Восприятие времени и деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восприятие времени и деятельность



Выдвинутые представителями материалистической психологии (А. Н. Леонтьев [20], С. Л. Рубинштейн [33], А. А. Смирнов [40], Б. Г. Ананьев [1], Г. С. Костюк [15], А. В. Запорожец [21]) положения о связи психики с деятельностью сохраняют всю силу своей убедительности и применительно к восприятию времени.

Полученный экспериментальный материал свидетельствует о том, что чем ближе восприятие длительности к содержанию деятельности, тем в большей степени оно выигрывает в своей точности: фотограф, которому приходится строго выдерживать экспозицию, измеряемую секундами и долями секунды, музыкант, которому приходится в условиях своей деятельности иметь дело с небольшими интервалами, отображают их почти безошибоч-но. Особенно убедительные результаты в этом отношении наблюдаются в условиях привычной деятельности: так, учащиеся, как показали исследования, с небольшой ошибкой определяют момент окончания лекции, урока, не пользуясь часами. При некоторых неврозах (истерия, психастения), которые характеризуются затруднением начала действия или его окончания, имеют место серьезные нарушения дифференциации длительности. Так, в одном случае тяжелой истерии, которая сопровождалась постоянным состоянием напряженного ожидания чего-то, отсутствием способности довести начатое до конца, имела место переоценка всех временных интервалов, даже тех, которые обычно всеми недооцениваются: 15', 30', 60' [63], [57].

Связь временных восприятий с деятельностью выступает со всей отчетливостью при изучении внимания.

Вопрос о влиянии внимания на восприятие времени в психологической литературе не нов. Ему посвящено значительное количество исследований, которые, к сожалению, не дают правильного на него ответа. В психологической науке по этому вопросу нет единого мнения: одни (Nicols [72] Fraisse [74]) считают, что сосредоточение внимания на временном интервале ухудшает восприятие его длительности, другие (Benussi [67]), наоборот, рассматривают внимание как необходимое условие правильной оценки интервала: одни (Munsterberg) связывают с вниманием переоценку, другие (Kircher [70], Kastenholz [69]), наоборот, недооценку длительности.

Исследуя восприятие раздражителя, действующего в условиях сосредоточенного и не сосредоточенного на его длительности внимания,

---------------------------------------------------------- 199 ----------------------------------------------------------

мы пришли к выводу, что сосредоточенность внимания является важной предпосылкой точности восприятия. Это наблюдается, например, у фотографа, выдерживающего определенную экспозицию, у физкультурника, от которого требуется определенный темп движений. В тех же случаях, когда к сосредоточению внимания на длительности присоединяются другие факторы, например состояние ожидания, отрицательные эмоциональные состояния, адекватность отражения времени значительно уменьшается.

Такую картину мы наблюдаем в условиях лабораторного эксперимента над временными восприятиями у испытуемых, обычная деятельность которых не требует тонкой дифференциации времени. Они дают большие ошибки в восприятии временных интервалов. Эти ошибки связаны с состоянием напряженного ожидания, с установкой на то, чтобы ожидаемый момент наступил возможно скорее. Вот почему ошибки эти в подавляющем количестве случаев носят характер переоценки [64].

Полученные данные дают основание говорить о двух видах восприятия времени: непреднамеренном и преднамеренном.

Непреднамеренное восприятие времени не связано с определенными целями, намерениями. Включаясь в деятельность человека, оно достигает значительной адекватности.

Преднамеренное восприятие времени характеризуется постановкой цели, мотивацией; оно входит в состав деятельности, поэтому достигает большой точности, которая в значительной степени определяется отношением человека к содержанию этой деятельности.

В отдельных случаях восприятие времени представляет собой сознательное решение поставленной задачи, приобретая характер деятельности со всеми ее специфическими особенностями.

Влияние деятельности на временные восприятия заключается в значительном их совершенствовании в условиях этой деятельности.

С. Г. Геллерштейн поставил ряд опытов над спортсменами, заинтересованными в овладении умением точно регулировать время двигательной реакции, управлять своими действиями во времени.

Результаты исследования показали, что в процессе практических действий и упражнений у испытуемых сложились прочные связи между.скоростью двигательных реакций и оценкой небольших интервалов времени в сотых долях секунды.

Образовавшиеся в экспериментальных условиях временные связи наблюдались и в конкретной спортивной деятельности испытуемых, которые в смысле ориентировки в микроинтервалах времени превосходили всех остальных.

К аналогичным результатам привели опыты С. Г. Геллерштейна над восприятием темпа действующих раздражителей.

Автор работы считает, что эффективность упражнений в восприятии длительности и быстроты обусловлена взаимодействием сигнальных систем, ролью второсигнальных связей в обобщении «представлений о длительности действий, совершающихся в сотые доли секунды» [7].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.004 с.)