Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восприятие времени и деятельность
Выдвинутые представителями материалистической психологии (А. Н. Леонтьев [20], С. Л. Рубинштейн [33], А. А. Смирнов [40], Б. Г. Ананьев [1], Г. С. Костюк [15], А. В. Запорожец [21]) положения о связи психики с деятельностью сохраняют всю силу своей убедительности и применительно к восприятию времени. Полученный экспериментальный материал свидетельствует о том, что чем ближе восприятие длительности к содержанию деятельности, тем в большей степени оно выигрывает в своей точности: фотограф, которому приходится строго выдерживать экспозицию, измеряемую секундами и долями секунды, музыкант, которому приходится в условиях своей деятельности иметь дело с небольшими интервалами, отображают их почти безошибоч-но. Особенно убедительные результаты в этом отношении наблюдаются в условиях привычной деятельности: так, учащиеся, как показали исследования, с небольшой ошибкой определяют момент окончания лекции, урока, не пользуясь часами. При некоторых неврозах (истерия, психастения), которые характеризуются затруднением начала действия или его окончания, имеют место серьезные нарушения дифференциации длительности. Так, в одном случае тяжелой истерии, которая сопровождалась постоянным состоянием напряженного ожидания чего-то, отсутствием способности довести начатое до конца, имела место переоценка всех временных интервалов, даже тех, которые обычно всеми недооцениваются: 15', 30', 60' [63], [57]. Связь временных восприятий с деятельностью выступает со всей отчетливостью при изучении внимания. Вопрос о влиянии внимания на восприятие времени в психологической литературе не нов. Ему посвящено значительное количество исследований, которые, к сожалению, не дают правильного на него ответа. В психологической науке по этому вопросу нет единого мнения: одни (Nicols [72] Fraisse [74]) считают, что сосредоточение внимания на временном интервале ухудшает восприятие его длительности, другие (Benussi [67]), наоборот, рассматривают внимание как необходимое условие правильной оценки интервала: одни (Munsterberg) связывают с вниманием переоценку, другие (Kircher [70], Kastenholz [69]), наоборот, недооценку длительности. Исследуя восприятие раздражителя, действующего в условиях сосредоточенного и не сосредоточенного на его длительности внимания,
---------------------------------------------------------- 199 ---------------------------------------------------------- мы пришли к выводу, что сосредоточенность внимания является важной предпосылкой точности восприятия. Это наблюдается, например, у фотографа, выдерживающего определенную экспозицию, у физкультурника, от которого требуется определенный темп движений. В тех же случаях, когда к сосредоточению внимания на длительности присоединяются другие факторы, например состояние ожидания, отрицательные эмоциональные состояния, адекватность отражения времени значительно уменьшается. Такую картину мы наблюдаем в условиях лабораторного эксперимента над временными восприятиями у испытуемых, обычная деятельность которых не требует тонкой дифференциации времени. Они дают большие ошибки в восприятии временных интервалов. Эти ошибки связаны с состоянием напряженного ожидания, с установкой на то, чтобы ожидаемый момент наступил возможно скорее. Вот почему ошибки эти в подавляющем количестве случаев носят характер переоценки [64]. Полученные данные дают основание говорить о двух видах восприятия времени: непреднамеренном и преднамеренном. Непреднамеренное восприятие времени не связано с определенными целями, намерениями. Включаясь в деятельность человека, оно достигает значительной адекватности. Преднамеренное восприятие времени характеризуется постановкой цели, мотивацией; оно входит в состав деятельности, поэтому достигает большой точности, которая в значительной степени определяется отношением человека к содержанию этой деятельности. В отдельных случаях восприятие времени представляет собой сознательное решение поставленной задачи, приобретая характер деятельности со всеми ее специфическими особенностями. Влияние деятельности на временные восприятия заключается в значительном их совершенствовании в условиях этой деятельности. С. Г. Геллерштейн поставил ряд опытов над спортсменами, заинтересованными в овладении умением точно регулировать время двигательной реакции, управлять своими действиями во времени. Результаты исследования показали, что в процессе практических действий и упражнений у испытуемых сложились прочные связи между.скоростью двигательных реакций и оценкой небольших интервалов времени в сотых долях секунды.
Образовавшиеся в экспериментальных условиях временные связи наблюдались и в конкретной спортивной деятельности испытуемых, которые в смысле ориентировки в микроинтервалах времени превосходили всех остальных. К аналогичным результатам привели опыты С. Г. Геллерштейна над восприятием темпа действующих раздражителей. Автор работы считает, что эффективность упражнений в восприятии длительности и быстроты обусловлена взаимодействием сигнальных систем, ролью второсигнальных связей в обобщении «представлений о длительности действий, совершающихся в сотые доли секунды» [7].
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.004 с.) |