Роль второсигнальных связей в восприятии времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль второсигнальных связей в восприятии времени



В восприятии времени у человека значительную роль играют второсигналыные связи.

Второсигнальные связи в отражении времени находят различное выражение, одно из них – пользование временными мерами, которое даже во внутреннем плане, в порядке умственного действия, сообщает восприятию времени большую точность. Это – счет про себя, подсчет ударов пульса, дыхательных движений, представление деятельности

---------------------------------------------------------- 200 ----------------------------------------------------------

определенной продолжительности и т. д. Пользование этими временными мерами расстраивается при серьезных заболеваниях больших полушарий головного мозга (прогрессивном параличе, старческом слабоумии и т. д. [59]).

На высших ступенях исторического развития человека пользование мерой включается в планирование времени, которое диктуется плановым характером хозяйственной деятельности.

В нашей стране, где покончено со стихийным капиталистическим хозяйством, время выступает как важный фактор осуществления планов строительства.

«...Я восхищаюсь, я вижу, – пишет А. С. Макаренко, – как создается традиция точного отношения к времени... Эта традиция станет привычкой, через 10 лет мы научимся уважать ее, сознавать, чувствовать каждым своим нервом, ощущать в каждом своем движении» (25; 75].

Второсигнальные связи выступают в процессах восприятия времени в форме временных ориентиров. Это наблюдается в тех случаях, когда оценка длительности явления, локализация последнего в прошлом представляет некоторые трудности.

Временные ориентиры носят характер начальной точки отсчета времени, от которой ведется, и конечной точки отсчета времени, до которой ведется счет времени.

Выбор точки отсчета времени зависит от характера стоящей задачи, особенностей оцениваемого явления, отношения к этому явлению, индивидуальных особенностей и т. д.

Между начальной и конечной точками отсчета времени существует различие: первая из них носит более постоянный характер, последняя – динамична и изменчива [59].

В патологических случаях, как показали наблюдения над тремя больными прогрессивным параличом и одним случаем тяжелой истерии, пользование временными ориентирами расстраивается.

Расстройства эти заключаются, с одной стороны, в «насильственном» характере временных ориентиров, пользовании ими, когда в этом нет никакой необходимости, с другой стороны – в их полном отсутствии [59].

В случае, который приводят Л. Г. Членов и М. Б. Эйдинова, больной, локализуя какой-нибудь момент в течение дня, пользуется всегда одним и тем же ориентиром, которым является время обеда. Это он делает даже тогда, когда временная локализация не представляет никаких трудностей. До обеда, например, он не может определить времени дня, так как нет «опорной точки» [53].

Мы наблюдали тяжелую истеричку, для которой постоянной точкой отсчета являлось время вставания с постели.

С другой стороны, у больных прогрессивным параличом и в одном случае корсаковского психоза отсутствовали всякие ориентиры в восприятии времени, что приводило к крупным ошибкам [59].

Умение пользоваться временными ориентирами приобретает большое значение у ребенка, особенно при овладении основами наук, например истории.

Исследование временных ориентиров у ребенка показывает, что дошкольники ими пользуются значительно реже, чем дети школьного возраста; чем старше ребенок, чем шире круг его знаний и представлений, тем большее место занимают у него ориентиры в процессе локализации того или иного события в прошлом.

Правильность временной локализации в значительной степени зависит от пользования ориентирами: безошибочное определение места события в прошлом наблюдается, главным образом, там, где ребенок прибегает к помощи удачно выбранных точек отсчета времени [59].

---------------------------------------------------------- 201 ----------------------------------------------------------

Временные ориентиры у детей носят различный характер. Ими служат:

1) явления природы; 2) события в семье ребенка, в семье друзей, знакомых; 3) события в жизни детского сада, школы, класса; 4) события большого общественного значения, крупные календарные даты.

Из полученных материалов видно, что по мере того, как ребенок в процессе воспитания и обучения овладевает основами наук, не только чаще наблюдается пользование временными ориентирами, но и изменяются их особенности: они все в большей и большей мере приобретают характер крупных исторических событий, больших исторических дат.

Этими датами являются великие события в жизни нашего народа, в жизни нашей страны.

Точки отсчета времени играют крупную роль в восприятии времени.

Особенно значительна роль временных ориентиров, когда ими служат события исторического характера, зафиксированные в календаре: начало и конец пятилеток, блестящие победы в Великой Отечественной войне и т. д. [59].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.004 с.)