Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ, синтез, подведение под понятие. Узнавание
В очень многих случаях (может быть, всегда) в восприятия входит «мысленное выделение» определенного предмета (или группы; предметов, или свойства предметов, или процесса и т. д.) из совокупности предметов, действующих на нас в данный момент, и подведение' того, что выделено, под соответствующее понятие. Часто оба эти процесса протекают без каких-либо затруднений и в течение очень краткого промежутка времени. Но иногда или выделение предмета (процесса, свойства, группы и т. д.), или подведение его под соответствующее понятие являются особой задачей, выполнение которой осуществляется с трудом (или вообще не осуществляется), развертывается на значительном промежутке времени, требует применения тех или иных приемов и т. д. Эти очень важные и в теоретическом и в практическом плане случаи еще мало изучены. Но все же и здесь уже получены некоторые интересные данные. Е. Н. Кабанова-Меллер [86], [87], [88], 189] и В. И. Зыкова [81], [82], [83] изучали процессы, протекающие тогда, когда учащийся должен применить к наглядным данным то или иное географическое или геометрическое понятие. Из результатов, полученных в этих исследованиях, к области психологии восприятия относится следующее: а) восприятие тех или иных особенностей чертежа (или схемы) иногда вступает в прямую (не опосредствованную сознанием определения) ассоциацию с родовым названием предмета, изображенного на чертеже (в частности, если отсутствовали необходимые вариации чертежа, в первый член такой ассоциации может включиться сознавание наглядных особенностей, не входящих в определение соответствующего понятия); б) когда учащийся уже подвел определенную линию (фигуру и т. д.), входящую в данный чертеж, под некоторое понятие, возникшее в силу этого «понимание» этой линии (или фигуры) нередко препятствует подведению ее под другое понятие (в объем которого она в действительности входит). Особую группу образуют процессы выделения и называния свойств предметов при сравнении двух или нескольких предметов, находящихся перед нашими глазами. Эти процессы изучала Н. П. Ферстер [177]; испытуемыми были учащиеся IV и V классов. Обнаружено, что в случаях, когда испытуемый сравнивает три наглядно данных предмета, из которых два более сходны друг с другом, чем каждый из них с третьим, бросаются в глаза такие черты сходства первых двух предметов, которые остаются незамеченными при сравнении только этих предметов. М. Н. Ушакова [175], продолжая изучение фактов такого рода, обнаружила, что при сопоставлении двух сравниваемых предметов с третьим количество добавочно указываемых сходных признаков, присущих первым двум предметам, зависит от степени отличия, третьего
---------------------------------------------------------- 131 ---------------------------------------------------------- предмета от этих двух предметов. При небольшой степени отличия количество добавочно указываемых признаков невелико, при большей степени отличия оно возрастает, а при очень большом отличии опять падает.. Работа Ушаковой обнаружила также, что при сопоставлении двух сравниваемых предметов с третьим увеличивается не только количество подмечаемых сходных признаков первых двух предметов, но и количество подмечаемых различных признаков. Факты, обнаруженные в работах Ферстер и Ушаковой, очень интересны в теоретическом отношении; вместе с тем они, несомненно, могут быть использованы в практике начального обучения. Нередко в состав процесса восприятия входит «мысленное» объединение нескольких предметов в одно целое, в группу; иногда оно также бывает связано с подведением объединённого под соответствующее понятие. Эти процессы были темой лишь нескольких работ. Н. Н. Волков [55], [56] представил интересные наблюдения фактов, имеющих место тогда, когда середина того или другого предмета чем-либо закрыта от воспринимающего лица. В. И. Киреенко [101] изучал умение воспринять группу предметов как одно целое и нашел, что при краткой экспозиции обнаруживаются очень большие индивидуальные различия; притом испытуемые, способные к рисованию, обладают гораздо более высоким умением, чем неспособные. Материалы по вопросу о целостности восприятия имеются также в работе Н. М. Яковлевой [194]. Процессы расчленяющего и целостного восприятия, нахождения сходства и различия, имеющие место при восприятии на слух букв азбуки Морзе, описаны в работе Е. А. Ракша [137]. Н. Н. Волков описал четыре приема, применяемых в процессе рисования для выделения в воспринимаемом проекционных отношений [56]. Процессы мысленного выделения сначала самых общих, а затем более детальных особенностей изображаемого рисовальщиком предмета, охарактеризованы Е. И. Игнатьевым [85].
В. А. Артемов [18], опираясь на полученные в экспериментах данные, дал характеристику сложных процессов анализа, синтеза и понимания, образующих процесс восприятия взрослыми сложных по содержанию картин. А. С. Бородулина [40] предложила и проверила ряд приемов, облегчающих учащимся процессы анализа и синтеза при восприятии конкретных предметов. В работе О. И. Галкиной [59] содержится материал по вопросу о понимании учащимися начальной школы действительных величин предметов при восприятии уменьшенных (или увеличенных) изображений этих предметов. Следует отметить существенное значение результатов работы О. И. Галкиной для теории и практики наглядности в начальном обучении. Предметом работы И. И. Никифорова [133] были процессы зрительного восприятия, необходимые для решения учебных тактических задач. Были обнаружены большие различия между двумя группами испытуемых по эффективности восприятия. Для более точной и обоснованной интерпретации причин этих различий необходимы дальнейшие исследования. Под руководством Л. В. Занкова ведется широко задуманное, теоретически и практически очень важное исследование по вопросу о взаимодействии слова и наглядности в обучении. В опубликованных да сего времени статьях [79], [80] охарактеризованы различные способы; сочетания слова и наглядности в процессе сообщения учащимися нового материала и получены факты по вопросу о том, при каких условиях тот или иной способ (и форма) сочетания является целесообразным. В частности, проведенные исследования показали, что более эффективным способом является тот, при котором учитель посредством слова руководит процессом наблюдения, осуществляемого учащимися,, а зна- ---------------------------------------------------------- 132 ---------------------------------------------------------- ния об объекте, об его непосредственно воспринимаемых свойствах, действиях и состояниях учащиеся извлекают из самого объекта наблюдения. Вопрос о взаимоотношениях слова и наглядности рассматривается также в исследовании Б. М. Козлова [103]. Наблюдения по вопросу об условиях расчленения объектов сообщены Н. Н. Волковым [55]. Л. А. Венгер [52] установил, что при восприятии сложных раздражителей некоторые испытуемые обращают внимание преимущественно на «абсолютные» признаки воспринимаемых предметов, а другие испытуемые – преимущественно на отношения предметов. Е. М. Кудрявцева [115] проследила развитие процессов узнавания у детей школьного возраста. В. И. Киреенко [102] показал, что испытуемые, обладающие хорошими способностями к рисованию, узнают однажды показанные им (на фотокарточках) лица лучше, чем испытуемые, не обладающие такими способностями.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.007 с.) |