Наука как основная форма познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука как основная форма познания



Ставя перед собой проблему получения истинного знания и отде­ления истины от заблуждения, человек создал специфическую сферу духовной деятельности, на которую возложил задачу выработки и тео­ретической систематизации объективных знаний о действительности. Эту сферу духовной деятельности он назвал наукой. Слово «наука» буквально означает «знание». При этом научные знания это такие зна­ния, которые проверены на практике и подтверждены ею. Для науки характерно оградительное правило, следуя которому она безжалостно отделяет различные догадки от доказанных утверждений и, тем самым, выделяет истинное, достоверное знание от суеверий, шатких предпо­ложений, домыслов. Научные знания, подобно твердой почве под но­гами, позволяют человеку правильно ориентироваться в окружающем его мире, жить и действовать.

Наука - это знания, проверенные и подтвержденные практикой, приведенные в систему и позволяющие объяснить существующее и предсказать будущее. Объяснение и предсказание являются важней­шими функциями научного знания. Как объяснение, так и предсказание осуществляется наукой на основе знания объективных связей и отношений, присущих процессам и явлениям объективного мира, по­зволяющих выявить тенденции их развития и определить вероятност­ные их изменения.        

Надежность (в границах возможного) научного предсказания яв­ляется итогом создания теории рассматриваемого объекта, знания кон­кретных условий предсказываемого процесса или явления и умения правильно, логично вычислить отдаленные последствия, результаты и перспективы развития. Научное предсказание и предвидение явля­ются одним из самых ярких проявлений творческой активности науч­но-теоретического мышления. Они подчеркивают значимость нау­ки как формы человеческого познания, позволяющей, опираясь на теоретическое мышление, значительно опережать эмпирический уровень познания.     

Наука как форма познания представляет собой многоплановое явление. С одной стороны, она предстает как совокупность теоретичес­ких знаний о реальной действительности, а с другой, выступает как процесс познания. Наука, выступая в форме познания, является ви­дом духовной деятельности, которая производит объективно-ис­тинное, систематизированное знание. Наука это не только творческая деятельность по получению нового знания, но и результат такой дея­тельности.

Научные знания отличаются тем, что они приведены в систему на основе определенных принципов и логически оформлены в виде тео­рии. Представляя собой теоретические системы, научные знания вы­ражают объективные законы функционирования природных, соци­альных, духовных образований.    

Отражая мир, наука образует единую взаимосвязанную, развиваю­щуюся систему знаний о мире и его законах. В зависимости от при­ближенности или удаленности от практики науки разделяются на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки нацеле­ны на изучение (познание) законов природы, общества и мышления. Эти законы, а также структуры, в которых они действуют, изучаются фундаментальной наукой в «чистом виде», как таковые, безотноси­тельно к их возможному использованию. Фундаментальные науки иногда называют «чистыми». Задача прикладных наук заключается в применении результатов фундаментальных наук для решения как познавательных, так и социально-практических задач. Это деле­ние наук весьма условно, поскольку прикладные науки могут раз­виваться с преобладанием как практической, так и теоретической проблематики. Как правило, фундаментальные науки опережают при­кладные в своем развитии. Наука разделяется на множество отрас­лей знания (частных наук), которые различаются по предмету и ме­тоду познания.

Классификация наук опирается на объективный фактор, на те или иные стороны действительности, либо на формы движения материи, представляющие предмет конкретной науки.

Выделяют науки о природе, обществе и познании. Отдельные груп­пы представляют технические и математические науки.      

Специфическими признаками научного знания являются:

1. Специализированные языки науки, образованные целостными системами понятий, теорий, гипотез, законов и иных идеальных форм, закрепленных в естественных или искусственных языках.

2. Использование своих специфических средств, применимых в отдельных или смежных науках. (Телескопы, микроскопы, ускорите­ли и т.д.)

3.Применение специфических методов деятельности (см. об этом
ниже).

4.Ориентированность на объективную истинность знаний, ибо если нет истинности, то нет и науки. Истина — высшая ценность, ради ко­торой трудятся ученые.

5. Органическая связь с практикой или нацеленность на практику. Жизненный смысл научных дерзаний состоит в том, чтобы получен­ные знания были необходимы людям, служили им «руководством к действию».

Помимо перечисленных признаков научного знания, выделяют так­же такие критерии как опытная проверяемость, воспроизводимость, строгость и другие.

 Современная наука дисциплинарно организована. Она включает в себя различные области знания, которые взаимодействуют между со­бой и, вместе с тем, имеют относительную самостоятельность. Наука как целое представляет сложную развивающуюся систему, которая порождает все новые относительно самостоятельные подсистемы и новые объединяющие (интегративные) связи, обусловливающие фун­кционирование системы науки как единого целого.

В структуре научного знания выделяют два уровня знания — эмпи­рический и теоретический и, соответственно этому, два уровня позна­ния (см. об этом ниже). Структура научного знания не исчерпывается этими двумя уровнями, а включает в себя также основания научного знания. Это наиболее актуально, когда области специального знания, особенно те, которые носят антинаучный характер, претендуют на ста­тус науки. В качестве оснований науки можно выделить идеалы и нор­мы исследования, научную картину мира и философские основания.

Идеалы и нормы научного познания выражают ценностные и целе­вые установки науки, поскольку содержат в себе ответ на вопрос о нуж­ности или ненужности тех или иных познавательных действий. Идеал подлинной науки — истина. Ценность исследовательской деятельнос­ти псевдонаук в доказательстве несуществующих оснований в области знания. Отсюда вытекает разность подходов науки и псевдонауки к нормам научного познания. Нормы научного исследования неразрыв­ны с идеалом, на достижение которого они нацелены и вместе образу­ют метод деятельности по достижению цели. Наука не боится различ­ных форм доказательства, основанных на объективном подходе. Псевдонаука идет по пути фальсификаций. Важнейшее требование науки состоит в соответствии метода исследуемому объекту.

Второй блок оснований науки составляет научная картина мира, как целостная система связи достижений фундаментальных и прикладных наук, показывающая место и роль любой из отраслей научного знания в едином функционирующем научном целом. Третьим блоком оснований науки выступают философские идеи и принципы, на которых базируются идеалы и нормы науки, а также
содержательные аспекты научной картины мира. Философия обеспе­чивает включение научного знания в культуру. Специфической об­ластью научного знания является социальное (гуманитарное) знание об обществе и процессах в нем происходящих, о человеке и «мире человека».  

Гуманитарное знание анализирует деятельность людей, в кото­рой органично переплетены материальное и идеальное, объективное и субъективное, стихийное и сознательное. В силу этого гуманитар­ное знание содержит знание об объективных факторах существо­вания человека и общества, а также о субъективном элементе, дела­ющем жизнь человека и общества отличной от работы агрегата, под­чиненного законам механики. Хотя объективное в общественной жизни проходит через сознание человека и приобретает оттенок субъективности, оно позволяет обнаружить законы его функцио­нирования.

Законы функционирования (сущность) общества изучаются наукой об обществе, а оттенки объективного с элементами субъективности под различными углами зрения анализируют искусство, нравственность,

религия, правосознание.

Специфической областью научного знания является медицина, представляющая собой систему научных знаний и практических мер, объединенных целью распознания, лечения и предупреждения болез­ней, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни. Сейчас трудно найти какую-либо из наук, которая так или иначе, не была бы связана с медициной, поскольку вся объек­тивная реальность влияет на человека, а человек трудится на ниве по­знания во всех областях и отраслях.

Одним из оснований научного знания выступают философские идеи и принципы. Именно эти идеи и принципы выполняют роль методо­логии науки.

Методология — это система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности по достижению познава­тельных целей, а также учение о данной системе и теория метода. На основании методологии разрабатываются или используются конкрет­ные методы той или иной науки. Метод, в широком смысле слова, пред­ставляет собой способ деятельности не только в познании, но и в лю­бой другой сфере социальной жизни. В узком, гносеологическом смысле, метод есть способ практической и теоретической деятельнос­ти человека, направленный на познание объекта.

Многообразие видов человеческой деятельности обусловливают многообразный спектр методов, которые могут быть квалифицирова­ны по самым различным основаниям.

Все методы научного познания по степени общности и области дей­ствия можно разделить на три основные группы: универсальные, об­щенаучные и специальные.

Универсальные методы характеризуют философский подход и при­менимы во всех сферах познавательной деятельности человека с уче­том их специфики. Содержанием универсальных методов являются
общефилософские подходы к пониманию окружающего нас мира, са­мого человека, его познавательной и преобразовательной деятельнос­ти. Универсальные методы зависят от философских позиций познаю­щего субъекта.                                                                                       

Общенаучные методы - методы познания, используемые во всех науках. Их объективной основой являются общеметодологические за­кономерности познания, включая и гносеологические принципы. К общенаучным методам относятся методы наблюдения и эксперимента, метод моделирования, гипотетико-дедуктивный метод, системный и структурно-функциональный подходы и т.д.           

Специальные (частнонаучные) методы применимы в рамках только отдельных (частных) наук. Объективной основой таких методов являются законы и теории частных наук. К специальным методам относятся методы качественного анализа в химии, метод меченых атомов в биологии, метод спектрального анализа в физике и химии, метод статистического моделирования при изучении систем и т.д.        



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.012 с.)