Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическая наука в СССР. Том II.↑ Стр 1 из 43Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Психологическая наука в СССР / Редакционная коллегия: Б.Г. Ананьев, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов, Ф.Н. Шемякин. – Т. II. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – 656 с.
Том II. Оглавление (с. 655) Теплов Б.М. Исследование свойств нервной системы как путь к изучению Крутецкий В.А. Проблема характера в советской психологии............................................ 47-73 Лейтес Н.С. Индивидуальные различия в способностях....................................................... 74-90 Чамата П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии........................... 91-109 Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека............................................................................................................... 110-125 Прангишвили А.С. Общепсихологическая теория установки.......................................... 126-143 Натадзе Р.Г. Экспериментальные основы теории установки Д.Н. Узнадзе..................... 144-167 Якобсон П.М. Проблема психологии эмоций..................................................................... 168-189 Божович Л.И. Изучение личности школьника и проблемы воспитания......................... 190-227 Эльконин Д.Б. Некоторые итоги изучения психического развития детей дошкольного возраста............................................................................................................ 228-285 Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология учения............................................. 286-336 Геллерштейн С.Г. Вопросы психологии труда................................................................... 337-361 Платонов К.К. Психология летного труда........................................................................... 362-387 Рудик П.А. Психология спорта............................................................................................. 388-408 Пуни А.Ц. Некоторые проблемы психологии спортивного соревнования..................... 409-427 Лурия А.Р. Изучение мозговых поражений и восстановления Зейгарник Б.В., Рубинштейн С.Я. Экспериментально-психологические лаборатории в психиатрических клиниках Советского Союза......................................... 459-481 Шиф Ж.И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательных школ....... 482-511 Соловьев И.М. Вопросы психологии глухонемого ребенка............................................. 512-541 Земцова М.И. Особенности познавательной деятельности слепых.................................. 542-569 Ладыгина-Котс Н.Н. Работы советских ученых в области сравнительной психологии................................................................................................... 570-595 Соколов М.В. Работы советских психологов по истории психологии............................ 596-654 Содержание..................................................................................................................................... 655 Contents.................................................................................................................................... 655-656
То же с выходными данными издания: Теплов Б.М. Исследование свойств нервной системы как путь к изучению индивидуально-психологических различий // Психологическая наука в СССР. – Т. II. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – С. 3-46. Крутецкий В.А. Проблема характера в советской психологии // Психологическая наука в СССР. – Т. II. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – С. 47-73. Лейтес Н.С. Индивидуальные различия в способностях // Психологическая наука в СССР. – Т. II. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – С. 74-90. Чамата П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии // Психологическая наука в СССР. – Т. II. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – С. 91-109. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. – Т. II. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – С. 110-125. Прангишвили А.С. Общепсихологическая теория установки // Психологическая наука в СССР. – Т. II. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – С. 126-143. Натадзе Р.Г. Экспериментальные основы теории установки Д.Н. Узнадзе // Психологическая наука в СССР. – Т. II. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – С. 144-167. Якобсон П.М. Проблема психологии эмоций // Психологическая наука в СССР. – Т. II. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – С. 168-189. Божович Л.И. Изучение личности школьника и проблемы воспитания // Психологическая наука в СССР. – Т. II. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – С. 190-227. Эльконин Д.Б. Некоторые итоги изучения психического развития детей дошкольного возраста // Психологическая наука в СССР. – Т. II. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – С. 228-285. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология учения // Психологическая наука в СССР. – Т. II. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – С. 286-336. Геллерштейн С.Г. Вопросы психологии труда // Психологическая наука в СССР. – Т. II. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – С. 337-361. Платонов К.К. Психология летного труда // Психологическая наука в СССР. – Т. II. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – С. 362-387. Рудик П.А. Психология спорта // Психологическая наука в СССР. – Т. II. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – С. 388-408. Пуни А.Ц. Некоторые проблемы психологии спортивного соревнования // Психологическая наука в СССР. – Т. II. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – С. 409-427. Лурия А.Р. Изучение мозговых поражений и восстановления нарушенных функций // Психологическая наука в СССР. – Т. II. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – С. 428-458. Зейгарник Б.В., Рубинштейн С.Я. Экспериментально-психологические лаборатории в психиатрических клиниках Советского Союза // Психологическая наука в СССР. – Т. II. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – С. 459-481. Шиф Ж.И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательных школ // Психологическая наука в СССР. – Т. II. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – С. 482-511. Соловьев И.М. Вопросы психологии глухонемого ребенка // Психологическая наука в СССР. – Т. II. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – С. 512-541. Земцова М.И. Особенности познавательной деятельности слепых // Психологическая наука в СССР. – Т. II. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – С. 542-569. Ладыгина-Котс Н.Н. Работы советских ученых в области сравнительной психологии // Психологическая наука в СССР. – Т. II. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – С. 570-595. Соколов М.В. Работы советских психологов по истории психологии // Психологическая наука в СССР. – Т. II. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – С. 596-654.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вариабильность – на вариабельность.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ [ Аннотация ] [ т. 1, с. 2 ]
---------------------------------------------------------[ 2 ]----------------------------------------------------------
Печатается по решению Ученого совета Института психологии АПН РСФСР
В настоящем труде подводятся итоги исследований советских психологов по основным разделам психологической науки. Вся работа будет состоять из двух томов. В первом томе освещаются вопросы исторического подхода к изучению психики человека и результаты исследований по проблемам ощущений и восприятий, внимания, представлений и памяти, мышления и речи. Второй том посвящен вопросам психологии личности, исследованиям по детской и педагогической психологии, психологии труда и спорта, патопсихологии и специальной психологии (сурдо- и тифлопсихологии, психологии умственно отсталых детей), сравнительной психологии, истории психологии. Каждая статья содержит библиографию советской научно-психологической литературы по излагаемым вопросам (ссылки на зарубежную литературу даются лишь в связи с изложением работ советских психологов). В подготовке труда принимал участие широкий коллектив психологов Москвы, Ленинграда, Киева, Одессы, Харькова, Тбилиси.
Редакционная коллегия: Б. Г. АНАНЬЕВ, Г. С. КОСТЮК, А. Н. ЛЕОНТЬЕВ, А. Р. ЛУРИЯ, Н. А. МЕНЧИНСКАЯ, С. Л. РУБИНШТЕЙН, А. А. СМИРНОВ, Б. М. ТЕПЛОВ, Ф. Н. ШЕМЯКИН.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Предисловие [ т. 1, с. 3-8 ]
----------------------------------------------------------- 3 ------------------------------------------------------------
Предисловие
Настоящий труд подводит основные итоги работы советских психологов по конкретным проблемам за весь период развития психологической науки в СССР. В дореволюционной России в психологии господствовали идеалистические учения. Активную борьбу с ними вели передовые представители русской науки, успешно развивавшие материалистические взгляды на психику. Ломоносов и Радищев, Герцен и Белинский, Чернышевский и Добролюбов внесли большой вклад в разработку философских основ материалистического понимания психического в русской научной мысли того времени. Сеченов и Павлов создали естественнонаучный фундамент психологической науки. Однако только Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало развитию психологии, основанной на диалектическом материализме. В большой работе советских психологов по созданию марксистской психологии не всё, особенно в первые годы ее развития, шло по правильному пути. Были допущены и уклонения от марксистской методологии, в частности ошибки механистического порядка. Однако не эти ошибки прежде всего характеризуют пути создания марксистской психологии, а те положительные достижения, которые постепенно накапливались передовыми советскими психологами. Овладевая учением Маркса – Энгельса – Ленина, советские психологи намечали правильное решение основных принципиальных вопросов, шли по» все более верному пути к построению подлинно научной психологии, очищая советскую психологическую науку от всего чуждого ей. Важную роль в решении многих теоретических вопросов психоло- ----------------------------------------------------------- 4 ------------------------------------------------------------ гии с позиций марксизма-ленинизма играли научные дискуссии как в психологии, так и в смежных науках: философии, биологии, физиологии. Исключительно ценная помощь советской психологии оказывалась решениями Коммунистической партии по идеологическим вопросам. В итоге сложной и упорной борьбы выковались основные положения советской психологии. Каковы ее теоретические позиции и важнейшие теоретические проблемы? Советская психология исходит из марксистско-ленинской теории отражения и своей естественнонаучной основой имеет рефлекторную теорию психического, выдвинутую Сеченовым и развитую Павловым. Психика понимается советскими психологами как функция мозга, как свойство особым образом организованной материи, заключающееся в отражении действительности. Изучение психики как отражения действительности и исследование ее рефлекторной природы является одной из первостепенных задач психологии в СССР. Отражение мира – не пассивный процесс, а активная деятельность человека. Человек – активный деятель в окружающем мире. Вся жизнь людей всегда протекает в форме какой-либо конкретной деятельности. Характер последней, ее направленность, содержание, особенности выполнения существенно определяют отражение действительности человеком. Неразрывная связь отражения мира с деятельностью людей – одно из основных положений советской психологической науки. Важной задачей советских психологов является поэтому изучение психических процессов в конкретных видах деятельности человека. Воздействия объектов, отражением которых является психика, всегда опосредствуются и как бы преломляются особенностями личности человека. Изучение закономерностей формирования психологических особенностей личности и их опосредствующей роли во всякой психической деятельности человека должно составлять важнейшую проблему и необходимый аспект исследований советских психологов. Являясь отражением действительности, психика выполняет ориентирующую функцию в жизни человека. Она никак не представляет собой какой-то «придаток», не играющий действенной роли в жизни людей. Чтобы действовать, надо ориентироваться в действительности. А это осуществляется лишь благодаря психике. Ориентировка в окружающем мире – важнейшая функция отражения действительности человеком и необходимое условие воздействия на мир. Изучение ориентировочной функции психики – существенное звено психологических исследований в СССР. Одно из основных положений диалектико-материалистического понимания психики – принцип развития, которое понимается, как качественное преобразование психики. Высшая ступень ее развития (в филогенезе) – сознание человека. Предыстория человеческого сознания, или развитие психики животных, историческое развитие сознания людей, развитие психики в онтогенезе человека – таковы три основных русла изучения развития психики. Задача, которая ставится советскими психологами на этом пути, состоит не только в том, чтобы вскрыть основ- --------------------------------------------------------- 5 ------------------------------------------------------------ ные этапы развития психики, те качественные изменения, которыми они характеризуются, переходы от одного из них к другому, но и выявить движущие силы психического развития, в первую очередь внутренние противоречия, лежащие в основе развития психики. Трактуя сознание как высшую форму психики, как продукт общественно-исторического развития человека, советская психология отводит ему, по сравнению с бессознательным, ведущую роль. Бессознательное не отрицается, но занимает в понимании поведения людей подчиненное место. Сознательная деятельность составляет основной предмет исследования советских психологов. Являясь высшей ступенью развития психики, характерной лишь для человека, живущего в обществе, сознание людей общественно обусловлено и в конечном счете определяется условиями материальной жизни общества. Общественная обусловленность сознания людей, его зависимость от конкретно-исторических условий жизни общества находит яркое выражение в особенностях личности, которыми отличаются люди разных исторических эпох и разных общественных групп. Изучение общественной обусловленности психики людей, их сознания является одной из важных проблем, которые стоят перед психологами СССР. Вскрывая историческую природу и общественную обусловленность индивидуального сознания, советские психологи вместе с тем решительно отвергают какую бы то ни было психологизацию законов общественною развития. Советская психология четко разграничивает общественное и индивидуальное сознание, учитывая их сложные взаимоотношения. Советские психологи смотрят оптимистически на духовное развитие каждого человека, на развитие его способностей и дарований, всех ценных качеств личности. Им чужды фаталистические концепции предопределенности психического развития людей. Поэтому основные усилия советских психологов направлены на исследование путей всемерного развития всех сил и способностей человека. Первостепенную роль в развитии подрастающего человека советская психология придает условиям его воспитания и обучения. Исследованию психологических закономерностей воспитания и обучения советские психологи уделяют особенно большое внимание. Педагогическая психология составляет одну из наиболее широко разрабатываемых отраслей психологической науки в СССР. Поскольку психологические особенности личности формируются в деятельности людей, основное значение в формировании качеств личности советские психологи придают организации деятельности человека, в частности ребенка. Исследование условий правильной организации жизни и деятельности людей, обеспечивающих их успешное развитие, занимает видное место в работе советских психологов. Говоря об основных теоретических позициях советской психологии, нужно указать и на два следующих положения, относящихся к методам изучения психики людей. Материалистическое понимание психики, неразрывно связанной с деятельностью человека, с его поведением, требует объективных --------------------------------------------------------- 6 ------------------------------------------------------------ методов ее исследования. Борьба за объективность методов исследования всегда занимала видное место в советской психологии. Значительное внимание уделяется советской психологией и другой стороне методов исследования: изучению психической деятельности в «естественных» условиях. Это никак не означает недооценки лабораторных исследований, которые должны занимать видное место в психологии. Но так как предметом психологии в конечном итоге являются психические процессы, протекающие в реальной, жизненной обстановке, и прямой перенос на эти естественные условия того, что найдено в лаборатории, далеко не всегда правомерен, то отсюда и возникает необходимость широкого изучения психической деятельности в реальных, жизненных условиях ее выполнения. Важнейшей особенностью советской психологии является ее направленность на решение задач, выдвигаемых жизнью, помощь, которую она стремится оказывать и оказывает практике. К жизни, к практике обращены итоги исследований, в практике они находят свое применение. Практика – критерий истинности результатов научных исканий. Единство теории и практики – один из важнейших принципов советской психологии, как и всей советской науки. Все эти положения, характеризующие основные исходные позиции психологической науки в СССР, и определили собой направление и принципы обширной исследовательской работы советских психологов по разнообразным конкретным проблемам психологии, результаты которой и составляют предмет изложения в настоящем труде. Конечно, далеко не все эти положения достаточно конкретизированы и выявлены во всем богатстве своего содержания. Здесь предстоит еще большая работа и требуется много усилий.
* * * XXI съезд Коммунистической партии Советского Союза начертал величественную программу развернутого строительства коммунистического общества в нашей стране. Исключительно важную роль в решении этих исторических задач должна играть советская наука. Активное участие в выполнении намеченного плана наряду с другими науками должна принимать и психология. Одно из важнейших мест в осуществлении грандиозных народнохозяйственных задач, поставленных на ближайшее семилетие, занимает повышение производительности труда. Достигаться оно должно прежде всего широчайшей механизацией производства, всемерным внедрением в него новейших достижений научно-технической мысли – электроники, автоматики, радиотехники. Но управление новейшей техникой и ее использование требуют большого внимания к овладению ею человеком, к развитию у него необходимых для этого качеств, усвоению знаний, формированию навыков, умений, способностей, воспитанию определенного отношения к труду, к самой технике. В связи с этим возникает ряд важных проблем, в решении которых немалую роль должна играть и психологическая наука, одним из основных предметов исследования --------------------------------------------------------- 7 ------------------------------------------------------------ которой всегда была и будет трудовая деятельность людей, участие человека в общественном труде. Определенное место должна занимать психология в решении вопросов, связанных и с другой стороной применения техники в труде – с приспособлением как существующей, так и вновь создаваемой техники к особенностям участвующего в производстве человека, который пользуется или будет пользоваться этой техникой и управлять ею. Значение приспособления машины и даже целых агрегатов машин к особенностям труда человека, к его психофизиологическим особенностям – несомненно. Возможности в этом направлении, составляющие немалые резервы повышения производительности труда, велики; используются же они пока еще очень слабо. Широкое поле деятельности для психологии представляют вопросы •организации и режима труда. Особенно тесна связь психологической науки в СССР с делом воспитания и обучения подрастающего поколения. XXI съезд КПСС указал на важнейшее значение идейно-воспитательной работы в осуществлении задач развернутого строительства коммунизма в нашей стране. «Для перехода к коммунизму, – говорил Н. С. Хрущев в своем докладе на XXI съезде, – необходима не только развитая материально-техническая база, но и высокий уровень сознательности всех граждан общества. Чем выше сознательность миллионных масс, тем успешнее будут выполняться планы коммунистического строительства. Вот почему исключительно важное значение приобретают теперь вопросы коммунистического воспитания трудящихся, особенно подрастающего поколения». На решение этой важнейшей задачи направлена и перестройка советской школы, которая должна готовить всесторонне развитых, образованных и сознательных участников коммунистического строительства. Укрепление связи школы с жизнью, соединение обучения с производительным трудом, подготовка учащихся к практической деятельности, трудовое воспитание и обучение – таков путь решения этой задачи. Не подлежит сомнению необходимость широкого активного участия психологической науки в исследовании многих проблем, возникающих на этом пути. Психологическая подготовка школьников к трудовой деятельности, формирование коммунистического отношения к труду, психологическое изучение различных видов труда в интересах определения содержания, методов и организации трудового обучения, исследование условий наиболее успешного овладения трудовыми навыками и умениями, культурой труда, изучение возможностей и условий переноса приобретенных навыков и умений на другие виды труда, формирование конструктивно-технических способностей, развитие творчества в труде, исследование влияния труда, его различных видов и разных форм его организации на формирование личности учащихся, режим труда, развитие умения трудиться в коллективе и для коллектива, возрастные и индивидуальные различия в труде – таков далеко не полный круг вопросов, требующих широкого изучения с необходимым участием психологов. Перед советской психологией возникают новые проблемы, богатые --------------------------------------------------------- 8 ------------------------------------------------------------ возможности широкого развертывания исследовательской работы, имеющей важнейшее значение для практики, для воспитания и обучения советской молодежи – строителей коммунистического общества. Видное место должны занять психологические исследования, посвященные разработке новых методов обучения, стимулирующих активную учебную работу учащихся, которая могла бы служить основой их широкого умственного развития и формирования их творческих способностей. Процесс учения не может сводиться лишь к усвоению школьниками определенного круга знаний. В процессе обучения должны развиваться умственные силы учащихся, многие ценные черты личности, должно осуществляться всестороннее развитие школьника. Все это требует активной учебной работы учащихся. Психологическая наука в решении этих задач должна принимать деятельное участие. Значительна роль психологии и в решении воспитательных задач, стоящих перед школой, в формировании у нашего подрастающего поколения тех ценнейших качеств личности, которые необходимы людям, вступающим в коммунистическое общество. Большие задачи стоят перед психологией и в борьбе за здоровье людей, в деле оказания помощи медицинской практике. Диагностика психических и неврологических заболеваний, изучение течения болезней и эффекта лечебных мероприятий, восстановительное обучение – таковы области, в которых совершенно необходимо активное участие психологии, широкая исследовательская и практическая работа психолога. Осуществление многообразных практических задач психологии требует углубленного изучения теоретических проблем психологической науки, широкой разработки вопросов психологической теории. Выше уже были указаны основные задачи, стоящие перед психологией в этом направлении. Решение их должно опираться на конкретные исследования, проведенные советскими психологами, на фактический материал, добытый в этих исследованиях. Таковы огромные задачи, которые стоят сейчас перед психологической наукой в СССР. Их решение нуждается в опоре на тот большой материал, который уже накоплен советской психологией. Необходимо поэтому подвести некоторые итоги проведенных исследований. Этой цели и служит данный коллективный труд советских психологов.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[ 1/1 ] Леонтьев А. Н. Об историческом подходе в изучении психики человека
----------------------------------------------------------- 9 ------------------------------------------------------------
Об историческом подходе В изучении психики человека А. Н. Леонтьев
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.85 (0.011 с.) |