Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Биоэтика - новая идеология здравоохранения
В 1972 г. ВОЗ определила, что врач — это лицо, которое, будучи принято в установленном порядке в медицинскую школу, должным образом признанную в стране, в которой она находится, успешно завершило предписанный курс медицинских наук и получило квалификацию, дающую юридическое право на медицинскую практику (включая профилактику, диагностику, лечение и реабилитацию) с отправлением независимых суждений в интересах укрепления общественного • и индивидуального здоровья. Юридические законы определяют правовой статус врача в обществе, его основные права и обязанности, предписывая ему строго соблюдать существующий в государстве правопорядок. Этика и право взаимодополняют друг друга, обеспечивая цивилизованное разрешение проблем, возникающих в процессе медицинской деятельности. Этика регулирует ту область человеческих отношений, которая как бы выпала из поля юридического права, но требует разрешения в процессе рождения, болезни, страданий, смерти. Положение с состоянием здоровья населения современной России остается тяжелым, о чем свидетельствует высокий уровень общей и младенческой смертности. На большинстве территории страны естественный прирост населения отрицательный, сокращается средняя продолжительность жизни россиян. Таким образом, социальные последствия проводимых в обществе реформ, оцениваемые через состояние здоровья населения, свидетельствуют об их деструктивном характере и требуют корректировки в направлении смягчения отрицательных последствий введения рыночных отношений в экономике. Нарастающая коммерциализация медицинской деятельности требует защищенности прав пациента в обеспечении качества оказываемой помощи. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» и ряд других законов содержат принципиально новые для российского здравоохранения положения, раскрывающие права пациента, в частности, право на добровольное информирование, согласие на медицинское вмешательство или отказ от него. Данное право распространяется на любое медицинское вмешательство. В его основе лежит добровольное решение пациента, основывающееся на полной и разносторонней информации о состоянии здоровья, диагнозе, методах лечения, риске, возможных вариантах терапии и ее исходах. Добровольное информированное согласие предписывает для российской медицинской практики новые модели взаимоотношений врача и пациента. На смену традиционной для России патерналистской модели отношений врача и больного приходит модель добровольного информированного согласия, способствующая в ряде западных стран снижению уровня конфликтности и напряженности в медицине, где большинство проблем возникает в сфере взаимоотношений врача и пациента. Патерналистская модель основывается на неравенстве участвующих в лечебно-диагностическом процессе сторон и пол
К концу XX века столкнулись две противоречивые тенденции. Первая из них заключается в возрастании власти и ответственности врача в процессе увеличения возможностей медицины и биотехнологии. Вторая тенденция характеризуется распространением либерально-демократических ценностей, идеи индивидуальных прав и свобод. Новый тип отношений врача и пациента исходит, прежде всего, из признания автономии пациента, его права на самоопределение, обсуждение и собственное мнение в принятии решений. В модели совместного принятия решений общение врача и пациента направлено на диагностирование и лечение, а также на осмысление социальных, психологических, моральных, экономических и других последствий. Врач выступает не только как специалист, использующий свои знания, умения и опыт для восстановления и сохранения здоровья пациента, но и как человек, анализирующий и взвешивающий последствия обследования и лечения в контексте содержания культурных, религиозных и иных ценностей, менталитета пациента. Российским врачам свойственно чувство чести и собственного достоинства, основанное на высоком профессионализме, глубоких знаниях и уверенности в своей необходимости Родине. В мировоззрении современного врача биоэтическое содержание является приоритетным, наиболее значимым в современных условиях среди других его компонентов. Ведь в широком смысле под биоэтикой понимается применение понятий и норм общечеловеческой морали (в которой осмысливаются проблемы добра и зла, совести и чести) к сфере экспериментальной и теоретической деятельности в медико-биологической области. В ходе решения биоэтических проблем утверждаются основные принципы биоэтики: принцип единства жизни и этики, признание жизни в качестве высшей категории среди всех этических ценностей, принцип «благоговения перед жизнью», принцип гармонизации системы «человек—биосфера». На основе этих принципов, очевидно, и продолжится процесс формирования свода правил и норм биологической ЭТИКИ.
Таким образом, выделение биоэтики в особую сферу этических знаний, специального этического осмысления обусловлено возникновением моральных коллизий в ходе наращивания медико-биологических знаний, созданием качественно новых биотехнологий и их практическим применением в здравоохранении, особенностями социального развития. Первоочередной проблемой является угроза уничтожения всех форм жизни на Земле, ответственность за которую несут не только общественные и государственные деятели, но и ученые, особенно физики, химики, биологи, врачи. Можно сказать, что эти здравоохранительные парадигмы биоэтики ныне становятся государственной идеологией. При осмыслении ключевых концептов и принципов биоэтики как новой социально-этической идеологии в системе здравоохранении, следует не терять из виду ее главные приоритеты в сферах биомедицины и практической медицины, а именно: морально-этические и правовые ценности, мировоззренческие и методологические установки. Это все базируется на социально-философских основаниях новой, по сути гуманитарной медицины, способной не только лечить, а и ориентировать медиков на всестороннее и гармоничное развитие человека. Специфика биоэтической сути в современном здравоохранении состоит в принципиально ином требовании охраны жизни человека: охране его не от непредвиденных негативных обстоятельств, а от преднамеренного научно-технологического воздействия на него. Это — качественно новый вариант морально-этической философии, так как в ней речь идет о более возвышенном гуманитарном отношении к развитию человека. Биоэтика как идеология здравоохранения ничего не запрещает и не разрешает. Она привлекает внимание мировой общественности к моральным и правовым аспектам биомедицинских исследований, биотехнологии, другим новым факторам науки, связанным с возможной угрозой жизни или утраты здоровья человека. Идеологи биоэтики подвергают критике те методы и средства науки или технологии биомедицины, которые не в состоянии обеспечить качественное улучшение жизни людей. В философском осмыслении учеными-исследователями и медиками реальных проблем биомедицины закладывается новый ментальный фундамент их самосознания, формируются иные морально-этические ценности, позволяющие углубленно вести научное познание жизни и широко использовать все это в практике врачевания.
Биоэтика, являясь идеологией современного здравоохранения, не сводима, как уже отмечалось, к деонтологии или врачебной этике. Ее не следует рассматривать и как какую-то новую чисто моральную науку. Проблемы биоэтики настолько широки и объемны, что они требуют к себе особого отношения широкой общественности: ученых, врачей, провизоров. Дело в том, что спонтанно встал вопрос о возможном медицинском «вмешательстве» в процессы жизни и смерти. Уже хотя бы потому, что облегчить смерть человека — это взять на себя огромную морально-этическую ответственность перед всем человечеством. А вмешательство в жизнепротекание или душу человека — суперответственность. Поэтому эти вопросы никак не могут решаться только учеными, врачами, провизорами обособленно от широкого общественного мнения. Идея, что человек — творец своего нравственно-этического поведения, имеет своей обратной стороной идеал «человекобога», в котором более ста лет назад Ф.М. Достоевский (1821—1882) так ясно прозрел бесовского разрушителя. Вл. Соловьев (1853—1900) открыл в человеке духовный космос, то есть тот самый «моральный закон во мне», об объективной реальности которого, наряду со «звездным миром надо мной», так проникновенно писал И. Кант (1724-1804): «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Философ и ученый XVIII века как бы предупреждал и рекомендовал грядущему человечеству быть осторожным по отношению к своей жизни и делам. В современных условиях исключается какая-либо альтернатива жизни человека, как жизни по разуму и в согласии с совестью. Наше время настоятельно потребовало от людей, особенно от ученых, специалистов-медиков осознания высшего смысла всеохватной триединой философской формулы: «Стремиться к Истине, Добру и Красоте!» И вполне правомерно эту формулу расширить еще одной составляющей — «Любить человека и беречь жизнь его нещадно». Только скрупулезное следование этой гуманной формуле позволит человечеству не только выжить, но и гуманитарно саморазвиваться и самосовершенствоваться.
Литература Биомедицинская этика. Под ред. В.И. Покровского. М., 1997. Биоэтика: проблемы и перспективы. М., 1992. Введение в биоэтику. М., 1998. Гиппократ. Избранные книги. М., 1994. Иванюшкин А.Я. Медицинская этика и деонтология. М., 1993. Медицина и права человека. М., 1992. Юдин Б.Г. и др. Этические права животных. М., 1998. Яровинский М.Я. Лекции по курсу «Медицинская этика» (Биоэтика). Вып. 1-2. М., 1998 и 2000. Вопросы для самоконтроля 1. Когда и почему возникала биомедицинская этика? 2. Какие связи и отношения сложились в медицине с философией по поводу биоэтики? 3. Почему мораль и право стали ключевыми параметрами в биомедицинской этике? 4. Почему именно философия стала идеологическим ядром в биомедицинской этике? Темы докладов и рефератов 1. Биомедицинская этика как интегративная форма гуманитарного знания и основное направление совершенствования мировоззренческой культуры врача. 2. Актуальные проблемы взаимовлияния медицины, этики, права, религии и философии. 3. Современные проблемы взаимоотношения врача и пациента в контексте принципов биомедицинской этики. 4. Значение моделей врачевания Гиппократа, Парацельса и деонтологии для формирования и развития биомедицинской этики. 5. Этико-правовые основания биомедицинских исследований с участием человека и на животных. 6. Историко-философский анализ биоэтических оснований взаимоотношений врача и пациента.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.015 с.) |