Философские основы медицинской антропологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские основы медицинской антропологии



Естественная и медицинская антропология определяет место чело­века в царстве живых существ и изучает его телесную организацию, которой он отличается от последних. К ней относятся анатомия, фи­зиология, учение о расах и другие («Краткая философская энциклопедия», 1994). Медицинская антропология сравнительно новая разви­вающаяся научная дисциплина, имеющая свою историю и перспекти­ву с учетом тенденции антропологизации научного знания и развития медицины. Она создавалась в 20-е годы XX века общими усилиями ме­диков, антропологов, психологов (В. Вайцзеккер, В. Дерр, М. Шранк, Э. Кречмер и другие). О. Шварц под медицинской антропологией по­нимал подход к человеку и его болезненному состоянию как к целост­ной личности. В. Дерр медицинскую антропологию сводил к исследо­ванию собственно человеческого в болезни. Известный немецкий психолог и психиатр Эрнст Кречмер (1888—1964) создал учение о со­отношении психических свойств человека с конституцией его орга­низма. Он поставил проблему связи между соматическим строением и психическим складом личности.

Медико-антропологический анализ предполагает необходимые комплексные исследования как соматического, так и психического с использованием различных методов, заимствованных из физиологии, биохимии, генетики, а также антропологических измерений, прово­димых с помощью специальных инструментов, шкал, муляжей, схем для конституциональной диагностики с целью выявления признаков риска в различных пределах. Ряд авторов уделяют большое внимание методике антропологического исследования в клинике.

Современная медицинская антропология объединяет различные концепции построения. По мнению историка медицины X. Шиппер-геса (ФРГ), в медицинской антропологии можно выделить компенси­рующую и конституирующую антропологии. Представители первой восполняют пробелы медицинской теории, привлекая биологию, пси­хологию и социологию с целью создания так называемой объ­ективной медицины. Представители конституирующей антрополо­гии разрабатывают общую систему естественнонаучной медицины как медицинского учения о сущности болезни. Сюда включаются про­блемы антропогенеза, взаимосвязи биопсихосоциальных структур человека, факторы жизнеустойчивости человека и популяции, со­хранения генофонда — наследственной и биологической основы человека.

Научно-технический прогресс привел к революции в области мо­лекулярной биологии, которая решает фундаментальные проблемы антропологического характера. В генофонде человека насчитывается, как утверждают современные генетики, 60—70 тысяч генов, располо­женных в хромосомах. Молекулярная медицина, медицинская гене­тика и генная терапия занимаются предупреждением и профилакти­кой наследственных заболеваний и в целом сохранением генофонда нации. С этой целью в России создана и реализуется Государственная программа «Геном человека».       

Одной из проблем современной философской и биомедицинской антропологии является клонирование, необходимое для решения ряда вопросов биологии и медицины. В 1997 г. ВОЗ приняла решение, где записано, что использование клонирования для размножения челове­ческих индивидов является этически неприемлемым и противоречит человеческой морали. Кроме того, как считают многие генетики, мас­совое тиражирование «скорректированных» индивидов не осуществи­мо даже в принципе. Поэтому идеи евгеники — о селекции людей с «особо ценными геномами», как и клонирования, носят больше гипо­тетический и спекулятивный характер.

Медицинская антропология в своих исследованиях развивает об­щую теорию информации. Дело в том, что любая клетка несет в себе полную информацию (генофонд) и вырабатывает определенные ин­формационные сигналы, которые влияют на ее окружение. Генетичес­кая информация разворачивается в конкретную модель в виде строгих динамических функций. Именно на таком механизме основано кло­нирование с помощью генной инженерии. Специалисты пытаются разобраться, каким образом природе удается разместить в молекуле ДНК такое количество информации. Для практической медицины важ­нее понимание болезни как результата информационного сбоя. Как известно, здоровье — это не отсутствие внешних проявлений болезни, а состояние внутреннего благополучия, когда структура организма бесконфликтна и четко определяет оптимальный режим реакции на ту или иную полученную информацию.

В медицинской антропологии все большее признание и приме­нение получает синергетика (rp. sinergeia — совместное) — теория самоорганизации сложных систем, представляющая собой не толь­ко новое видение мира, но и новый тип детерминационного воз­действия человека на окружающую среду, как природную, так и со­циальную.

Человек является уникальной естественной самоорганизующейся системой. Современная классическая, или так называемая традици­онная медицина во многих случаях не в состоянии избавить человека от недугов именно потому, что она не может воздействовать на всю систему. В системе организма взаимодействуют все составляющие ее элементы. Так, депрессия может вызвать подавление иммунной сис­темы, а любовь может ее укрепить. Несчастье и отчаяние повышают опасность инфаркта и рака, сокращая таким образом жизнь. Это оз­начает, что нельзя отделить биологию от психологии, и наоборот.

Важнейшим принципом медицинской антропологии является ее направленность на человека как целостную систему — антропологийность. Этот принцип требует по возможности полно учитывать в ле­чебной практике специфику организма во всем его многообразии свойств и качеств. Антропологический подход к изучению морфоло­гии, физиологии и патологии заключается в учете особенностей стро­ения тела человека, связанных с антропогенезом, его возрастными, половыми и конституциональными особенностями. Медицинская ан­тропология связывает психобиологическую конституцию человека, его предрасположенность к возникновению определенных заболеваний у людей с определенным соматипом.

Так, в психиатрической антропологии человек по своей психофи­зиологической конституции может быть явно или неявно выражен­ным психоастеническим типом с неустойчивой нервной системой. Такие типы обычно чрезмерно самолюбивы, обладают определенным комплексом «нарциссизма» (самовлюбленности), амбициозности, не терпят возражений, подвержены эмоциональным срывам, могут быть агрессивными и т.д. Возможна и шизоидная психическая конституция.

В предмет медицинской антропологии входят исследования на сты­ке общей антропологии, этнографии, клиники, анатомии и физиоло­гии, медицинской генетики, психологии и психиатрии, медицинской социологии. Центральными проблемами этой науки становятся валеология, формирование здорового образа жизни людей, взаимосвязь различных наук о человеке с практической и прежде всего с профи­лактической и клинической медициной.

Одним из ключевых понятий современной медицинской антропо­логии становится понятие качества жизни, связанное со здоровьем. Министр здравоохранения РФ академик РАМН Ю.Л. Шевченко оп­ределяет качество жизни как интегральную характеристику физичес­кого, психологического, эмоционального и социального функциони­рования человека, основанную на его субъективном восприятии. Такое определение может служить примером применения в исследовании принципа антропологизма, в котором сочетается целостный систем­ный анализ с философской рефлексией, самопознанием человека.

О смысле человеческой жизни

Вся история человечества является историей бесконечного, как стихийного, так и осознанного, поиска и обретения человеком смыс­ла своей жизни. Человек разумный, будучи личностью, размышляя над своим бытием, неизбежно ставит вопрос: зачем я живу? Вопрос о смыс­ле жизни был главным в философских, религиозно-нравственных ис­каниях русских мыслителей конца XIX—начала XX века Ф.М. Досто­евского, Л.Н. Толстого, B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова и других. «Без знания того, — писал Л.Н. Толстой, — что я такое и за­чем я здесь, нельзя жить».

Вопрос о смысле жизни имеет особое значение для медицины, ибо врач лечит не только тело, но и душу больного, стремясь к достиже­нию возможной гармонии человека с окружающим миром, с самим собой. Кроме того, вопрос о смысле жизни связан с проблемой смер­ти, со страхом человека перед собственным концом, с оценкой про­житой жизни. Это не только нравственная и медицинская, но прежде всего философская проблема человеческого существования во всем его многообразии от счастья до трагического конца.

Философско-антропологическая концепция смысла жизни, как считает профессор В.В. Шаронов, предполагает ответ на следующие вопросы. Является смысл жизни лишь итогом жизненного пути чело­века или его можно обрести в каждой отдельной жизненной ситуации? Обретает ли человек смысл жизни в неких общих ценностях (бог, высшие идеалы и т.д.) или этот смысл можно обрести в жизненных повседневных ценностях? Наконец, связан ли смысл жизни с общече­ловеческими ценностями, или он обретаем в единичных, индивиду­альных ценностях каждого отдельного человека? Единого ответа на эти вопросы нет и, видимо, быть не может.

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятель­ности людей и зависят от их социального положения, образа жизни, мировоззрения, нравственных идеалов, от конкретно-исторической ситуации. Если в обществе, в семье, в коллективе создаются благопри­ятные условия для жизнедеятельности человека, удовлетворения его жизненно необходимых потребностей и интересов, то он склонен по­ложительно оценить свою жизнь, видеть в ней смысл и значение. Если же общество, коллектив и даже семья оказываются к нему враждебными, жестокими, то его собственная жизнь может утратить свою ценность в этом мире. Последствия в таком случае могут быть разные: уход в рели­гию, психические аномалии, суицид. Для таких людей жизнь теряет смысл, превращается в кошмар, толкает их к антисоциальным поступкам.

Врачу, психологу, педагогу надо иметь представление о типичных позициях людей в этих вопросах и соответственно реагировать на них, имея гуманные цели, выполняя свой профессиональный долг.

Одни смысл жизни видят в преодолении своей смерти, в индиви­дуальном существовании, выживании. Таких людей много, им приходится в силу обстоятельств или воспитания руководствоваться есте­ственным животным чувством самосохранения. По большому счету это мелковато и недостаточно для людей альтруистского коллективистс­кого склада с высокой культурой и развитым чувством долга. С такой позицией невозможно совершить подвиг, самопожертвование. Другие усматривают смысл своей жизни в детях, то есть в продолжении своей жизни в потомстве. Но и эта цель ограниченна и не может устроить человека-гуманиста с широким мышлением. Они могут быть хороши­ми родителями, но не гражданами, способными нести ответственность перед коллективом, своим народом.

Известный хирург Н.М. Амосов еще в 70-е годы говорил, что он с тревогой наблюдает, как некоторые видят смысл жизни в приобрете­нии вещей. Эта страсть заслоняет от них все, отодвигает на задний план духовные, культурные потребности. Симптомы «вещной» болезни на­стораживают. Нельзя забывать о высоком звании гражданина, превра­щаться в обывателя.

Смысл жизни, считают третьи, в служении Родине, «в роде челове­ческом» (Достоевский). Л.Н. Гумилев в своей теории этногенеза таких людей называет пассионариями, поведение которых превышает вели­чину импульса инстинкта самосохранения. В народе же их называют героями. Цель жизни у них — борьба со злом, за справедливость, за свой народ. Русский писатель В. Распутин говорит: «Есть у человека Родина — он любит и защищает все доброе и слабое, нет — все ненави­дит и все готов разрушить. Это нравственная и духовная скрепляющая, смысл жизни, от рождения и до самой смерти согревающее нас тепло».

И наоборот, немецкий философ идеолог волюнтаризма Ф. Ницше смысл жизни видел в силе и могуществе человека, стремящегося к вла­сти над толпой. Это идеология авторитаризма (лат. аи (c) toritas — власть, влияние), противостоящая демократии (гр. demokratia — власть наро­да) и стремлению современного человека к свободе и равенству. Бо­рясь против христианства, Ницше утверждал, что продуктом его явля­ется «рабская мораль». Он боролся и против буржуа, мораль которых считал лживой.

Для религиозных людей смысл жизни определен в стремлении к Богу, бессмертию своей души. Ради этого они каются, славят Бога, милосердствуют. Но ведь это делается ради своего «спасения», из-за страха перед «божьим судом». Следовательно, такая позиция эгоис­тична и характерна, как правило, для недостаточно образованных лю­дей с ослабленной волей, не самостоятельных.

Для некоторых же людей жизнь вообще бессмысленна. Так, фран­цузский экзистенциалист Альбер Камю создал мифический образ Сизифа, ставший олицетворением бессмысленности человеческого су­ществования («сизифов труд»), безысходности и одиночества челове­ка в «абсурдном мире».

Страдания, унижения, испытываемые человеком, могут подтолк­нуть его к решению отдать всю свою жизнь делу революционного пре­образования общества, или к тому, чтобы занять позицию бунтаря-одиночки по отношению к обществу, или к отказу от всякой борьбы, к смирению, к роли добровольной жертвы царящего произвола и хао­са. В крайних ситуациях безысходности и своего бессилия человек может придти к выводу о бессмысленности жизни вообще. Такое пред­ставление является уже симптомом и требует вмешательства врача или психолога.

Но наиболее интересен клинический случай, когда человек видит смысл жизни всего лишь в смерти, философствуя «жизнь — это умира­ние». Конечно, человек, как и все живое, смертен, но не каждый спо­собен осознать и принять этот закон природы. Такие взгляды учиты­ваются врачом, особенно в геронтологии (учении о старости) и танатологии (науке о смерти).

У аварского поэта Расула Гамзатова есть такое четверостишье:

Роятся роем мысли в голове,

А мне необходимы только две.

Двух мыслей мне достаточно, поверьте,

                         Одна — о жизни и одна — о смерти.

В философской и специальной подготовке врача целесообразно руководствоваться идеей И.И. Мечникова (1845-1916), органично во­шедшей в философскую и медицинскую антропологию, в учение о бытии человека. Согласно его теории, «дисгармония» (несоответствие) человеческой природы, связанная с продолжением жизни и смертью человека, устраняется с установлением оптимального жизненного цик­ла («ортобиоза»), т.е. «полного и счастливого цикла жизни, заканчи­вающегося спокойной естественной смертью».

Человек, как животное «Homo sapiens», может использовать весь свой разум исключительно на удовлетворение своих животных инстин­ктов, и мы таких людей видим. Но Природа заложила в человека еще что-то, что дает возможность отдельным людям резко подняться над уровнем животного. Для настоящих людей удовлетворение инстинк­тов, которые Природа, кстати, поощряет удовольствием, становится уже второстепенным. Люди получают огромное, чисто человеческое удовольствие от того, что животному не доступно — от исполнения своего человеческого долга и от творчества. Для них «прекрасное —это жизнь» (Чернышевский), «жизнь — это борьба за справедливость" (К. Маркс).  

Писатель Михаил Чулаки говорит о двух несовместимых мировоз­зрениях. Одно утверждает неизбежность судьбы, рока человека, дру­гое — сам человек волен определять свою судьбу. Первое мировоззре­ние — взгляд на свою судьбу как заранее предначертанную кем-то (богом) превращает человека в марионетку, послушную и не сопро­тивляющуюся: пусть за него беспокоится кто-то (отец, бог, и т.д.). Как правило, это люди со слабой волей, не сложившейся личностью. Такая позиция успокаивает, но и дезориентирует. Люди другого мировоззре­ния, учитывая обстоятельства, неизбежность и случайность, верят в свои силы и возможности творить свою судьбу. Но при условии, если они деятельны, устремлены. Они понимают зависимость своей судь­бы от обстоятельств, других людей, и наоборот.

Если обобщить названные точки зрения, то в истории мировой и отечественной культуры в решении проблемы смысла жизни можно выделить две тенденции. Первая, когда смысл жизни обретается внут­ри человека, в его собственной жизни. Здесь возможны варианты: ге­донистический (гр. hedone — наслаждение, удовольствие) и рациона­листический (лат. rationalis — разумный), когда человек стремится во что бы то ни стало реализовать свои способности, интересы, не счита­ясь с другими людьми, общественными интересами. Гедонисты, эгои­сты, живущие ради себя, как правило, плохо кончают вследствие не­удовлетворенности, распада и гибели.

В прогрессивной культуре все больше проявляется вторая гумани­стическая тенденция — в поиске и реализации смысла жизни не только для себя и не столько в своем сознании, переживаниях и в словах, сколь­ко в своей деятельности, поступках, свершениях во имя высоких целей, в служении идеалам добра и справедливости, в поиске истины. Такая позиция может быть утопической, если она неадекватна условиям, не согласуется с объективными законами бытия, возможностями самого человека. Но именно такие люди заслуживают уважения и поддержки.

Обобщая литературу, имеющиеся научные понятия, В.В. Шаронов определяет смысл жизни как способ и уровень освоения человеком конкретной жизненной ситуации в соответствии с его нравственны­ми принципами, требованиями его совести и принятой системой цен­ностей. Такое определение можно назвать не философско-абстрактным, а операциональным, пригодным в педагогике и практической медицине.

Возможные пути обретения смысла жизни различны. С. Франк (1877—1950) считал, что смысл жизни постигается в критические моменты жизни человека, как прозрение. В. Франкл (р. 1905) убежден, что смысла жизни как такового нет, а есть смысл каждой жизни в от­дельности: человек его переживает всю свою жизнь, обретает смысл своего существования в каждой ситуации. Поэтому смысл жизни мо­жет быть определен как отношение человека к той ситуации, в кото­рой он пребывает в каждое данное время. Оно проявляется как во внут­реннем напряжении (чувственном и рациональном), так и во внешнем поведении, осознанном целеустремленном действии.

В медицине выделяется ряд аспектов смысла жизни: психогенный, соматогенный, танатогенный и этический. Человек стремится обрес­ти смысл своего существования и ощущает возможные в его состоя­нии удовлетворение, положительные эмоции, осознание своей значи­мости или же духовный вакуум, фрустрацию, если это стремление остается иллюзорным, не реализованным. Последнее может явиться причиной так называемых ноогенных неврозов. Последствиями утра­ты человеком смысла жизни могут стать пристрастие к алкоголю, нар­котикам, и в крайней форме это обстоятельство может выразиться в самоубийстве. Такой радикальный вызов самому себе, на который спо­собен человек, наиболее возможен в молодости, особенно в нестабиль­ном обществе рыночных отношений, конкуренции, культа наживы, бездуховности. В этих условиях люди, особенно плохо воспитанные, с недостаточной психологической и моральной устойчивостью, слабой волей, утрачивают тот духовный стержень, который фиксируется в осознании человеком своего предназначения, смысла своей жизни и деятельности.

Медицина предлагает способы и методы коррекции нарушений в психике, сознании человека, его личности для создания позитивного представления о жизни и здоровье, способствует активному стремле­нию к выздоровлению, здоровому образу жизни. Умение управлять своим здоровьем относится к соматогенному аспекту смысла жизни. Отношение же человека к смерти как естественному явлению рассмат­ривается в танатологии — учении о смерти, ее причинах, механизмах и признаках, а также проблемах облегчения предсмертных страда­ний больного.

Таким образом, социальная философия и социальная антрополо­гия в содержании смысла жизни рассматривают соотношение объек­тивного и субъективного, индивидуального и социального, осознан­ного и интуитивного. Всеобщий смысл человеческой жизни возможен только через индивидуальный смысл любой человеческой жизни, ко­торый включает в себя некие общие черты и характеристики в зависи­мости от типа конкретной личности и культуры данной общности, социальных условий. Осознание и обретение смысла жизни — это сложный противоречивый процесс постижения человеком своего собствен­ного «я» как субъекта общественных отношений, как личности.

В понимании врача смысл жизни человека всегда включает в себя как индивидуальные потребности и мотивы поведения, так и персо­нифицированные общественные интересы, в разной степени осознан­ные пациентом, требующие внимательного анализа и учета в диагнос­тике и лечении. Те или иные представления человека о своей жизни, предназначении, судьбе являются существенными симптомами и пси­хологическими причинами стабилизации или деструкции личности больного. Главные критерии оценки представлений о смысле жизни — это адекватность восприятия человеком своей личности, своего состо­яния, реальность замыслов и их направленность, выбор средств в достижении цели.

Такое зондирование личности больного, его представления о смысле жизни, своего существования врачу необходимо для правильного ди­агноза и выработки программы лечения, коррекции личности. При этом следует учитывать, что пути обретения человеком смысла своей жизни сложны, противоречивы и не всем доступны. Они зависят преж­де всего от психического и физического состояния человека, от его общей культуры, социального статуса, условий и образа жизни. Л.Н. Толстой любил приводить такое изречение: «Для того чтобы человеку жить хорошо, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того чтобы знать это, нужна вера. Вера — это знание того, что та­кое человек и для чего он живет на свете. И такая вера была и есть у всех разумных людей».

Для врача важно знать, что духовно здоровый человек, как прави­ло, имеет положительную направленность своих устремлений, даже в сложных ситуациях. Он пытается строить свою жизнь в соответствии с высшими духовными ценностями — по законам разума, добра, кра­соты и справедливости. Он стремится разрешать свои трудности, кон­фликты не в ущерб другим людям. «Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удоволь­ствие доставляет ему жизнь» (А.П. Чехов). Отсюда вытекает необхо­димость обретения врачом смысла своей жизни, определяемого про­фессиональным долгом и общей культурой. Замечательный русский философ Владимир Соловьев так выразил понимани» смысла своей жизни: «Не навреди, а если можешь — помоги».

Заключить главу о философии человека можно обращением акаде­мика И.П. Павлова к своим ученикам: «Человек — высший продукт земной природы. Человек — сложная и тончайшая система. Но для того, чтобы использовать сокровища природы, чтобы этими сокровищами наслаждаться, человек должен быть здоровым, сильным и умным». Врач, стоящий на научной диалектико-материалистической и высоконрав­ственной позиции, рассматривает каждого человека как феномен - не­повторимое уникальное одухотворенное существо, предназначенное по своей природе и сущности к творческой созидательной деятельности, достойное веры, надежды, любви. Как учили древние: «ad cogitantum et agendum Homo est» (человек рожден для мысли и действия).

Литература

Аристотель. Собрание сочинений. Т. 4. М., 1984.

Гохман И.И. Антропология медицины. М., 1989.                                             

Гуревич П.С. Философская антропология. М., 1997.

Лисицын Ю.П., Петленко В.П. Детерминационная теория медицины. СПб, 1992.

Маркс К. Тезисы о Феербахе // К. Маркс и Ф. Эншельс. Соч., т. 3. Проблемы человека в западной философии. М., 1988.

Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии. Философские основы мировоззрения. Часть III. Антропология. СПб., 1999.

Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987                                                

Шелер М. Положение человека в космосе // Избр. произв. М., 1994.  

Это человек. Антология. М., 1995.                                                                       

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы объективные факторы антропосоциогенеза?

2. Какие философские учения о человеке наиболее распространены?

3. В чем заключаются современные научные концепции о сущности и при­
роде человека?

4. Каковы особенности современной медицинской антропологии?

5. С чем можно конструктивно «увязать» представления о смысле жизни
человека?                                                                                       

6. Есть ли различие между утопией и идеалом?       

Темы докладов и рефератов

1. Философские версии места человека во Вселенной.

2. Проблема человека в истории философии

3. Антропологическая проблема в русской философии.

4. Человек и человечество.

5. Специфика медицинской антропологии.                                                        

6. Смысл и цель жизни.

7. Учение Ф. Ницше о человеке и сверхчеловеке.

8. Учение С.Кьеркегора о выборе и свободе.

9. «Иметь или быть» Э. Фромма.                                  


ГЛАВА 19                         философия

                                                    ЛИЧНОСТИ

 

Предметом философии личности можно назвать законы и фак­торы формирования, развития и разрушения человеческой личности в определенных исторических условиях. В современной филосо­фии концентрируется внимание на исследовании формирования и функционирования человека как «универсальной» целостной лич­ности, как субъекта истории и созидательной деятельности. Философско-психологическое исследование человека направлено на структуру личности, характеристику различных типов личности, их ролевых функций, условий формирования и изменения человечес­кой личности.

Теория личности в медицине еще не получила своего завершения и трактуется в различном содержании. Интенсивно разрабатываются проблемы личности в медицинской антропологии и психологии, пси­хофизиологии, патопсихологии, психиатрии, медицинской этике и деонтологии, медицинской эстетике. Их решение сопряжено с развитием философской теории личности, с одной стороны, и эксперимен­тальной медицины и психологии, — с другой. Объектом исследования в этой области является и многогранная личность самого врача, ее формирование и роль в современном обществе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 749; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.163 (0.051 с.)