью в него человека, как сознательно-дея­тельного фактора. Современная философия рассматривает человека как сознательного соучастника мировой эволюции, делает его ответ­ственным за результаты своей деятельности, выдвигает на первый план профессиональные, нравственные, духовные качества личности.

Взаимоотношения между сторонами системы «мир — человек» вклю­чают четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологичес­кий, духовно-практический. К главным граням предмета философии относятся проблемы:

—всеобщее в онтологических отношениях материи и сознания, все­общее в отношениях материи с основными формами ее существова­ния — движением, пространством, временем;

—всеобщие проблемы познавательных субъектно-объектных от­ношений, к которым относятся сущность отражения, соотношение чувственного и рационального, эмпирического и теоретического в по­знании, проблемы истины и ее критериев и другие;

—   аксиологические проблемы субъектно-объектных отношений,
к которым относится система ценностей человека. Ценности, как компоненты культуры, реализуются в эстетических, нравственных, религиозных воззрениях человека и, в конечном итоге, в его дея­тельности;

— духовно-практические субъектно-объектные отношения.

В результате такого подхода к предмету философского знания фи­лософию можно определить как науку о всеобщих характеристиках мира, месте человека в мире, его способностях познавать мир и воз­действовать на него.

Философия - это система взглядов на мир в целом и место в нем человека.

Человеческий мир весьма многообразен, он представляет собой целостную систему, и его системообразующим фактором являются предельные основания исторически определенной культуры, отража­ющие и задающие целостный, обобщенный образ мира. Философию можно определить как предельное основание культуры. В принципах, законах, категориях философии сконцентрирован исторический опыт, в системе мировоззренческих универсалий человек определяет, оце­нивает и переживает мир.

В философии рассматривают два блока универсалий: категории, отражающие наиболее общие, атрибутивные характеристики объек­тов (пространство, время, движение, количество, качество, случай­ность, необходимость и т.д.) и категории, осмысливающие человека как субъекта деятельности, систему его отношений в обществе (чело­век, общество, сознание, добро, вера, долг, свобода и т.д.).

Принципиальной основой проблем философского знания являет­ся основной вопрос философии. Многие философы не рассматрива­ют эту проблему или формулируют свое видение основного вопроса философии. Однако за решение какой бы проблемы ни брался фило­соф, он обязательно натолкнется на вопрос об отношении мышления к бытию и должен будет выбрать для себя позицию, которая опреде­лит его философию как материалистическую или идеалистическую.

Смысл основного вопроса философии в его классической форму­лировке заключается в ответе на вопросы: что первично (дух или ма­терия)? и познаваем ли мир? В зависимости от того, как философы понимали данное положение, что принимали за исходное, они соста­вили два направления. Позиция, согласно которой мир объясняется, исходя из духа, получила название идеализма. Философы, которые признавали первичной материальную субстанцию, примыкали к раз­личным видам материализма.

Другой стороной основного вопроса философии является вопрос о познаваемости мира. Те, кто считает, что мир непознаваем, называются агностиками (от греч. gnosis - знание, а - отрицание). От пути решения основного вопроса зависит трактовка и решение многих философских и медико-философских проблем, например, происхож­дения и сущности сознания, смерти и бессмертия, решения вопросов философской антропологии, проблем общественного бытия, развития цивилизаций, проблем истины, логики научного познания и других.

Однако в различных философских учениях в качестве основного вопроса ставились проблемы долга, счастья, свободы, смысла чело­веческой жизни. Эти важные и конкретные философские проблемы находятся в одном ряду с другими вопросами философии, составляю­щими ее содержание. Они могут определять смысл отдельных фило­софских учений, школ... Но проблема отношения мышления к бытию, духа к природе, вопросы тождества бытия и мышления, материи как реальности первичной и объективной, так или иначе присутствуют в любом философском течении, направлении, так же как в них присут­ствуют вопросы, поставленные И. Кантом (1724-1804) в его трактате «Логика». Великий философ считал, что сферу философии во всемир­но-гражданском ее значении можно подвести под следующие вопросы:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я смею надеяться?

Что такое человек?

В этих вопросах отражены познавательные, праксеологические от­ношения системы «мир — человек».

Основными чертами философских проблем является их всеобщ­ность, предельность, вечность, научность. Всеобщность проблем фи­лософии заключается в том, что они охватывают мир, жизнь человека, его отношения к миру. Предельными являются философские системы принципов и категорий в силу того, что они являются основанием любого вида деятельности.

Проблемы философии вечны, ибо они всегда сохраняют свое зна­чение. Они решаются в процессе развития общества, науки, филосо­фии в той степени, в какой это возможно в данных конкретно-исто­рических условиях. Поэтому у философии всегда есть будущее, ибо мышление непрерывно, опирается на традиции, и каждый человек вновь и вновь ищет ответ на вопросы, поставленные в прошлые века.

Что касается научности философии, то вся история философии свидетельствует о неразрывной связи философии и науки.

Многие из философов являлись крупными учеными своего време­ни: Эпикур, Демокрит, Р. Декарт, Дж. Локк, И. Кант, М.В. Ломоносов, А. Эйнштейн, Н. Винер, К.Э. Циолковский и другие.

Философия постоянно получает информацию, имеющуюся в раз­ных областях знания, в том числе и в науках о природе. На этой осно­ве формируется и совершенствуется философская картина мира, раз­рабатываются представления о бытии, формах существования материи, о всеобщих принципах и методах научного познания.

Философия способствует правильной постановке проблем в науке, осуществляет функции прогнозирования тенденций развития кон­кретных явлений. Философия может создавать первичные абстракт­ные модели, общие предположения о природе различных явлений и путях их исследования. Она интегрирует частно-научные знания, ищет точки соприкосновения исходных принципов различных наук и при­дает наукам характер фундаментальности.

Вместе с тем естествознание, биология, медицина сами являются источниками философских проблем. Философские проблемы естествоз­нания и медицины — это такие проблемы, объяснение которых осуще­ствляется с позиций философской интерпретации, носящей достаточно общий и общезначимый характер. В сферу философских проблем ме­дицины включаются проблемы логики диагностического процесса, динамических, статистических, структурно-функциональных законо­мерностей, проблемы причинности, нормы и патологии, здоровья и бо­лезни, проблемы современной биоэтики, медицины катастроф и другие. Таким образом, философия не может не являться основанием для теории медицинского знания, а медицинское знание не может не от­ражать черт философского мышления. Однако философия не может строиться по естественнонаучному образцу. Она имеет свою специфику и меру точности. Ведь философ не довольствуется только онтологи­ческой картиной мира, он включает в нее человека. Органическое со­единение в философии двух начал — научно-теоретического и прак­тически-духовного — определяет уникальность этой формы сознания. Существуют критерии научности философии, к которым относятся: Объективность: природа и общество должны быть поняты такими, какими они являются в действительности.

Рациональность и доказательность. Философия имеет свои спосо­бы доказательности: формально-логические, методологические, есте­ственнонаучные.

Системность знания, основанная на проникновении в сущность явлений, в закономерности их существования.

Проверяемость знания посредством логики, практики, наблюдения за действительным ходом событий.

Таким образом, философия представляет собой вид научного зна­ния, входит в состав научной сферы знания.

В свете сказанного следует представить другую точку зрения по проблеме научности философского знания. Ряд философов сциен­тистского направления упрекают философию в недоказуемости и не­проверяемости ее истин, в том, что философия не является точным знанием, носит личностный характер и не способна на опытную до­казуемость знаний. А растущее разнообразие философских систем является весомым аргументом в пользу того, что понятие истины к философии неприменимо. Можно говорить лишь о приемлемости, по­лезности, убедительности философских утверждений, но не об их ис­тинности. Отсюда вывод: философия принципиально отлична от на­уки, она не была и никогда не будет наукой.

Однако, как уже было сказано выше, философия так же объективна, как и наука, ибо ее предметом является объективная система отношений человека к миру. А между философией и наукой существует сложное вза­имодействие. Собственная философская проблематика не поддается распредмечиванию естественнонаучными методами, она не распола­гает эмпирическими методами исследования. Но философия требует строгих методов своего исследования, теоретической доказательнос­ти своих положений, системности принципов, законов, категорий.

Исходя из объекта и предмета философского знания, можно утвер­ждать, что философия прочно соединена как с комплексом естествен­ных (биология, генетика, медицина, физика, химия), так и общество­ведческих дисциплин (история, экономическая наука, культурология, правоведение). Философия представляет собойнаучное знание о месте и роли человека в мире, о всеобщих связях и отношениях мира.

Научная философия должна базироваться на объективном иссле­довании и объективной оценке вытекающих из него результатов. Це­ли, ценности, значимость, идеалы конкретных наук не обосновыва­ются ими. В этом аспекте наука не во всем самодостаточна и не может служить ориентиром духовно-практической деятельности. Философия, осмысливая ценностные основания науки, теоретически обобщая ее Достижения, определяя методологию, становится научным обоснова­нием деятельности людей.

Следовательно, существует объективная философская истина, под­тверждаемая жизненной практикой. И как в любом знании, в философ­ском знании также диалектически присутствуют и истина, и заблуждение. Философия рассматривает мир в его целостном многообразии на основе теоретических обобщений, носящих характер всеобщности. Это обстоятельство определяет функции философии в обществе.

Главная функция философии — мировоззренческая. Мировоззре­ние представляет собой интегральную составляющую сознания человека, включающую в себя систему обобщенных представлений о мире, об отношении человека к окружающей действительности, о его месте в мире, а также совокупность знаний, убеждений, чувств и настрое­ний человека.

Ставя важные философские проблемы, рассматривая мир как сис­темное целое, отражая всеобщие связи природы и общества, филосо­фия выступает ядром мировоззрения.

Философская составляющая мировоззрения характеризуется сис­темностью и доказательностью, сформулированностью и теоретично­стью проблем, их вечностью, ибо по философским вопросам, как счи­тал В.И. Вернадский (1863-1945), никогда не может быть сказано последнего слова. Философское мировоззрение всегда личностно и потому во многом интимно.

Философское мировоззрение стремится вывести человека из сфе­ры обыденности, узкого профессионализма, технократизма. Оно ув­лекает человека высшими идеалами, и потому оно элитарно.

Философское мировоззрение плюралистично. В этой связи следу­ет отметить, что не все философские системы могут претендовать на статус основы научно-философского мировоззрения. История разви­тия общества, цивилизации показывает, что в переломные кризисные моменты эмоциональное восприятие господствует над рациональным, общественное сознание попадает в область слухов, суеверий, мисти­ки, вне научного патологического знания, массив которого в настоя­щее время исследуется.

Поэтому следует говорить о научно-философском мировоззрении, как о системе понимания мира, которое опирается на науку, коррек­тируется и развивается вместе с наукой, оказывает влияние на науку. Общество объективно заинтересовано в формировании именно тако­го мировоззрения, которое обеспечивало бы реализацию социальных потребностей, прогресс общественной жизни.

Методологическая функция философии состоит в ее способности на основе системы принципов, законов, категорий разрабатывать под­ходы, методы и приемы познания, раскрывать философскую значи­мость достижений науки, содействовать интеграции научных знаний.

Древнегреческий врач Гиппократ (V—IV вв. до н.э.) считал, что ме­дицина столь же мало может обходиться без общих истин философии, сколь последняя без доставляемых ей медицинских фактов. Создатель квантовой механики австрийский физик Э. Шредингер отмечал, что философия является незаменимой опорой наших специальных зна­ний. Философия в научном поиске образует острие, выдвинутые впе­ред дозоры.

С методологической функцией тесно связана гносеологическая функция философии; она состоит в раскрытии сущности познаватель­ного процесса, его механизма.

Аксиологическая функция (от греч. axia — ценность и logos — уче­ние) философии заключается в разъяснении природы ценностей, в формировании представлений людей о сущности подлинных ценнос­тей как отражении отношения между субъектом оценки и объектом, то есть человеком и объектом его воздействия. Философия раскрывает многообразие смысложизненных (добро, зло, цель, смысл жизни), уни­версальных (жизнь, здоровье, семья) ценностей, ценностей межлично­стного общения (честность, доброта), демократических (свобода сло­ва, гласность) и других ценностей. На этой основе возможно осмысление существующей культуры, объяснение прошлого и изменение настоя­щего для того, чтобы сделать будущее совершеннее прошлого.

Функция философии заключается и в формировании гуманис­тического мышления. Каждый технический и медицинский проект должен быть подвержен гуманистическому измерению. Поэтому фи­лософия должна изучать реальные механизмы демократии, видеть ди­алектику личных, коллективных, общественных интересов и потреб­ностей, стать синонимом возвышенного и мужественного поиска.

Таким образом, философия является мировоззренческой, методо­логической основой теоретической и практической деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.102.124 (0.02 с.)