Восприятия и деятельность. Упражнение в области восприятии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восприятия и деятельность. Упражнение в области восприятии



Согласно одному из основных положений диалектико-материалистической теории познания, восприятия (как и ощущения) являются результатами воздействия объективной действительности на органы чувств и отображениями (образами) материальной действительности. Вместе с тем из диалектико-материалистического учения о значении труда в развитии природы человека следует, что особенности и закономерности человеческих восприятий также существенным образом зависят, с одной стороны, от трудовой деятельности предшествующих поколений, с другой стороны- – от трудовой деятельности данного человека. С этим положением неразрывно связано другое, согласно которому хорошо организованная тренировка в выполнении определенных заданий может довольно быстро усовершенствовать процессы восприятия, необходимым образом входящие в выполнение этих заданий. Важность этих двух положений для психологии восприятий была недавно отмечена и подчеркнута в статье Б. Г. Ананьева [14]. Вместе с тем в ряде экспериментальных исследований эти общие положения были подтверждены и конкретизированы.

Измерения, проведенные Л. И. Селецкой [1491, показали, что у сталеваров пороги различения цветов значительно ниже, чем у лиц, в профессиональную деятельность которых различение цветов не входит, и что у рабочих-шлифовальщиков пороги различения просветов значительно ниже среднего уровня. Л. В. Благонадежина [35] и В. И. Кауфман [92] обнаружили, что у скрипачей, виолончелистов и у музыкантов, играющих на трубе, порог различения высоты тонов приблизительно в два раза меньше, чем у пианистов. В опытах В. И. Кауфмана [93] по вопросу о различении громкости звуков принимали участие: а) музыканты, врачи (для которых аускультация и перкуссия являются важными методами исследования больных), инженеры (из числа тех, кто имеет дело с моторами), логопед и научный сотрудник, работающие в области слуховых восприятий, б) лица, которым по роду их профессии н,е приходится иметь дело с различиями звуков по громкости. Оказалось, что у первой группы испытуемых пороги различения звуков по громкости значительно ниже, чем у второй группы. Исследование В. И. Киреенко [100] показало, что у хороших рисовальщиков порог различения пропорций в простых фигурах в 9 раз меньше, чем у лиц, не занимающихся рисованием.

Опыты Е. В. Лапшиной и М. Д. Александровой (см. статью Б. Г. Ананьева [7]) показали, что точно и аккуратно воспринимаются прежде всего те особенности предметов, которые включаются в структуру деятельности.

Б. М. Теплов [171], [172] показал, что пороги различения тонов по высоте в результате сравнительно небольшой тренировки (от 2 до 8 часов) заметно снижаются у всех испытуемых: как у тех, у кого и до тренировки этот порог был низким, так и у тех, у кого он был исключительно высоким; как у тех, кто занимался музыкой, так и у тех, кто ею не занимался. Опыты А. Н. Леонтьева [119] показали, что 8 – 10 сеансов тренировки достаточно для того, чтобы учащийся, который не умеет напеть голосом слышимый тон, научился делать это. Следует иметь в виду, что, как указано в работе Б. М. Теплова и М. Н. Борисовой [1741, порог д и ф фе р енци р о в а н н о г о различения высоты звуков (т. е. такого различения, при котором испытуемый указывает, какой звук выше) есть собственно порог узнавания определенного отношения звуков. Л. И. Селецкая [1501 показала, что в результате 7 сеансов упражнения у некоторых испытуемых заметно расширяются поля цветового зрения. Было обнаружено, что в основе этого расширения лежит не ка-

116

кое-либо усовершенствование самого цветового аппарата зрения, а применение более удачных приемов различения. Работа С. Г. Геллерштейна [65] показала, что путем соответствующих упражнений можно значительно повысить точность оценки малых отрезков времени, протекающих между сигналом и ответным движением. Особо интересные результаты были получены в работах Л. А. Шварц [179], [180], [181]. В одной из этих работ была создана такая ситуация, в которой испытуемый, чтобы верно выполнить определенное действие, должен был установить, какое положение занимает разрыв в кольце Ландольта. Экран с кольцом находился при этом на таком расстоянии от испытуемого, которое для данного испытуемого был несколько больше порогового (т. е. испытуемому предъявлялась подпороговая угловая величина разрыва). В этих условиях в течение 3-4 экспериментальных сеансов острота зрения (измеряемая дистанцией наблюдения) увеличилась у 7 испытуемых в среднем вдвое. В другой работе испытуемые должны были указывать, в каком положении' (из четырех) находится фигура, сходная по форме с буквой Ш; фигура была белая, фон – черный; освещенность была очень малой и варьировалась; наименьшая величина освещенности, достаточная для узнавания положения фигуры, характеризовала соответствующее умение испытуемого. Перед испытуемым ставилась задача в течение определенного срока путем упражнения улучшить это умение в определенной (заданной) степени; когда испытуемый достигал этого улучшения, он получал новое задание того же типа и т. д. В этих условиях умение испытуемых узнавать положение фигуры к концу исследования улучшилось в 10 – 13,5 раза. По наблюдениям Л. А. Шварц, в основе этого улучшения лежит возникновение у испытуемых новых- условно-рефлекторных связей. В опытах А. И. Богословского (о которых сообщает С. В. Кравков [1121) умение опознавать формы очень сходных предметов в течение 9 сеансов усовершенствовалось у испытуемых в 3,6 раза.

С результатами всех этих исследований тесно связаны две работы Е. Н. Семеновской [151], [153], показавшие, что словесная инструкция, требующая внимания к раздражителям, сокращает время узнавания черного предмета на сером фоне (в условиях очень слабого освещения, к которому в начале эксперимента глаза испытуемого еще не адаптированы) и улучшает точность стереовосприятия.

Материалы по вопросу о том, как развиваются у школьников (на уроках рисования, черчения, ручного труда, математики и географии) процессы восприятия различных пространственных свойств и отношений вещей, содержатся в работах О. И. Галкиной [58], [60], М. А. Гузевой [67], Н. М. Яковлевой [195], О. П. Сергеевич [154] и Б. Ф. Ломова [124].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.127.197 (0.006 с.)