Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет , структура и функции современной философииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
С позиций современной философии объектом философского знания является все многообразие бытия, весь мир как многоуровневая система, характеризующаяся сложностью, неопределенностью, нелинейностью, динамичностью. Содержание современного философского знания отражает расширяющиеся возможности управления многими природными и социальными процессами, а также состояние общества, положение человека в нем, глобальные проблемы цивилизации, современные проблемы естествознания, медицины и другие проблемы. Предметом философии является всеобщее в системе «мир — человек». В центре внимания философии находится человек, и в этом заключается ее человеческое измерение. Понимание мира в философии связывается с включенностью в него человека, как сознательно-деятельного фактора. Современная философия рассматривает человека как сознательного соучастника мировой эволюции, делает его ответственным за результаты своей деятельности, выдвигает на первый план профессиональные, нравственные, духовные качества личности. Взаимоотношения между сторонами системы «мир — человек» включают четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический. К главным граням предмета философии относятся проблемы: —всеобщее в онтологических отношениях материи и сознания, всеобщее в отношениях материи с основными формами ее существования — движением, пространством, временем; —всеобщие проблемы познавательных субъектно-объектных отношений, к которым относятся сущность отражения, соотношение чувственного и рационального, эмпирического и теоретического в познании, проблемы истины и ее критериев и другие; — аксиологические проблемы субъектно-объектных отношений, — духовно-практические субъектно-объектные отношения. В результате такого подхода к предмету философского знания философию можно определить как науку о всеобщих характеристиках мира, месте человека в мире, его способностях познавать мир и воздействовать на него. Философия - это система взглядов на мир в целом и место в нем человека. Человеческий мир весьма многообразен, он представляет собой целостную систему, и его системообразующим фактором являются предельные основания исторически определенной культуры, отражающие и задающие целостный, обобщенный образ мира. Философию можно определить как предельное основание культуры. В принципах, законах, категориях философии сконцентрирован исторический опыт, в системе мировоззренческих универсалий человек определяет, оценивает и переживает мир. В философии рассматривают два блока универсалий: категории, отражающие наиболее общие, атрибутивные характеристики объектов (пространство, время, движение, количество, качество, случайность, необходимость и т.д.) и категории, осмысливающие человека как субъекта деятельности, систему его отношений в обществе (человек, общество, сознание, добро, вера, долг, свобода и т.д.). Принципиальной основой проблем философского знания является основной вопрос философии. Многие философы не рассматривают эту проблему или формулируют свое видение основного вопроса философии. Однако за решение какой бы проблемы ни брался философ, он обязательно натолкнется на вопрос об отношении мышления к бытию и должен будет выбрать для себя позицию, которая определит его философию как материалистическую или идеалистическую. Смысл основного вопроса философии в его классической формулировке заключается в ответе на вопросы: что первично (дух или материя)? и познаваем ли мир? В зависимости от того, как философы понимали данное положение, что принимали за исходное, они составили два направления. Позиция, согласно которой мир объясняется, исходя из духа, получила название идеализма. Философы, которые признавали первичной материальную субстанцию, примыкали к различным видам материализма. Другой стороной основного вопроса философии является вопрос о познаваемости мира. Те, кто считает, что мир непознаваем, называются агностиками (от греч. gnosis - знание, а - отрицание). От пути решения основного вопроса зависит трактовка и решение многих философских и медико-философских проблем, например, происхождения и сущности сознания, смерти и бессмертия, решения вопросов философской антропологии, проблем общественного бытия, развития цивилизаций, проблем истины, логики научного познания и других. Однако в различных философских учениях в качестве основного вопроса ставились проблемы долга, счастья, свободы, смысла человеческой жизни. Эти важные и конкретные философские проблемы находятся в одном ряду с другими вопросами философии, составляющими ее содержание. Они могут определять смысл отдельных философских учений, школ... Но проблема отношения мышления к бытию, духа к природе, вопросы тождества бытия и мышления, материи как реальности первичной и объективной, так или иначе присутствуют в любом философском течении, направлении, так же как в них присутствуют вопросы, поставленные И. Кантом (1724-1804) в его трактате «Логика». Великий философ считал, что сферу философии во всемирно-гражданском ее значении можно подвести под следующие вопросы: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек? В этих вопросах отражены познавательные, праксеологические отношения системы «мир — человек». Основными чертами философских проблем является их всеобщность, предельность, вечность, научность. Всеобщность проблем философии заключается в том, что они охватывают мир, жизнь человека, его отношения к миру. Предельными являются философские системы принципов и категорий в силу того, что они являются основанием любого вида деятельности. Проблемы философии вечны, ибо они всегда сохраняют свое значение. Они решаются в процессе развития общества, науки, философии в той степени, в какой это возможно в данных конкретно-исторических условиях. Поэтому у философии всегда есть будущее, ибо мышление непрерывно, опирается на традиции, и каждый человек вновь и вновь ищет ответ на вопросы, поставленные в прошлые века. Что касается научности философии, то вся история философии свидетельствует о неразрывной связи философии и науки. Многие из философов являлись крупными учеными своего времени: Эпикур, Демокрит, Р. Декарт, Дж. Локк, И. Кант, М.В. Ломоносов, А. Эйнштейн, Н. Винер, К.Э. Циолковский и другие. Философия постоянно получает информацию, имеющуюся в разных областях знания, в том числе и в науках о природе. На этой основе формируется и совершенствуется философская картина мира, разрабатываются представления о бытии, формах существования материи, о всеобщих принципах и методах научного познания. Философия способствует правильной постановке проблем в науке, осуществляет функции прогнозирования тенденций развития конкретных явлений. Философия может создавать первичные абстрактные модели, общие предположения о природе различных явлений и путях их исследования. Она интегрирует частно-научные знания, ищет точки соприкосновения исходных принципов различных наук и придает наукам характер фундаментальности. Вместе с тем естествознание, биология, медицина сами являются источниками философских проблем. Философские проблемы естествознания и медицины — это такие проблемы, объяснение которых осуществляется с позиций философской интерпретации, носящей достаточно общий и общезначимый характер. В сферу философских проблем медицины включаются проблемы логики диагностического процесса, динамических, статистических, структурно-функциональных закономерностей, проблемы причинности, нормы и патологии, здоровья и болезни, проблемы современной биоэтики, медицины катастроф и другие. Таким образом, философия не может не являться основанием для теории медицинского знания, а медицинское знание не может не отражать черт философского мышления. Однако философия не может строиться по естественнонаучному образцу. Она имеет свою специфику и меру точности. Ведь философ не довольствуется только онтологической картиной мира, он включает в нее человека. Органическое соединение в философии двух начал — научно-теоретического и практически-духовного — определяет уникальность этой формы сознания. Существуют критерии научности философии, к которым относятся: Объективность: природа и общество должны быть поняты такими, какими они являются в действительности. Рациональность и доказательность. Философия имеет свои способы доказательности: формально-логические, методологические, естественнонаучные. Системность знания, основанная на проникновении в сущность явлений, в закономерности их существования. Проверяемость знания посредством логики, практики, наблюдения за действительным ходом событий. Таким образом, философия представляет собой вид научного знания, входит в состав научной сферы знания. В свете сказанного следует представить другую точку зрения по проблеме научности философского знания. Ряд философов сциентистского направления упрекают философию в недоказуемости и непроверяемости ее истин, в том, что философия не является точным знанием, носит личностный характер и не способна на опытную доказуемость знаний. А растущее разнообразие философских систем является весомым аргументом в пользу того, что понятие истины к философии неприменимо. Можно говорить лишь о приемлемости, полезности, убедительности философских утверждений, но не об их истинности. Отсюда вывод: философия принципиально отлична от науки, она не была и никогда не будет наукой. Однако, как уже было сказано выше, философия так же объективна, как и наука, ибо ее предметом является объективная система отношений человека к миру. А между философией и наукой существует сложное взаимодействие. Собственная философская проблематика не поддается распредмечиванию естественнонаучными методами, она не располагает эмпирическими методами исследования. Но философия требует строгих методов своего исследования, теоретической доказательности своих положений, системности принципов, законов, категорий. Исходя из объекта и предмета философского знания, можно утверждать, что философия прочно соединена как с комплексом естественных (биология, генетика, медицина, физика, химия), так и обществоведческих дисциплин (история, экономическая наука, культурология, правоведение). Философия представляет собойнаучное знание о месте и роли человека в мире, о всеобщих связях и отношениях мира. Научная философия должна базироваться на объективном исследовании и объективной оценке вытекающих из него результатов. Цели, ценности, значимость, идеалы конкретных наук не обосновываются ими. В этом аспекте наука не во всем самодостаточна и не может служить ориентиром духовно-практической деятельности. Философия, осмысливая ценностные основания науки, теоретически обобщая ее Достижения, определяя методологию, становится научным обоснованием деятельности людей. Следовательно, существует объективная философская истина, подтверждаемая жизненной практикой. И как в любом знании, в философском знании также диалектически присутствуют и истина, и заблуждение. Философия рассматривает мир в его целостном многообразии на основе теоретических обобщений, носящих характер всеобщности. Это обстоятельство определяет функции философии в обществе. Главная функция философии — мировоззренческая. Мировоззрение представляет собой интегральную составляющую сознания человека, включающую в себя систему обобщенных представлений о мире, об отношении человека к окружающей действительности, о его месте в мире, а также совокупность знаний, убеждений, чувств и настроений человека. Ставя важные философские проблемы, рассматривая мир как системное целое, отражая всеобщие связи природы и общества, философия выступает ядром мировоззрения. Философская составляющая мировоззрения характеризуется системностью и доказательностью, сформулированностью и теоретичностью проблем, их вечностью, ибо по философским вопросам, как считал В.И. Вернадский (1863-1945), никогда не может быть сказано последнего слова. Философское мировоззрение всегда личностно и потому во многом интимно. Философское мировоззрение стремится вывести человека из сферы обыденности, узкого профессионализма, технократизма. Оно увлекает человека высшими идеалами, и потому оно элитарно. Философское мировоззрение плюралистично. В этой связи следует отметить, что не все философские системы могут претендовать на статус основы научно-философского мировоззрения. История развития общества, цивилизации показывает, что в переломные кризисные моменты эмоциональное восприятие господствует над рациональным, общественное сознание попадает в область слухов, суеверий, мистики, вне научного патологического знания, массив которого в настоящее время исследуется. Поэтому следует говорить о научно-философском мировоззрении, как о системе понимания мира, которое опирается на науку, корректируется и развивается вместе с наукой, оказывает влияние на науку. Общество объективно заинтересовано в формировании именно такого мировоззрения, которое обеспечивало бы реализацию социальных потребностей, прогресс общественной жизни. Методологическая функция философии состоит в ее способности на основе системы принципов, законов, категорий разрабатывать подходы, методы и приемы познания, раскрывать философскую значимость достижений науки, содействовать интеграции научных знаний. Древнегреческий врач Гиппократ (V—IV вв. до н.э.) считал, что медицина столь же мало может обходиться без общих истин философии, сколь последняя без доставляемых ей медицинских фактов. Создатель квантовой механики австрийский физик Э. Шредингер отмечал, что философия является незаменимой опорой наших специальных знаний. Философия в научном поиске образует острие, выдвинутые вперед дозоры. С методологической функцией тесно связана гносеологическая функция философии; она состоит в раскрытии сущности познавательного процесса, его механизма. Аксиологическая функция (от греч. axia — ценность и logos — учение) философии заключается в разъяснении природы ценностей, в формировании представлений людей о сущности подлинных ценностей как отражении отношения между субъектом оценки и объектом, то есть человеком и объектом его воздействия. Философия раскрывает многообразие смысложизненных (добро, зло, цель, смысл жизни), универсальных (жизнь, здоровье, семья) ценностей, ценностей межличностного общения (честность, доброта), демократических (свобода слова, гласность) и других ценностей. На этой основе возможно осмысление существующей культуры, объяснение прошлого и изменение настоящего для того, чтобы сделать будущее совершеннее прошлого. Функция философии заключается и в формировании гуманистического мышления. Каждый технический и медицинский проект должен быть подвержен гуманистическому измерению. Поэтому философия должна изучать реальные механизмы демократии, видеть диалектику личных, коллективных, общественных интересов и потребностей, стать синонимом возвышенного и мужественного поиска. Таким образом, философия является мировоззренческой, методологической основой теоретической и практической деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.108 (0.014 с.) |