Прочитайте отрывок из диалога платона «федр». Какие топосы использует Сократ в своих репликах. Благодаря чему достигается убедительность речи сократа.
Содержание книги
- Тема: «Изучение способов речевого воздействия»
- Какие ограничения следует накладывать на жестикуляцию.
- Как можно преодолеть так называемую «ораторскую лихорадку».
- Восстановите фразу и попробуйте объяснить суть приема.
- Представьте себя в роли пресс-секретаря мэра этого города и подготовьте заявление для прессы.
- Представьте себя депутатом ГосДумы и примите участие в дискуссии.
- Проанализируйте механизм коммуникативной ловушки во фрагменте романа А. Марининой «чувство льда». Можно ли было ее избежать.
- Проведите экспертизу тактических приемов во фрагментах следующих выступлений. Какие эффекты они призваны обеспечить.
- Постройте свое выступление на эпифоре
- Вопрос : В чем , по мнению персонажа , заключается логическая ошибка ?
- Тема: виды публичных выступлений
- Оцените следующие материалы и высказывания, приведенные в газете «аргументы и факты» с точки зрения критерия уместности речи. Содержатся ли в них коммуникативно-речевые ошибки. Какие именно.
- Обдумайте помещенные ниже тезисы и составьте причинно-следственные цепочки для их доказательства
- Оцените следующие материалы и высказывания, приведенные в газете «аргументы и факты» с точки зрения критерия уместности речи. Содержатся ли в них коммуникативно-речевые ошибки. Какие именно.
- Оцените следующие материалы и высказывания, приведенные в газете «аргументы и факты» с точки зрения критерия уместности речи. Содержатся ли в них коммуникативно-речевые ошибки. Какие именно.
- Прочитайте концовки нескольких речей. В чем их особенности?
- Продумайте задачу преподнесения текста, читайте в темпе, на
- Какие утверждения правильные, а какие – нет.
- Прочитайте отрывок из диалога платона «федр». Какие топосы использует Сократ в своих репликах. Благодаря чему достигается убедительность речи сократа.
- Закончите свое выступление обращением к слушателям. Что можно пожелать или посоветовать, используя данные ниже факты.
- Какие утверждения верные, а какие – нет.
- Какие утверждения правильные, а какие – нет.
- Подготовьте выступление по данным афоризмам. Подтвердите или опровергните афоризм.
- Какие утверждения правильные, а какие – нет.
- Нужно найти такое слово или словосочетание, которое объединяло бы
- Нужно найти такое слово или словосочетание, которое объединяло бы
- Какие правила рассказывания анекдотов нарушены. Кем.
- Проанализируйте заявленные темы для выступления и выскажите свое мнение о том, достаточно ли они актуальны и разрешимы. Уточните те темы, которые вызовут у вас возражение. Обоснуйте свое мнение.
- Искусство комплимента, намека, шутки обычно относят к следующими тактиками речевого воздействия:
- Представьте себе образ аудитории, перед которой состоялись следующие выступления. Как вы думаете, какую характерную черту аудитории оратор считает для себя наиболее важной.
- Представьте себе образ аудитории, перед которой состоялись следующие выступления. Как вы думаете, какую характерную черту аудитории оратор считает для себя наиболее важной.
- Какую задачу нужно себе поставить при выступлении с информацией?
- Представьте себе образ аудитории, перед которой состоялись следующие выступления. Как вы думаете, какую характерную черту аудитории оратор считает для себя наиболее важной.
- Какие из перечисленных видов выступлений являются информационными.
- Подготовьте короткие объявления по предложенным темам:
- Представьте себе образ аудитории, перед которой состоялись следующие выступления. Как вы думаете, какую характерную черту аудитории оратор считает для себя наиболее важной.
- Определите вид и род красноречия данного текста.
- Объясните разницу между реальной и конкретной аудиторией в каждом из приведенных случае. Как следует перестроить подготовленную заранее речь в новых условиях общения.
- Нужно объяснить сходство / различие между словами, которые имеют
- Какие правила необходимо соблюдать в рассказе о себе?
- Чем отличается жанр истории отличает от жанра рассказа?
- Что такое информация в деловой риторике?
- Определите тему и задачу представленных высказываний. Вычлените тезис. Опишите предполагаемую аудиторию.
- Определите тему и задачу представленных высказываний. Вычлените тезис. Опишите предполагаемую аудиторию.
- Определите тему и задачу представленных высказываний. Вычлените тезис. Опишите предполагаемую аудиторию.
- Определите тему и задачу представленных высказываний. Вычлените тезис. Опишите предполагаемую аудиторию.
- Критерии оценки практических заданий
С о к р а т. Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора не должен постичь истину того, о чем он собирается говорить?
Ф е д р. Об этом, милый Сократ, я так слышал: тому, кто намеревается стать оратором, нет необходимости понимать, что действительно справедливо, – достаточно знать то, что кажется справедливым большинству, которое будет судить. То же самое касается и того, что в самом деле хорошо и прекрасно, – достаточно знать, что таким представляется. Именно так можно убедить, а не с помощью истины.
С о к р а т. «Мысль не презренная», Федр, раз так говорят умные люди, но надо рассмотреть, есть ли в ней смысл. Поэтому нельзя оставить без внимания то, что ты сейчас сказал.
Ф е д р. Ты прав.
С о к р а т. Рассмотрим это следующим образом.
Ф е др. Каким?
С о к р а т. Например, я убеждал бы тебя приобрести коня, чтобы сражаться с неприятелем, причем мы с тобой оба не знали бы, что такое конь, да и о тебе я знал бы лишь то, что Федр считает конем ручное животное с большими ушами...
Ф е д р. Это было бы смешно, Сократ.
С о к р а т. Пока еще нет, но так было бы, если бы я стал всерьез тебя убеждать, сочинив похвальное слово ослу, называя его конем и утверждая, что всячески стоит завести эту скотинку не только дома, но и в походе, так как она пригодится в битве, для перевоза клади и еще многого другого.
Ф е д р. Вот это было бы совсем смешно!
С о к р а т. А разве не лучше то, что смешно да мило, чем то, что страшно и враждебно?
Ф е д р. Это очевидно.
С о к р а т. Так вот, когда оратор, не знающий, что такое добро, а что – зло, выступит перед такими же несведущими гражданами с целью их убедить, причем будет расхваливать не тень осла, выдавая его за коня, но зло, выдавая его за добро, и, учтя мнения толпы, убедит ее сделать что-нибудь плохое вместо хорошего, какие, по-твоему, плоды принесет впоследствии посев его красноречия?
Ф е д р. Не очень-то подходящие.
6. Найдите слова с высокой и сниженной стилистической окраской; определите целесообразность их употребления в данном контексте. Исправьте предложения, объясните правку:
1. Ни один из них не отвечал ему ни слова, они только безмолвно пялили на него очи. 2. Мы условились, что на другой день соберемся у него и окончательно решим вопрос о нашей грядущей работе.
3. Деканат вынес решение загодя планировать закупку нужных учебников для факультетской библиотеки. 4. Его предложение отправиться в туристский поход ввергло меня в восторг. 5. Наши инженеры должны созидать новые машины для сельского хозяйства.
7. Предложите начало выступления, построенное на антитезе, сформулируйте проблему выступления:
Образец: Говорят, рынок дает возможность преуспеть энергичным и... — Говорят, рынок дает возможность преуспеть энергичным и пропасть безынициативным. Так ли это? Давайте разберёмся.
1. Обычно старикам настоящее представляется безрадостным, а...
2. В прежние века к артистам относились пренебрежительно, а...
3. Наука воздействует на наш разум, а...
4. Одним учеба доставляет радость, другим...
5. Одни люди привыкли жаловаться, что им не хватает денег, другие...
Практическая работа 6
Тема: ПОВЕДЕНИЕ ОРАТОРА В АУДИТОРИИ. РАБОТА С АУДИТОРИЕЙ
Цель: Закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков работы
Задание:
1. Выполнить практическое задание.
2. Ответить на контрольные вопросы.
Время выполнения задания – 90 мин.
Вариант 1
1. Используйте прием авансирования. Оформите как авансирование следующие мысли:
1. Я знаю, кто виноват в случившемся. 2. Уже известно, как будет реорганизована наша фирма. 3. Решение о повышении пенсий уже принято. 4. Результаты предварительного турнира уже известны. 5. Статистические данные уже опубликованы в ведомственной печати.
2. Закончите свое выступление благодарностью за внимание. Обязательно словесно расширьте выражение благодарности, используя приведённые ниже факты:
1. Аудитория продемонстрировала чувство юмора. 2. Слушателей пришло мало, но все очень заинтересованы. 3. Аудитория не всегда соглашалась с вами, но аргументировано возражала. 4. С аудиторией было приятно дискутировать. 5. Аудитория очень хорошо подготовлена в данной области.
3. Подберите три-четыре аргумента к следующим тезисам:
1. Алкоголь сокращает жизнь. 2. Школьная форма не нужна. 3. Каждый должен уметь водить машину или мотоцикл.
|