Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: «Изучение способов речевого воздействия»↑ Стр 1 из 47Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
2017 УДК 808.51 ББК: 83.7 К80
Рецензент: преподаватель Р.С. Закараускайте
Составитель: Креч Л.В.
ОП.13 «Деловая риторика»: учебно-методическое пособие/Л.В.Креч. – Калининград: Издательство Западный филиал РАНХиГС, 2017. –с. ISBN 000 – 0-00000-000-0
Учебно-методическое пособие для выполнения практических работ студентов специальности 43.02.10 Туризм, по ОГСЭ.03 «Деловая риторика» разработано в соответствии с рабочими программами по дисциплине, составленными на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов среднего профессионального образования, обучающихся по специальности «Туризм» очной формы обучения. Перечень источников – 19 наименований. Учебно-методическое пособие рекомендовано к изданию ученым советом филиала «__» ___ 201_ г., протокол №____.
УДК 808.51
Содержание:
Сборник практических работ по учебной дисциплине "Деловая риторика" подготовлен в рамках комплекса УМК учебной дисциплины общего профессионального цикла (ОП.13) основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 43.02.10 «Туризм». Основная задача изучения дисциплины «Деловая риторика» - подготовить выпускников к успешному общению в профессиональной деятельности, при проведении бесед, переговоров, совещаний и т. п., сформировать речевые навыки устного делового контакта, помочь овладеть психологической культурой, этикой служебного взаимодействия. Выполнение практических работ, представленных в данном пособии, поможет обучающимся аргументировано излагать свою точку зрения; эффективно использовать выразительные средства русского языка в разных ситуациях общения; грамотно произносить речь с точки зрения ее звукового оформления и использования паралингвистических средств; вести дискуссию в соответствии с принципами и правилами конструктивного спора; вести деловую беседу в соответствии с правилами эффективного общения; выявлять приемы речевого манипулирования и противостоять им; устанавливать и поддерживать речевой контакт; корректировать свое поведение в соответствии с речевой ситуацией профессионального общения и коммуникативным намерением; выбирать стратегию и тактики общения, адекватные коммуникативной ситуации и коммуникативному намерению. Практические работы выполняются по вариантам, в письменном виде. Практическое занятие – одна из основных форм организации учебного процесса, заключающаяся в выполнении студентами под руководством преподавателя комплекса учебных заданий с целью усвоения научно - теоретических основ дисциплины, приобретения умений и навыков и опыта творческой деятельности. Целью практического занятия является привитие умений и навыков практической деятельности по изучаемой дисциплине. Задачами практических занятий являются: – закрепление, углубление, расширение и детализация знаний студентов при решении конкретных задач; – развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления, творческой активности; – овладение новыми методами и методиками изучения конкретной учебной дисциплины; – выработка способности логического осмысления полученных знаний для выполнения заданий; – обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения. Функциями практических занятий являются: – познавательная; – развивающая; – воспитательная. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - аргументировано излагать свою точку зрения; - эффективно использовать выразительные средства русского языка в разных ситуациях общения; - грамотно произносить речь с точки зрения ее звукового оформления и использования паралингвистических средств; - вести дискуссию в соответствии с принципами и правилами конструктивного спора; - вести деловую беседу в соответствии с правилами эффективного общения; - выявлять приемы речевого манипулирования и противостоять им. - устанавливать и поддерживать речевой контакт; - корректировать свое поведение в соответствии с речевой ситуацией профессионального общения и коммуникативным намерением; - выбирать стратегию и тактики общения, адекватные коммуникативной ситуации и коммуникативному намерению
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - основные понятия риторики; - основные законы, принципы и правила эффективного общения; - основы аргументации; - закономерности использования риторических приемов и выразительных средств языка в различных сферах речевой деятельности; - особенности звучащей речи; - правила ведения конструктивного спора; - правила ведения деловой беседы; - основные приемы речевого манипулирования общественным сознанием и приемы их нейтрализации; - риторический канон.
Требования к результатам освоения содержания дисциплины: В результате освоения дисциплины студенты должны обладать следующими компетенциями:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Таблица освоения компетенций при выполнении практических работ:
Практическая работа 1 Вариант 1 Вариант 2 1. Если вы не сразу заметили, что допустили неточность в изложении фактов, вы считаете возможным: а) вернуться к этому месту и исправить ошибку; б) сделать это в конце выступления; в) исправить, только если неточность заметила аудитория Вариант 3 1. Если вы выступаете перед незнакомой аудиторией, вы считаете необходимым: а) представиться; б) представиться и рассказать о себе; в) не теряя времени, начать выступление Вариант 4 Слушали внимательно?
5. Если слушатель задает вам вопрос, не имеющий отношения к теме выступления, вы считаете возможным: а) ответить на вопрос сразу же; б) не отвечать, объяснив причину; в) предложить слушателю подойти после выступления
Вариант 5 Практическая работа 2 Тема: ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММУНИКАЦИИ. СОСТАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ДИАЛОГА Вариант 1 1. Нужно найти слово, выпадающее из общего логического ряда. Из четырех предлагаемых вариантов ответа только один является верным: 1. а) «Кармен», б) «Аида», в) «Севильский цирюльник», г) «Царская невеста». 2. а) либерал, б) консерватор, в) разгильдяй, г) демократ. 3. а) костер, б) облако, в) дым, г) зола. 4. а) лев, б) волк, в) тигр, г) пантера. 5. а) озеро, б) гора, в) родник, г) море. 6. а) море, б) озеро, в) родник, г) пруд. 7. а) щука, б) дельфин, в) акула, г) налим. 8. а) Мурманск, б) Архангельск, в) Хельсинки, г) Вологда. 9. а) лошадь, б) корова, в) собака, г) утка. 10. а) очень великолепный, б) очень большой, в) прекрасный, г) очень гениальный.
2. Проанализируйте тактические приемы, использованные во вступлениях: 1. (лекция по истории философии) За час и пятнадцать минуть я постараюсь изложить вам проблему, над решением которой на протяжении тысячелетия бились лучшие умы человечества. В оставшиеся пять минут я, надеюсь, смогу ее разрешить. 2. (первое занятие по актерскому мастерству) Лучше быть бездарным профессионалом, чем талантливым дилетантом. Кто это сказал? Я. И запомните это. 3. (первая лекция по ораторскому мастерству для юристов) Чтобы быть настоящим обвинителем или адвокатом, надо уметь говорить. Парадоксально, но факт: в школьные годы мы говорим и пишем правильнее, чем в зрелом возрасте. 4. (лекция по ораторскому мастерству, тема: культура публичной речи) В чем заключается ближайшая цель всякой речи? В том, чтобы ее поняли. 5. (лекция по психологии, тема: формирование психики) Шопенгауэр писал, что тот, кто однажды совершил известный поступок, при таких же обстоятельствах вновь совершит его. Как же он ошибался! 6. (лекция по ораторскому мастерству для юристов, тема: красноречие) Жена ушла от мужа и живет с любовником. Обыкновенная история. Но ее описал художник, и получилась «Анна Каренина». Адвокат тоже должен быть художником. 7. (лекция по психологии в Школе бизнеса, тема: межличностные отношения) Вы талантливы, умны и образованны, и тем не менее вам не удается добиться заслуженного успеха. В чем же дело? Ответ на этот вопрос дает теория межличностных отношений. 8. (лекция по психологии, тема: взаимоотношения с окружающими) Итак, вы лучше узнали себя, свои сильные и слабые стороны. Теперь самое время узнать, что представляют собой те, с кем вы общаетесь, кто вас окружает. 9. (урок по химии, тема: щелочи) Вы посадили жирное пятно на выходной костюм. Как избавиться от него, не привлекая к этому факту внимания мамы? 10. (доклад на конференции по конфликтологии, тема: умение слушать) Вас может удивить столь серьезное отношение к этому вопросу. В начале 80- х годов многие фирмы поднимали на смех тренинги по умению слушать. Между тем корпорация Сперри, например, сделала себе имя как фирма, в которой умеют слушать. Когда все мы осознаем, что 45% своего времени человек проводит в процессе слушания, то поймем, почему так важно это умение. 11. (выступление начальника пожарной охраны перед сотрудниками филфака КГУ, тема: техника пожарной безопасности) В прошлом году университет горел трижды, так что даже гуманитарии должны знать, что делать в случае возгорания. Кстати, последний раз горел как раз филфак, как вы помните. 12. (выступление сотрудника факультета ВМК на заседании Ученого совета филфака КГУ, тема: научное сотрудничество факультетов) Мы не случайно обратились именно к вашему факультету: есть нечто, объединяющее математиков и филологов … (реплика с места: «Пожар!») Кроме пожара, хотя и связанное с ним. Это – компьютеры. На сегодняшний день филфак – не только самый компьютеризированный, но и самый умеющий пользоваться компьютерами факультет. 13. (вступительное замечание к книге П. Сергеича «Искусство речи на суде») Просмотрите эти заметки, читатель; если что - то покажется полезным, прочтите; если нет – бросьте книгу и будьте здоровы. 14. (лекция профессора из Великобритании для студентов филфака КГУ) Хорошо, что меня сейчас не видят мои студенты – я не разрешаю опаздывать на лекцию. 15. (лекция профессора из США, тема: процессы мышления) Представьте себе фигуру всем известного роденовского «Мыслителя». Вспомните эту позу человека, застывшего в тяжелом раздумье. Такая поза, как предполагается, присуща любому человеку, погруженному в размышления. Между тем процесс мышления – это процесс чрезвычайно живой и подвижный. Так прав ли был скульптор?
3. Используя последующие высказывания, сформулируйте собственное доказательство по формуле: Я (не) считаю, что …, потому что…. 1. Когда роза украшает сама себя, она украшает вместе с тем сад (И. Гете). 2. Завоевать положение, мало одного ума – надо еще держать себя с умом (О. Бальзак). 3. Самый непобедимый человек – это тот, кому нестрашно быть глупым (В. Ключевский). 4. Хитер не тот, кого считают хитрым, а тот, кого принимают за простака. 5. Для репутации важен размах, а не итог (С. Паркинсон). 6. Когда человек из всех сил выискивает средства заставить других бояться себя, он прежде всего достигает того, что его начинают ненавидеть (Ш. Монтескье). 7. Когда порок грандиозен, он меньше возмущает (Г. Гейне). 8. Незащищенность обладает провоцирующим свойством (Ф. М. Достоевский). 9. Человек, пользующийся авторитетом, может в чем - то убедить, но человек, не пользующийся авторитетом, легко может свести на нет все его усилия (П. С. Таранов). 10. Толпа ожидает спасения больше от чего - то противоречащего рассудку, чем от согласного с ним (Плутарх). 11. Надежда – мастерица подделывать истину (Б. Грасиан). 12. Разумные доводы еще никогда никого не убеждали (А. Франс). 13. Не быть самим собой – вот что должен помнить тот, кто является помощником человека, выполняющего ответственную работу (Р. Загайнов).
4. Попробуйте восстановить авторскую аргументацию: 1. Среди лошадей не распространены самоубийства (В. Маяковский). 2. Если хочешь ударить ребенка – ударь по столбу (чувашская мудрость). 3. Людям не нужна в искусстве правда (А. Платонов). 4. Мне кажется, что из меня выработался бы неплохой адвокат (А. Чехов). 5. Главный редактор газеты просто не имеет права на жалкий вид (С. Мацумото). 6. Один грамм веры дороже порой всякого опыта мудреца (Ю. Бондарев). 7. Если человек зациклился на том, что б ы «не попасть в ловушку», не составляет никакого труда его туда загнать (Ф. Л. Бейли).
5. Установите факторы, которые определяют понятие тактики: 1. Американский читатель терпеть не может неожиданностей. Он знает, что его страна – самая великая страна на земле, Вашингтон – самый великий из когда - либо живших людей, и все иное – неприемлемо. Стало быть, никакой информации, никаких фактов. Если хочешь завоевать внимание читателя, надо ему льстить. Разделять его предрассудки. Говорить о вещах, о которых он давно знает. И он оценит твою мудрость (Г. Видал). 2. У главного выпускающего была своя философия насчет миллионов телезрителей, которые смотрят новости. Большинство, по его мнению, жаждало получить ответ на три основных вопроса: Спокойно ли в мире? Могу ли я быть спокойным за свой дом и семью? Произошло ли сегодня что - нибудь интересное? И он старался, чтобы «Новости» каждый вечер давали ответ именно на эти вопросы (А. Хейли). 3. Сэр Чарльз относился к фактам весьма серьезно: его годовой доход всецело проистекал из его умения препарировать факты. Никто из его коллег не умел столь убедительно истолковать факт, чтобы его интерпретация полностью отличалась от того понимания, которое может сложиться у обыкновенного смертного. Он умел взглянуть факту в лицо, вывернуть его наизнанку, прочитать ярлык за воротником, показать всем его начинку, развеять его по ветру и снова собрать, да так, чтобы факт принял совершенно другое обличье (Э. Беркли). 4. Я так понимаю, что задача пресс - секретаря – постоянно красить забор вокруг особняка. Красить, и все тут. Что бы ни творилось внутри, снаружи забор должен радовать глаз (Г. Макдональд). 5. Ноулз снискал славу грозного обвинителя. И это при том, что разговаривал он мягко, обладал сдержанными манерами, одевался более чем скромно в старомодные костюмы с вязаными галстуками. Очень часто в зале суда он производил впечатление неуверенного в себе человека, нетвердо знавшего, чего он хочет добиться. На эту удочку попадались многие из сидевших на свидетельской скамье. Им начинало казаться, что этому интеллигентному мямле можно безнаказанно лгать, и они слишком поздно понимали, что оказались в крепко свитой паутине, откуда им не выбраться (А. Хейли).
6. На основании следующего фрагмента разработайте тактику выступления по теме вашей научной работы: Я намерен проанализировать тему «Научная беседа». Как провести такую беседу наилучшим образом? Почему предмет, сообщенный неким А, потрясает и оставляет глубокое впечатление. Между тем как тот же материал, преподнесенный Б, скучен, утомителен и не производит никакого впечатления? Как следует нарисовать картину своей области наук, обращаясь к ученым, работающим в совсем иной области? Как мы должны вести беседу с теми, кто владеет лишь незначительными начатками научных знаний или не имеет их вовсе? Как можем мы объяснить неспециалисту, почему познание науки так много для нас значит? Проблемы такого рода возникали передо мной в различных случаях (по У. Л. Брэггу).
7. Сопоставьте аргументы ЗА и ПРОТИВ: СИТУАЦИЯ: администрация КОМЗа настаивает на строительстве жилого дома в пос. Дербышки на выбранном месте – около искусственного водоема: А) – Когда жители района говорят, что новый дом будет закрывать им «вид на природу», – это субъективное мнение. А может быть, их дома тоже кому - то мешают наслаждаться живописным видом из окна. – «Детский бассейн», о котором пекутся жители, а точнее, «водоем с лягушками» не будет уничтожен. Наоборот, его можно будет благоустроить в соответствии с необходимыми требованиями. – Возражать против строительства нового дома могут только лица, обеспеченные жильем. Б) – Уничтожение бассейна – это преступление. – В Дербышках достаточно подходящих мест для строительства нового дома. – Строительство нового дома - не повод разорять одну из последних поселковых природных зон отдыха. – Госкомприроды выступает за смену места строительства. Представьте себя в роли представителя администрации КОМЗа / представителя Госкомприроды и примите участие в дискуссии.
Вариант 2 1. Нужно найти слово, выпадающее из общего логического ряда. Из четырех предлагаемых вариантов ответа только один является верным 1. а) лисица, б) жираф, в) гепард, г) селедка. 2. а) колокольчик, б) роза, в) василек, г) ромашка. 3. Языки: а) французский, б) испанский, в) румынский, г) немецкий. 4. Азбуки: а) русская, б) грузинская, в) болгарская, г) украинская. 5. а) песня, б) опера, в) шансон, г) зонг. 6. а) орел, б) страус, в) сокол, г) ястреб. 7. а) инженер, б) турист, в) врач, г) учитель. 8. а) плотник, б) адвокат, в) судья, г) прокурор. 9. а) стул, б) кресло, в) телевизор, г) стол. 10. а) «Обломов», б) «Обыкновенная история», в) «Община», г) «Обрыв».
2. Восстановите логику доказательства и вывод: Одной из самых распространенных и опасных ошибок нашей цивилизации является представление о том, что у людей есть недостатки. Вам кажется, что это звучит невероятно? Давайте разберемся. … Итак, к чему мы приходим? У людей нет недостатков, но есть … (А. Маринина).
3. Подготовьте трехминутное выступление для родителей на школьном собрании / для учителей на факультете повышения квалификации, подтверждающее или опровергающее какую-либо из высказанных точек зрения: 1. Я полагаю, что всякий признает разумным, чтобы его дети, пока они малы, смотрели на родителей как на своих господ, как на облеченных полнотою власти руководителей … Когда дети подрастут, мы должны смотреть на них как на равных нам (Дж. Локк). 2. Пусть учитель изложит ученику, чем отличаются учения друг от друга, ученик же, если это будет ему по силам. Пусть сделает выбор самостоятельно, или, по крайней мере, остается при сомнении (М. Монтень). 3. Воспитатель старается удержать своего питомца в тех понятиях, тех правилах, которых сам держится … Такое воспитание, без сомнения, есть враг всякого усовершенствования и успеха и ведет к мертвой неподвижности и застою (Н. Добролюбов). 4. Мы требуем, чтобы воспитатели выказывали более уважения к человеческой природе и старались о развитии, а не о подавлении внутреннего человека в своих воспитанниках и чтобы воспитание стремилось сделать человека нравственным не по привычке, по сознанию и убеждению (Н. Добролюбов). 5. Каждый родитель должен понимать, что в семье он не полный бесконтрольный хозяин, а только старший ответственный член коллектива (А. Макаренко). 6. В школе невозможно обойтись без принуждения (В. Дорохин).
4. Аргументируйте высказанные утверждения. Выскажите свою точку зрения: 1. Каждая кухарка может научиться управлять государством (В. И. Ленин). 2. Порядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать (из к / ф «Место встречи изменить нельзя»). 3. Правда имеет много лиц (китайская поговорка). 4. Политика – это любовь к родине (Ф. М. Достоевский). 5. Нищий не способен быть гражданином (А. Д. Сахаров). 6. Критиковать что - то имеет право тот, кто что - нибудь сделал в этой жизни (Э. Кеосаян). 7. Лучше оправдать десять виновных, чем осудить одного невиновного (С. Андриевский). 8. Раб может воспитать только раба (К. Вентцель). 9. Дети – это не прекрасное будущее, а суровое настоящее (Р. Быков). 10. Чтобы быть свободным, достаточно считать себя свободным (Казанова). 11. Истина не абсолютна. Истина – это все, во что мы верим сегодня, независимо от того, лежит в ее основе исторический факт или нет (Х. Пентикой). 12. В стадах нет ничего хорошего, даже если они бегут вслед за тобой (Ф. Ницше). 13. Уж лучше гнать халтуру в кино, чем писать бездарные романы (французский киносценарист). 14. Самое плохое правительство выбирают те, кто не ходит на выборы (международная мудрость). 15. Стоит ли говорить о человеке, когда речь идет о человечестве? («Оптимистическая трагедия»). 16. Вся русская история до Петра – панихида, а после Петра – одно уголовное дело (Ф. И. Тютчев). 17. Легко быть проповедником, трудно быть праведником (В. Кардин). 18. Каждый выбирает по себе / Слово для любви и для молитвы (Д. Сухарев). 19. Ясность – вежливость писателя (Ж. Ренар). 20. Один грамм веры дороже порой всякого опыта мудреца (Ю. Бондарев).
Вариант 3 1. Нужно найти слово, выпадающее из общего логического ряда. Из четырех предлагаемых вариантов ответа только один является верным: 1.а) лебедь, б) фазан, в) гусь, г) утка. 2. Музыкальные инструменты: а) духовые, б) струнные, в) ударные, г) литавры. 3. а) живопись, б) скульптура, в) архитектура, г) портрет. 4. а) скрипка, б) виолончель, в) контрабас, г) тромбон. 5. а) валторна, б) тромбон, в) арфа, г) труба. 6. а) кларнет, б) флейта, в) литавры, г) гобой. 7. а) рояль, б) пианино, в) арфа, г) фагот. 8. а) плотник, б) адвокат, в) судья, г) прокурор. 9. а) стул, б) кресло, в) телевизор, г) стол. 10. а) «Обломов», б) «Обыкновенная история», в) «Община», г) «Обрыв».
2. Логическая задача. На каком инструменте играет Валерий и на каком факультете он учится? Студенты педагогического института организовали эстрадный квартет. Михаил играет на саксофоне. Пианист учится на географическом факультете. Ударника зовут не Валерием, а студента географического факультета зовут не Леонидом. Михаил учится не на историческом факультете. Андрей не пианист и не биолог. Валерий учится не на физическом факультете, а ударник не на историческом. Леонид играет не на контрабасе.
3. Сопоставьте аргументы ЗА и ПРОТИВ: 1. СИТУАЦИЯ: в поезде метро террористы захватили заложников и потребовали от городской администрации выкуп в миллион долларов: А) – Если город заплатит этим бандитам, значит, давай каждый проходимец захватывай что-нибудь?! Я плачу налоги и не желаю, чтобы мои деньги шли на ублажение всякой уголовщины! Ни пенни! Пусть _______только мэр попробует подчиниться, он тут же лишится моего голоса и голосов моей родни! Б) – Я понимаю, что мэр взвешивает все «за» и «против». Что перетянет: человеческая жизнь или горсть презренных монет? Если хоть один из пассажиров погибнет или получит увечье - я не только не стану голосовать за нашего хваленого мэра, но и жизнь свою положу, чтобы всем показать, какое он чудовище! (Д.Годи). Вариант 4 1. Нужно найти слово, выпадающее из общего логического ряда. Из четырех предлагаемых вариантов ответа только один является верным 1. а) «Кармен», б) «Аида», в) «Севильский цирюльник», г) «Царская невеста». 2. а) либерал, б) консерватор, в) разгильдяй, г) демократ. 3. а) костер, б) облако, в) дым, г) зола. 4. а) лев, б) волк, в) тигр, г) пантера. 5. а) озеро, б) гора, в) родник, г) море. 6. а) море, б) озеро, в) родник, г) пруд. 7. а) щука, б) дельфин, в) акула, г) налим. 8. а) Мурманск, б) Архангельск, в) Хельсинки, г) Вологда. 9. а) лошадь, б) корова, в) собака, г) утка. 10. а) очень великолепный, б) очень большой, в) прекрасный, г) очень гениальный.
2. Сопоставьте аргументы ЗА и ПРОТИВ: СИТУАЦИЯ: Президент России заявил, что надо сокращать поставки продуктов из - за рубежа и увеличивать – из российских регионов: А) - Если россияне откажутся от импорта продуктов, большие города окажутся на голодном пайке. – Борьба с импортом ведется не в интересах населения, а в интересах лоббистов - монополистов. Б) – Отечественные производители не могут пробиться на рынок из - за зарубежных конкурентов. – За рубежом покупаются те же продукты, что производятся у нас, но по более высоким ценам – в результате страдает потребитель. Вариант 5 1. Нужно найти слово, выпадающее из общего логического ряда. Из четырех предлагаемых вариантов ответа только один является верным 1. а) А. С. Пушкин, б) М. Ю. Лермонтов, в) Н. А. Некрасов, г) Э. М. Ремарк. 2. а) вилка, б) ложка, в) нож, г) тарелка. 3. а) понятие, б) суждение, в) умозаключение, г) ощущение. 4. а) гопак, б) вальс, в) танго, г) фокстрот. 5. а) пальто, б) шляпа, в) рубашка, г) жилет. 6. а) липа, б) дуб, в) береза, г) сосна. 7. а) «Евгений Онегин», б) «Кармен», в) «Пиковая дама», г) «Лебединое озеро». 8. а) Мурманск, б) Архангельск, в) Хельсинки, г) Вологда. 9. а) лошадь, б) корова, в) собака, г) утка. 10. а) очень великолепный, б) очень большой, в) прекрасный, г) очень гениальный.
2. Сопоставьте аргументы ЗА и ПРОТИВ: СИТУАЦИЯ: выбор места под строительство нового кукольного театра: парк «Черное озеро» или улица Кремлевская (нынешняя Ярмарочная площадь): А) – Театр на Кремлевской строить и удобнее и дешевле, чем на Черном озере. – Надо учитывать увязку объекта с транспортом, водопроводом, энергоснабжением: Кремлевская предоставляет более благоприятные возможности решения этих проблем. – Театр будет ближе к железнодорожному и речному вокзалам. – Рядом ЦУМ, стадион, будет построен кинотеатр. – На Черном озере неблагоприятный грунт. Б) – Маленький кукольный театр не будет гармонировать с соседями - гигантами: ЦУМом, Дворцом спорта и строящимся кинотеатром. – Поблизости нет готовой детской площадки, как на Черном озере. – Воздух на Кремлевской больше загрязнен выхлопными газами. – Черное озеро со всех точек зрения – идеальное место для строительства кукольного театра: центр, парк, окружающая архитектура, спокойный район. Практическая работа 3 Вариант 1 1. Продумайте задачу преподнесения текста, голосом «расставьте» знаки препинания и логические ударения: 1.Ночь улица фонарь аптека Бессмысленный и тусклый свет Живи еще хоть четверть века Все будет так исхода нет Умрешь начнешь опять с начала И повторится все как встарь Ночь ледяная рябь канала Аптека улица фонарь (А. Блок) 2. Отель ветшает Доминик не слишком рачительный хозяин Тем кто хотел бы получить здесь полный пакет услуг ловить нечего Вся надежда на неприхотливых серферов для них Доминик расписывает доски Этому занятию посвящено все свободное время Доминика И несвободное тоже Он отличный художник и если бы не трусость мог бы сделать карьеру именно как художник. Но для этого ему пришлось бы отправиться в Европу и показать доски кому - нибудь из специалистов или ждать пока такой специалист появится в Эс - Суэйре И то и другое из разряда «один шанс на миллион» Я гораздо деятельнее Доминика и могла бы (в порядке дружеской помощи) сама поискать специалистов Но покинуть Эс - Суэйру означает снова лицом к лицу столкнуться с концом света. Переживать его заново у меня нет никакого желания (В. Платова). 3. Владение языком понятие неопределимое по крайней мере на данном этапе развития науки сколько бы дефиниций мы ни процитировали Все понимают кто владеет языком а кто нет но определить не могут Ясно одно нужно достичь коммуникативной компетентности и адекватности а что это догадайтесь сами Приучившись вслушиваться в речь окружающих вдумываться в их слова привыкнув критически оценивать вариативные пути достижения коммуникативных целей вы откроете для себя многие закономерности которые позволят вам чувствовать себя легко и свободно в любой ситуации обходить подводные камни ясно читать в поведении других людей многие их мысли и мотивы (И. Тарасова).
Вариант 2 1. Нужно вывести заключение из двух посылок: 1) Ни один добрый поступок не является незаконным. То, что является за - конным, можно делать без страха. Следовательно, … 2) Ни один лентяй не достоин славы. Некоторые художники не лентяи. Следовательно, …
Вариант 3 1. Создайте образ голосом: Стоит он, сопит он, вздыхает он тяжко, И потная взмокла от масла рубашка. И паром он пышет, И жаром он дышит, Идет кочегар и как будто не слышит, Не слышит, не слышит, Как тяжко он дышит, Вдруг – Свист! Вдруг – Визг! Едва Понемногу, Сперва Понемногу Да - да Понемногу – В дорогу! В дорогу! Быстрее, быстрее колеса крутились, И вот все вагоны вперед покатились, Как будто они – Не вагоны, а мячики! Так - чики, так - чики, так - чики, так - чики! (Ю. Тувим).
2. Прочитайте фрагмент, ответьте на вопрос: – Слушайте, не морочьте мне голову! – рассердился следователь. – Ревность – это естественное чувство, оно присуще любому человеку, и вы никогда не убедите меня, что вы его не испытываете. Я вам не поверю. Все люди ревнуют. – Еще одна подмена понятий, – грустно вздохнул Филановский (А. Маринина). Вариант 4 1. Используйте градацию: 1. 0 ни говорят, что к этому человеку надо принять меры. К нему непросто надо принять меры, его нужно... его надо... 2. Начальство говорит, что на это дело нужна значительная сумма. Эта сумма непросто значительна, она... она... для нашего бюджета. 3. Она не просто симпатичная, она... она просто...
2. Подготовьте фразы к восприятию на слух: 1. В принципе имеется несколько важных причин, объясняющих, почему молодежь не любит слушать симфоническую музыку, предпочитая ей легкую, а также почему современные молодые люди предпочитают танцевальную музыку серьезной. 2. Следует срочно приложить все необходимые усилия для ликвидации негативных последствий произошедшего, создав специальную комиссию из специалистов, имевших опыт работы в подобных ситуациях.
3. Читайте стихотворение вслух, постепенно понижая тон голоса так, чтобы последние шесть строк звучали в грудном регистре: Чтоб овладеть грудным регистром, Я становлюсь «аквалангистом». Все ниже опускаюсь! Ниже! А дно морское ближе … ближе …
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.137 (0.017 с.) |