Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос : В чем , по мнению персонажа , заключается логическая ошибка ?

Поиск

 

3. Проведите экспертизу следующих контекстов с точки зрения логики:

1. В 15 часов вы услышите песни итальянских и неаполитанских композиторов в исполнении Владимира Атлантова (радиоведущий). 2. Поручик Гернет сказал, что если б Пушкин не был психологом, то ему не поставили бы в Москве памятник (А. Чехов). 3. Как писал А. Блок, «Мы – дети страшных лет России, забыть не в силах ничего». И, может быть, это символично, что именно белорусский режиссер снял фильм об Игоре Талькове (радиоведущий). 4. Наш комбинат увеличил производство канистр, поскольку в Чечне сейчас большие проблемы с питьевой водой (гость студии). 5. Песня напоминает мелодикой народную, но в ней есть и элементы современного хита (радиоведущий). 6. В программе вы услышите танцевальные фрагменты из классических опер, балетов и оперетт (радиоведущий). 7. «Мамба» – это конфеты с ароматом ананаса, банана, малины, клубники и других экзотических фруктов (реклама). 8. Мы поставляем товары непосредственно с заводов - изготовителй. Это залог низких цен и высокого качества (реклама). 9. Известность нашего банка уже соперничает с его надежностью! (реклама). 10. Вы слышали мнения экспертов, а это уже факты (реклама мыла «Safeguard»).

 

4. А.Ф.Кони доказывает необходимость точного словоупотребления на примере выражения «кровь с молоком». Попробуйте восстановить этот пример.

 

5. Проанализируйте текст с точки зрения его приспособленности для устного воспроизведения. Подготовьте выступление на заданную тему в школьной аудитории.

ЧТО ТАКОЕ РИТОРИКА?

С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова, врожденный ли это дар или результат длительного кропотливого обучения и самообразования. Ответ на эти и другие вопросы дает риторика – особая наука о законах «изобретения, расположения и выражения мыслей в речи» (Аристотель). Авторитет этой науки в древности, ее влияние на жизнь общества и государства были настолько велики, что риторику называли «искусством управлять умами» (Платон) и ставили в один ряд с искусством полководца, с эпосом и музыкой. Тогда же родилось и другое название этой науки – «ораторское искусство».

Величайший мыслитель древности Аристотель, автор первой научной разработки ораторского искусства, определил риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Здесь в центре внимания находится главная проблема речи – ее убедительность.

Именно эта проблема волновала и волнует ученых и ораторов во все времена, включая и наши дни. Ее решение невозможно без глубокого изучения истории и теории риторики, без знакомства с трудами известных ученых и мастеров устного слова, без серьезной практической работы над собой (по Н. А. Михайличенко).

 

6. Читайте стихотворение вслух, постепенно повышая тон голоса:

Голубой человек в перчатках,

В красной шапочке смешной

Поднимается по лестнице,

Говорит: «Иду домой».

Вот до верха он добрался,

Вот под крышею самой,

Но упрямо лезет выше,

Говорит: «Иду домой».

Вот ни лестницы, ни крыши,

Он у неба на виду.

«Ты куда?! Куда, несчастный?!»

Говорит: «Домой иду».

 

7. Нужно выбрать правильное заключение из нескольких посылок:

1) Поэты, понимающие природу человека, умны. 2) Только истинный поэт может взволновать душу. 3) Шекспир написал " Гамлета ". 4) Поэт, не понимающий природы человека, не может взволновать душу. 5) Только истинный поэт мог написать " Гамлета ".

а) Только Шекспир может взволновать душу, б) Шекспир истинный поэт, в) Шекспир умен, г) Шекспир понимает природу человека

 

 

Вариант 4

1. Используйте градацию:

1. 0 ни говорят, что к этому человеку надо принять меры. К нему непросто надо принять меры, его нужно... его надо... 2. Начальство говорит, что на это дело нужна значительная сумма. Эта сумма непросто значительна, она... она... для нашего бюджета. 3. Она не просто симпатичная, она... она просто...

 

2. Подготовьте фразы к восприятию на слух:

1. В принципе имеется несколько важных причин, объясняющих, почему молодежь не любит слушать симфоническую музыку, предпочитая ей легкую, а также почему современные молодые люди предпочитают танцевальную музыку серьезной. 2. Следует срочно приложить все необходимые усилия для ликвидации негативных последствий произошедшего, создав специальную комиссию из специалистов, имевших опыт работы в подобных ситуациях.

 

3. Читайте стихотворение вслух, постепенно понижая тон голоса так, чтобы последние шесть строк звучали в грудном регистре:

Чтоб овладеть грудным регистром,

Я становлюсь «аквалангистом».

Все

ниже

опускаюсь!

Ниже!

А дно морское ближе …

ближе …

И вот уж в царстве я подводном!

Хоть погрузился глубоко,

Но голосом грудным, свободным

Распоряжаюсь я легко.

Чтоб овладеть грудным регистром,

Полезно стать «аквалангистом».

 

4. Сформулируйте в более лаконичной форме:

1. В следующую субботу для родителей, у кого дети учатся в выпускных классах, состоится родительское собрание. 2. Директор сослался на плохое помещение и сказал, что в связи с этим условий для работы у него нет. 3. У автомобиля " Волга " уже сама его конструкция обеспечивает пробег без капитального ремонта до 120 тысяч км 4. Российский самолет, который совершает межконтинентальный перелет из Москвы в Антарктиду, произвел посадку в порту Дарвин, к которому приковано внимание каждой страны, где проходит маршрут самолета. 5. Кто нуждается в дополнительных занятиях, тому необходимо их обеспечить. 6. Прочитанный курс лекций не был издан, поскольку освещенные вопросы на лекциях были достаточно полно изложены в незадолго до этого опубликованной книге. 7. На собрании были все студенты, кроме двух, отсутствующих по уважительной причине.

 

5. Выберите нужные слова:

Человек (придумал, изобрел, нашел, создал) слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Он (назвал, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он (назвал, обозначил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружало.

 

6. Используя начало следующего текста, подготовьте выступление на заданную тему в аудитории студентов перед выходом на педагогическую практику:

Важная сторона психологической грамотности оратора – учет особенностей аудитории.

Аристотель в «Риторике» писал: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается: он - то и есть конечная цель всего»…

 

7. Используя следующие высказывания, подготовьте устные рекомендации начинающему оратору:

1) Не надобно шататься вельми, будто веслами гребет, не надобно руками сплескивать, в боки упираться, смеяться, да не надобно и рыдать: все бо сие лишняя и неблагообразна суть, и слушателей возмущает (Феофан Прокопович).

2) Настоящий жест – это не размахивание руками и не движение тела, а движение души (Ф.Шаляпин).

 

 

Вариант 5

1. Известно, что А.Ф.Кони был самым непримиримым противником письменной подготовки к публичному выступлению. П.С.Пороховщиков, напротив, настоятельно рекомендует писать свои речи: «… не исписав нескольких сажен или аршин бумаги, вы не скажете сильной речи по сложному делу.

Если только вы не гений, примите это за аксиому и готовьтесь к речи с пером в руке». Мотивируйте каждую из приведенных точек зрения. Определите свою позицию в этом вопросе и аргументируйте ее.

2. Предложите начало выступления, построенное на антитезе; сформулируйте проблему выступления.

Образец.

Говорят, рынок дает возможность преуспеть энергичным и… - Говорят,

рынок дает возможность преуспеть энергичным и пропасть безынициативным. Так ли это? Давайте разберемся.

1. Обычно старикам настоящее представляется безрадостным, а... 2. В прежние века к артистам относились пренебрежительно, а... 3. Наука воздействует на наш разум, а... 4. Одним учеба доставляет радость, другим... 5. Одни люди привыкли жаловаться, что им не хватает денег, другие...

 

3. Объясните смысловые различия:

1. Мошенники действовали через газету / Мошенники действовали с помощью газеты. 2. По возвращении в город он устроился на работу / После возвращения в город он устроился на работу. 3. Лаборатория «Vichy» разработала новый крем против морщин / Лаборатория «Vichy» разработала новый крем от морщин. 4. Я рассказал коллегам о своей командировке / Я рассказал коллегам про свою командировку. 5. Мне дали задание подготовить выступление на тему «Точность словоупотребления» / Мне дали задание подготовить выступление по теме «Точность словоупотребления». 6. Ты ведешь себя, как трехлетний ребенок / Ты ведешь себя, как ребенок трех лет. 7. Она не любит ездить на метро / Она не любит ездить в метро.

4. Нужно установить истину:

1) На острове живут рыцари, плуты и нормальные люди. Рыцари всегда говорят правду, плуты всегда лгут, а нормальные люди иногда говорят правду, а иногда лгут. Артур и Джон - жители этого острова. Один из них рыцарь, а другой нормальный человек. На вопрос, является ли Джон нормальным человеком, Артур ответил «нет». Кем является Джон?

2) Во время следствия трое свидетелей дали противоречивые показания: Жан утверждал, что верить можно только ему; Клод обвинял во лжи Франсуа, а Франсуа убеждал следователя не верить ни Жану, ни Клоду. Кто из них говорил правду?

 

5. Изложите в одной фразе содержание «Мухи-Цокотухи», «Вороны и лисицы», «Сказки о глупом мышонке», «Ромео и Джульетты», «Преступления и наказания».

 

6. Ознакомьтесь с фрагментами из трактата Цицерона «Оратор». Какие части античного канона затрагиваются здесь? Что именно говорится о каждой из них? Какие из приведенных рекомендаций сохранили актуальность сегодня? Какой этап подготовки ораторской речи Цицерон считает самым важным? Согласны ли вы с ним?

«Оратор должен заботиться о трех вещах - что сказать, где сказать и как сказать...

Действительно, найти и выбрать, что сказать, - великое дело: это - как бы душа в теле; но это забота скорее здорового смысла, чем красноречия, а в каком деле можно обойтись без здорового смысла? Конечно, тот оратор, в котором мы ищем совершенства, будет знать, откуда извлечь основания и доводы. О чем бы ни говорилось в судебной или политической речи, выяснению подлежит, во-первых, имел ли место поступок, во-вторых, как его определить и, в-третьих, как его расценить. Первый вопрос разрешается доказательствами, второй — определениями, третий — понятиями о правоте и неправоте. <...>

А с какой заботою он расположит все, что найдет! — ибо такова вторая из трех забот оратора. Конечно, он возведет к своему предмету достойные подступы и пышные преддверия, он с первого натиска овладеет вниманием, утвердит свои мнения, отразит и обессилит противные, доставит самые веские доводы частью в начало, частью в конец, между ними вдвинет слабые.

 Итак, мы описали бегло и вкратце, каким должен быть оратор в отношении двух первых частей красноречия. Но, как мы уже сказали, эти части при всей их значительности и важности требуют меньше искусства и труда; зато когда он найдет, что сказать и где сказать, то несравненно важнее будет позаботиться, как сказать. <...>

Одним по сердцу текучая округленность слов, и они считают красноречием безостановочную речь; а другие любят отдельные, расчлененные отрезки с остановками и передышками. Что может быть более различно? Однако и в том и в другом есть нечто превосходное. Одни изощряются в спокойствии, плавности и как бы чистоте и прозрачности своего рода речи; другие, пользуясь жестокими и строгими словами, стремятся к своеобразной скорбности слова. А так как мы только что установили разделение, что они желают казаться важными, другие простыми, третьи умеренными, то сколько мы насчитали родов речи, столько же оказывается и родов ораторов.

«Как сказать?» - это вопрос, относящийся и к произнесению, и к изложению: ведь произнесение есть как бы красноречие тела и состоит из голоса и движений. <....>

Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных — мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся — трогательности. Поистине удивительна природа голоса, который при помощи только трех звучаний — низкого, высокого и переменного — достигает столь разнообразного и столь сладостного совершенства в напевах. <...>

Движениями он будет владеть так, чтобы в них не было ничего лишнего. Держаться он будет прямо и стройно, расхаживать — изредка и не на много, не ступать вперед — с умеренностью и тоже нечасто; никакой расслабленности шеи, никакой игры пальцами — он не будет даже отбивать ритм суставом; зато, владея всем своим телом, он может наклонять стан, как подобает мужу, простирать руки в напряженных местах и опускать их в спокойных.

А какое достоинство, какую привлекательность изобразит его лицо, которое выразительностью уступит только голосу! При этом должно избегать всякого излишества, всякого кривляния, но зато искусно владеть взглядом. Ибо как лицо есть изображение души, так глаза - ее выражение. А насколько им быть веселыми или печальными, покажут сами предметы, о которых будет идти речь».

 

7. Придумайте начало выступления к следующим концовкам:

I. Правильно говорят в народе: семь раз отмерь, один раз отрежь; людским речам вполовину верь; кто про кого за глаза говорит, тот того боится; у кого что болит, тот о том и говорит; сперва подумай, а потом скажи; по речи узнают человека; слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

II. Я думаю, что на примере этой истории мы все убедились еще раз в правильности русской поговорки: петь хорошо вместе, а говорить порознь; слово — серебро, а молчание – золото; говорить, не думая, что стрелять, не целясь; не просящему не дают; кто языком штурмует, немного навоюет.

 

Практическая работа 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.117 (0.016 с.)