Биоэтика - новая идеология здравоохранения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Биоэтика - новая идеология здравоохранения



В 1972 г. ВОЗ определила, что врач — это лицо, которое, будучи принято в установленном порядке в медицинскую школу, должным об­разом признанную в стране, в которой она находится, успешно завер­шило предписанный курс медицинских наук и получило квалифика­цию, дающую юридическое право на медицинскую практику (включая профилактику, диагностику, лечение и реабилитацию) с отправлени­ем независимых суждений в интересах укрепления общественного • и индивидуального здоровья. Юридические законы определяют пра­вовой статус врача в обществе, его основные права и обязанности, предписывая ему строго соблюдать существующий в государстве пра­вопорядок. Этика и право взаимодополняют друг друга, обеспечивая цивилизованное разрешение проблем, возникающих в процессе ме­дицинской деятельности. Этика регулирует ту область человеческих отношений, которая как бы выпала из поля юридического права, но требует разрешения в процессе рождения, болезни, страданий, смерти.

Положение с состоянием здоровья населения современной России остается тяжелым, о чем свидетельствует высокий уровень общей и младенческой смертности. На большинстве территории страны есте­ственный прирост населения отрицательный, сокращается средняя продолжительность жизни россиян. Таким образом, социальные по­следствия проводимых в обществе реформ, оцениваемые через со­стояние здоровья населения, свидетельствуют об их деструктивном характере и требуют корректировки в направлении смягчения отри­цательных последствий введения рыночных отношений в экономике. Нарастающая коммерциализация медицинской деятельности требует защищенности прав пациента в обеспечении качества оказываемой помощи. «Основы законодательства Российской Федерации об охра­не здоровья граждан» и ряд других законов содержат принципиально новые для российского здравоохранения положения, раскрывающие права пациента, в частности, право на добровольное информирова­ние, согласие на медицинское вмешательство или отказ от него. Дан­ное право распространяется на любое медицинское вмешательство. В его основе лежит добровольное решение пациента, основывающее­ся на полной и разносторонней информации о состоянии здоровья, диагнозе, методах лечения, риске, возможных вариантах терапии и ее исходах. Добровольное информированное согласие предписывает для российской медицинской практики новые модели взаимоотношений врача и пациента. На смену традиционной для России патерналист­ской модели отношений врача и больного приходит модель доброволь­ного информированного согласия, способствующая в ряде западных стран снижению уровня конфликтности и напряженности в медици­не, где большинство проблем возникает в сфере взаимоотношений врача и пациента. Патерналистская модель основывается на неравен­стве участвующих в лечебно-диагностическом процессе сторон и пол­
ном подчинении действий пациента предписаниям врача. Патернали­стская модель отношений врача и больного сложилась в России под воздействием экономических, духовных и медицинских факторов.
Истоки данной традиции коренятся в шаманской, жреческой меди­цине, в классической гиппократовской традиции. Православное бо­гословие и отечественная религиозная философия способствовали
укреплению патерналистской модели отношений врача и больного, насаждая идеи смирения, непротивления, почитания иерархического строения мира.

К концу XX века столкнулись две противоречивые тенденции. Пер­вая из них заключается в возрастании власти и ответственности врача в процессе увеличения возможностей медицины и биотехнологии. Вторая тенденция характеризуется распространением либерально-демократических ценностей, идеи индивидуальных прав и свобод. Новый тип отношений врача и пациента исходит, прежде всего, из признания автономии пациента, его права на самоопределение, обсуждение и собственное мнение в принятии решений. В модели со­вместного принятия решений общение врача и пациента направлено на диагностирование и лечение, а также на осмысление социальных, психологических, моральных, экономических и других последствий. Врач выступает не только как специалист, использующий свои зна­ния, умения и опыт для восстановления и сохранения здоровья паци­ента, но и как человек, анализирующий и взвешивающий последствия обследования и лечения в контексте содержания культурных, религи­озных и иных ценностей, менталитета пациента. Российским врачам свойственно чувство чести и собственного до­стоинства, основанное на высоком профессионализме, глубоких зна­ниях и уверенности в своей необходимости Родине. В мировоззрении современного врача биоэтическое содержание является приоритет­ным, наиболее значимым в современных условиях среди других его компонентов. Ведь в широком смысле под биоэтикой понимается при­менение понятий и норм общечеловеческой морали (в которой осмыс­ливаются проблемы добра и зла, совести и чести) к сфере экспери­ментальной и теоретической деятельности в медико-биологической области. В ходе решения биоэтических проблем утверждаются основ­ные принципы биоэтики: принцип единства жизни и этики, призна­ние жизни в качестве высшей категории среди всех этических ценно­стей, принцип «благоговения перед жизнью», принцип гармонизации системы «человек—биосфера». На основе этих принципов, очевидно, и продолжится процесс формирования свода правил и норм биологи­ческой ЭТИКИ.          

Таким образом, выделение биоэтики в особую сферу этических зна­ний, специального этического осмысления обусловлено возникно­вением моральных коллизий в ходе наращивания медико-биологи­ческих знаний, созданием качественно новых биотехнологий и их практическим применением в здравоохранении, особенностями соци­ального развития. Первоочередной проблемой является угроза унич­тожения всех форм жизни на Земле, ответственность за которую несут не только общественные и государственные деятели, но и ученые, осо­бенно физики, химики, биологи, врачи.

Можно сказать, что эти здравоохранительные парадигмы биоэти­ки ныне становятся государственной идеологией.   При осмыслении ключевых концептов и принципов биоэтики как новой социально-этической идеологии в системе здравоохранении, следует не терять из виду ее главные приоритеты в сферах биомедици­ны и практической медицины, а именно: морально-этические и пра­вовые ценности, мировоззренческие и методологические установки.

Это все базируется на социально-философских основаниях новой, по сути гуманитарной медицины, способной не только лечить, а и ори­ентировать медиков на всестороннее и гармоничное развитие человека. Специфика биоэтической сути в современном здравоохранении состо­ит в принципиально ином требовании охраны жизни человека: охране его не от непредвиденных негативных обстоятельств, а от преднаме­ренного научно-технологического воздействия на него. Это — каче­ственно новый вариант морально-этической философии, так как в ней речь идет о более возвышенном гуманитарном отношении к разви­тию человека.

Биоэтика как идеология здравоохранения ничего не запрещает и не разрешает. Она привлекает внимание мировой общественности к моральным и правовым аспектам биомедицинских исследований, био­технологии, другим новым факторам науки, связанным с возможной угрозой жизни или утраты здоровья человека. Идеологи биоэтики под­вергают критике те методы и средства науки или технологии биомеди­цины, которые не в состоянии обеспечить качественное улучшение жизни людей. В философском осмыслении учеными-исследователя­ми и медиками реальных проблем биомедицины закладывается новый ментальный фундамент их самосознания, формируются иные мораль­но-этические ценности, позволяющие углубленно вести научное по­знание жизни и широко использовать все это в практике врачевания.

Биоэтика, являясь идеологией современного здравоохранения, не сводима, как уже отмечалось, к деонтологии или врачебной этике. Ее не следует рассматривать и как какую-то новую чисто моральную на­уку. Проблемы биоэтики настолько широки и объемны, что они тре­буют к себе особого отношения широкой общественности: ученых, врачей, провизоров. Дело в том, что спонтанно встал вопрос о воз­можном медицинском «вмешательстве» в процессы жизни и смерти. Уже хотя бы потому, что облегчить смерть человека — это взять на себя огромную морально-этическую ответственность перед всем че­ловечеством. А вмешательство в жизнепротекание или душу челове­ка — суперответственность. Поэтому эти вопросы никак не могут решаться только учеными, врачами, провизорами обособленно от ши­рокого общественного мнения.

Идея, что человек — творец своего нравственно-этического пове­дения, имеет своей обратной стороной идеал «человекобога», в кото­ром более ста лет назад Ф.М. Достоевский (1821—1882) так ясно про­зрел бесовского разрушителя. Вл. Соловьев (1853—1900) открыл в человеке духовный космос, то есть тот самый «моральный закон во мне», об объективной реальности которого, наряду со «звездным миром надо мной», так проникновенно писал И. Кант (1724-1804): «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Философ и ученый XVIII века как бы предупреждал и рекомендовал грядущему человечеству быть осторожным по отношению к своей жизни и делам. В современных условиях исключается какая-либо альтернатива жизни человека, как жизни по разуму и в согласии с совестью. Наше время настоятельно потребовало от людей, особенно от ученых, специалис­тов-медиков осознания высшего смысла всеохватной триединой фи­лософской формулы: «Стремиться к Истине, Добру и Красоте!» И впол­не правомерно эту формулу расширить еще одной составляющей — «Любить человека и беречь жизнь его нещадно». Только скрупулезное следование этой гуманной формуле позволит человечеству не только выжить, но и гуманитарно саморазвиваться и самосовершенствоваться.

Литература                                                                                                                                                          

Биомедицинская этика. Под ред. В.И. Покровского. М., 1997.     

Биоэтика: проблемы и перспективы. М., 1992.

Введение в биоэтику. М., 1998.

Гиппократ. Избранные книги. М., 1994.

Иванюшкин А.Я. Медицинская этика и деонтология. М., 1993.

Медицина и права человека. М., 1992.

Юдин Б.Г. и др. Этические права животных. М., 1998.

Яровинский М.Я. Лекции по курсу «Медицинская этика» (Биоэтика). Вып. 1-2. М., 1998 и 2000.

Вопросы для самоконтроля                                

1. Когда и почему возникала биомедицинская этика? 2. Какие связи и отношения сложились в медицине с философией по по­воду биоэтики?

3. Почему мораль и право стали ключевыми параметрами в биомедицинс­кой этике?               

4. Почему именно философия стала идеологическим ядром в биомедицин­ской этике?

Темы докладов и рефератов

1. Биомедицинская этика как интегративная форма гуманитарного знания и основное направление совершенствования мировоззренческой культу­ры врача.

2. Актуальные проблемы взаимовлияния медицины, этики, права, рели­гии и философии.

3. Современные проблемы взаимоотношения врача и пациента в контек­сте принципов биомедицинской этики.

4. Значение моделей врачевания Гиппократа, Парацельса и деонтологии для формирования и развития биомедицинской этики.

5. Этико-правовые основания биомедицинских исследований с участием человека и на животных.           

6. Историко-философский анализ биоэтических оснований взаимоотно­шений врача и пациента.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.015 с.)