Экспериментальное изучение внимания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экспериментальное изучение внимания



Из экспериментальных работ, посвященных изучению различных проблем психологии внимания, следует отметить прежде всего исследования устойчивости внимания. В психологической литературе всегда подчеркивались постоянные колебания внимания, причем указывалось, что при очень сильной концентрации внимание может длиться только 1,5-2 сек., после чего оно ослабляется и лишь затем снова восстанавливается. Особенно это отмечалось относительно восприятия едва заметных различий или интерпретации двойственных изображений. Исследование Н. Ф. Добрынина показало, что первое правильно только при неподвижном взгляде [19]. Что же касается двойственных изображений, то стоит связать с какой-либо определенной интерпретацией их сколько-нибудь постоянную психическую деятельность, например деятельность воображения, как данная интерпретация двойственных изображений сохраняется. Несомненно, что внимание чрезвычайно динамично, оно «не может стоять на месте»; выражение: «Остановите Ваше внимание!» – фигурально; остановить внимание невозможно [28], [29]. Можно, однако, все же сохранять внимание в определенном русле деятельности, если эта деятельность продолжается. В неопубликованных опытах Н. Ф. Добрынина испытуемым предлагалось ставить точку в кружки, появлявшиеся в отверстии ширмочки в разных местах этого отверстия. Кружки чередовались со скоростью до трех в одну секунду. Первоначальные результаты были сходными с полученными ранее Н. Н. Ланге: в течение 2-3 сек. точки ставились верно, но затем делались ошибки: точки не попадали в кружок или кружки совсем пропускались. Однако это происходило из-за трудности попадания, а не из-за невнимательности. Стоило предложить испытуемому не ставить точки, а просто перечеркивать кружки, как ошибки и пропуски исчезали. Испытуемый работал 5, 10, 15 и даже 20 мин., почти совсем не делая ошибок и пропусков!

Таким образом, первоначальное предположение о том, что длительное внимание («макровнимание») складывается из кратковременных периодов напряженного внимания («микровнимания»), сменяющихся такими же кратковременными периодами ослабленного внимания, – не подтвердилось. Испытуемый мог работать непрерывно 20 мин., не отвлекаясь даже на одну треть секунды.

Возникало предположение, что существуют более длительные периоды напряжения внимания, сменяющиеся периодами его ослабления. Наблюдения как будто показывали, что на уроках через каждые несколько минут после напряженного труда наступает какое-то движение, какой-то шум, как бы некоторое ослабление внимания. С целью изучения этого вопроса школьникам II-V классов давалось задание: списывать знакомый текст в течение 40 мин. Каждые полминуты давался сигнал, и учащиеся ставили соответствующие цифры под той буквой, которую они только что написали.

Обработка большого материала показала, что никаких чередований напряженного и ослабленного внимания, по крайней мере – периодических чередований того и другого обнаружено не было. Школьники 10-12 лет могли работать непрерывно в течение 40 мин. подряд.

Чем же объясняется такая длительность внимания? В данных опытах она вызывалась постоянными сигналами (через каждые полминуты), заставлявшими школьников не ослаблять внимания. Хорошо известно также, что работа увлекательная, захватывающая может длиться

---------------------------------------------------------- 211 ----------------------------------------------------------

часами без каких бы то ни было перерывов. Следовательно, длительность или устойчивость не связана каким-то обязательным ритмом. Внимание может сохраняться непрерывно, без отвлечения даже на треть секунды в зависимости от поддерживания его постоянными усилиями воли или увлекательностью самой деятельности [20], [23]. Важно, однако, чтобы соответствующая деятельность осуществлялась активно. Задача поддерживания внимания заключается в том, чтобы правильно организовать эту деятельность [20], [28], [29].

Интересное исследование роли деятельности в концентрации внимания было проведено в Тбилиси Г. С. Бакрадзе. Как только испытуемый чувствовал, что напряженность внимания ослаблялась, он производил какое-либо мышечное действие (например, нажимал на резиновый баллон, находившийся у него в руке). Тем самым концентрация внимания вновь устанавливалась в нужной степени [6]. Конечно, как можно думать, дело здесь не столько в мышечных усилиях, не столько в самих посторонних движениях, сколько в том, что благодаря этому основная деятельность, требовавшая внимания, делалась более активной.

 

*        *

*

Ряд экспериментальных исследований был проведен по изучению объема внимания, т. е. того количества объектов, которые могут быть восприняты одновременно [21], [22]. В этой связи изучался, в частности, и вопрос о типах внимания, впервые выдвинутый Месмером: об «объективном типе», воспринимающем мало, но зато ничего от себя не привносящем, и «субъективном типе», воспринимающем много, но неточно. Исследования, проведенные Н. Ф. Добрыниным, показали, что эта классификация недостаточна. Встречаются такие испытуемые, которые воспринимают много элементов и не делают ошибок, и имеются такие, которые, хотя и воспринимают не очень много, но и в это немногое привносят немало от себя. При восприятии более или менее значительного числа элементов, например при чтении длинного слова, число повторений у тех и других оказывается примерно одинаковым. Кроме того, при соответствующей инструкции также можно добиться однородного характера восприятия [51], [22].

Следующий вопрос, подвергшийся изучению, это вопрос о так называемом распределении внимания. Ряд исследований, начатых еще в 90-х годах прошлого столетия (Полан, Бине, а вслед за ними и другие ученые) как будто бы с уверенностью отвечал на этот вопрос в том смысле, что совместное выполнение двух деятельностей вполне возможно. Однако встал все же вопрос: действительно ли обе совместные деятельности полностью поглощают сознание человека, не протекают ли они в различных планах сознания: более ясном и менее ясном. Американский ученый Гейслер [25] указал до двенадцати таких планов ясности. Гейслер предлагал испытуемым производить одновременно ряд различных по трудности работ: следить за некоторыми процессами, в которые испытуемые не могли вмешиваться, – а также отвлекал их внимание посторонними раздражителями. Оказалось, что объект самой важной для испытуемого деятельности воспринимался им с полной ясностью и о нем испытуемый давал наиболее точный отчет; на вопросы об объектах, связанных с менее важными деятельностями, давались ответы менее точные, а отвлекающие раздражители иногда вовсе не замечались. Исследования немецких психологов Магера и Штерцингера и работа грузинского психолога А. Н. Мосиавы показали, что одновременное выполнение двух деятельностей, если каждая из них требует полного сосредоточения внимания, невозможно [57], [12]. Необходимо хорошее знакомство с каждой из них и частичная автоматизация хотя бы

---------------------------------------------------------- 212 ----------------------------------------------------------

одной деятельности для того, чтобы обе они выполнялись одновременно и с достаточным успехом. Ряд исследований показал, что при соблюдении таких условий возможно успешное выполнение по крайней мере двух деятельностей, никак не связанных друг с другом [27].

Вместе с тем исследования советских психологов показали, что распределение внимания не есть удел лишь немногих, особо одаренных людей, а при достаточном упражнении доступно каждому. В неопубликованном исследовании Н. Ф. Добрынина («Изучение распределения внимания», Ин-т психологии) школьники 11-14 лет прекрасно справлялись с разнообразными видами деятельности после некоторого упражнения.

Значительный интерес с этой же точки зрения представляет изучение распределения внимания у опытных ткачих, работающих на нескольких станках, проведенное А. П. Розовой [12], [13]. Производя пуск станков последовательно, включая шпули одну за другой, ткачиха вместе с тем все время следит за работой станков, обходя один станок за другим, исправляя обрывы. В то же время она помнит о том, когда ей нужно остановить тот или иной станок, чтобы вставить новую шпулю, хотя шпули бывают разные, а следовательно, различно и время остановки станка.

Таким образом, полностью подтверждается мнение И. П. Павлова о том, что возможно совершать две работы, если только они достаточно знакомы, а также его указание на то, что в коре больших полушарий могут быть как бы «дежурные пункты», напоминающие о сроке выполнения тех или других действий [60]. Вместе с тем, когда работа бывает новая, требует полного поглощения внимания или когда человек решает очень трудную для него задачу, тогда одновременное выполнение другой деятельности невозможно и она мешает решению новой или трудной задачи. Исследование А. П. Розовой показало, что полезно специально обучать ткачих, после того как они ознакомились с отдельными операциями, распределению внимания, выполнению нескольких операций одновременно.

Следующая сторона внимания, подвергавшаяся изучению советскими психологами, – переключение внимания. Школа немецкого психолога Марбе пришла к выводу, что способность переключать внимание, т. е. переходить от одного вида деятельности к другому, когда это нужно, является врожденным качеством. А так как такого рода способность нужна в целом ряде дел, а в некоторых профессиях (в частности, водительских) имеет исключительное значение, то необходим строгий предварительный отбор при назначении на такого рода работу.

Изучение этого вопроса в СССР (на железнодорожном транспорте) показало, что переключение внимания вовсе не является каким-то особым качеством, которое не может быть развито с помощью упражнения. Оказалось, что умение переключать внимание в нужных, порой очень трудных, условиях есть результат организованности личности, а это связано прежде всего с сознательным отношением человека к порученному делу и постоянным самоконтролем. И то и другое – есть результат воспитания.

Экспериментальное исследование, специально проведенное Н. В. Лавровой для проверки выводов Марбе, также показало возможность упражнять умение переключать внимание [46].

Большой интерес представляло изучение переключения внимания в условиях учебной деятельности. Наблюдения, проводившиеся по изучению этого вопроса, показали, что чрезмерно длительное сохранение внимания при выполнении какой-либо одной деятельности утомляет учащихся, а вместе с тем и частый переход от одной деятельности к другой также утомителен. Необходимо постоянно следить за тем, чтобы учащиеся могли отдыхать путем перехода от одного вида деятельности к другому. В то же время необходимо следить за тем, чтобы они не пере-

---------------------------------------------------------- 213 ----------------------------------------------------------

ходили к новому виду деятельности, пока не закончен первый. Это тем более необходимо, что учащиеся иногда настолько увлекаются каким-либо видом деятельности, что никак не могут перейти к новому. Также иногда бывает трудно включить некоторых учащихся в работу на уроке после перемены. Опытные учителя тем не менее успешно справляются с этой задачей, придавая определенную значимость новой работе, Такого рода умение переключать внимание достаточно быстро, очевидно, связано с развитием подвижности нервной деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.006 с.)